Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Н.И. Надеждин – литературный критик.



Второй после Н. А. Полевого крупный деятель русской журналистики, вышедший не из дворянской среды, Николай Иванович Надеждин, родился в 1804 г. в семье сельского священника Рязанской губернии, учился в семинарии и в 1824 г. окончил Московскую духовную академию. Решив посвятить себя научной деятельности, Надеждин переехал в Москву. Молодому разночинцу не удалось определиться в гражданскую службу, и он вынужден был кормиться частными уроками и переводами.

Надеждин напечатал в «Вестнике Европы» несколько статей по философии и истории, ряд отзывов на литературные произведения. Громкую известность, граничащую со скандалом, Надеждину принесли острые, живые статьи-фельетоны, которые он печатал за подписью «Экс-студент Никодим Надоумко». Эти фельетоны были объединены образом автора – бывшего студента Никодима Аристарховича Надоумко, который живет уединенно в Москве, в переулке на Патриарших прудах, в бедной каморке на третьем этаже. Статьи написаны в форме разговоров Надоумко с поэтами-романтиками.

К числу наиболее нашумевших фельетонов Надеждина относятся «Литературные опасения за будущий год», «Сонмище нигилистов», рецензии на «Бал» Баратынского и «Графа Нулина» Пушкина, на «Полтаву» Пушкина и седьмую главу «Евгения Онегина».

Действительно, основной тезис критических статей-фельетонов Надеждина в «Вестнике Европы» гласит: у нас нет литературы, и происходит это потому, что современная литература романтическая, а романтизм не может служить основой истинной литературы. Надеждин направляет на борьбу с романтизмом, на остроумное, подчас довольно грубое, развенчание нелепостей модных произведений романтиков. В этом смысле выступления Надеждина оказались полезными для русской литературы: они расчищали путь реалистическому искусству. Но позиции, с которых Надеждин осуждал романтизм, были реакционными. Надеждин вменял в вину романтизму его стремление рисовать темные стороны жизни, будить в человеке чувства сомнения и тревоги. Поэт должен изображать не то, что тревожит, ожесточает человека, а то, что радует, веселит его. Критик резко нападал на Пушкина, которого не отделял от эпигонов романтизма.

Надеждин высказал очень смелую для своего времени мысль о тесной связи поэзии с жизнью, о праве поэта изображать все стороны жизни. «Где жизнь, там и поэзия», «пусть поэзия изображает нам верно то, что видит и слышит в природе», – неоднократно повторял Надеждин. Требуя «верности» изображения, Надеждин выступал против романтического субъективизма и как будто намечал пути к созданию реалистической эстетики. Но при этом, явно противореча себе, он признавал в искусстве только «светлое», «возвышенное» и «нравственное», т. е. не расширял, а сужал сферу искусства, допуская изображение жизни только с парадной («светлой») стороны. Сказав, что поэзия нового времени не будет ни классическою, ни романтическою, Надеждин, однако, не сумел точно определить, какой же она должна быть в действительности. И не сделал он этого по той причине, что не видел в тогдашней русской литературе реальных сил, которые могли бы обеспечить движение вперед. Надеждин попытался поставить литературную критику на твердую философскую основу; правда, эта основа у него, как последователя Шеллинга, была идеалистической. Он стремился понять природу художественного произведения, определить существо художественного метода. Значительно опережая своих современников, Надеждин, по словам Чернышевского, «заговорил об идее, как душе художественного создания, о художественности, как сообразности формы с идеею и т. д. и т. д.». Этим он частично подготавливал первые литературно-критические статьи Белинского. Заявив, что по самой своей природе художественное произведение должно не «доказывать», а «показывать», Надеждин начал борьбу, продолженную впоследствии Белинским, против абстрактного дидактизма и морализирования в искусстве.

Самое понимание народности Надеждин не отрывал от уваровской формулы «православие, самодержавие и народность».

Пушкин – очеркист

«Путешествие в Арзрум…» появилось в первом томе пушкинского «Современника». В «Путешествии в Арзрум…» - оценки Пушкиным собственных произведений, «Кавказского пленника». Здесь же портреты-зарисовки замечательных деятелей русской истории - в том числе генерала Ермолова. Здесь же оценки писателей-современников - таких, как Грибоедов. некоторые сюжеты, разработанные Пушкиным в путевых записках, а затем и в «Путешествии в Арзрум…», он обрабатывает такте и в стиховой форме.

Часть заметок была опубликована в 1830 году в «Литературной газете» под заглавием «Военная грузинская дорога. Извлечения из путевых записок А.С.П.». В 1835 г. Пушкин пишет «Предисловие». Пушкин, отвечая Фонтанье, заявлял, что ездил он в действующую армию не для поиска вдохновения («Искать вдохновения всегда казалось мне смешной и нелепой причудою: вдохновение не сыщешь; оно само должно найти поэта...»), и не для бесстыдного дела — писать сатиры. После такой сдержанной, но исполненной высокого чувства достоинства отповеди Пушкин завершил свое «Предисловие» следующими словами: «Вот почему решился я напечатать это предисловие и выдать свои путевые записки, как всё, что мною было написано о походе 1829 года». «Путешествие в Арзрум» было опубликовано в 1836 в первом номере журнала «Современник». Критики о произведении. Уже первые отзывы Булгарина носят оттенок неприятия: «в “Путешествии в Арзрум” < …>, нет и следа поэзии». Степанов определял главную тональность повествования в «Путешествии» как иронию, «выражающую оппозиционное отношение Пушкина к самодержавно-полицейскому режиму Николая I». Основные темы, поднятые в содержании произведения: тема судьбы декабристов, темы поэта и военной темы. Тема судьбы декабристов. Память о декабристах глубоко хранилась в душе Пушкина. Ему хотелось увидеть хотя бы одного из прежних друзей, но ехать в Сибирь было нельзя. Именно тогда Пушкин и задумывает поездку на Кавказ в Грузию. В кавказском корпусе сосланных декабристов насчитывалось до шестидесяти человек. Для всех сосланных декабристов был создан исключительно суровый режим. Рассказ о встрече с ними наполнен радостью: «Здесь увидел я нашего Вольховского, запыленного с ног до головы, обросшего бородой, изнуренного заботами. < …> Здесь увидел я и Михаила Пущина, раненного в прошлом году. < …> Многие из моих старых приятелей окружили меня. Как они переменились! Как быстро уходит время! » Написание «Путешествия в Арзрум» именно в 1835 г. можно объяснить мыслями Пушкина о декабристах. В 1836 г. исполнялось 10 лет со дня осуждения декабристов. Своим произведением Пушкин публично выступил в защиту осужденных. Тема поэта в путешествии в Арзрум. В произведении мы находим оценки Пушкиным собственных произведений, «Кавказского пленника» например. Пушкин считал нужным не только прямо заявить, что Путешественником, написавшим путевые записки, что героем «Путешествия в Арзрум» был именно он – Пушкин, известный русский поэт при всяком удобном случае, подчеркивал это: «У Пущина на столе нашел я русские журналы. Первая статья, мне попавшаяся, была разбор одного из моих сочинений. В ней всячески бранили меня и мои стихи»
Все эти упоминания о себе не случайны, они носят принципиальный характер – Пушкину важно было, чтобы читатель хорошо знал: автор и повествователь – одно лицо, написал «Путешествие в Арзрум» поэт Пушкин, который со специальной целью ездил на Кавказ в действующую армию. Тема поэта и ощущение трагичности его положения в условиях России того времени получают свое сюжетное развитие в эпизоде встречи с телом убитого Грибоедова.Грибоедов и декабристы – вот та мысль, которая красной нитью проходит через некролог Пушкина. Военная тема в «Путешествии в Арзрум». В тексте он не раз подчеркивает нежелание давать какие-либо стратегические оценки плану кампании: «Чуждый военному искусству, я не подозревал, что участь похода решается в эту минуту». Пушкин не дает никаких характеристик планам или анализа военных действий. В «Путешествии в Арзрум» Пушкин не пытается быть предельно точным документалистом, он, прежде всего, художник, который скупыми короткими фразами описывает ход одной из многочисленных операций. Особенности композиции. Уже с первых страниц внимание автора привлекают горы. В последних абзацах «Путешествия» Пушкин снова возвращается к этому образу. «Путешествие в Арзрум» состоит из 5 глав, каждая из которых представляет собой вполне законченный отрывок со своей композицией. В то же время каждая отдельная глава связана с одной из основных тем, поднятых в произведении (тема декабристов, тема поэта, военная тема). ЖАНР и приемы. «Путешествие» написано в свободном жанре и свободной форме: это и путевые заметки, и род воспоминаний, и размышления на разные темы. Это приводит к тому, что признаки разных стилей переплетаются. В «Путешествии в Арзрум» изобразительно-выразительные средства Пушкин использует по минимуму. К эпитетам автор прибегает в основном при описании пейзажа. Другой прием — олицетворение. К сравнению в тексте Пушкин обращается довольно часто.

 

А.С. Пушкин – фельетонист

Кратко:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2488; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь