Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА 8.СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ



В начале ХХ века происходит переоценка ценностей и смена философской парадигмы, т.е. модели постановки проблем и их решения. Для классической философии ха­рактерна безграничная вера в силу человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс, и установление, на основе открытия всеобщих законов развития природы и общества, господства человека над природой, создания общества со­циальной справедливости, изменения самой человеческой природы. Начиная со второй половины Х1Х века этот тип мышления - рационалистическая парадигма – под­вергается жесточайшей критике и начинается переход к неклас­сической философии. В этой теме Вам предстоит разобраться, от чего отказалась, и какие основные черты приобрела философия конца Х1Х - начала ХХ века. В основном это выглядит следующим образом: философия отказывается во - первых, от рационализма как единственного способа философствования, признающего разум основой познания, поведения деятель­ности людей; во - вторых, от жестокого деления всех философских школ и направлений по принципу материализм или идеализм; в - третьих, от догматизма в философии - непременной ссылки и опоры на авторитеты.

Основными чертами философии ХХ века являются:

1) Плюрализм в философском мышлении. В этот период сосуществуют разнообразные направления и концепции: мате­риалистические и идеалистические, рационалистические и ирра­ционалистические, религиозные и атеистические, сциентистские и антисциентистские. Современная философия не отвергает ни того, ни другого. Она вообще полагает, что многогранный мир можно познать при помощи различных форм познания (не только разумом).

2) Предметом изучения становятся все новые объекты дейст­вительности, что ведет к возникновению принципиально новых направлений: философии культуры, философии политики, фило­софии техники, философии науки и т.д.

3) Терпимость или толерантность современной философии. Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство между собой. Диалог - главный способ вза­имодействия не только внутри одной философской традиции, но и между Западом и Востоком.

4) Антропоцентризм современной философии - в центре ее идей и размышлений находится человек, его сущность, смысл его жизни и деятельности, свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей его целостности и противоречивости. Особенно остро поднимается вопрос о смысле существования человечества в целом, о кризисе че­ловека и истории.

В контексте очерченных проблем, Вы познакомитесь с такими школами и направлениями как: экзистенциализм, иррационализм, психоанализ, позитивизм и его разновидности, герменевтика и мн. др.

Изучив содержание данной темы, студент должен:

Знать

- сущность таких направлений современной философии, как рационализм и иррационализм, материализм и идеализм, сциентизм и антисциентизм;

- основные формы проявления этих направлений в познавательной деятельности людей;

-особенности и современное значение антропологического направления современной философии;

-исторические этапы и формы развития современного позитивизма;

- содержание и современные формы экзистенциализма;

- сущность таких течений современной философии, как структурализм, марксизм и неомарксизм, постпозитивизм, герменевтика;

Уметь

- находить социальные, естественнонаучные и гуманитарные основания появления и развития современных философских направлений. Течений и школ;

Владеть

- знанием содержания современных направлений развития философии и их методологической роли в исследовании научных проблем и проблем современной общественной жизни.

Вопросы для рассмотрения на семинарском занятии:

1. Особенности современной западной философии. Позитивизм.

2. Философия иррационализма Х1Х века.(Философия жизни)

3.Основные направления развития философии ХХ – началаХХ1 века.

4. Основные современные модели философского мышления.

5. Ведущие философские учения второй половины ХХ –началаХХ1 века.

 

Основные понятия: сциентизм, позитивизм, постпозитивизм, неопозитивизм, эмпиризм, прагматизм, герменевтика, иррацион­ализм, феноменология, психологизм, интуитивизм, экзистенци­ализм, постиндустриальное общество, реализм, научная рации­ональность, научная иррациональность, неореализм, психоанализ, сознательное, бессознательное, сублимация, модернизм, постмо­дернизм.

 

Темы докладов

1. Основные принципы философии прагматизма и его основные представители.

2. Герменевтика как основное направление.

3. Сциентизм и антисциентизм.

4. Человек в " философии жизни".

5. Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.

6. Проблема свободы в экзистенциализме.

7. Религиозная философия ХХ в.

 

Контрольные вопросы и контрольные задания

 

1. Каковы основные положения неопозитивизма и постпо­зитивизма?

2. Охарактеризуйте основные положения философии Ф.Ницше.

3. Объясните сущность концепции З.Фрейда.

4. Что представляет собой философская герменевтика и каковы основные ее положения?

5. Назовите основные направления современной религиозной философии и дайте их характеристику?

6. Назовите основные категории экзистенциализма?

7. Что такое сциентизм, каковы его наиболее характерные черты?

8. В чем вы видите отличия сциентизма от антисциентизма?

9. Что объединяет представителей " философии жизни"?

10. Дайте характеристику человека, который представлен в философии Ницше?

11. В чем отличия концепций Шопенгауэра и Ницше?

12. Укажите наиболее характерные черты неопозитивизма:

1) эмпиризм 2) рационализм
3) интерес к анализу обыден­ного языка 4) интерес к проблемам логи­ки
5) мировоззренческий ниги­лизм 6) художественный способ философствования
7) внимание к проблемам чувственно-практического опыта. 8) антропоцентризм
9) внимание к проблеме ис­тины в познании  

13. Укажите наиболее характерные черты экзистенциализма:

1) интерес к проблемам лич­ности 2) отождествление свободы и существования
3) представление бытия как целостности субъекта и объ­екта 4) интерес к проблемам вре­мени
5) рационализм 6) прагматизм
7) трагизм 8) дуализм
9) атеизм 10) скептицизм

14. Термин " экзистенция" впервые был введен:

1) С. Кьеркегором 2) А. Камю
3) М.Хайдеггером 4) Ж.-П. Сартром

15. Автором всемирно известного труда " Структура научных революций" (1962) является:

1) К.Ясперс 2) Б.М.Кедров
3) Т.Кун 4) К. Поппер

16. Выражение " философия техники" было предложено немецким философом:

1) Э.Каппом 2) К.Ясперсом
3) Х.Ленком 4) Ф. Дессауэром

17. С точки зрения экзистенциализма человек задумывается над смыслом жизни в

1) пограничных ситуациях 2) от скуки
3) в состоянии опьянения 4) при обращении к вере

18. Тезис " Наука - чума ХХ века" может принадлежать:

1) антисциентисту 2) технократу
3) ученому 4) сциентисту

19. Фрейдизм - это:

1) рациональная философия; 2) философия рационализма;
3) психологическое направле­ние; 4) социологическое направле­ние.

20. Все, что существует, А. Шопенгауэр понимает как:

а) объективную реальность; б) волю;
в) телесность; г) духовность.

21. Каким образом по Шопенгауэру можно устранить зло, коренящееся в мировой воле:

а) путем политических реформ; б) с помощью развития экономики;
в) путем совершенствования самого человека.  

22. В философии Ф. Ницше основным понятием является:

а) безосновная воля; б) воля к жизни;
в) воля к власти; г) воля " как жизненный порыв".

23. В области научного познания, по мысли Ницше, истина - это:

а) цель научного познания; б) объективное отражение действительности;
в) актуальное мнение; г) полезное заблуждение.

24. В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу:

а) права сильного; б) государственного права;
в) прав и свобод человека; г) права на жизнь.

25. Согласно психоаналитическому учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека опре­деляется:

а) мышлением; б) бессознательным;
в) разумом; г) рассудком.

26. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:

а) стремлении прямо и не­посредственно удовлетворить первичные влечения и инс­тинкты; б) уменьшении чувства вины человека;
в) снижении тревожности индивида; г) сублимации первичных комплексов.
   

27. Какова основная проблема философской антропологии?

а) построение целостной кон­цепции человека; б) создание философского учения об обществе.

28. Главной особенностью человека представители философской антропологии считают:

а) способность к изготовле­нию орудий труда; б) способность к прямохож­дению;
в) наличие у него духа; г) способность к членораз­дельной речи.

29. В чем заключается сущность человека по М. Хайдеггеру?

а) в особом способе жизни - существовании в страхе; б) в мышлении;
в) в его материальности; г) в его стремлении к дос­тижению счастья.

30. Ж.-П. Сартр считал, что основными психологическими состояниями человека являются:

а) радость и оптимизм; б) грусть и безверие;
в) вера и любовь; г) тревога и заброшенность.

31. Согласно М. Хайдеггеру и Ж..-П. Сартру, бытие, на­правленное к ничто и осознающее свою конечность, - это:

а) мышление; б) переживание;
в) экзистенция; г) научный факт.

32. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, - это:

а) исследование философских письменных памятников; б) толкование и осмысление текста;
в) современная интерпретация древних идей; г) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.

33. Неопозитивисты сформулировали основные принципы проверки ценности современных научных знаний:

а) практики; б) верификации;
в) фальсификации; г) конвенции.

34. У кого из ниже перечисленных представителей постпозитивизма развитие науки предстает как смена научных парадигм?

а) К. Поппера; б) И. Лакатоса;
в) П. Фейерабенда; г) Т. Куна.

35. Основные черты философского течения " постмодернизм":

а) критика западной рациона­листической философии; б) отказ разуму в праве ус­танавливать ценности, откры­вать истину;
в) рассматривает реальность как совокупность различных знаковых систем.  

36. " Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах: он ответственен за мир и за самого себя как определенный способ бытия. Поэтому в жизни нет случайности. Ни одно об­щественное событие, возникшее внезапно и увлекшее меня; не приходит извне: если я мобилизован на войну, это есть моя война, я виновен в ней, и я ее заслуживаю. Я ее заслуживаю, прежде всего, потому, что мог уклониться от нее - стать дезертиром или покончить собой. Раз я этого не сделал, значит, я ее выбрал, стал ее соучастником" - писал Ж.П.Сартр. Как Вы понимаете его слова?

 

Библиографический список

Основной

1. Философия. \Под ред. Лавренко В.П.М.: Юрайт. 2014.

2. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007.

3. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008.

4. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.

5. Зотов А.Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. М., 2001.

6. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ в.: учеб. пособие: в 2 т. / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. М., 1994.

7. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. - М., 1994.

Дополнительный

1. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. - М., 1969. - Кн. 3. Ч.2.

2. Сартр Ж.-П. Избранные произведения / Ж.-П. Сартр. - М., 1992.

3. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. - М., 1987.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции / З.Фрейд. М., 1989.

5. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М., 1990.

6..Ясперс К. Смысл и значение истории / К. Ясперс. М., 1991.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем пособии были предложены для рассмотрения фундаментальные философские проблемы, к которым на протяжении всей разумной истории человечества люди возвращаются вновь и вновь в попытках по-новому переосмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем. Это проблемы человека, его души, сознания, морали, ценностей. Это также и проблемы мироздания, его бесконечности во времени и пространстве. По своей природе указанные проблемы относятся к числу " вечных", т.е. таких, которые существуют столь же долго, сколько существует и сама философия. Предлагая настоящее учебное пособие по истории философской мысли, мы стремились дать объемную картину разнообразных взглядов и представлений, предоставив студенту выбрать те, которые он найдет наиболее отвечающими его интересам и уровню знаний, а также жизненному опыту и интуиции. Мы видели задачу в том, чтобы побудить студентов проникнуть в сокровищницу философской мысли и на этой основе сформировать свое сознательное мировоззрение. В учебном пособии студенты найдут подборку контрольных вопросов, отвечая на которые придется осмыслить суть проблемы, в том числе и в историческом контексте, а также, может быть, впервые, задуматься над смыслом всего Сущего. Тесты, подобранные к каждой теме, помогут еще глубже разобраться в вопросах веками мучающих, как великих мыслителей прошлого, так и современных философов. Составители данного учебного пособия надеются на то, что студенты еще не раз обратятся к философской мысли, которая хоть и не дает окончательных ответов, позволяет ставить вопросы, помогающие понять жизнь и мир вокруг себя.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Мифология как исторический тип мировоззрения. Мифология и философия.

2. Человек в философии Древнего Востока.

3. Основные принципы философского мышления в Древней Индии.

4. Социально-нравственная проблематика в Древнем Китае.

5. Космоцентризм античной философии.

6. Основные этапы развития античной философии.

7. Поиск первоосновы мира в досократической философии.

8. Атомистическое учение Демокрита.

9. Суть принципа софистов: " человек есть мера всех вещей".

10. Философия Сократа.

11. Идеализм Платона.

12. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.

13. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.

14. Теоцентризм средневековой философии.

15. Спор номиналистов и реалистов в средневековой философии.

16. Патристика: суть учения и основные представители.

17. Схоластика и ее роль в философии Средневековья.

18. Антропоцентризм в философии Возрождения.

19. Гуманизм и натурфилософия в эпоху Возрождения.

20. Реформация и ее влияние на становление нового философского мышления.

21. Научная революция 17 века и ее влияние на философию.

22. Эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта.

23. Монизм, дуализм, плюрализм в философии Нового времени.

24. Философские идеалы эпохи Просвещения.

25. Теория познания Канта.

26. Соотношение системы и метода Гегеля.

27. Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философии.

28. Антропологический принцип в философии Фейербаха.

29. Концепция общественного развития Маркса.

30. Философский позитивизм.

31. Философия прагматизма.

32. Герменевтика как философское направление.

33. Сциентизм и антисциентизм.

34. Человек в " философии жизни".

35. Философские учения психоанализа.

36. Проблема свободы личности в экзистенциализме.

37. Религиозная философии ХХ века.

38. Особенности развития русской философии и ее периодизация.

39. Философские воззрения Ломоносова.

40. Дискуссия западников и славянофилов.

41. Философские взгляды Достоевского.

42. Философские взгляды Л.Толстого.

43. Философия всеединства В.С.Соловьева.

44. Русский космизм и его представители.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………….. 1
Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества ……………………………2.
Тема 2. Философия Древнего Мира……………...8
Тема.3 Философия Средневековья и эпохи Возрождения ……………………………..15
Тема 4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения (XVII-XVIII вв.) …………..22
Тема 5. Классическая немецкая философия …...30
Тема 6. Марксистская философия ……………...37
Тема 7. Русская философия: основные направления и особенности развития ………….44
Тема 8. Современная западная философия ……51
Заключение ………………………………………58
Вопросы к зачету ………………………………..59

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

и планы семинарских занятий по философии

для студентов - бакалавров факультета радиотехники и электроники направлений: 210400.62, 211000.62, 140700.62, 200100.62, 201000.62, 210100.62, 222900.62, 223200.62, всем профилям, очной формы обучения

 

Часть 1

 

Составитель: Глотова Валентина Васильевна

 

В авторской редакции

 

Компьютерный набор В.В. Глотовой

 

 

Подписано к изданию 02.04.2015

Уч.-изд. л. 4, 1.

 

 

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный

технический университет»

394026 Воронеж, Московский просп., 14


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь