Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос о церковном землевладенииСтр 1 из 17Следующая ⇒
Петровские Ведомости Русская журналистика заявила о своем существовании в 1702 г. – с момента издания «Ведомостей». До этого в России издавались рукописные предшественники газеты «Куранты» или «Вестовые письма». Внедрение в умы разумного начала. «Мнения правят миром»(Вольтер)-ложные мнения можно изменить образованием. С 1728 г. При Петербургской академии наук стали издаваться петровские ведомости. Газета транслировала государственную информации, но объективно создаваласс для народа. Учредитель – академия российских наук: четкая периодичность, постоянный формат А5. Редактор и директор академии Генрих Миллер. Газета состояла из 2 отделов: иностранные известия из европейской прессы и придворные хроники. При газете появилось сразу приложение – первый российский научнопопулярный журнал. Петровская эпоха — время величайших преобразований в области политики, экономики, науки, культуры, социальной и общественной жизни — занимает особое место в истории государства Российского, в истории русской культуры, в истории русского языка. Совершенствование государственого устройства, появление новых городов, развитие мануфактурного производства, строительство фабрик и заводов, реформа армии и флота, изменение всей жизни общества в результате расширения культурных связей с Западной Европой — все это не могло ни сказаться на развитии русского литературного языка. Законодательство петровского времени настойчиво пропагандировало идею всеобщего блага, а так же заботу о всенародной пользе. Этими лозунгами, повторяемыми в сотнях указов, внушалась мысль о государстве, в одинаковой мере заботившимся обо всем населении страны. Таким образом, многие указы петровского времени носили публицистический характер. Они не только определяли нормы, но и разъясняли необходимость их введения. Законодатель убеждал перейти к уборке хлеба косами вместо серпов на том основании, что этот способ гораздо выгоднее, что средний работник за 10 человек сработает. Ввоз сахара и шелковых товаров из-за заграницы был запрещен, это также объяснялось. Выдающимся писателем-публицистом первой четверти 18 века был Феофан Прокопович. В 1716 году он переезжает в Петербург и становится ближайшим сподвижником Петра, страстным пропагандистом преобразований. Проповеди Феофана, произнесенные с церковного места, были наполнены светским содержанием, гордостью за мощь России. Художественное мастерство и острую политическую направленность пера Прокоповича Петр широко использовал, поручив ему сочинение таких важных законодательных актов, как Духовные регламенты, Правда воли монаршей. В своих произведениях дал идеологическое обоснование абсолютистской власти в России. Одним из первых в русской литературе создал образ Петра: строителя Петербурга, героя Полтавской битвы, «работника». Петровские начинания он пропагандировал в проповедях, они носят светский характер, очень гражданственны и патриотичны. - основные идеи сводятся к следующему: чем Россия была до Петра и чем стала. Прокопович утверждал в проповедях концепцию: «Государь – верховный судия в делах мирских и духовных». 1) Идея первенства светской власти над церковной нашла отражение в «Духовном регламенте» (1719). 2) Идея неограниченной царской власти проводилась в «Слове о власти и чести царской» (1718) и в «Правде воли Монаршей» (1722)(царская власть «от бога устроена и мечом вооружена») 3) прославлялись военные успехи России («Слово похвальное о баталии Полтавской», 1717; «Слово похвальное о флоте российском», 1720 и пр.). - Феофан произнес: «Слово на погребение Петра Великого» (1725), в котором были подведены итоги деятельности Петра I; искренняя и глубокая скорбь сочеталась в нем с гордостью за Россию и призывом к продолжению «дел Петровых». Для стиля «слов» Прокоповича характерен эклектизм: обилие иностранной лексики, украинизмов, соседство церковнославянизмов и просторечных форм, влияние латинского синтаксиса. - резкое обличение церковников в «Слове о власти и чести царской» (1718), сатирические образы церковников, уподобление церковника саранче, критика старых порядков, слепой веры в бога и в писания «отцов церкви» в «Духовном регламент, или уставе Духовной коллегии» (1721) Яворский Стефан - русский и украинский консервативный церковный деятель и публицист, проповедник, президент Славяно-греко-латинской академии (1701). Будучи противником преобразований Петра I, Я. в своих проповедях в иносказат. форме выступал против подчинения церкви светским властям. Эти идеи нашли отражение в трактате Я. " Камень веры" (написан в 1718, опубл. в 1728). Ка́ мень ве́ ры— полемическое произведение митрополита Стефана Яворского, направленное против протестантской проповеди в России. Книга в первую очередь рассчитана на православных, склоняющихся к протестантству. Митрополит Стефан рассматривает догматы, оспариваемые в то время протестантами. Стефан защищает иконы на том основании, что они святы не вещественно, а образно. В отличие от идолов иконы не являются телом Бога. Они служат нам напоминанием о библейских событиях. Впрочем, Стефан признает, что крайними иконоборцами являются лишь кальвинисты. Лютеране «приемлют некоторые иконы» (Распятие, Тайная Вечеря), но не поклоняются им. Вместе с тем Стефан замечает, что не всякий образ Бога достоин поклонения. Так на Шестом Вселенском соборе было запрещено изображать Христа в виде агнца. При этом Стефан полагает, что поклонение иудеев Медному змею (от Моисея до Езекии) было благочестивым. -Стефан отвергает протестантскую экклезиологию, доказывая, что церковь не могла превратиться в Вавилонскую блудницу, несмотря на то что Древний Израиль многократно отходил от Бога. Для описания богослужения Стефан использует слово «латрия», а характерную практику поминовения усопших он именует «агиомнисией». -Особо Стефан критикует старообрядцев («раскольников») за почитание восьмиконечного креста, замечая, что крест и без табличек и подножия является крестом, а также, что во время крестного знамения христиане полагают на себе знамение четырёхконечного креста. -Оспаривая протестантские мнения, Стефан обильно черпает доводы из католической системы, хотя и отвергает некоторые католические догматы (например, чистилище). Католические элемент вошёл в статьи об оправдании, о благих делах («для спасения требуются добрые дела так же, как и добрая вера»), о сверхдолжных заслугах, об евхаристии как жертве, о наказании еретиков. -Сначала отношения между Петром I и митрополитом Стефаном были очень хорошими. 17 мая 1712 года митрополит Стефан произнес проповедь, которая «не могла, конечно, понравиться Петру. В ней Стефан критиковал, прежде всего, создание института так называемых фискалов, которые были контролерами со стороны светской власти по делам духовного суда. Это было первым актом серьезного и открытого сопротивления правительству, совершенным публично, перед лицом собравшегося в церкви народа. Стефан позволил себе также крайне резкие замечания относительно внутреннего состояния государства, которое «в кровавых бурях волнуется». -Окончательно испортились отношения после дела о еретике Дмитрии Тверитинове. В 1713 г. началось дело Тверитинова и других, увлекавшихся лютеранством. Стефан приложил все свои силы, чтобы изобличить их и тем косвенно обвинить и самого царя, потворствовавшего лютеранам. Это дело (см. Тверетинов) ясно обнаружило диаметральную противоположность тенденций Петра и Стефана и произвело окончательный разлад между ними. Стефан выказал явно пристрастное и нетерпимое отношение к обвиняемым. Пока шел суд над еретиками, он писал обширное сочинение против лютеран: " Камень веры, православным церкви святые сыном - на утверждение и духовное созидание, пресмыкающимся же о камень претыкание и соблазна - на восстание и исправление". - Но, тем не менее, постоянные доносы и разбирательства следовали одно за другим. Они подтачивали здоровье митрополита Стефана. Когда под давлением Петра было упразднено патриаршество, он был практически устранен от дел и являлся только номинальным Президентом Синода. «Стефан с этого момента переключил свою полемическую энергию в написание своего объемистого сочинения «Камень веры», подарившего Русской Церкви полемический аппарат для опровержения протестантства. Конечно, Стефану вовремя было сказано, что такое сочинение, вредное для государства, нуждавшегося в привлечении иностранцев, не будет напечатано. При жизни своей Стефан и не увидел его в печати. Полтора десятка лет «Камень веры» пролежал в рукописи на попечении иерархов-консерваторов. Стефан из чужака постепенно превратился в столпа старомосковской ортодоксии». «Камень веры» для противников Феофана был чем-то вроде знамени, около которого и сосредоточилась борьба богословских направлений. На него же {«Камень веры» — авт.) обратили внимание и заграничные богословы, рассчитывавшие на привлечение России к своим вероисповеданиям. Письма из Франции В 1777-1778 гг. Фонвизин путешествовал по Европе и довольно долго пробыл во Франции. Там уже назревал революционный взрыв. Буржуазия шла на штурм власти. Феодализм разваливался на глазах. И вот, Франция произвела на Фонвизина тягостное впечатление. Он видел явственно приближение крушения старого режима, он видел торжество Вольтера – грандиозную демонстрацию, устроенную великому врагу деспотизма и фанатизма французским народом; но он не был охвачен пафосом грядущих побед буржуазии, он брюзжал, его раздражало то, что было в стране началом обновления, тем более, что он не мог горевать и о прошлом, во Франции он увидел остатки той же тирании, которою он ненавидел в России. И рабство феодальной Франции прошлого, и капитализация «свободной» Франции прошлого, и каритализация «свободной» Франции будущего вызывают его негодование. Он высмеивает аппарат высасывания из страны налогов, произвол, неправосудие, разврат власти и «высшего общества» старого порядка. Но с удивительной зоркостью видит он и ложь буржуазных «свобод» при сохранении власти денег. «Первое право каждого француза есть вольность; но истинное настоящее его состояние есть рабство; ибо бедный человек не может снискивать своего пропитания иначе, как рабскою работою; а если захочет пользоваться драгоценною своею вольностью, то должен будет умереть с голоду. Словом, – вольность есть пустое имя, и право сильного остается правом превыше всех законов», – писал Фонвизин из Франции П.И. Панину. Ряд писем к брату его начальника и учителя, обширных писем-очерков, тщательно литературно обработанных, был плодом путешествия Фонвизина за границу; это были письма, предназначенные играть роль публицистических статей, известных читателю в списках своего рода подспудной журналистики панинского круга. Белинский писал, что эти письма «по своему содержанию несравненно дельнее и важнее «Писем русского путешественника» (Карамзина): читая их, вы чувствуете уже начало Французской революции в этой страшной картине французского общества, так мастерски нарисованной нашим путешественником». Фонвизин и во Франции остается врагом церковного фанатизма, церкви. Он пишет: «Попы, имея в руках своих воспитание, вселяют в людей, с одной стороны, рабскую привязанность к химерам, выгодным для духовенства, а с другой – сильное отвращение к здравому рассудку». Но он против атеизма, против освободительной проповеди революционных мыслителей. «Впрочем, те, кои преуспели как-нибудь свергнуть с себя иго суеверия, почти все попали в другую крайность и заразились новою философией. Редкого встречаю, в ком бы не приметна была которая-нибудь из двух крайностей – или рабство или наглость разума». О философах, идеологах и вождях передовой буржуазии Фонвизин пишет с озлоблением. «Д'Аламберты, Дидероты – в своем роде такие же шарлатаны, каких видел я всякий день на бульваре; все они народ обманывают за деньги, и разница между шарлатаном и философом только та, что последний к сребролюбию присоединяет беспримерное тщеславие». Или в другом месте:
«Из всех ученых удивил меня Д'Аламберт. Я воображал лицо важное, почтенное, а нашел премизерную фигуру и преподленькую физиономию». И вот вывод из наблюдений над жизнью передовой страны, из изучений ее литературы, ее быта: «Славны бубны за горами, – вот прямая истина» (Письмо к сестре). Фонвизина интересует Франция не только и не столько сама по себе, сколько потому, что он надеется, изучив ее, лучше понять пути России. Во имя своей родины он мыслит и творит. Горячая любовь к ней заставляет его искать лекарств от язв, разъедающих ее. И вот он убедился в том, что путь Франции не дает счастья народу, здоровья государству. Для России он хочет большего, чем развитие капитализма; чего именно он хочет – он и сам ясно не представляет себе. Но он знает, что в России плохо, и знает, что именно в России прежде всего плохо: рабство и самодержавно-чиновничья деспотия. Пока и то и другое существует, он задыхается на родине и мечется в поисках освобождения. При этом, – хотя Фонвизин бранил французских просветителей, – он вовсе не был чужд их учений. В основе его концепции идеального государства, и в частности идеальной России, лежит учение Монтескье. Но только если сам Монтескье, рисуя различные типы государственного устройства, готов предпочесть буржуазную демократию с движущим принципом ее, «добродетелью», Фонвизин избирает другой идеал – аристократическую ограниченную монархию, движущая пружина которой, по Монтескье, – честь. Дальше Монтескье и его умеренных интерпретаторов (Бильфельда, Юсти) Фонвизин не пошел. Революционно-демократическое политическое мировоззрение Руссо или Мабли ему чуждо. Но всеми силами своей души он ненавидел деспотию, неограниченное «беззаконное» самодержавие, ненавидел вместе с Монтескье и с его гораздо более радикальными учениками. Деспотия – это было правительство Екатерины II, правительство Потемкина. «Царь, коего самовластие ничем не ограничено» – первый враг Фонвизина. «Фундаментальные законы» (по Монтескье), конституция – первое его требование. В одном из его переводов читаем: «Человек рожден свободным, никогда не покорялся прихотям государским» («Похвальное слово Марку Аврелию» Тома). Фонвизин боролся за свои политические идеалы и словом и делом. Никита Панин и его «партия» вели большую игру. Попытки легально добиться от Екатерины II реформ – ограничения крепостного права и введения законов, ограничивающих деспотию, – ни к чему не привели; «партия» перешла к борьбе методом заговора. Н. Панин втягивал в свои планы своего воспитанника, наследника престола – Павла Петровича. Фонвизин кипел в этом котле, подготовлял взрыв. Потемкин, ставший с 1774 г. властителем страны, решил исподволь расправиться с дворянским либерализмом. Правительство собрало вокруг себя силы помещичьей реакции, мелкопоместную шляхту, «верных подданных», рабовладельцев, реконструировало свой бюрократически-полицейский аппарат, возглавленный кучкой вельмож, магнатов земли и крепостной промышленности, грабителей в лентах и звездах. Особенно обострилась борьба Фонвизина в литературе в 1782-1783 гг. Правительство громило дворянских либералов. В 1782 г. Н. Панин принужден был покинуть свой пост, отойти от открытой политической деятельности. В следующем году он умер. Перед его смертью Фонвизин написал по его «мыслям» его политическое завещание, сильный обвинительный акт против русского самодержавия, против правительства Екатерины и Потемкина. Публицистика декабристов Декабристы были революционерами по своей программе и тактике: выдвинув два требования – отмену крепостного права и уничтожение самодержавия, они рассчитывали добиться этого через вооруженное восстание. 14 декабря 1825 г. В России с 1816 г. создаются тайные политические организации: Союз спасения (1816–1817), Союз благоденствия (1818–1821), Южное общество (1821 – начало 1826), Северное общество (1821–1825), Общество соединенных славян (1823–1825). Одновременно декабристы усиливают свое участие в легальных литературных организациях, стремясь придать им желаемое направление. Прежде всего в сферу влияния декабристов попало литературное общество «Арзамас», куда в 1817 г. вошли три видные деятеля движения – Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов и H.M. Муравьев. В 1818 г. в Петербурге возникает тайная литературная организация «Зеленая лампа», которой руководит Союз благоденствия; членами «Зеленой лампы» были декабристы Ф.Н. Глинка, С.П. Трубецкой, Я.Н. Толстой и другие, входили в нее также Пушкин, Гнедич, Дельвиг. Из всех литературных организаций наибольшее значение имело Вольное общество любителей российской словесности, существовавшее в 1816–1825 гг. Общество было периферийной декабристской организацией и руководилось сначала Союзом благоденствия, а позже Северным обществом. Членами Общества были К. Рылеев, А. и Н. Бестужевы, А. Корнилович, В. Кюхельбекер, Н. Тургенев, а также О. Сомов, П. Вяземский и другие передовые литераторы и критики. Декабристы создавали агитационные произведения, которые нелегально распространяли среди солдат. В 1818 г. строжайше запрещаются какие бы то ни было упоминания о крепостном праве; цензорам предписывается зорко следить за тем, чтобы в печать не проникало «никаких мыслей и правил, нетерпимых нынче правительством». В том же году Голицын ограничил выдачу разрешений на издание журналов: издателем мог выступить только человек, вполне благонамеренный и имеющий известность в ученых кругах, причем вопрос о новом периодическом издании решал сам министр. С декабристами были связаны журналы: «Сын отечества» (1816–1825), «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818–1825), «Невский зритель» (1820–1821) и альманахи: «Полярная звезда» (1823–1825), «Мнемозина» (1824–1825) и « Русская старина» (1825). Петербургский альманах «Полярная звезда» – одно из самых интересных периодических изданий первой четверти XIX в. Его выпускали А.А. Бестужев и К.Ф. Рылеев; вышло три книжки – на 1823, 1824 и 1825 гг «Полярная звезда» – это не столько литературно-художественный, сколько общественно-политический альманах. К сотрудничеству в «Полярной звезде» издатели привлекли лучшие литературные силы – Пушкина, Грибоедова, Ф. Глинку, Кюхельбекера, Д. Давыдова, Вяземского, Сомова. Но самым замечательным изданием декабристов стал альманах " Полярная звезда", выходивший в 1823 - 1825 годах. Открывался журнал годовым обзорами Бестужева. Вышло всего три книжки альманаха. «Мнемозина» была создана в 1824 г. как трехмесячный сборник, но последняя книжка ее запоздала и вышла уже в следующем году. Инициатива издания «Мнемозины» принадлежала К.В. Кюхельбекеру, «Мнемозина» только названием и периодичностью напоминала альманах. В действительности же это был настоящий журнал и по составу и по характеру материалов. В «Мнемозине» имелись отделы: «Философия», «Военная история», «Изящная проза», «Стихотворения», «Путешествия», «Критика и антикритика», «Смесь». Исторический и одновременно литературный альманах «Русская старина. Карманная книжка для любителей и любительниц отечественного» издавалась декабристом А.О. Корниловичем; вышла всего одна книжка – на 1825 г. Кондратий Федорович Рылеев, печатавший в альманахе " Полярная звезда" свои " Думы", наполненные высокими патриотическими чувствами, для нелегально распространявшихся листовок писал агитационные солдатские песни. Еще в 1820 году получили распространение прокламации, в которых государь был назван угнетателем Отечества, а дворяне - тиранами. И выдвигалось требование заменить " вредную царскую власть выборами". В поддержку прокламаций декабристы выпустили специальные солдатские разговорники. Один из них был написан Н.М.Муравьевым и назывался " Любопытный разговор", а другой - " Православный катехизис" С.И.Муравьева-Апостола. Никита Михайлович Муравьев задумал в элементарно-доступной форме подготовить солдат к выступлению против царя. Для этого он и написал свое произведшие в вопросно-ответном жанре разговорника. Детские, наивные вопросы тут же получали такие же детские ответы. " Что есть свобода? " - " Жизнь по воле." - " Стало быть, все люди должны быть свободными? " - " Без сомнения". - " А все ли люди свободны? " - " Нет. Малое число поработило большее". - " Почему же малое число поработило большее? " - " Одним пришла несправедливая мысль господствовать, а другим подлая мысль отказаться от природных прав человеческих". Логика мысли убеждала в верности ответов. И подсказывала как надо действовать, чтобы вернуть справедливость. Но ведь известно, что всякая власть - от Бога. Значит, если восстать против царя, значит нарушить волю Бога. Эту логику простого народа нельзя было не учитывать. И Сергей Иванович с примечательной двойной фамилией Муравьев-Апостол по образцу религиозной литературы создает " Православный катехизис". Дело в том, что при подготовке к принятию Святого Крещения ведутся занятия по основам веры. Для этого существуют специальные религиозные разговорники. Вопросно-ответная форма, как мы уже видели, очень удобна для убеждения. " Для чего Бог создал человека? " - " Для того, чтобы он в Него веровал, был свободен и счастлив". Похоже на " Любопытный разговор", не так ли? Однако, если Н.