Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема отношения людей к снам



Текст

(1)«Сон мне снится, вот те на!..» (2)Кто из нас не помнит слова этой знаменитой песни Владимира Высоцкого?

(З)Впрочем, если уж вспоминать, то на «сонную» тему память наверняка подскажет нам немало известных строк и поэтов, и философов, и ученых, напомнит об удивительных и реальных историях, связанных со снами и сновидениями...

(4)Одна из таких необычных историй, к примеру, случи­лась с человеком, жизнь которого была посвящена точным цифрам и расчетам, весьма далекому от всяческой рефлек­сии и мистики, — известным авиаконструктором Игорем Сикорским. (5)В детстве, в 1900 году, он увидел и хорошо


запомнил странный сон: будто идет он по узкому коридору, освещенному голубоватым светом, на стенах которого рас­положены иллюминаторы. (6)Пол под ногами слегка подра­гивает от быстрого движения. (7)Но мальчик отчетливо по­нимает — это не поезд и не корабль — он... в воздухе, на каком-то необычном воздушном судне! (8)По прошествии многих лет, уже став знаменитым изобретателем самолетов и вертолетов, Сикорский, находясь в очередном испыта­тельном полете, в один из моментов внезапно с пронзитель­ной ясностью увидел и осознал, что он переживает «тот са­мый» момент из своего детского сна! (9)Тот же голубоватый свет, коридор, иллюминаторы...

(Ю)Что это было? (11)Кто и зачем послал эту «картинку» Сикорскому в детстве из взрослой жизни и в зрелой из детства?

(12)Несмотря на потрясающие достижения современной науки, сны человека до сих пор — неразгаданная загадка...

(13)Одним из выдающихся исследователей сновидений был Зигмунд Фрейд. (14)Великий австриец обращал особое внима­ние на сложные, запутанные, бессвязные сны. (15)Эти сны, их метафоры и символы, этот «внутренний театр», по его мне­нию, скрывают и содержат нечто очень важное для людей...

(16)3аслуга Фрейда в области научных изысканий и от­крытий в таком явлении, как человеческий сон, замеча­тельна и значительна именно в наши дни, «наполненные» несметным количеством всевозможных доморощенных тол­кователей и чародеев, зазывающих публику с экранов теле­визоров и страниц желтой прессы, всех этих «потомствен­ных колдунов» и «матушек». (17)Ибо действительно фундаментально, по-научному подходит к этой тайне чело­вечества, а потому подтверждает, сколь сложен человек, а

также его внутренний мир...

(По Г. Рогову)

Сочинение

Тема вещих снов не нова. Наверное, во все времена, в любой книге можно найти описание сновидений и их толко-


вание. Этот же вопрос рассматривает и Г. Рогов. Он затра­гивает проблему неоднозначного отношения людей к снам: одни в них верят, другие — нет. Автор говорит о том, что история знает немало примеров того, как сны явились пред­сказанием будущего, и приводит в пример изобретателя Си-корского. Он также упоминает и 3. Фрейда, который вы­строил целую теорию, основываясь на снах.

Конечно, Г. Рогов отмечает и то, что сны остаются и се­годня неразгаданной тайной нашего существования. С этим трудно не согласиться, потому что ученые до сих пор не мо­гут сойтись во мнении, что же такое сон: вспышки перевоз­бужденного мозга, неправильная работа нервных клеток, кратковременные отпечатки увиденного за день на сетчатке глаза, воплощенное в картинку воображение человека или что-то еще...

Однако в истории человечества сны сыграли, пожалуй, самую значительную роль. Уже хрестоматийным стал при­мер того, как Д.И. Менделеев увидел во сне свою периоди­ческую систему химических элементов, а утром воспроизвел ее на бумаге и понял, что сделал величайшее открытие. В этой таблице было много пустых клеток, так как многих элементов недоставало; открытые гораздо позже, они без труда заняли свое место в не заполненных ученым ячейках.

Человек, увлекающийся живописью, сразу вспомнит то, как создавались сюрреалистические картины Сальвадора Дали. Перед сном художник возле кровати ставил железный поднос, а в руку брал связку ключей. Во сне пальцы рук расслаблялись, ключи с грохотом падали на поднос, и ху­дожник просыпался. Резкое пробуждение прочно фиксиро­вало в его сознании последнюю картинку из его сна — и художник спешил к мольберту, чтобы запечатлеть «Антро­поморфный шкафчик» или «Атомную Леду».

В литературе сон — всегда важный композиционный или сюжетный элемент. Вспомним сон Пети Гринева, главного героя повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: встреча с вожатым в степи во время бурана для Пети была действи-


тельно промыслительной, но Петя не сразу это понял. По­мог сон, в котором Пугачев предстал в образе посаженого отца. И как во сне Петя отказывается присягать «мужику с топором», так он поступил и во время осады Белогорской крепости.

А сон Татьяны Лариной? Все дальнейшее действие рома­на А.С. Пушкина «Евгений Онегин» продиктовано этим ви­дением героини. Сон Татьяны создает эмоциональное на­пряжение, которое держит читателя всю сцену бала, ночи и последующей дуэли между Евгением Онегиным и Владими­ром Ленским.

Сон Андрея Болконского перед смертью, сон Раскольни-кова о забитой насмерть лошади, сны Обломова... Какое произведение ни возьми, сон обязательно является важным художественным элементом. Значит, и Л.Н. Толстой, и М.Ф. Достоевский, и И.А. Гончаров, и многие другие писа­тели и поэты разделяли мнение о том, что ночные видения мы видим не просто так. Наверное, поэтому сны необходимо изучать и с научной точки зрения.

Проблема национальной идеи, духовности

Текст

Мы знаем молитвы такие,

Что сердцу легко по ночам;

И гордые музы России

Незримо сопутствуют нам...

(В. Набоков)

(1)В последнее время часто слышны рассуждения видных общественных деятелей, людей искусства и науки о поисках спасительной «национальной идеи», которая могла бы спло­тить россиян в созидании своего будущего.


(2)Что же, рассуждения эти насущны! (3)Но разговоры раз­говорами, а безумный конвейер духовного оскудения нации, в котором повинны многие программы ТВ, огромная часть ин­тернет-индустрии, печатный бизнес, похоже, не оставляет шанса никаким духоподъемным «идеям». (4)Повинны в этом, разумеется, не сами телекамеры, компьютеры или печатные станки, а, собственно, люди, управляющие ими.

(б)Припоминая, какую изжогу у либеральной прослойки вызвала попытка Русской православной церкви ввести в школах России курс основ православной культуры, изумля­юсь весьма нервной реакции на предмет оного части науч­ной общественности страны.

(б)Нынче страсти вскипают вновь! (7)Причиной тому — предложение Президента РФ о проведении в ряде регионов страны эксперимента по преподаванию в школе основ рели­гиозной культуры и светской этики.

(8)Не погружаясь в пучину нового идеологического про­тивостояния, не могу, однако, не заметить: тех, кто не же­лает просветления своего народа, не становится меньше. (9)Удивительно, но, проклиная советское прошлое за гибель в 1917 году «старой доброй России», они отвергают сегодня то, на чем она, так сказать, стояла.

(10)К слову, о прошлом: в нем у России предостаточно ярких примеров содержательной, нравственной жизни. (11)Вот, скажем, художественно-интеллектуальные салоны начала XIX века. (12)Если угодно, это были своего рода эф­фективные коммуникативные модели, поставляющие интел­лектуальную пищу для лучших умов России, пестующие высокие идеалы в искусстве, науке, просвещении. (13)Чем не кладезь для ищущих «национальные идеи»?

(14)Не много нужно усилий для того, чтобы «почувство­вать разницу», а точнее, степень нашего сегодняшнего паде­ния, — достаточно нажать кнопку телепульта и попасть, к примеру, в «салон» в программе «Дом 2».

(15)Что же нужно делать, чтобы «гордые музы России» из набоковского эпиграфа к этим заметкам сопутствовали


ЕЙ и сегодня? (16)Может, начать с малого — помнить о них, на них, гордых и высоких, равняться...

(17)Как, впрочем, и на другие примеры из нашего вели­кого прошлого.

(По Г. Рогову)

Сочинение

Россия — великая держава, кто бы и что бы о ней ни го­ворил. Она всегда была независимым государством, а ее на­род — единой сплоченной силой. Объединяла представите­лей всех сословий и национальностей идея духовности. Она и была той «национальной идеей», о которой принято гово­рить, что она погибла с приходом к власти большевиков, и которую теперь тщетно пытаются возродить. Об этом гово­рится и в тексте Г. Рогова. Автора волнуют проблемы ду­ховного обнищания нации, в котором не последнюю роль сыграло современное искусство и телевидение.

Конечно, как любому здравомыслящему человеку, мне не только понятна позиция Г. Рогова, но и близка его трево­га, боль за нашу страну. Но мне кажется, все не так трагич­но, как считает автор данной статьи. На банальном примере поп-музыки видно, что массы пресытились песенками из двух слов и трех нот и теперь тяготеют к классическому ис­кусству, идут в театры, консерватории, слушают серьезные музыкальные произведения. Даже в рекламных роликах угадываются отрывки из опер А.П. Бородина «Князь Игорь» или Глинки «Руслан и Людмила». Нам дорога наша нацио­нальная культура, она объединяет нас в единый народ.

О спасительной для России «национальной идее» лучше всего сказано в произведениях русской классической лите­ратуры. Любое произведение — начиная от русской народ­ной сказки и заканчивая бардовскими песнями — проник­нуто идеей духовности, единства и патриотизма. Мы сильны только в том случае, когда мы вместе — «и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей кал-


мык», как писал А.С. Пушкин. Не только его «Памятник», но и многие другие произведения поэта проникнуты идеями добра и справедливости, национальной гордости и истинной народности. В любимом образе Петра I («Арап Петра Вели­кого», «Полтава», «Медный всадник») Пушкин всегда под­черкивал его чувство гражданского долга и патриотизма, его самоотверженность и самопожертвование на благо молодой России. Петр I сам был не только началом великой нацио­нальной идеи, но и стал примером служения Отчизне для всех нас.

Над проблемой «национальной идеи» размышлял и Л.Н. Толстой. В романе-эпопее «Война и мир» Пьер Безухов понял свое истинное предназначение только рядом с Плато­ном Каратаевым и Тихоном Щербатым. Эти два крестьянина открыли Пьеру глаза не только на смысл его собственной жизни, но и на судьбу всего русского народа. Идея единства с народом, объединения сил в борьбе не только против врага внешнего, но и внутреннего — вот то, на чем зиждились ис­тинные основы декабристского общества.

Наш народ многострадальный, но именно в горестях и бедах ковалась национальная идея. В годы гражданской войны многие эмигрировали в поисках лучшей жизни, но были и те, кто остался нести свой крест вместе с народом. «Не с теми я, кто бросил землю на поругание врагам...» — писала А.А. Ахматова. На ее женскую и поэтическую долю выпало много испытаний: революция, война, забвение и почти нищенское существование в коммунальной квартире, арест мужа и сына. Но даже в страшные годы репрессий она думала не о себе, а о тех, кто стоял рядом с ней в тюремной очереди: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Так родился ее «Реквием».

Как птица Феникс, храм Христа Спасителя, построенный на народные деньги в ознаменование годовщины Бородин­ского сражения, а потом разрушенный большевиками, вос­стал из пепла. Он стал символом не только непобедимости православной веры, но и символом возрождения нашей ду-


ховности. Мы возрождаем ее в нашей национальной культу­ре, в великих помыслах и делах на благо Отечества. И если надо будет, мы все как один встанем на защиту нашего го­сударства, потому что пока мы едины — мы непобедимы!


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1315; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь