Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Публицистика периода Войны 1812 года.



История русской публицистики 1812 - 1814 годов знаменита и тем, что часто произведения, оказывавшие глубокое воздействие на современников, переиздавались отдельными брошюрами. И конечно же в течение короткого срока расходились огромными тиражами. В основном это были статьи из " Сына Отечества". Они переводились на французский, английский и немецкий языки для иноземных читателей и пользовались у них огромным успехом.

Самым знаменитым среди них стал очерк З.Пфуля " Отступление французов", первоначально увидевший свет в начале января 1813 года в первых двух книжках " Сына Отечества". Потом он был напечатан в Германии, Италии, Англии, Польше, Швеции, Голландии и других странах Западной Европы.

Трудно сказать, почему он стал так популярен. Возможно потому, что это был первый в русской публицистике общий очерк отечественной войны 1812 года. До него выходили статьи и публицистические выступления лишь об отдельных военных эпизодах. И только " Отступление французов" решается дать целостное описание контрнаступления русской армии и последоватьно раскрыть руководящую роль М.И.Кутузова в Отечественной войне начиная от Бородина и до изгнания " Великой армии" за пределы России.

В Петербурге – столице империи – рождались проекты нового развития России. Их опорной точкой стала тема народного героизма, на базе которой развивались более радикальные идеи. Примером такого расширения смысла можно считать статью Ф. Глинки «Рассуждения о необходимости иметь историю Отечественной войны в 1812 году» (СО, 1816, №4), где автор подчеркивал обязанность историков отразить победу в войне как результат совокупных усилий всего народа. Другим направлением публицистики была тема народа и власти, с программными статьями по ней выступил профессор Царскосельского лицея Куницын. Одна из них анализировала взаимосвязь экономики государства с правовым и материальным положением крестьян, другая была посвящена конституции как институту ограничения привилегий одних и охраны прав других социальных слоев. Статьи Куницына были написаны под сильным влиянием Н.И. Тургенева, петербургского аристократа и мецената, исповедовавшего радикальные идеи. Еще одним признаком оппозиционности журнала являлась его ориентация на романтизм как эстетику, декларировавшую свободу личности, призыв к избавлению от культа условностей. Все ведущие романтики, «родившиеся на брегах Невы», были постоянными авторами журнала: А. Грибоедов, А. Дельвиг, П. Катенин, В. Кюхельбекер, П. Плетнев, будущий ректор Петербургского университета, и А.С. Пушкин.

Александр Петрович Куницын - русский правовед, социальный мыслитель. Происходил из семьи священнослужителя. Окончил Петербургский педагогический институт. С 1811 преподавал правоведение в Царскосельском лицее, где оказал влияние на формирование взглядов А.С.Пушкина и будущих декабристов. Взгляды -Куницын выступал против экономического равенства. Разделяя всех граждан на «свободных» («владельцев» частной собственностью) и «несвободных жителей», считал, что последние не могут иметь политических прав. Фактически Куницын был противником демократической республики и всеобщего политического равенства. Теоретически признавая превосходство конституционной монархии над самодержавием, выступал против тирании и республики, против революции, принимая только постепенные, мирные пути развития и совершенствования общества. Умеренная критика Куницыным крепостного права сводилась к указанию на нравственное зло и экономическую невыгодность подневольного труда. Публицистика - Куницын стал активным публицистом «Сына отечества» Н. Греча еще во время Отечественной войны. Его патриотические статьи были заметным явлением в публицистике того времени.

«Послание к Русским» - пронизано духом патриотизма. Куницын доказывает, что война России с Францией справедливая, так как ведется за сохранение национальной независимости страны. Поход на Россию затеян не в интересах французского народа, это авантюра Наполеона. Наполеон характеризуется как тиран, зверь в образе человека. Французы не могут победить, так как они «проливают кровь свою за дело их тирана»; победят русские, потому что они борются за свободу отечества. Статья Куницына содержит призыв к согражданам быть мужественными, смело отстаивать независимость и свободу родины, даже если ради этого придется погибнуть. «Умрем свободными в свободном отечестве». Многие поняли это как призыв к борьбе против Александра I «Замечания на нынешнюю войну» - патриотическая статья. В начале текста Куницын оправдывает действия Кутузова, «который сожалел о взятии столицы неприятелем, но не хотел подвергнуть русской армии невыгодному сражению». Взятие Москвы Наполеоном – «высокопарная сказка». Благодаря тактическим ходам русского полководца «Наполеон в самой Москве сделался неопасным для русских». При описании действий Кутузова используется оксюморон «трудолюбивое бездействие». Своей видимой пассивностью Кутузов «поворотил французов к себе тылом, дабы удобнее наносить им удары» Стиль Куницына – ораторская проза, много восклицаний, образность речи. Куницын – мастер метафор.

