Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА 6. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ



Наиболее влиятельным философским течением, вышедшим из немецкой классической философии, находившемся под особым влиянием Гегеля и Фейербаха, стал марксизм. Основателями этого течения стали К.Маркс и Ф.Энгельс. Студентам надо помнить, что под марксизмом понимается: во - первых, идеология рабочего класса, пролетариата. Это учение о необходимости перехода от капитализма к социализму и коммунизму, о пролетарской ре­волюции. Во-вторых, теоретическое учение, состоящее из трех составных частей: философии (диалектический материализм) по­литической экономии и научного социализма. В процесс изучения марксистской философии, вы в основном будете обращаться к философии, но поскольку она входит в систему марксизма, то придется касаться и других его составных частей. Принято считать, что марксистская философия состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма. Согласно диалектическому материализму, основной вопрос фи­лософии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реаль­ность, это свойство материи отражать саму себя (существование Бога отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.

В историческом материализме ключевыми понятиями являя­ются экономический базис и политическая надстройка. Базис - это совокупность производственных отношений (отношений по пово­ду производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка - это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации (государство, партии и т.д). Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господству­ющего класса в обществе. Экономический базис определяет над­стройку, в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В ос­нове общественно-экономической формации лежит определенный уровень производительных сил (средства производства + люди) и производственных отношений. Рост уровня про­изводительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций, а также смене общест­венно-политического строя через революцию. К.Маркс выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщин­ная - крайне низкий уровень производительных сил; рабовла­дельческая - экономика основана на рабстве; феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян; капиталистическая - промышленное произ­водство, основанное на труде свободных, но не являющихся собст­венниками средств производства наемных рабочих; коммунис­тическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собствен­ности на средства производства. Знакомясь с марксистской философией, вы узнаете новые категории законы и принципы. Сформулированные к.Марксом и Ф.Энгельсом. Следует указать, что марксистская философия большая и сложная для восприятия и понимания, поэтому требует большой затраты труда и усилий.

Изучив содержание данной темы, студент должен:

Знать

- социальные, естественнонаучные, теоретические пред­посылки формирования марксистской философии;

-суть основополагающей идеи марксистской философии о роли общественной практики в познавательной и социально преобразующей деятельности людей;

-коренное отличие марксистской диалектики от идеалис­тической диалектики Гегеля;

Уметь

-применять материалистическую диалектику в совре­менном научном познании природного мира и общества;

-использовать достижения диалектического материализма в практической деятельности;

Владеть

-основными понятиями, идеями и теорией диалектики, чтобы творчески применять их в научном познании и практической деятельности.

Вопросы для рассмотрения на семинарском занятии:

1. Социально-исторические, политические, естественнонауч­ные предпосылки, теоретические источники возникновения философии марксизма.

2. Проблемы онтологии и диалектики в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

3. Проблемы познания в марксистской философии. (методы познания, роль практики в определении истины)

4. Социальная философия марксизма: понятие человека, личности, общества. Учение об обществе.

Основные понятия: материя, сознание, производительные силы и производственные отношения, общественно-экономи­ческая формация, революция, диалектический метод и методо­логия, отражение, общественное сознание и общественное бытие, научный метод познания, пролетариат, процесс отчуждения труда, прибавочная стоимость, базис и надстройка, механистический материализм, диалектический материализм, деятельность, крите­рий истины, практика, капитализм, феодализм, коммунизм, со­циализм, первобытнообщинный строй, капитал, бытие, небытие, становление, субстанциональная концепция, релятивистская кон­цепция, пространство и время, познание, восприятие, ощущение, представление, обобщение, умозаключение, объективная истина, конкретная истина, абсолютная истина, относительная истина, общественная практика.

 

Темы докладов

1. Диалектический материализм в марксизме.

2. Исторический материализм в марксизме.

3. Всесторонне и гармонически развитая личность как цель будущего человечества.

4. Действие основных законов диалектики в развитии общества.

 

Контрольные вопросы и контрольные задания

1. Что лежит в основе теории познания Маркса?

2. Какое соответствие между " общественным бытием" " об­щественным сознанием"?

3. Что лежит в основе перехода общества от одной к другой общественно-экономических формаций?

4. Какова роль практики в марксистской философии?

5. Назовите и дайте характеристику основных идей социальной диалектики марксизма.

6. Что Вам больше всего импонирует в философии марксизма?

7. Материалистическое понимание истории в философии марк­сизма, на Ваш взгляд, имеет преемственность с предыдущей философской мыслью или это результат совершенно нового подхода к исследованию истории человечества?

8. Определите сущность диалектического материализма К. Маркса?

9. В чем отличия диалектики Гегеля и диалектики Маркса?

10. Раскройте диалектику производительных сил и произ­водственных отношений?

11. Укажите теоретические, социально-политические, экономи­ческие и естественнонаучные предпосылки возникновения марк­систской философии:

1) Открытие клетки 2) Учение Дарвина
3) Закон инерции 4) Закон сохранения и прев­ращения энергии
5) Возникновение пролетари­ата 6) Научная революция
7) Промышленная революция 8) Немецкая классическая фи­лософия
9) Рациональная философия Декарта 10) Метафизический матери­ализм

12. Кому принадлежит суждение (И.Канту, Г.Гегелю, И.Фихте, К.Марксу)? " Все действительное разумно, все разумное дейст­вительно". Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология? Что этим высказыванием хотел выразить его автор?

13. Как понимает бытие марксистская философия?

а) бытие есть объективный мир (природа и общество), данный человеку в его пред­метно-практической деятель­ности б) бытие - это ценности чело­века
в) бытие - это знания человека г) бытие - это Высший Разум

14. Назовите идейно-теоретические предпосылки философии марксизма?

а) английская философия; б) английская политическая экономия;
в) немецкая классическая фи­лософия; г) французский утопический социализм.

15. Назовите социально-политические предпосылки философии марксизма:

а) восстание декабристов в России в 1825 г.; б) восстания ткачей во Фран­ции в1831, 1834 гг.,
в) восстание ткачей в Герма­нии в 1844 г.; г) чартистское движение рабо­чих в Англии (30-е, 40-е гг. XIX века);
д) европейские революции 1848 - 1849 года.  

16. Философия марксизма называется:

а) диалектический идеализм; б) метафизический материал­изм;
в) диалектический матери­ализм.  

17. Порвав с идеализмом Гегеля, Маркс и Энгельс, сохранили и развили в своем учении его:

а) онтологию; б) метафизику;
в) диалектику; г) социологию.

18. В марксистской философии в качестве первичной признается:

а) материальная действии­тельность; б) " вещь в себе";
в) абсолютное " Я".  

19. С точки зрения марксизма, сознание:

а) первично, а материя вто­рична; б) есть отражение материаль­ного мира;
в) производно от материаль­ного мира.  

20. В философии марксизма понятие " бытие" в его узком смысле тождественно понятию:

а) " субстанция"; б) " материя";
в) " сознание"; г) " субстрат".

21. Философское определение " материи" как философской категории, обозначающей объективную реальность, существу­ющую независимо от человеческого сознания и отображаемую им, принадлежит:

а) Марксу; б) Энгельсу;
в) Ленину; г) Фейербаху.

22. При анализе процесса познания марксистская философия ис­ходит из того, что наши знания о мире отражают:

а) поток ощущений; б) поток впечатлений;
в) явления под воздействием " вещей в себе"; г) свойства самого этого мира, его предметов и явлений, их связи и отношения.

23. В философии марксизма под абсолютной истиной понимается:

а) частичное, неполное зна­ние; б) исчерпывающее знание об объекте или какой-то его сто­роне.
в) знание, которое признается истинным большинством уче­ных мира.  

24. С точки зрения марксизма, основой и целью познания яв­ляется:

а) практика; б) общественный интерес.
в) личная выгода. г) любознательность.

25. По мнению философов-марксистов, наиболее объективным критерием истины является:

а) практика; б) логическая непротиворечи­вость наших знаний.

26. Центром мировоззрения К. Маркса считается:

а) категорический императив; б) диалектика абсолютного духа;
в) материалистическое пони­мание истории.  

27. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

а) сознания; б) производительных сил;
в) мирового исторического процесса; г) взаимодействия Бога и при­роды.

28. К законам материалистической диалектики не относится закон:

а) единства и борьбы проти­воположностей; б) тождества материи и созна­ния;
в) взаимосвязи количествен­ных и качественных измене­ний; г) отрицания отрицания.

 

Библиографический список

Основной

1. Философия. / под ред. В.П. Лавриненко. М., М.: Юрайт, 2014 г.

2. Философия, Учебник для вузов./ под. ред. Лавриненко В.П. М.: 2007 г.

3. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008.

4. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.

5. Горский Д.П. Учение Маркса об обществе: Критический анализ / Д.П. Горский. М., 1994.

6. Макаренко В.П. Марксизм: идея и власть / В.П. Макаренко. Ростов н/Д., 1992.

7. Ойзерман Т.И Формирование философии марксизма / Т.И. Ойзерман. М., 1986.

Дополнительный

1. Маркс К. Послесловие ко второму изданию 1 тома " Капитала" / К.Маркс, Ф.Энгельс // Соч. 2-е изд. Т.23.

2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. / К.Маркс, Ф.Энгельс // Соч. 2-е изд. Т.42. С. 86-99, 113-127.

3. Энгельс Ф. Диалектика природы. Любое издание.

4. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю / Г.В. Плеханов // Избр. филос. произв. М., 1956. Т.1.

5. Фромм Э. Концепция человека у Маркса / Э. Фромм // Душа человека. М., 1992. С. 375-414.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь