Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема реализации природного потенциала человека
Текст (1)Кто из родителей не мечтает о том, чтобы его ребенок вырос талантливым? (2)Не просто умным и добрым, что само по себе уже немало, а незаурядным и, может быть, даже выдающимся. (3)Но насколько это зависит от нас? (4)И зависит ли вообще? (5)Или все определяется врожденными за- датками? (6)Вот, например, «дети индиго» (так их называют! ), которые обладают совершенно необыкновенными, часто сверхъестественными способностями. (7)Будто бы они стали появляться на Земле в конце XX века и настолько отличаются от своих сверстников, что впору говорить о «новой расе», о «детях нового сознания» и даже считать их рожденными от брака с инопланетянами. (8)Как относиться ко всему этому, решать каждому из нас. (9)Но одна проблема представляется мне бесспорной. (Ю)Это проблема детской одаренности. (Н)Ничего не слышавший об «индиго», но великолепно знавший детей К.И. Чуковский считал, что если бы в нас не иссякала детская любознательность, то к возрасту совершеннолетия каждый из нас мог бы стать гением. (12)Конечно, говоря о гении, Чуковский имел в виду блестящие способности, а не то чудо гениальности, которое наука до сих пор не может объяснить. (13)Непостижимо, почему вдруг среди «простых смертных» рождаются Моцарт, Пушкин, Эйнштейн... (14)Может быть, их появление — результат какого-то генетического сбоя, и следует поверить Гиппократу: «Гениальность — это болезнь, к сожалению, не заразная»? (15)Гипотез на этот счет хватает, есть и серьезные труды (например, работа В.П. Эфроимсона «Предпосылки гениальности»), но, в общем-то, за 2500 лет, со времен Гиппократа, мы так и не приблизились к разгадке. (16)Ну ладно, оставим в покое гениев и прислушаемся к тем педагогам, которые, как и Чуковский, убеждены: в каждом ребенке заложено моцартовское начало. (17)Трагедия, однако, в том, что у громадного, подавляющего большинства детей это начало остается не увиденным, не поддержанным, а значит, не реализованным. (18)Малограмотные и/или невнимательные родители, плохие и/или перегруженные рутиной воспитатели и учителя, убогие условия жизни — да мало ли несовершенств нашего социума, которые безжалостно «усредняют», нивелируют детскую «гениальность», в результате чего изначально талантливый ребенок становится «как все»! (19)Но, к сча- стью, бывает и такое. (20)В Петербурге родилась и живет восьмилетняя девочка. (21)Она замечательно рисует (есть уже две выставки ее работ), учит несколько иностранных языков, мужественно справилась с грозящей инвалидностью... (22)Разве она не «ребенок — индиго»? (23)Только мне кажется, что источник «чуда» здесь — родители, которые сделали все возможное и, вероятно, невозможное для своей дочери. (24)Да, наверное, гением надо родиться. (25)Но вот вопрос: стал бы мальчик Саша Пушкин гениальным поэтом, не окажись он в лицее, где преподаватель словесности Николай Федорович Кошанский заставлял воспитанников писать стихи? (По Н. Михайлову) Сочинение Всем нам хочется быть гениальными, но не у всех получается. Безусловно, с задатками, так сказать, «детей индиго» надо родиться, и об этом сказано и в тексте Н. Михайлова. Но автор, размышляя по этому поводу, пришел к мнению, что важны не только врожденные способности, но и обстоятельства, в которых они могут раскрыться, люди, которые помогают ребенку себя реализовать, и подтвердил свою мысль примером гениальности А.С. Пушкина. Полностью согласен с Н. Михайловым: не только природные задатки, но и окружение важно для развития и формирования личности. Наследственность играет большую роль в жизни человека, но только сам человек по своей воле может достичь вершины таланта и мастерства, развить в себе то, чем его щедро одарила природа. Конечно, сразу вспоминается необыкновенно талантливый человек — Михаил Васильевич Ломоносов. Родившийся в семье архангельского помора, он, возможно, всю жизнь бы так ходил в море да солил рыбу, если бы его пытливый ум и любознательность не заставили покинуть родной дом и прийти пешком в Москву. Жаждущего познаний юношу заметили и помогли ему овладеть тайнами тех наук, в которых Ломоносов продвинулся еще дальше. Литература, русский язык, история, химия, физика, геология, география, астрономия, живопись, приборостроение, металлургия — вот поле деятельности М.