Наибольшее развитие тема конституции получила в статье близкого к декабристским кругам ученого, профессора Царскосельского лицея Куницына, которому Пушкин посвятил восторженные строки: «Куницыну дань сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень...» Куницын стал активным публицистом «Сына отечества» еще во время Отечественной войны. Его патриотические статьи были заметным явлением в публицистике того времени. Вновь имя Куницына замелькало на страницах журнала с 1818 г., когда появилась в журнале его статья «О конституции». Может быть, эта статья не была бы написана, если бы император Александр I, выступая в польском сейме в 1818 г., не произнес демагогической речи, из которой в России сде-лали вывод, что царь хочет ввести конституционное правление. В печати разгорелись споры на эту тему. И в момент, когда реакционеры обрушились на конституционный способ государственного устройства, связывая установление конституционного строя с бедствиями Франции прошедшей четверти века, в защиту конституции поднял голос Куницын.

Публицистика декабристов

Декабристы были революционерами по своей программе и тактике: выдвинув два требования – отмену крепостного права и уничтожение самодержавия, они рассчитывали добиться этого через вооруженное восстание. 14 декабря 1825 г. В России с 1816 г. создаются тайные политические организации: Союз спасения (1816–1817), Союз благоденствия (1818–1821), Южное общество (1821 – начало 1826), Северное общество (1821–1825), Общество соединенных славян (1823–1825). Одновременно декабристы усиливают свое участие в легальных литературных организациях, стремясь придать им желаемое направление. Прежде всего в сферу влияния декабристов попало литературное общество «Арзамас», куда в 1817 г. вошли три видные деятеля движения – Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов и H.M. Муравьев.

В 1818 г. в Петербурге возникает тайная литературная организация «Зеленая лампа», которой руководит Союз благоденствия; членами «Зеленой лампы» были декабристы Ф.Н. Глинка, С.П. Трубецкой, Я.Н. Толстой и другие, входили в нее также Пушкин, Гнедич, Дельвиг.

Из всех литературных организаций наибольшее значение имело Вольное общество любителей российской словесности, существовавшее в 1816–1825 гг. Общество было периферийной декабристской организацией и руководилось сначала Союзом благоденствия, а позже Северным обществом. Членами Общества были К. Рылеев, А. и Н. Бестужевы, А. Корнилович, В. Кюхельбекер, Н. Тургенев, а также О. Сомов, П. Вяземский и другие передовые литераторы и критики. Декабристы создавали агитационные произведения, которые нелегально распространяли среди солдат. В 1818 г. строжайше запрещаются какие бы то ни было упоминания о крепостном праве; цензорам предписывается зорко следить за тем, чтобы в печать не проникало «никаких мыслей и правил, нетерпимых нынче правительством». В том же году Голицын ограничил выдачу разрешений на издание журналов: издателем мог выступить только человек, вполне благонамеренный и имеющий известность в ученых кругах, причем вопрос о новом периодическом издании решал сам министр.

С декабристами были связаны журналы: «Сын отечества» (1816–1825), «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818–1825), «Невский зритель» (1820–1821) и альманахи: «Полярная звезда» (1823–1825), «Мнемозина» (1824–1825) и « Русская старина» (1825).

Петербургский альманах «Полярная звезда» – одно из самых интересных периодических изданий первой четверти XIX в. Его выпускали А.А. Бестужев и К.Ф. Рылеев; вышло три книжки – на 1823, 1824 и 1825 гг «Полярная звезда» – это не столько литературно-художественный, сколько общественно-политический альманах. К сотрудничеству в «Полярной звезде» издатели привлекли лучшие литературные силы – Пушкина, Грибоедова, Ф. Глинку, Кюхельбекера, Д. Давыдова, Вяземского, Сомова.

Но самым замечательным изданием декабристов стал альманах " Полярная звезда", выходивший в 1823 - 1825 годах. Открывался журнал годовым обзорами Бестужева. Вышло всего три книжки альманаха. «Мнемозина» была создана в 1824 г. как трехмесячный сборник, но последняя книжка ее запоздала и вышла уже в следующем году. Инициатива издания «Мнемозины» принадлежала К.В. Кюхельбекеру, «Мнемозина» только названием и периодичностью напоминала альманах. В действительности же это был настоящий журнал и по составу и по характеру материалов. В «Мнемозине» имелись отделы: «Философия», «Военная история», «Изящная проза», «Стихотворения», «Путешествия», «Критика и антикритика», «Смесь». Исторический и одновременно литературный альманах «Русская старина. Карманная книжка для любителей и любительниц отечественного» издавалась декабристом А.О. Корниловичем; вышла всего одна книжка – на 1825 г.

Кондратий Федорович Рылеев, печатавший в альманахе " Полярная звезда" свои " Думы", наполненные высокими патриотическими чувствами, для нелегально распространявшихся листовок писал агитационные солдатские песни.

Еще в 1820 году получили распространение прокламации, в которых государь был назван угнетателем Отечества, а дворяне - тиранами. И выдвигалось требование заменить " вредную царскую власть выборами". В поддержку прокламаций декабристы выпустили специальные солдатские разговорники. Один из них был написан Н.М.Муравьевым и назывался " Любопытный разговор", а другой - " Православный катехизис" С.И.Муравьева-Апостола.

Никита Михайлович Муравьев задумал в элементарно-доступной форме подготовить солдат к выступлению против царя. Для этого он и написал свое произведшие в вопросно-ответном жанре разговорника. Детские, наивные вопросы тут же получали такие же детские ответы.

" Что есть свобода? " - " Жизнь по воле." - " Стало быть, все люди должны быть свободными? " - " Без сомнения". - " А все ли люди свободны? " - " Нет. Малое число поработило большее". - " Почему же малое число поработило большее? " - " Одним пришла несправедливая мысль господствовать, а другим подлая мысль отказаться от природных прав человеческих".

Логика мысли убеждала в верности ответов. И подсказывала как надо действовать, чтобы вернуть справедливость.

Но ведь известно, что всякая власть - от Бога. Значит, если восстать против царя, значит нарушить волю Бога. Эту логику простого народа нельзя было не учитывать. И Сергей Иванович с примечательной двойной фамилией Муравьев-Апостол по образцу религиозной литературы создает " Православный катехизис". Дело в том, что при подготовке к принятию Святого Крещения ведутся занятия по основам веры. Для этого существуют специальные религиозные разговорники. Вопросно-ответная форма, как мы уже видели, очень удобна для убеждения.

" Для чего Бог создал человека? " - " Для того, чтобы он в Него веровал, был свободен и счастлив".

Похоже на " Любопытный разговор", не так ли? Однако, если Н.М.Муравьев не решился идти дальше требований конституционной монархии, то С.И.Муравьев-Апостол призывает к полному уничтожению самодержавия: " Что же, наконец, подобает делать христолюбивому российскому воинству? " - " Ополчиться всем вместе против тиранства и восстановить веру и свободу в России. А кто отстанет, тот, яко Иуда предатель, будет анафема проклят. Аминь! "

Разве устоишь против таких убеждений? Ведь страх Божий - не выступить против неправды.

Явно пропагандистский характер носили и приказы генерала М.Ф.Орлова по 16-й дивизии. Будучи противником крепостнических порядков, он, в своих приказах, порицая жестокое отношение офицеров к солдатам, предупреждал их о наказаниях: за несправедливое обращение с нижними чинами. Приказы эти зачитывались перед воинским строем, и солдаты, набранные в армию из крестьян, начинали понимать свои права перед офицерами, выходцами из дворянства.

Вот и представьте себе: солдат, прочитав декабристский разговорник и выучив агитационные песенки, сочиненные К.Ф.Рылеевым, вдруг осознает свое равноправие, послушав генеральский приказ, - вполне закономерно его стремление восстать против несправедливости и начать борьбу за обретение истины.

Так декабристы через нелегальные формы публицистики готовили простой народ, к революционным переменам, вождями которых должны были стать подготовленные легальной журнальной деятельностью литераторы, читатели альманаха " Полярная звезда" или близких к нему по духу альманахов " Мнемозина" и " Русская старина".

Декабристы создавали агитационные произведения, которые нелегально распространяли среди солдат: «Любопытный разговор» Муравьева (1822), «Православный катехизис» Муравьева-Апостола (1825), песни, которые совместно писали Рылеев и Бестужев (конец 1822 и позже). Ведя агитацию среди дворянства, декабристы распространяли политическую лирику Пушкина («Вольность», «Сказки», «К Чаадаеву», «Кинжал», «Деревня», эпиграммы на Александра I и Аракчеева) и полный рукописный текст комедии Грибоедова «Горе от ума». Целям декабристской пропаганды служила и форма катехизиса. Декабристы-публицисты учли, что этот необычный «жанр», служивший церкви для вдалбливания народу религиозных догм, благодаря своей вопросно-ответной форме дает возможность «разложить» сложные понятия на ряд простейших. Поэтому, по словам К.Ф.Рылеева, «такими сочинениями удобнее всего действовать на умы народа». Один из виднейших декабристов — Муравьев-Апостол — совместно с Бестужевым-Рюминым написал революционную прокламацию «Православный катехизис», который широко распространялся в 1825 г. во время восстания в Черниговском полку. Размноженный в довольно большом количестве экземпляров полковыми писарями, «катехизис» ходил по рукам далеко за пределами Василькова, где квартировал полк; его читали даже в Киеве. Учитывая религиозные чувства солдат, авторы прокламации искали доказательства необходимости революционного переворота не только в экономическом и политическом состоянии России, но и в христианском вероучении.

Для пропаганды освободительных идей декабристы использовали не только вольные общества и рукописную литературу, но и подцензурную печать. Устав Союза благоденствия предписывал всем членам активное участие в легальных периодических изданиях. Особенностью журналистики декабристов стало то, что все свои художественные произведения, — будь то «Думы» Рылеева или критические статьи Сомова, — они наполняли публицистичностью, живым откликом на современные им политические события.

«Любопытный разговор» представлен в виде интервью: Муравьёв беседует с анонимным вопрошающим человеком. Он говорит о свободе, что она значит в понимании декабристов: «Что такое свобода» - Жизнь по воле», есть отголоски конституционного права: «Ты свободен делать всё, что не вредит другому». Муравьёв считает, что «надобно добывать свободы», что нужно ввести законы и права, какие «были на Руси» («Не было самодержавных государей! »).


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Начальный период войны (1937—1941)
  2. II семестр – срок сдачи контрольных работ до 1 апреля текущего учебного года.
  3. III. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  4. V. АПОГЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. ИТОГИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ
  5. VIII. Заявки на участие принимаются с 10 января по 10 марта 2017 года.
  6. А 6. Назовите хронологические рамки контрнаступления советских войск под Сталинградом, которое явилось переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны в пользу СССР.
  7. Американское ателье из штата Теннесси. Компания специализировалась на изготовлении Корветов. Компания в 1994 году собрала копию автомобиля Dodge M4S, который снимался в фильме The Wraith 1985 года.
  8. Анализ травматизма за последние 3 года.
  9. Беларусь в войне 1812 г. Положение населения Беларуси подчас войны. Оккупационный режим. Битва на р. Березина. Итоги войны для Беларуси
  10. В любой позиции – число рождения, дополнительное число или код года.
  11. В подъезде тоже очень холодно. От такого мороза краска лопается, а ремонт не известно, когда будет. Квартплату плачу стабильно на протяжении 31 года. Прошу разобраться в данной ситуации.
  12. Влияние войны на положение тыла


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1879; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь