Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этнос и национальное самосознание личности



Развитие транспорта, средств связи, легкость и быстрота получения информации привели в XX веке к интеграции этносов, смешиванию их культур. Вместе с тем в 60—70-х годах наметилась и прямо противоположная тенденция—углубление интереса к традициям, культуре, истории той или иной нации.

Сейчас интенсифицируются процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, уникальность бытовой культуры и психологического склада. У многих людей возникает потребность осознания своей принадлежности к определенному этносу, или этнической идентичности.

Интерес к своим корням у отдельных людей и целых на­родов проявляется в разнообразных формах: от попытки реанимировать старинные обычаи, обряды, фольклор до стремления создать или восстановить свою национальную государственность. Пример тому—СНГ.

Значение термина «этнос» до сих пор остается неодназным. Отечественное этнологи и психологи рассматривают этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития человеческого общества.

За рубежом другой подход к изучению этнической общности—она рассматривается как социальная конструкция, возникающая и существующая в результате целенаправленных усилий политиков и творческой интеллигенции для достижения коллективных целей, прежде всего для обеспечения социального комфорта в рамках культурно-однородных сообществ. Этнодифференцирующими характеристиками могут быть различные признаки: язык, ценности и формы, историческая память, религия, представления о родной земле, мифы об общих предках, национальный характер, народное творчество, искусство и др .

Немецкий исследователь В. Вундт на рубеже XIX—XX ве­ков стал создателем не только первой в мире эксперимен­тальной психологической лаборатории, но и десятитомного научного труда «Психология народов». Содержанием души народа он считал общие представления, чувства и стремле­ния многих индивидов, которые проявляются прежде всего в языке, мифах, обычаях людей. Обычаи выражают в поступ­ках людей те же жизненные воззрения, которые таятся в мифах и становятся общим достоянием благодаря языку. Наука о душе народа, или этнопсихология, призвана объяс­нять общие законы развития этой души, а описывать психи­ческие свойства отдельных народов должна этнология, яв­ляющаяся для психологии вспомогательной дисциплиной.

В России зарождение этнопсихологии связано с деятель­ностью Русского географического общества, которое в этно­графии выделило раздел «психической этнографии», фик­сируя умственные способности и нравственность, людей, принадлежавших разным народам, их силу воли и характер, -а также изучая устное народное творчество.

Наше время настоятельно требует более глубокого осмыс­ления таких понятий, как этнос, нация, национальный ха­рактер, менталитет, соотношения психологии личности и психологии народа.

Тур Хейердал говорил: «Один из самых полезных уроков, которые мне преподала жизнь, заключается в том, что че­ловек остается человеком, будь он норвежцем, полинезий­цем, американцем, итальянцем или русским, когда и где бы он ни жил—в каменном или атомном веке, под пальмами или у кромки ледника. Добро и зло, отвага или страх, ум или глупость не признают географических границ, они есть в каждом человеке... Все мы люди, об этом надо помнить и стремиться к дружбе, взаимопониманию и сотрудничеству, чтобы человечество могло выжить на нашей маленькой пла­нете, исправляя все, что было испорчено в веках из-за недо­статка знаний и уважения к ближнему»1.

С позиций психологии этнос можно определить как ус­тойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие [118].

В психологии народа можно выделить следующие компоненты: 1) характер; 2) самосознание и ценностные ориентации; 3) чувства; 4) специфичность речевого и неречевого общения; 5) привычки. Психология народа находит также воплощение и яркое проявление в традициях и обычаях [48, 195].

 

1 Хейердал Т. В поисках рая: Аку-Аку. М., 1970.


Характер народа (народности) представляет собой комплекс наиболее устойчивых черт поведения и психологических особенностей, присущих большинству представителей иного народа. Он выражается в специфических чертах индивидуального и группового поведения, настроениях, способах освоения мира, соблюдении традиционных норм существования, взаимоотношений и общения. В характере народа отражается весь комплекс исторических, социально-культурных и биологических факторов, влияющих на его жизнь и преемственность поколений.

Самосознание народа—понимание им принадлежности к определенной этнической общности как результат усвоения истории, культуры, традиций, обычаев. Это его обобщенный образ о себе, определенной устойчивой общности: а) представления о природно-биологических особенностях, внешнем облике своих представителей; б) осознание себя как носителя определенных качеств, обычаев, традиций, вкусов, черт характера и т.д.; в) оценка политических событий, отношений с другими народами, их и своего общественного устройства.

В самосознании народа выделяют идентификацию, представления о типичных чертах своей общности, ее свойствах как целого; представления о своем историческом прошлом, о территориальной общности; отношение к своим материальным и духовным ценностям.

В характере и самосознании народа могут иметь место разного рода предрассудки: чувство превосходства над другими народами, неприязнь к их обычаям, нравам, языку, цвету кожи и т.п.

Обычаи и традиции народа—это нормы и правила поведения, передающиеся от одного поколения к другому. Об- щая функция обычаев и традиций—быть средством воспро­изводства и стабилизации отношений между людьми, защи­ты и сохранения их жизни. Обычаи отличаются от традиций детальным предписанием действий в конкретных ситуаци­ях, они существуют как неправовые явления («так принято») в данной общности, предписывая стандарт поведения в раз­личных ситуациях.

Наиболее эффектной стороной обычая является его обря­довая форма. Обряды сопряжены с переломными момента­ми в жизни людей: рождением ребенка, вступлением в брак и т.д. В процессе воплощения эмоций и мыслей во внешние действия, образующие обряд, происходит развитие общих представлений о действительности, отношения к ней. Рели­гия широко использует обряды для формирования религи­озных чувств и взглядов..

Традиции народа наиболее явно говорят о нравственной и духовной стороне взаимодействия людей. Благодаря тра­дициям происходит передача опыта общения, взаимоотно­шений, культуры, способов жизнеобеспечения. Традиции мобилизуют, способствуют сплочению народа, обеспечива­ют нравственно-этическую преемственность поколений. В отличие от обычаев и обрядов, так или иначе регламенти­рующих поведение и действия людей, традиции ближе к принципам поведения, соблюдение которых связывается с достижением успеха.

Верность обычаям и традициям народа—это отношение к его истории, уважение к опыту прошлых поколений. Это и определенные знания, навыки, привычки, позволяющие со­блюдать обычаи и традиции, привносить в них что-то новое. Верность обычаям и традициям может быть как социально полезной (например, гостеприимство, уважение к старшим, родителям, почитание умерших), так и носить негативный характер (кровная месть, унижение женщины и т.д.).

В научной литературе подчеркивается значение таких факторов формирования психологии народа, как его эконо­мическое развитие, географическая среда, общность жизни, территории, культуры, языка.

Этнопсихологическое своеобразие народов формируется на основе трудовой и общественной деятельности сменятющих друг друга поколений. Известная обособленность и своеобразие развития народов порождают психологические различия между ними.

Язык народа, рожденный всем ходом его истории, изменяется медленно. Процесс овладения языком, оказывающий влияние на все стороны личности человека, — основа формирования его сознания. Являясь главным средством общения, язык обслуживает внутриэтническое общение, придает характеру и самосознанию народа отличительные черты, в языке в концентрированном виде отражается социальный ыт многих поколений людей.

В числе факторов, обусловливающих содержание и формы проявления характера, обычаев и традиций народа, — домашнее воспитание, обучение, ближайшая социально-этническая среда. Окружающие ребенка люди— носители родной культуры—формируют в нем черты и привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций. За счет этого в юношеском возрасте человек самоопределяет себя принадлежащим к группе людей, отличающейся от подобных общностей.

Психологию народов, их обычаи и традиции во многом обусловливает географическая среда. Длительная эволюция имела своим результатом удивительную приспособленность человеческого организма к условиям внешней среды, которая влияет на психологию и поведение человека.

Многосторонность и интенсивность связей людей с природой—результат их индивидуальной и коллективной деятельности. Восприятие и осмысление окружающей среды всегда эмоционально окрашено, в стремлении человека понять жизненно важное значение природных объектов формируются его эстетические и нравственные ценности. Адаптация к природной среде и взаимодействие людей с ней— важное звено в детерминации развития их как социально-биологической общности. Наследственность и приспособление—процесс, обеспечивающий сохранность народа [37].

Индивидуальные проявления этнической принадлежности многообразны. Одни люди теряют свою этническую идентичность, другие становятся маргиналами, а третьи поднимаются на высокую ступень межкультурных взаимо­отношений, обогащают свою жизнь знанием и пониманием чужой культуры, не теряя при этом положительной, устой­чивой идентификации со своим народом. В целом же этни­ческое самосознание личности не является прямым отраже­нием самосознания народа.

Этнические особенности отдельного человека во многом зависят от его жизненного пути, условий жизни. Конечно, каждая личность—это не изолированная, замкнутая в себе индивидуальность1.

Л.Н. Гумилев считал, что узбек—тот, кто ведет себя по-узбекски, равно как и казах, грузин и русский. Специально научиться этому нельзя, все «впитывается» с детства, и про­исхождение здесь ни при чем: даже если ребенок не знает ни отца, ни матери, это не мешает ему принадлежать к той или иной нации, народности. Пушкин происходил от эфио­пов по отцовской линии, но это не помешало ему быть поисти­не русским человеком [53].

Индивидуальные этнопсихологические особенности че­ловека —это некоторые черты его направленности и харак­тера (своеобразие ценностных ориентации, взглядов, инте­ресов, установок, отношения к другим людям и т д.), чувство привязанности к традициям и обычаям своего народа, свое­образие восприятия и мышления, представления о других народах—их культуре, образе жизни, физическом облике, это и своеобразная форма выражения эмоций и настроений, специфичность речевого общения.

Есть и групповые этнопсихологические особенности: спе­цифичность установок, мнений, взаимоотношений, настро­ений, интересов в микрогруппах, сформировавшихся по эт­ническому признаку.

В вузовском учебно-воспитательном процессе учет эт­нических особенностей учащейся молодежи обязателен, как и индивидуальности каждого студента. «При обще­нии, —советовал К.С. Станиславский, —вы прежде всего ищете в человеке душу, его внутренний мир» [223, с. 271]. Преподавателям важно знать и учитывать в работе интернациональную, общечеловеческую ценность культурного наследия любого народа, менталитет и чувство этнической принадлежности учащихся. Немаловажно также воспитывать у них терпимость к представителям других народов и рас.

Вьщающийся русский педагог К.Д. Ушинский советовал воспитателям: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [243, с. 23].

Этнопсихологическая подготовка студентов должна включать изучение всего, о чем говорится выше.

 

1 Г.Г. Шлет в книге «Введение в этническую психологию» (СПб., 1996) показал решающее влияние духа народа на индивидуальную психологию.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1456; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь