Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема экологической катастрофы
Текст (1)Прошлое, соответственно, и будущее Земли, судьба всего живого на ней — едва ли не главная тема в размышлениях многих ученых и публицистов, а также просто неравнодушных людей. (2)Обострение этой темы в пытливых умах наших соотечественников в год «космических юбилеев» (2011 год) понятно и закономерно — тот же Константин Эдуардович Циолковский предрекал будущее землян в виде космического «лучистого человечества»! (З)Впрочем, в наши дни здравствует немалое количество мыслителей, которые предполагают, что в случае глобальных земных катаклизмов возможное спасение всего живого в... воде! (4)Вернее, в акватории Мирового океана. (5)И, надо сказать, их теории и убеждения не так уж фантастичны — достаточно припомнить, что практически вся жизнь на «голубой планете» зародилась и вышла именно из водной стихии. (6)А также и то, что обжитое на сегодня людьми земное пространство — это лишь 29, 2% поверхности суши, остальное — 70, 8% — просторы Мирового океана, акватория и глубины которого изучены пока куда меньше, нежели бездны Космоса... (7)«...Человек не совершенен. (8)Жизнь в воде дала бы человеку огромные преимущества. (9)Почему бы не вернуть человеку эту возможность? (10)Мы знаем, что некоторые наземные животные снова вернулись в воду. (11)Если бы люди проникли в океан, жизнь стала бы совершенно иной. (12)Эта пустыня с ее неистощимыми запасами пищи и промышленного сырья могла бы вместить миллионы, миллиарды человек. (13)Миллиарды людей без тесноты и давки могли бы разместиться в океане. (14)А его мощность! (15)Практически беспредельный запас энергии. (16)Один Гольфстрим вместе с Флоридским течением двигают девяносто один миллиард тонн воды в час. (17)На суше живые существа не могут под- няться высоко над поверхностью и не проникают очень глубоко внутрь ее. (18)В океане жизнь всюду: от экватора до полюсов, от поверхности до глубин почти в десять километров. (19)Как же человечество использует эти силы? (20)Почти никак...» (21)— Ну конечно, конечно, уважаемый читатель, сие — пламенная речь профессора Сальватора из романа «Человек-амфибия» фантаста Александра Беляева. (22)Фантаста ли? (23)В дни, когда писались эти строки, экспертная группа ООН, состоящая из 2, 5 тысячи самых авторитетных ученых 130 стран мира, обнародовала «самый зловещий» доклад об угрозе прогнозируемого глобального потепления — результате деятельности человека на Земле. (24)Данное «достижение» уже в ближайшем будущем повлечет за собой затопление некоторых островных государств и прибрежных городов (Шанхая, Буэнос-Айреса и др.), и вопрос о том, куда деваться и что со всем этим делать сотням миллионов сухопутных беженцев планеты, становится отнюдь не праздным и вовсе не из области научной фантастики! (По Г. Рогову) Сочинение Экологические проблемы — одна из животрепещущих тем сегодняшней жизни. В данном тексте Г. Рогов пишет о глобальном потеплении, которое может привести к гибели человечества или другим необратимым изменениям экосистемы. Автор честно заявляет о том, что причина земных катаклизмов — это неразумная деятельность человека. Его волнует будущее нашей планеты, поэтому, как утопающий за соломинку, он хватается за фантастический способ выживания человека в океане, предложенный профессором Сальватором — героем романа А. Беляева «Человек-амфибия». Может быть, океан и стал бы новой средой обитания для человечества, но проблема не в этом, а в том, что мы собственными руками уничтожаем самую красивую планету на- шей Солнечной системы. Конечно, сейчас на Земле нет человека, которого бы не волновали экологические проблемы. Не могу быть в стороне и я, поэтому полностью разделяю авторские тревоги и опасения. Понятно, что к этой теме Г. Рогов обращается не первый и не единственный. Уже в XIX веке в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев пишет о проблеме отношения человека к природе. Его герой Евгений Базаров считает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Писателю же претило такое нигилистическое отношение к природе, поэтому он развенчивает теорию Базарова, приводит Евгения к случайной смерти, а над его могилой возводит храм из березок и кленов. Та природа, к которой Базаров пытался относиться лишь потребительски, стала храмом над его вечным покоем. «Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик...» — писал Ф.И. Тютчев, вторя И.