Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема социального неравенства и безнравственности
Текст (1)На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать... (4)Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать... (5)Что делать? (6)Чем бы развлечься? — (7)Барышня какая-то пришла! — доложил Егор. — — (9)Барышня? Гм... (10)Кто лее это? (11)В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто... даже очень просто. (12)Она вошла и поклонилась. — (13)Извините, — начала она дрожащим дискантом. — стать только в шесть часов... (16)Я... я... дочь надворного советника Пальцева... — (17)Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен? — (20)Я пришла к вам с просьбой... — продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. — (21)Я пришла... попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. (22)Вы, я слышала, даете... (23)Я хочу ехать, а у меня... я небогата... (24)Мне от Петербурга до Курска... — Гм... (25)Так-с... (26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится? — (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (ЗО)Давно уж у них не была... (31)Мама, пишут, больна... — Гм... (32)Вы здесь служите или учитесь? (33)И барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы... — (34)Служили... (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше — (46)В чиновниках. — (47)Дело хорошее. (48)Езжайте в Курск... (49)Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы... (50)Небось скука в этом Курске? (51)Да вы скидайте шляпу! (52)Егор, дай нам чаю! (53)Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения... (54)Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, кузены-гимназисты... (55)Егор подал чай. (бб)Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать... (57)Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся... (58) Он уже не чувствовал скуки... — (59)Ваш жених хорош собой? — спросил он. — (60)А (61)Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. (62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала... (бЗ)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. (64)Пробило восемь часов. — (65)А у вашего отца неплохой почерк... (66)С какими он закорючками пишет! (67)Хе-хе... (68)Но, однако, мне пора... (69)В театре уж началось... (70)Прощайте, Марья Ефимовна! — (71)Так я могу надеяться? — спросила барышня, поднимаясь. — (72)На что-с? — (73)На то, что вы мне дадите бесплатный билет... — (74)Билет?.. (75)Гм... (76)У меня нет билетов! (77)Вы, должно быть, ошиблись, сударыня... (78)Хе-хе-хе... (79)Вы не туда попали, не на тот подъезд... рядом со мной, подлинно, живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! (80)Егор, вели заложить! (81)Прощайте, Марья Семеновна! (82)Очень рад... рад очень... (83)Барышня оделась и вышла... (84)У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву. (По АЛ. Чехову) Сочинение А.П. Чехов считается непревзойденным мастером короткого рассказа. Но даже в такой сжатой форме, описывая событие, на первый взгляд, обыденное и ничего не значащее, писатель затрагивает самые важные вопросы человеческого существования. Так и в этом рассказе: бедная девушка ошиблась подъездом и стала объектом интереса скучающего чиновника. Но не ее судьба, а собственное времяпрепровождение больше заботило «милостивого государя». Черствость, себялюбие, бездушие — вот те качества, которые А.П. Чехов презирает в людях высшего сословия. Взгляды на жизнь А.П. Чехова мне всегда были близки и понятны, и образ чиновника вызывает только омерзение. Влез в личную жизнь несчастной собеседницы, разворотил ее душу — и выставил за порог. Не в его силах было достать ей билет — дал бы денег на этот самый поезд! Но нет, без зазрения совести потешался над бедностью и наивностью просительницы, имя которой даже не запомнил и все время переиначивал. Героиня рассказа А.П. Чехова напомнила мне Ларису Огудалову — главную героиню пьесы А.Н. Островского «Бесприданница». «Блестящий барин» Паратов вскружил бедной девушке голову, но жениться на ней не собирался. Зачем ему бесприданница? С ней только поразвлечься можно, а жениться надо на «невесте с золотыми приисками». До душевных мук Ларисы Паратову нет дела, потому что он живет по другим принципам: «Что такое «жаль», этого я не знаю. Найду выгоду, так все продам, что угодно». Получилось, что за прииски и совесть, и любовь, и душу продал. В стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» тоже описана картина социального неравенства. Для богатых посетителей двери дома влиятельного чиновника были открыты всегда, а вот бедных просителей-крестьян швейцар даже не пустил на порог. В это время счастливый обладатель палат спал безмятежным сном, потому что ему не было дела до чаяний народа. Поэт с горечью констатирует, что «счастливые глухи к добру». Увы, но это так. К сожалению, пока существуют богатые и бедные, в нашем обществе найдется место черствости, безнравственности, бездушию. Только нельзя забывать, что перед Богом мы все равны, и добро окупается сторицей. А зло? А зло еще никого не облагородило и не сделало счастливым. Проблема глубинного содержания пьес А.П. Чехова Текст (1)Пьесы Чехова не обнаруживают сразу своей поэтической значительности. (2)Прочтя их, говоришь себе: «Хорошо, но... ничего особенного, ничего ошеломляющего. (З)Все как надо. (4)Знакомо... правдиво... не ново». (б)Нередко первое знакомство с его произведениями разочаровывает. (б)Кажется, что нечего рассказывать о них по прочтении. (7)Фабула, сюжет?.. (8)Их можно изложить в двух словах. (9)Роли? (Ю)Много хороших, но нет выигрышных, за которыми погонится актер на амплуа хороших ролей (есть и такой). (И)Болыпинство из них маленькие роли, «без ниточки» (т.е. в один лист, не требующий ниток для сшивания). (12)Вспоминаются отдельные слова пьесы, сцены. (13)Но странно: чем больше даешь волю памяти, тем больше хочется думать о пьесе. (14)Одни места ее заставляют, по внутренней связи, вспоминать о других, еще лучших местах и наконец о всем произведении. (15)Еще и еще перечитываешь его — и чувствуешь внутри глубокие залежи. (16)Мне пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я не помню спектакля, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении — новые глубины или тонкости, которые не были мною раньше замечены. (17)Чехов — неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы. (18)Вот почему и мечта его о будущей жизни на земле — не маленькая, не мещанская, не узкая, а напротив — широкая, большая, идеальная, которая, вероятно, так и останется несбыточной, к которой надо стремиться, но осуществления которой нельзя достигнуть. (19)Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой прекрасной жизни, для создания которой нам надо еще двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать. (20)Все это из области вечного, к которому нельзя относиться без волнения. (К.С. Станиславский) Сочинение А.П. Чехову при жизни досталось наибольшее число нареканий критиков в том, что его произведения неглубокие, обывательские, бесперспективные. Однако время показало совсем другое: при кажущейся простоте чеховские произведения затрагивают самые глубинные стороны нашей жизни. Наверное, К. Станиславский это заметил одним из первых. Именно об этом он говорит в статье, фрагмент которой представлен выше. Известный театральный деятель поднимает проблему правильного отношения читателей к творчеству А.П. Чехова. Он говорит о том, что нельзя обвинять драматурга в «обыденщине», нужно домысливать, сопереживать, как это делают актеры на сцене в чеховских спектаклях, тогда откроется большой мир чеховской мечты. Считаю, что мы просто обязаны прислушаться к мнению К. Станиславского, ведь кому, как не ему, известны все тонкости драматического искусства, а тем более — чеховского. В основанном им Московском художественном театре были поставлены чеховские пьесы «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Чайка», а свободолюбивая птица, изображенная на занавесе сцены, стала визитной карточкой МХТ. Но вернемся к Чехову. В комедии «Вишневый сад» на первый взгляд нет ничего комедийного: Раневская из-за долгов потеряла имение, ее дети Варя и Аня остались без крова, вишневый сад вырубил и распродал на участки дачникам новоиспеченный делец Лопахин, отец которого был крепостным в этом же имении. Но Чехов упорно называет это произведение комедией, подчеркивая тем самым, что каждый из его героев «ломает комедию» перед другим: Лопахин перед Раневской, Раневская перед дочерьми, Трофимов перед Аней. И в этой ломке действительно гибнет Россия с ее секретами сушеной вишни, фанатичной преданностью Фирса, неприспособленностью Гаева. Чехов тоскует вместе с героями об уходящем, болезненно переживает настоящее и искренне верит в то, что будущее будет светло и прекрасно. И мы ему в этом верим. В другой пьесе А.П. Чехова «Три сестры» тоже как бы два мира: поверхностный — бытовой и глубинный — внутренний. В обычном городе уже двести лет люди «едят, пьют, спят...», иногда от скуки развлекают себя сплетнями. Но сестры Прозоровы — Ольга, Маша и Ирина — захотели разорвать этот вечный круговорот скуки в природе. Для этого им непременно надо было уехать в Москву. И что же? Оказалось, что они не свободные птицы, а такие же скучные люди, которые их окружали. Мещанство и пошлость были близки и им. А.П. Чехов в пьесе изобразил не просто трех сестер, это мы все: хотим быть особенными, не похожими на других, но упорства в достижении цели нам недостает, в собственные силы не верим, полагаемся на волю случая... В итоге гибнут не только лучшие побуждения, но и ум, талант. Пьесы А.П. Чехова называют психологическими, и это действительно так. В них так глубоко рассмотрена психология человеческой души, что книги писателя смело можно назвать пособием по психологии. Конечно, до них надо дорасти, и это объясняет тот факт, что Чехов — любимый писатель именно взрослых читателей. Но я не против того, чтобы мое взросление начиналось с А.П. Чехова. Проблема оккультных наук Текст (1)Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2)Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (З)Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события. (4)Одни ученые, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и все, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. (5)Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой. (7)Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. (8)Оккультизм как раз и вырастает вблизи странных явлений, далеко не ясных науке, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. (9)3апрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домыслы. (10)Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать» физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов. (И)Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12)Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. (13)Все загадочное надо изучать. (14)Однако при одном условии... (15)Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16)В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало ученых. (17)Из глубины истории идет и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19)А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20)Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. (21)Но разве повернется язык назвать их лжеучеными? (22)Никто из них не шел на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. (23)«Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24)Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. (25)У него недостает для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы. (По А. Сухотину) Сочинение В нашем мире много такого, что объяснить с точки зрения науки не представляется возможным. И чем сильнее запрет на наблюдение за паранормальными явлениями, тем больший интерес они вызывают. А когда все-таки удается приблизиться к разгадке того, что казалось невозможным и непознанным, самым важным является не нарушить морально-этические законы. О проблеме их соблюдения и говорится в тексте А. Сухотина. Автор заявляет: «Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых». Я полностью согласна с мнением публициста. Ни в коем случае нельзя спекулировать морально-этическими нормами в погоне за дешевой популярностью, так как ни к чему хорошему это не приведет. И подтверждений этому в нашей литературе найдется немало. М.А. Булгаков в повести «Роковые яйца» как раз описывает последствия неосторожного вмешательства в законы природы. «Бумага из Кремля» позволила руководителю совхоза «Красный луч» А. Рокку «для поднятия куроводства в стране» экспроприировать у профессора Персикова изобретенный им «луч жизни» в виде трех камер для увеличения клетки. Но вместо кур Подмосковье наводнили гигантские питоны и крокодилы, случайно выведенные Рокком вместо кур. Желая не потерять лицо руководителя показательного совхоза, Александр Семенович нарушил всякие законы морали, за что и был жестоко наказан. Впрочем, как и эксцентричный профессор Персиков. Спасение же пришло от самой природы — в августе вдруг ударил мороз в 18 градусов, и рептилии вымерли. Так М.А. Булгаков еще раз говорит о том, что природа мудра и все в ней устроено правильно, даже если мы не все можем описать с точки зрения науки. Конечно, если говорить о нарушении морально-этических норм учеными, то нельзя не вспомнить роман А. Беляева «Голова профессора Доуэля». В погоне за собственной славой Керн, воспользовавшись припадком астмы у Доуэля, лишил голову тела, а потом, пропуская через голову профессора электрический ток, примешивая к питательным растворам раздражающие вещества, принудил Доуэля к сотрудничеству. Используя чужие знания, Керн пришивает голову певички Брике к телу Анжелики Гай. Однако этот эксперимент заканчивается неудачей, а разоблаченный Керн кончает жизнь самоубийством. Положительные герои этого романа — врач Мари Лоран и профессор Доуэль — это те честные исследователи, о которых А. Сухотин как раз и говорил, что они имеют качества, «которые предохраняют от соблазна дешевой славы». Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить только одно: чем бы человек ни занимался, он должен быть нравственно устойчивым и не гнаться за дешевой славой, искажая научные факты. Увы, эта слава беспочвенна и мимолетна, потому что ее легко развенчать с помощью истинных научных познаний. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1807; Нарушение авторского права страницы