В. Ломоносова, которого называли «русским самородком», а с легкой руки А.С. Пушкина — «первым русским университетом». За границей отказывались верить, что ученый и поэт — это одно и то же лицо, поэтому в статьях, посвященных Ломоносову-химику, можно встретить ссылку на то, что гениального ученого надо отличать от поэта с тем же именем. Но был бы Ломоносов таковым, если бы не его упорство и стремление сделать для России как много больше и если бы не люди, его окружавшие? В русской литературе есть замечательный пример того, как человек не смог распорядиться своими природными задатками. Речь идет об Илье Ильиче Обломове — герое одноименного романа И. Гончарова. От природы в Обломове были и живой ум, и яркие чувства, но окружение и неправильное воспитание в семье, где все за Илюшу делали слуги, привело к тому, что Обломов не стал деятельным человеком, а навсегда остался в области беспочвенных грез и мечтаний. Превратившись в довесок к халату и дивану, Обломов и не заметил, как жизнь прошла. К сожалению, слова и выражения «мне в облом», «облом делать», «обломись» очень часто стали употребляться в нашей жизни. Не сделали мы правильных выводов из этого романа, а должны бы сделать... Проблема исторической памяти Текст (1)Помню те апрельские дни 1961 года. (2)Ошеломляющая радость, восторг... (З)Люди, высыпавшие на улицы Москвы, музыка, счастливые и растерянные лица... (4)Невероятно... немыслимо... не верится... (5)Человек в космосе! (6)Наш! (7)Майор Гагарин! (8)Ракета «Восток»! (9)Пилотируемый космический корабль! (Ю)Фантастика! (И)Здорово! (12)Здорово! (13)Здо-о-орово! (14)Ура-а-а! (15)Столица, покинувшая школы и учреждения, цеха заводов и университетские аудитории, отменившая театральные спектакли и киносеансы, буйствовала в пароксизме стихийных эмоций. (16)Может быть, впервые за все ее восемь веков, по-настоящему искренних и чистых. (17)Даже радость школяра по поводу неожиданно отмененных уроков меркла по сравнению с этим праздником, ворвавшимся в миллионы сердец. (18)А потом, через несколько дней, он прилетел в Москву. (19)Прямой репортаж из «Внуково». (20)Новенький телевизор «Старт», купленный словно специально для такого случая. (21)Тесный кружок соседей у мерцающего черно-белыми картинками экрана. (22)Вот он идет по ковровой дорожке... (23)Улыбается... (24)«А ведь симпатичный парень! » — соглашаются соседи в один голос... (25)Вот развязался шнурок... (26)Все ахают и замирают — упадет, не упадет... (27)Вот он докладывает Первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву... (28)Конечно, многого в одиннадцать лет не понять. (29)Но ведь уже прочитаны «Аэлита», и «Туманность Андромеды», и «Война миров», а потому эмоциональный шок от реального полета человека в космическое пространство осознаваем. (30)И память хранит даже не столько зрительные образы, сколько ощущения: радость, восторг, праздник. (31)Сейчас уже привыкли. (32)Впрочем, привыкли давно, с тех пор как стали выветриваться из памяти имена космонавтов, а очередной полет на орбиту или на космическую станцию перестал быть информационным событием. (ЗЗ)Да и немудрено — более 500 человек побывали там, если верить статистике. (34)Разве можно вспомнить всех! (35)Но первых помнят. (36)И погибших тоже помнят. (37)Юрий Гагарин испытывал страх перед полетом, в кабине корабля, при возвращении на Землю? (38)Разумеется, тогда, в 1961-м, мне и в голову не могли прийти подобные вопросы. (39)Самым естественным образом для мальчишки, росшего в СССР, я считал, что Юрий Гагарин был счастлив и до, и во время, и после. (40)И, конечно же, горд. (41)Причем не как-нибудь по-особенному, а исключительно законной гордостью. (42)Что же, отрочество имеет свои привилегии, в том числе и возможность быть безнаказанно глупым. (43)Теперь-то, с высоты прожитых лет, понимаю: ему было страшно. (44)Очень. (45)Ведь летел в непознанное, в черную дыру, и шансов пропасть у него было едва ли не больше, чем шансов вернуться. (46)Вряд ли это утешало или вселяло уверенность: «поддержка миллионов», «вера в мощь советской науки», «руководящая роль партии»... (47)Безусловно, были и поддержка, и вера в науку, и руководство партии. (48)Но смерть, как и рождение, — акт интимный, совершаемый в одиночестве, даже если вокруг стоят объятые горем родственники. (49)Решение рисковать жизнью с минимальными шансами не умереть принимается человеком без оглядки на «поддержку миллионов». (50)Именно в принятии такого решения и заключается величие этого улыбчивого и теперь уже вечно молодого русского парня. (51)Он сделал шаг к гибели, открыв нам новую эпоху. (52)И мы теперь небрежно пропускаем информацию об очередном полете в космос, забываем имена других космонавтов, рассматривая все это как события рядовые и обыденные. (53)Наверное, так и должно быть. (По М. Беляшу) Сочинение Когда совершается то, во что трудно поверить, всеобщему ликованию нет предела. Так произошло и с рассказчиком в тексте М. Белята. Никто не мог поверить, что полет человека в космос — это возможно, а Юрий Гагарин дока- зал, что человеку подвластны космические дали. Поэтому одиннадцатилетний ребенок ощутил такую волну чувств, что она его просто захлестнула. Но со временем рассказчик перестал так бурно реагировать на очередной полет в космос: сам он вырос, в космосе побывали более 500 космонавтов, и чудо космического полета стало привычным делом. К сожалению, со временем наши чувства притупляются, но мы не должны забывать о тех, кто преодолевал себя ради нашего будущего. Именно о проблеме исторической памяти говорится в этом тексте, и переживания автора мне очень близки. Меня тоже волнует проблема отношения человека к своему прошлому и прошлому страны. У Е.И. Носова есть замечательный рассказ «Живое пламя». В нем рассказывается о том, как один молодой журналист снимал комнату у Ольги Петровны, сын которой был летчиком и погиб во время Великой Отечественной войны. Прошло время, и тетя Оля, как называет ее рассказчик, свыклась с тяжкой потерей. Но рассказчику хотелось, чтобы эта память не угасала, и он тайком посеял маки — символ короткой, но отважной жизни. «И у людей так бывает...», — говорит героиня, глядя на цветы, потому что маки вспыхнули в ее душе зажженными факелами воспоминаний. С тех пор на клумбе у тети Оли всегда цвели маки — символ вечной памяти о сыне. Во многих городах и селах России горит Вечный огонь — символ неугасающей памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны. В этом огне каждый из нас должен видеть «...вспыхнувший танк, горящие русские хаты, горящий Смоленск и горящий Рейхстаг, горящее сердце солдата! » — как говорится в песне Владимира Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов...» Но, увы, часто молодые люди оскверняют памятники погибшим, непристойно ведут себя у Вечного огня. Это происходит потому, что мы забываем о том, что каждому из лежащих в братских могилах и под каменными плитами мы обязаны жизнью. Но надо помнить, надо ворошить прошлое, потому что без прошлого нет будущего, как говорит народная мудрость. Прошлое всегда с нами, и все, что мы собой представляем, исходит из прошлого. Мы творение прошлого, от нас зависит и то, что мы передадим в будущее. Не понимать этого и не ощущать прошлое — значит не осознавать настоящее и не иметь будущего. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 896; Нарушение авторского права страницы