С. Тургеневу. Поэт верил, что природа жива, что в ней есть душа, есть свобода, свой язык, и через свои стихотворения пытался научить читателей бережно относиться к национальному богатству страны. Эстафету экологической тревоги в литературе XX века подхватили многие писатели и поэты. Особенно трагично проблема отношения к природе звучит в повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Деревня Матера простояла на берегу Ангары без малого триста лет, но ее затопили, когда стали строить плотину для ГЭС. Страшно читать описание того, как по воде плыли кресты с неперевезенных могил, но еще страшнее осознавать, что вместе с островом были затоплены и живые люди, которые отказались эвакуироваться. Уничтожая природу, мы уничтожаем себя, потому что вместе с Дарьей погибли и наши совесть, порядочность, человечность. А ведь таких сел и деревень был затоплен не один десяток... Рассказ Е. Носова «Кукла (Акимыч)» заканчивается тем, что Акимыч хоронит куклу, которую обезобразили детишки. Смотреть на нее очень больно — она напоминает детские трупы, которые герой видел на войне. Акимыч с болью го- ворит о том, что люди стали циничными и жестокими. И эти же люди, выбрасывая мусор на берег, погубили реку. Приехал рассказчик порыбачить в любимое место — и не узнал реки. Но если изуродованную куклу можно закопать, то человеческую халатность к природе никак не спрятать. Как бы мы ни призывали к защите природы, пока человек сам не поймет, что все беды — это дело его рук, экологической катастрофы не избежать. В.П. Астафьев в новелле «Царь-рыба» рассказывает о том, как Игнатьич пренебрег древним заветом рыбаков и поймал царь-рыбу. Но осетр изловчился, и рыбак оказался вместе с ним в одной сети. Как ни старался Игнатьич освободиться от пут, удалось ему это только тогда, когда он очистил свою душу от давнего греха. Не он отпустил осетра, а царь-раба отпустила Игнатьича на волю. Так писатель утверждает мысль о том, что экологические проблемы начинаются с нравственного падения человека. Все эти произведения созданы разными людьми и в разное время, но всех их объединяет тревога за завтрашний день нашей планеты. Если мы будем бережно относиться к природе, то нам не нужно будет искать прибежища в водах Мирового океана, как это изображено в произведениях фантастики. Проблема оптимизма Текст (1)Отбряцйл доспехами День защитника Отечества, отба-бахало пробочными салютами шампанско-цветочное 8 Марта. (2)Отговорили мы тосты, отдарили подарки, отсмеялись, отрадовались. (З)Все. (4)Праздники кончились. (5)Теперь до мая будет тянуться слякотное и серое окончание зимы. (6)По ее кончине робкой девушкой войдет в промозглую, талую нашу горницу весна; холодным еще, стылым покрывалом накроет черные голые ветви деревьев, пепельную прошлогоднюю траву, сор и грязь раскисших парков и скверов. (7)Грустно и уныло будет кругом. (8)Не очень веселые недели предстоят нам. (9)Тем более, по прогнозам синоптиков, весна в этом году будет поздняя и не теплая. (Ю)Можно смириться и принять — так, дескать, было всегда: делу время, потехе — час, на то они и праздники, чтобы быстро заканчиваться. (11)А смирившись и приняв невеселую эту реальность, опять нырнуть в повседневность, отложить радость и ощущение полноты жизни до следующих официальных праздников. (12)На этот раз — майских. (13)Многие так живут. (14)Да почти все. (15)Особенно сейчас, когда не то что жить, просто выживать становится все труднее. (16)А многие и этих, официальных, уже не замечают — не до них, не до веселья. (17)«Хлеб наш насущный даждь нам днесь...» (18)Впрочем, все это о празднествах календарных, заявленных. (19)И, повторюсь, с внутренними, в душе располагающимися, они не всегда совпадают. (20)Хемингуэй писал о Париже: «Праздник, который всегда с тобой». (21)Носи-мый в сердце, дарящий радость, счастье, довольство. (22)Но разве обязателен для таких ощущений Париж? (23)Был у меня приятель. (24)Он свой праздник носил в душе постоянно. (25)Всегда приветлив, улыбчив, доброжелателен, радостен. (26)Даже, бывало, когда белый свет не мил. (27)Даже после сумасшедшего редакционного дня, когда еле ноги домой волочишь. (28)Светлый был парень, искрящийся весь, словно мед на просвет против солнца. (29)3анимала меня в нем эта черта, необъяснимой казалась. (ЗО)Однажды не выдержал, спросил. (31)— А у меня, — говорит, — напротив балкона три сосны растут. (32)Утром их желтые стволы заря розовым светом пропитывает, насыщает так, что они прозрачными кажутся. (ЗЗ)Ну будто спелый ананас — вот-вот сок брызнет. (34)И тем- ная зелень кроны, и небо, уже не окрашенное зарей, а чистое, голубое, высокое... (Зб)Красотища — дух захватывает, плакать хочется, как красиво. (Зб)Вот я с утра пару минут полюбуюсь и на целый день заряд оптимизма получаю... (37)— А если пасмурно или в темноте встать придется? — спрашиваю. (38)— Глаза закрою и увижу. (39)Главное — захотеть. (40)Когда в командировке окажусь или на отдыхе, обязательно ищу, на что с утра полюбоваться. (41)Красота повсюду вокруг нас разлита. (42)Захочешь — увидишь. (43)Захо-теть главное. (44)С тех пор мне часто доводилось прибегать к этому совету. (45)И каждый раз получалось. (46)Начинался праздник и в душе, и в сердце. (47)И жизнь светлей и радостней казалась, несмотря на слякоть и серость в природе. (48)Попробуйте и вы, читатель, вдруг и вам совет этот поможет дожить с хорошим настроением до следующих официальных праздников. (49)Всего-то и нужно, не забыть посмотреть вокруг. (По М. Беляту) Сочинение На первый взгляд может показаться, что М. Белят рассуждает о праздниках. Он говорит о том, что это хорошо, когда есть красные дни календаря, подобно 8 Марта и Дню защитника Отечества, так как эти праздники скрашивают наши серые будни. Однако проблема нашего отношения к праздникам гораздо глубже, и автор это отмечает далее. В бесконечном жизненном цейтноте мы перестали радоваться праздничным дням, и существование человека, который рад не только официальному празднику, но и может каждый день сделать праздничным, воспринимается окружающими как чудо, исключение из правила. О таком приятеле, который в любой день оставался «приветлив, улыбчив, доброжелателен, радостен», пишет далее публицист. А ведь все должно быть наоборот: мы все, а не отдельные люди, должны смотреть на мир счастливыми глазами, и тогда, наверное, и мир преобразится. Я полностью согласен с мнением М. Белята. От того, с каким настроением человек выходит из дому, зависит и то, каким его встретит окружающий мир. Если состояние покоя и счастья — естественное состояние для человека, то и другим хватит его света и тепла. А если все раздражает, если постоянно чувствуются тревога и беспокойство, то и всенародный праздник не в радость. Если говорить о людях с открытой душой, то такими в первую очередь являются учителя. Каждый день, входя в класс, они оставляют заботы и тревоги за порогом школы, а детям несут свет добра и радость познания мира. Это они учат видеть в осеннем листе рапсодию осени, а в изгибе ветки — историю жизни леса. К такому учителю и тянется ребенок, ему он может доверить ключик от собственного сердца. Как же тут не вспомнить учителя математики Харлампия Диогеновича — героя рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»! Рассказывая о нем, автор подчеркивает, что и тишина была в классе образцовая, и дети старались знать предмет на «отлично», — и всего этого учитель добился исключительно своим чувством юмора, который оказался действеннее, чем замечания в дневник и вызовы родителей. «Вечным оптимистом» можно назвать и Юшку, героя одноименного рассказа А.П. Платонова. Его обижали односельчане, дразнили дети, взрослые потешались над ним, а он, вместо того, чтобы злиться, говорил о любви к ним. В полях он целовал цветы, вдыхал полной грудью благоухание земли — и от этого становился счастливее, здоровее, сильнее. Но самое главное — он призрел сироту, которая благодаря Ефиму Дмитриевичу (а именно таким было его имя, хотя в деревне никто его так не называл) стала врачом и приехала в деревню лечить тех людей, которые были виновны в смерти Юшки. Вот у Юшки в душе был вечный праздник, который передался и приемной дочери! Хочется верить, что этого внутреннего света и безграничного добра хватит на всех нас. Нельзя не сказать и о замечательном русском писателе А. Грине. Он вел настолько нищенское существование, что М. Горький, сам в детстве испытавший «свинцовые мерзости жизни», удивлялся, как может человек жить в таких условиях. Но ни в одном произведении А. Грина нет и тени намека на безысходность и обреченность, все они наполнены тем светом мечты, красоты и радости, которую лелеял писатель в своей душе. «И пусть стены будут черными, зато душа сияет, как солнце! » — говорил писатель. В нашей литературе примеров оптимизма великое множество. И именно наша русская литература учит нас не сдаваться перед лицом житейских трудностей, всегда идти вперед к своей мечте, верить и надеяться, а вера и надежда могут быть только светлыми и радостными! Пусть в нашей душе живет праздник! Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1594; Нарушение авторского права страницы