М.Муравьев не решился идти дальше требований конституционной монархии, то С.И.Муравьев-Апостол призывает к полному уничтожению самодержавия: " Что же, наконец, подобает делать христолюбивому российскому воинству? " - " Ополчиться всем вместе против тиранства и восстановить веру и свободу в России. А кто отстанет, тот, яко Иуда предатель, будет анафема проклят. Аминь! " Разве устоишь против таких убеждений? Ведь страх Божий - не выступить против неправды. Явно пропагандистский характер носили и приказы генерала М.Ф.Орлова по 16-й дивизии. Будучи противником крепостнических порядков, он, в своих приказах, порицая жестокое отношение офицеров к солдатам, предупреждал их о наказаниях: за несправедливое обращение с нижними чинами. Приказы эти зачитывались перед воинским строем, и солдаты, набранные в армию из крестьян, начинали понимать свои права перед офицерами, выходцами из дворянства. Вот и представьте себе: солдат, прочитав декабристский разговорник и выучив агитационные песенки, сочиненные К.Ф.Рылеевым, вдруг осознает свое равноправие, послушав генеральский приказ, - вполне закономерно его стремление восстать против несправедливости и начать борьбу за обретение истины. Так декабристы через нелегальные формы публицистики готовили простой народ, к революционным переменам, вождями которых должны были стать подготовленные легальной журнальной деятельностью литераторы, читатели альманаха " Полярная звезда" или близких к нему по духу альманахов " Мнемозина" и " Русская старина". Декабристы создавали агитационные произведения, которые нелегально распространяли среди солдат: «Любопытный разговор» Муравьева (1822), «Православный катехизис» Муравьева-Апостола (1825), песни, которые совместно писали Рылеев и Бестужев (конец 1822 и позже). Ведя агитацию среди дворянства, декабристы распространяли политическую лирику Пушкина («Вольность», «Сказки», «К Чаадаеву», «Кинжал», «Деревня», эпиграммы на Александра I и Аракчеева) и полный рукописный текст комедии Грибоедова «Горе от ума». Целям декабристской пропаганды служила и форма катехизиса. Декабристы-публицисты учли, что этот необычный «жанр», служивший церкви для вдалбливания народу религиозных догм, благодаря своей вопросно-ответной форме дает возможность «разложить» сложные понятия на ряд простейших. Поэтому, по словам К.Ф.Рылеева, «такими сочинениями удобнее всего действовать на умы народа». Один из виднейших декабристов — Муравьев-Апостол — совместно с Бестужевым-Рюминым написал революционную прокламацию «Православный катехизис», который широко распространялся в 1825 г. во время восстания в Черниговском полку. Размноженный в довольно большом количестве экземпляров полковыми писарями, «катехизис» ходил по рукам далеко за пределами Василькова, где квартировал полк; его читали даже в Киеве. Учитывая религиозные чувства солдат, авторы прокламации искали доказательства необходимости революционного переворота не только в экономическом и политическом состоянии России, но и в христианском вероучении. Для пропаганды освободительных идей декабристы использовали не только вольные общества и рукописную литературу, но и подцензурную печать. Устав Союза благоденствия предписывал всем членам активное участие в легальных периодических изданиях. Особенностью журналистики декабристов стало то, что все свои художественные произведения, — будь то «Думы» Рылеева или критические статьи Сомова, — они наполняли публицистичностью, живым откликом на современные им политические события. «Любопытный разговор» представлен в виде интервью: Муравьёв беседует с анонимным вопрошающим человеком. Он говорит о свободе, что она значит в понимании декабристов: «Что такое свобода» - Жизнь по воле», есть отголоски конституционного права: «Ты свободен делать всё, что не вредит другому». Муравьёв считает, что «надобно добывать свободы», что нужно ввести законы и права, какие «были на Руси» («Не было самодержавных государей! »). Пушкин – очеркист «Путешествие в Арзрум…» появилось в первом томе пушкинского «Современника». В «Путешествии в Арзрум…» - оценки Пушкиным собственных произведений, «Кавказского пленника». Здесь же портреты-зарисовки замечательных деятелей русской истории - в том числе генерала Ермолова. Здесь же оценки писателей-современников - таких, как Грибоедов. некоторые сюжеты, разработанные Пушкиным в путевых записках, а затем и в «Путешествии в Арзрум…», он обрабатывает такте и в стиховой форме. Часть заметок была опубликована в 1830 году в «Литературной газете» под заглавием «Военная грузинская дорога. Извлечения из путевых записок А.С.П.». В 1835 г. Пушкин пишет «Предисловие». Пушкин, отвечая Фонтанье, заявлял, что ездил он в действующую армию не для поиска вдохновения («Искать вдохновения всегда казалось мне смешной и нелепой причудою: вдохновение не сыщешь; оно само должно найти поэта...»), и не для бесстыдного дела — писать сатиры. После такой сдержанной, но исполненной высокого чувства достоинства отповеди Пушкин завершил свое «Предисловие» следующими словами: «Вот почему решился я напечатать это предисловие и выдать свои путевые записки, как всё, что мною было написано о походе 1829 года». «Путешествие в Арзрум» было опубликовано в 1836 в первом номере журнала «Современник». Критики о произведении. Уже первые отзывы Булгарина носят оттенок неприятия: «в “Путешествии в Арзрум” < …>, нет и следа поэзии». Степанов определял главную тональность повествования в «Путешествии» как иронию, «выражающую оппозиционное отношение Пушкина к самодержавно-полицейскому режиму Николая I». Основные темы, поднятые в содержании произведения: тема судьбы декабристов, темы поэта и военной темы. Тема судьбы декабристов. Память о декабристах глубоко хранилась в душе Пушкина. Ему хотелось увидеть хотя бы одного из прежних друзей, но ехать в Сибирь было нельзя. Именно тогда Пушкин и задумывает поездку на Кавказ в Грузию. В кавказском корпусе сосланных декабристов насчитывалось до шестидесяти человек. Для всех сосланных декабристов был создан исключительно суровый режим. Рассказ о встрече с ними наполнен радостью: «Здесь увидел я нашего Вольховского, запыленного с ног до головы, обросшего бородой, изнуренного заботами. < …> Здесь увидел я и Михаила Пущина, раненного в прошлом году. < …> Многие из моих старых приятелей окружили меня. Как они переменились! Как быстро уходит время! » Написание «Путешествия в Арзрум» именно в 1835 г. можно объяснить мыслями Пушкина о декабристах. В 1836 г. исполнялось 10 лет со дня осуждения декабристов. Своим произведением Пушкин публично выступил в защиту осужденных. Тема поэта в путешествии в Арзрум. В произведении мы находим оценки Пушкиным собственных произведений, «Кавказского пленника» например. Пушкин считал нужным не только прямо заявить, что Путешественником, написавшим путевые записки, что героем «Путешествия в Арзрум» был именно он – Пушкин, известный русский поэт при всяком удобном случае, подчеркивал это: «У Пущина на столе нашел я русские журналы. Первая статья, мне попавшаяся, была разбор одного из моих сочинений. В ней всячески бранили меня и мои стихи»
А.С. Пушкин – фельетонист Кратко: Герцен – публицист Общая характеристика Герцена Он основоположник общинного социалзима. Один из самых радикальных западников. Он все равно видел свой путь, Петр 1 уничтожил и мы начинаем строить заново, а так нельзя. Не надо к топору, надо к метлам, Создал историю русского социализма. Революции в россии можно избежать потому что социалистические у крестьянина врожденные. Герцен в 47 году уехал, и в Лондоне в 53 году он открыл вольную типографию, а Не принимал прагматического отношения к литературе. Герцен много внимания на крестьянский вопрос внимания орбращал, не защищал высшие классы. Писал очень афористично. Москвитянин 43 и Ведрин 45 обе были в «Отечественных записках» Общественно-политические взгляды Аникрепостничество. Западничество. Традиционный европейский либерализм эволюционирует в сторону контрреволюции и грядущий социальный переворот должен состоять не в разрушении старых, а в создании новых форм общественной жизни, социальные преобразовнаия могут быть успешными лишь при определнном уровне созания масс и экономических предпослыках. Необходимость собственного пути развития отличного от запада. Теория русского социализма, основа народничества. В россии, где менее развит западны индивидуализм, осуществить социалистические идеи можно легче. Будщее в изменении отношений собственности на основе развития солидарности и взаимопомощи членов общества. Зародыш социализма – общинная собственность на землю у крестьян. Переустройство общества на основе свободных, организованных в общины труженников, их самоуправление. Уничтожение самодержавного строя по средстваом просвещения и демократии. Сочетание народной традиции с интеллектуальными идеями. Литературные Издает запрещенные стихи пушкина, письмо белинского гоголю, печтате записки екатерины второй дашковой. В 55 издает первый номер альманаха " Полярная звезда". На обложке изображены барельефы 5 казненых декабристов, наверху лучи солца и полярная звезда. Потом ьудет газета Колокол. Эпиграф зову живых. Герцен почти единственный опыт того, что запрещенные нелегальные издани из заграницы пользовались таким успехом. Сам император александр 2 читал колокол. Полярная звезда. Публикации письмо гоголю. Обращение к александру 2. Объявление об издании. Письма герцена своеобразны, потому что не смотря на революционные взгляды, он по-прежнему надеется на императора. Герцен не пр нмал прагматического отношения к литературе. Газета колокол. Надобность оперативного издания. К этому моменту уже много писем идет в издания герцена. К нему приезжает друг огарев. Принимают решение издавать газету. Сначала раз в месяц, с 58 2 в масяц, иногда еженедельно. Тираж до 2500, 8 полос. Зову живых шиллера. 1 этап с 57 по 61. Время наивысшего влияния в россии. В россии го овится реформа, общество активно обсуждает освобождерие крестьян. В колоколе главный вопрос крестьянский. Никогда герцен не вставал на защиту высших классов. Герцен писал афоиистично. Много писем о фактах обмана крестьян (публиковал только подтвержденную 2-3 источниками инфу). Герцен опубликовал поименный список всех погибших в Бездне (деревня) крестьян. Письмо из провинции. Автор призвал герцена " к топору зовите русь". Это до реформы. Герцен напечатал письмо со своим ответом - надо русь призывать не к топору, а к метлам. 2 эиап 62-65. Польская тема. Польша в конце 18 века утратила независмость. На территории царства польского разрешен польский язык, польские крестьяне, помещики, шляхта и даже русское дворянство было ополяченным. Имели на территории русской польши большетправ. Чем на территории пруссии и венгрии. Но поляки всегда стремились к независимости. Восстания были. В 62 году манифестация в честь событий 30летней давности (восстание при пушкине еще). Герцен увидел благодетельное дело, но быстро разочаровался в крестьянской реформе. Герцен начинает выступать в защиту поляков. Был единственным публицис ом, выступившим в дащиту польши. Особенно аметно в 63. Январь - восстание в польше. В ночь на 23 началась массовая резря русских в польше (в первую очередь резали солдат ). Влсстание быстро распространилось по польше. Шляхта, ненавидящая россию, польское духовенство. Положение русских в польше стало не безопасно. В Колоколе организовалисбор средств в пользу восставших. Русское общество было равнодушно к происходящему в польше. То, что происходило в польше, затрагивало и европейские интересы. В россии появляет публицист, который щанимает российскую позицию, европе нефиг лезть, это внутренние дела. И влияние этого публициста было велико. Это был катков. Арендовал газету и су ел создать общественное мнение. 3 этап 65-67. Тираж идет вниз до 1000. Для русской молодежи властители умов добролюбов, писарев, не герцен. Издание переносится в Женеву, прекращается связь с россией. Самое трагическое для герцена - он для либеральных друзей молодости уже революционер. Для молодежи нигилистов он тоже чужой, обломок прошлого. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы