Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема неразгаданных тайн природы



Текст

(1)Чего же ты, Боже, мне крыльев не дал,

Я б Землю покинул и в небо взлетал...

(Тарас Шевченко)

(2)Одной из загадок в истории существования всего жи­вого на Земле является появление крылатых насекомых. (3)В летописи окаменелостей они начинают фигурировать примерно 300 миллионов лет назад (в отличие от обычных насекомых — 435-410 миллионов).

(4)Убеленные сединами приверженцы эволюционной тео­рии не без затруднения и не очень складно объясняют про­цесс развития крыльев у насекомых, их волшебные лета­тельные возможности. (5)К чему это я?

(6)А к тому, что человек издавна устремлял свой тос­кующий взгляд на все, что могло легко и запросто летать, кружить и порхать над его головой. (7) Оттого-то с древних времен он строил, склеивал, сколачивал и собирал немыс­лимые конструкции и приспособления для собственного воспарения.


(8)И в самом деле, следя за невероятными кульбитами лас­точек и стрижей над речной волной, наблюдая за фантастиче­скими пируэтами гоняющихся за мошкарой стрекоз или, ска­жем, ловко вальсирующей меж цветками куста шиповника пчелы, мы, признаемся, нередко с восхищением вопрошаем: неужели такое возможно? (9)Какое же это чудо! (Ю)Вот бы и нам, людям, так! (П)Однако ж, увы... а ведь считается, что человек — вершина эволюции! (12)Ну, или Божьего замысла...

(13)Нет, конечно, человечество научилось летать на мон­гольфьерах, самолетах, вертолетах и ракетах, но этого ему, очевидно, мало. (14) Человеку хочется именно ЛЕТАТЬ так, как это делают птицы, мотыльки, жуки, стрекозы! (15)Но подвластно ли сие «рожденному ползать»?

(16)Одним из первых, кто в этом смысле бросил вызов и природе, и высшему разуму, был великий Леонардо да Вин­чи. (17)Его несколько блестящих проектов «орнитоптеров» и других летательных машин, в том числе и вертолета, и па­рашюта, опередили его время и, безусловно, дали благо­творный импульс для развития авиации, а также летатель­ных возможностей человека.

(18)Впрочем, Леонардо не был бы великим, если бы все-таки не понял тщету своих усилий в разработке подвижного крыла, работающего только лишь при помощи человеческой мускулатуры.

(19)Так что вернуться к махолетам неугомонные мечта­тели и безумцы смогли лишь в двадцатом веке, когда поя­вились сравнительно компактные энергетические и силовые установки. (20)Между тем о перемещениях человека в воз­душном пространстве без помощи сложных устройств разго­воры идут давно, например, о левитации — перемещении человека во времени и пространстве. (21)К месту здесь будет вспомнить и танцы мистиков — дервишей, умеющих во время своих невероятных кружений взлетать к божествен­ному миру и Богу, а затем возвращаться на землю.

(22)Так сможет ли человек, уповая даже на самые совре­менные достижения науки, техники и прогресса, летать, как птица или насекомое? (23)Вопрос сложный...


(24)А может быть, он, человек, не там ищет? (25)Прислушаемся к любопытным замечаниям некоторых ученых и исследователей, которые резюмируют, что эволю­ция крылатых насекомых есть тайна, не имеющая объясне­ния. (26)Что их появление было внезапно и что самые древ­ние экземпляры имеют ту же структуру, что и их родственники, живущие в XXI веке. (27)Что летопись ока-менелостей указывает на то, что их сложное эволюционное продвижение (если оно было) произошло так быстро, что данный факт противоречит собственно эволюционной тео­рии... (28)Что все было однажды сделано полностью функ­циональным с самого начала. (29)Что, наконец, «все свиде­тельства указывают на РАЗУМНЫЙ дизайн полета насекомых — его форму, функцию и создание».

(ЗО)Так полетим мы, как ОНИ? (31) Думаю, полетим. (32)С одним условием: ежели это будет угодно самим НЕБЕСАМ...

(По Г. Рогову)

Сочинение

Мы построили адронный коллайдер и отправили лета­тельные аппараты к границам Вселенной, но до сих пор на нашей планете остаются загадки, не подвластные человече­скому разуму. Об одной из таких тайн говорится в тексте Г. Рогова. Автора заинтересовал тот факт, что насекомые, обладая летательными возможностями, получили крылья в результате каких-то необъяснимых эволюционных измене­ний. Рогов размышляет над тем, что человек тоже может летать, но только с помощью тех, над которыми в свое вре­мя трудились и Леонардо да Винчи, и отечественные испы­татели, и современные ученые. Летать же, как птица или мотылек, человек не может.

Позиция Г. Рогова мне понятна, и я готов поразмышлять вслед за автором данного текста над этой проблемой.

Во многих мировых культурах можно встретить миф о том, что люди были рождены с крыльями, но потом боги


отняли их им в назидание. Остатки древнего мифа сохрани­лись в греческом слове ап1пгороз, где ап — приставка, озна­чающая «вверх», а 1Ьгоро — корень со значением «направ­ляться, стремиться». Таким образом, получается, что человек — это тот, кто стремится вверх, к небесам.

Действительно, человек всегда стремился преодолеть земное притяжение и оторваться от земли. Вспомним хотя бы древнегреческий миф о Дедале и Икаре. Но не ради по­лета изобретал Дедал крылья: его творение было продикто­вано гораздо более серьезной причиной. Полет над морем для Дедала был единственной возможностью спастись от не­навистного плена критского царя Миноса и вернуться к себе на родину — в Афины. Именно такими высокими побужде­ниями был продиктован акт творения «крыльев, подобно птичьим». Однако сын его Икар в полете пренебрег заветами отца и законами природы, поэтому погиб. Икар был нака­зан, подобно ангелам, обрушенным на землю и превращен­ным в демонов. Их мы видим на картинах М.А. Врубеля. Ангелам были даны крылья для полета, но, возомнив себя выше самого творца, познав гордыню и скуку, они были низвергнуты с небес.

В русском языке много идиом, связанных с этой темой. О счастливом человеке говорят, что он «на седьмом небе от счастья», о мечтателе — «витает в облаках», в песнях и стихах часто встречаются словосочетания «на крыльях сча­стья», «птица счастья». И конечно, на ум приходит афоризм из рассказа А.И. Куприна «Парадокс»: «Человек рожден для счастья, как птица для полета». Его пишет человек не только без крыльев, но и без рук, однако ощущение его по­лета не покидает нас на протяжении всего рассказа. Он до­вольствуется малым, приносит счастье другим, и оттого чув­ствует себя свободным, как птица.

Свободной, как птица, хотела быть и Катерина из драмы А.Н. Островского «Гроза». «Я говорю, отчего люди не лета­ют так, как птицы? » — спрашивает она Варвару. Открытая для любви, счастья, радости, Катерина не испытала всего


этого в семье Кабанихи, поэтому ее единственный полет к свободе закончился трагически.

Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери летал буквально, потому что по профессии был летчиком. И все же он мечтал о таком полете, который описал в философ­ской сказке-притче «Маленький принц». В образе Принца с неизвестной планеты писатель изобразил детей, которые, как ангелы, чисты и невинны. Они видят в каждом предме­те чудо и умеют удивляться этому чуду; не обремененные бытовыми страхами, чувством собственности, они воспри­нимают мир иначе, чем взрослые, и, наверное, поэтому они летают во сне, а наяву верят, что они летали и в самом деле.

Конечно, каждый здравомыслящий человек должен по­нимать, что природа мудра настолько, что нельзя вмеши­ваться в ее законы, и если человеку не дано летать, то так и должно быть. Но полет человека — это метафора его жизни. Если он будет стремиться к счастью, к свободе, к мечте, кто знает, может быть, он действительно совершит полет на крыльях счастья.

Проблема суеверия

Текст

(1)Выхожу из дома на работу и... (2)Ну, конечно, опять забыл мобильник! (З)Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки! (4)Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка. (5)Примета такая: а то «пути не будет». (б)Какое это имеет отношение к моей патологиче­ской забывчивости — не знаю. (7)Но в зеркало на всякий случай смотрюсь: мало ли что.

(8)Ну разве не парадокс? (9)Вот он, мобильный телефон, — свидетельство бурного прогресса науки и техники наших


дней, и тут же — очевидный (куда уж очевиднее! ) атавизм древних суеверий. (10)Не удивительно ли: пришедшие из далекого язычества, из мрачного и невежественного средне­вековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разо­блачает наука, осуждают все традиционные религии, пори­цают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!

(И)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления. (12)Уже в XIX веке суеверные приметы счи­тали патриархальными предрассудками. (13)Помните, у Пушкина? (14)«Татьяна верила преданьям / Простонарод­ной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И пред­сказаниям луны...» (15)Наивная сельская барышня — что с нее взять! (16)Но ведь и сам Пушкин верил, да еще как ве­рил! (17)А он-то был европейски образованным человеком, умнейшим человеком России, как сказал о нем Николай I. (18)Нет, проводить прямую зависимость между цивилизаци­ей и искоренением суеверий я бы поостерегся.

(19)Во-первых, приметы приметам — рознь. (20)Нелепо сомневаться, например, в предсказаниях погоды, основан­ных на вековых наблюдениях наших предков: красный за­кат — к жаркому дню, кошка клубком — к морозу. (21)А во-вторых, и отношение к приметам разное. (22)Для одних это не более чем игра: заглянуть в зеркало и посмеяться над собой. (23)Для других — фольклор, загадки народной куль­туры. (24)Почему столько примет связано, например, с тем же зеркалом? (25) Для третьих, к сожалению, — внушенная шарлатанами слепая вера в порчу, сглаз и прочее.

(26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий. (27)Но ведь такие ничем не объяснимые совпадения были, есть и будут всегда. (28)3начит, и суеверия будут всегда. (29)И всегда покажутся чудом, как бы ни относились к такому чуду наука и рели­гия. (ЗО)Да и кто сказал, что где-то у кого-то существует монополия на чудо!

(31)«Не верить в возможность предсказаний нельзя, — говорил Достоевский. (32)— Все верят, но если не призна-


ются, то единственно из малодушия». (ЗЗ)Можно улыбнуть­ся этим словам Федора Михайловича, однако это убеждение он вынес из совпадений примет и реалий своей жизни.

(34)Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам. (35)В XXI веке это смешно. (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чер­ную кошку...

(37)А и перейдите, если очень хочется. (38)Вреда не бу­дет. (39)Мало ли что.

(По Н. Михайлову)

Сочинение

Русский человек в силу широты души своей органично сочетает в своем бытии и древние обычаи, и суеверия, и ин­новации. Удивительно, но факт: научные достижения запро­сто уживаются в нашем сознании с антинаучными примета­ми, основанными на случайном совпадении или интуиции. Но нет, наверное, такого человека, который бы не верил в «преданья простонародной старины». Именно об этом гово­рится в тексте Н. Михайлова. Иронизируя, рассказчик при­знается, что сам верит в народные приметы, хотя понимает, что в век технологий и развитой науки это делать, по край­ней мере, смешно.

Хотелось бы поспорить с автором по этому поводу, одна­ко надо признаться, что вера в приметы жива и во мне. То­же приходится смотреть в зеркало, если возникает необхо­димость вернуться домой с полпути... Не все суеверия и приметы мы приемлем, многие канули в Лету, но те, кото­рые пережили тысячелетия и живы по сей день, наверное, заслуживают внимания не только обывателей, но и ученых. В этом я с автором солидарен.

Примеров описания примет и предсказаний в нашей ли­тературе немало. Вспомним «Слово о полку Игореве». Нака­нуне похода, 1 мая 1185 года, князь Игорь и вся его дружи­на стали свидетелями солнечного затмения, но князь Игорь


пренебрег народной мудростью и не стал обращать внима­ния на грозное предупреждение. В итоге — ни славы себе не добыл, ни границ государства не укрепил, да еще и в плен попал. Не верь после этого в приметы! В этом же произведе­нии говорится и о вещем сне Святослава. Увы, все, что при­грезилось старому князю во сне, сбылось.

Второй том романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» заканчивается описанием кометы, которую могли видеть москвичи в зимнюю ночь накануне 1812 года. В народе это явление связывали не иначе как с концом света, и только Пьер Безухов радостно смотрел на комету, не испытывая ни толики всенародного ужаса. Однако именно на долю не ве­рующего в приметы Пьера выпало столько испытаний, что это перевернуло все его сознание и мировоззрение.

В патриархальной среде суеверия могли довести человека и до гибели. Так произошло с Катериной, главной героиней драмы А.Н. Островского «Гроза». Ведь Катерина страшно боялась грозы именно потому, что, согласно народному представлению, гроза была «карой Божьей за грехи челове­ческие». И мы помним, что признание Катерины в содеян­ном грехе у всех на глазах было вызвано именно грозой.

Конечно, в век компьютерных технологий мы продолжа­ем верить в приметы и предсказания. Нам так проще объяс­нить свои собственные неудачи и невезение. Но не стоит сбрасывать со счетов эту часть народной культуры, потому что в ней хранится память не одного поколения, аккумули­руются народная мудрость, наблюдательность, проницатель­ность. Это тот жизненный опыт, который передали нам предки и которым мы должны правильно распоряжаться.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2562; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь