Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальная психология и социология



 

Значение этикета

 

 

«Теперь хорошее воспитание – только помеха. Оно от слишком многого отгораживает» ( О. Уальд )

 

В выбранном мною высказывании автор обращается к проблеме места и значения норм этикета среди социальных норм и их актуальности. Проблема, несомненно, актуальна, так как современное общество принимает уважение к людям и «хорошее воспитание» за истинную ценность.

Автор высказывания, английский писатель Оскар Уальд, полагает, что в современном ему обществе нормы этикета перестали выполнять свои функции и только ограничивают свободу человека. Однако я посмею не согласиться с подобной точкой зрения. Я считаю, что в современном обществе нормы этикета играют особую роль, делая общество по-настоящему цивилизованным.

Рассмотрим теоретические обоснования проблемы. Под «хорошим воспитание» автор, безусловно, понимает следование социальным нормам, а конкретно – нормам этикета. Социальные нормы определяют как общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Современные обществоведы определяют нормы этикета как нормы и правила поведения людей в обществе. Этикет может значительно отличаться в разных условиях в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды. Его также можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой. Чётких границ между ними зачастую провести невозможно, так как правила различных разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения.

Автор пишет, что нормы этикета «от слишком многого отгораживают», так как функция любой социальной нормы – контроль за поведением человека. Очевидно, что любой контроль и любые нормы ограничивают свободу человека. Кроме того, нормам этикета человек подчиняется на добровольной основе, этика человеческого поведения оценивается общественным мнением. Наверное, именно поэтому автор считает, что подобные нормы только мешают человеку.

Более того, в современном мире много агрессии, жестокости. Как соблюсти правила этикета, если нужно заступиться за слабого, жёстко отстоять свою точку зрения, ущемлённые права? В подобных ситуациях привитые человеку с детства нормы этикета провоцируют в нём внутриличностный конфликт и тем самым могут отгородить его от правильного решения.

Также можно привести конкретные примеры. Так, обучение ребёнка нормам этикета является одним из аспектов его социализации. Семья и школа должны привить ему необходимость соблюдения этих норм, воспитать в соответствии с существующими правилами этикета, объяснить, как вести себя с теми или иными людьми, в той или иной ситуации. Человек, получивший в раннем возрасте подобное воспитание, будет приятен окружающим людям, с гораздо большей вероятностью добьётся успеха, чем «невоспитанный» человек.

Помимо всего прочего, приведу пример из личного опыта. Пожалуй, каждый в своей жизни сталкивался с невоспитанными, некультурными людьми. Особенно ярко они бросаются в глаза в порядочном, образованном обществе. Такой человек сразу вызывает неприязнь окружающих, заранее негативно располагает их к себе. Так, например, перейдя в новую школу, ученик должен зарекомендовать себя как воспитанный человек, в противном случае отношение учителей и сверстников к нему будет соответствующим. Такой ученик вряд ли понравится учителям и сможет найти друзей.

Таким образом, соблюдение правил этикета – важная составляющая поведения образованного, уважающего себя и других людей человека. Эти нормы помогают находить общий язык с людьми, соответствовать ситуации, поэтому их просто невозможно отрицать.

 

«Хорошие манеры трудно сохранить в бедности» (Л. Хеллман)

 

Выбранное мною высказывание связано с проблемой норм этикета и особенностями их соблюдения. Проблема, несомненно, актуальна, так как современное общество принимает уважение к людям и «хорошие манеры» за истинную ценность.

Автор высказывания, американская писательница Лилиан Хеллман, полагает, что наличие хороших манер зависит не только от самого человека, но и от материального достатка, окружающего общества. Я согласна с такой точкой зрения и считаю также, что в высшем обществе состоятельных людей хорошие манеры – гораздо более актуальный аспект, чем в обществе противоположном.

Итак, рассмотрим теоретические доводы. Под «хорошими манерами» автор понимает нормы этикета. Современные обществоведы определяют нормы этикета как нормы и правила поведения людей в обществе. Этикет может значительно отличаться в разных условиях, в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды. Его также можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой. Чётких границ между ними зачастую провести невозможно, так как правила различных разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения.

Под бедностью же подразумевается не просто человек, испытывающий нужду в материальных благах, но и само необеспеченное общество. Бедность – положение индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Такие люди ставят во главу угла удовлетворение базовых потребностей, им не до хороших манер.

Более того, правила этикета всегда считались правилами высшего общество, правилами, определяющими поведение человека как «красивое» и «неподобающее». Иными словами, этические нормы перекликаются с эстетическим пониманием мира, то есть близки к идеальным потребностям. А если у человека не удовлетворены базовые потребности, то идеальные не так ощутимы или же не ощутимы вовсе.

Перейдём к конкретным примерам. Так, в пьесе М. Горького «На дне» в красках представлена эта самая «бедность». Героям пьесы явно не до правил этикета: они запросто могут нахамить друг другу, ни во что друг друга не ставят. Мужчина может позволить себе обращаться с женщиной, как ему вздумается, не задумываясь о том, красиво он поступает или нет.

Приведу также пример из личного опыта. В каждой школе как учителя, так и ученики знают, что самые трудные дети – дети из неблагополучных семей. Даже несмотря на помощь, которую им оказывают окружающие, образ жизни оставляет след на таких детях. Они часто просто не умеют вести себя «красиво», так как у их родителей не было нужды учить их этому.

Таким образом, действительно, человек, которому приходится бороться за кусок хлеба, бросать все силы на то, чтобы просто выжить, вряд ли будет заботиться о том, отвечает ли его поведение нормам этикета.

 

Индивид

 

 

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов)

 

Выбранное мною высказывание связано с проблемой природы человека, различных сторон, характеристик человеческого существа, природы человека. Люди задумывались издревле, кто мы, какие мы, чем отличаемся и чем похожи. Поиск ответов на эти вопросы и заключает в себе человеческая сущность.

Современный российский психолог А. Г. Асмолов утверждает: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Другими словами, его позицию можно сформулировать так: каждый человек от рождения – индивид, далее в процессе развития он становится личностью, а такую характеристику, как индивидуальность, ему приходится защищать и доказывать обществу. Я согласна с позицией А. Г. Асмолова и также полагаю, что при единстве этих характеристик в каждом человеке они развиваются по-разному, появляются на разных этапах жизни, имеют свои особенности.

Для обоснования моей точки зрения предлагаю рассмотреть теоретические аргументы. По мнению современных учёных-обществоведов, природу человека составляет единство социальных и биологических качеств, которое проявляется в единстве таких характеристик, как индивид, личность и индивидуальность. Каждая из характеристик отражает определённую часть человеческой сущности.

Каждый человек – от рождения индивид. Под индивидом понимается совокупность его генетически обусловленных, биологических и врождённых качеств. Индивид – с одной стороны единичный, а с другой – типичный представитель вида Homo Sapiens.

Личностью становятся в процессе социализации (процессе освоения умений, знаний и опыта в жизни общества, становление его членом), развития, вхождения в мир социальных связей и взаимодействий. То есть можно определить личность как совокупность социально значимых и социально обусловленных качеств человека. Другими словами, личностью мы можем назвать только социально зрелого человека.

Под индивидуальностью в психологии и обществознании понимается неповторимость качеств человека, причём как биологических (цвет и разрез глаз, цвет кожи), так и приобретённых в процессе жизни, социальных (определённые умения и навыки, таланты). То есть индивидуальность – совокупность уникальных, неповторимых качеств, присущих каждому человеку. Общество стремится к унификации, а индивидуальность, наоборот, требует самовыражения, протестует против унификации. Однако в своих рвениях и протестах любая индивидуальность должна считаться с остальным миром.

Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкретные фактические примеры. Например, Эрих Фромм писал в одной из своих работ о том, что член примитивного, первобытного общества, естественно являющийся индивидом и в каком-то смысле личностью, не имеет чувства индивидуальности. То есть для примитивного общества преобладающим является чувство идентичности, которое можно выразить формулой «я – это мы». Иными словами, обязанность каждого считающего себя развитым человека отстаивать свою индивидуальность.

Рассмотрим проблему на примере исторической личности. Наполеон Бонапарт, не отличавшийся никогда выдающимися физическими качествами, бывший от рождения далеко не самым прекрасным представителем человеческого рода, стал ярчайшей исторической личностью. А одной из основных целей он считал как раз отстаивание индивидуальности.

Другим примером можно считать одного из самых известных в мире композиторов – Людвига ван Бетховена. Родился он в обыкновенной австрийской семье, ничем не отличался от своих сверстников. С детства его пытались обучить музыке, но сначала он не подавал надежд. Но всё же ему удалось развить свои музыкальные задатки в настоящий талант. Вместе с тем у него была и своя яркая социальная и политическая позиция, так, например, он отказался посвятить свою Третью симфонию Наполеону. И, конечно же, было бы просто глупо отрицать, что ему удалось отстоять свою индивидуальность.

Также можно привести пример из личного опыта. Мои сверстники сейчас как раз находятся в том возрасте, когда формируется личность, когда человек становится полноценным членом общества. Именно в этом возрасте к человеку и приходит чёткое понимание того, что ему просто необходимо развиваться. Также в этом возрастном периоде проявляется несомненная потребность отстоять свою индивидуальность и показать всему миру, чего ты стоишь.

Таким образом, проанализировав теоретическую сторону вопроса и приведя аргументы из разных областей жизни, мы можем прийти к выводу, что действительно, наделённый от рождения лишь базовым набором биологических качеств и задатков способностей, человек развивается, становясь личностью. И только после этого уже можно вести речь о необходимости отстаивать свою индивидуальность, доказывать обществу свою неповторимость и незаменимость.

 

Потребности человека

 

 

«Потребности во внимании, признании, самовыражении являются универсальными потребностями каждого индивида» ( Б. Д. Парыгин )

 

В выбранном мною высказывании затрагивается проблема значимости социальных потребностей, связанных с жизнью и взаимоотношениями людей в обществе. Нельзя не заметить также, что все эти потребности связаны с самореализацией. И это, несомненно, важно, ведь потребности эти так же универсальны, как и биологические.

Основоположник социальной психологии Б. Д. Парыгин утверждает: «Потребности во внимании, признании, самовыражении являются универсальными потребностями каждого индивида». Иными словами, потребности духовной направленности, такие как потребность во внимании, признании, самовыражении, присутствуют у каждого человека, являются естественными и неотъемлемыми. Также этот класс потребностей можно назвать потребностями, связанными с самореализацией человека в обществе. С этой точкой зрения трудно не согласиться, ведь именно этот класс потребностей и делает человека человеком.

Для подтверждения выбранной точки зрения можно привести следующие теоретические доводы. Потребность можно определить как состояние неудовлетворенности, нужды, которое каждый из нас стремится преодолеть. Потребности – это то, что движет человеческим поведением, даёт ему мотивацию к деятельности. Есть множество способов классификации человеческих потребностей, но, по большому счёту, все они сходятся в одном: в разделении всех человеческих потребностей на первичные и вторичные или же низшие и высшие. К низшим, или первичным, относят биологические, физиологические потребности, общие для человека и для животного. Это такие потребности, как потребность в пище, в воде, в безопасности. Высшие, или вторичные потребности, в свою очередь, делятся на подклассы (например, в системе классификации человеческих потребностей А. Маслоу). Основные из этих подклассов – экзистенциальные (обуславливают жизнь человека в социальной сфере), престижные (связаны с достижением статусов, общественным признанием) и идеальные, или духовные (связаны с обретением смысла жизни, стремлением к красоте и т. д.). Таким образом, потребности во внимании и признании можно отнести к престижным потребностям человека, тогда как потребность в самовыражении представляет собой идеальную, или духовную потребность.

Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкретные фактические аргументы. Примером может служить яркая историческая личность – Адольф Гитлер. Многие психологи впоследствии утверждали, что этот человек представлял собой сгусток сложных психических отклонений. В частности, Эрих Фромм объяснял доведённое до абсурда стремление Гитлера к такому странному удовлетворению потребностей во внимании, признании и самовыражении, как крайнее проявление нарциссизма. Таким образом, этот человек может служить утрированным примером стремления удовлетворить данный пласт проблем.

Но люди не всегда понимали универсальность этих потребностей. В древнем мире существовал класс людей, которые просто не имели ни возможности, ни права удовлетворять эти потребности. Речь идёт о рабах. Несомненно, как и все люди, они стремились к удовлетворению этих потребностей, за что получали лишь побои и насмешки надсмотрщиков.

И, наконец, примером из литературы может послужить герой пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Петя Трофимов – вечный студент. Вся его история заключалась в попытке самовыражения посредством его знаний и теорий. Однако в большинстве случаев попытки удовлетворить потребность во внимании и признании другими людьми остаются безуспешными.

Также можно привести пример из личного опыта. Даже основываясь на своём небогатом жизненном опыте, могу сказать, что эти потребности крайне важны для каждого человека. Ведь недостаточно просто добиться успеха, важно, чтобы это было оценено и признано обществом. Даже маленький ребёнок бежит к маме, чтобы показать ей сделанный им куличик с той лишь целью, чтобы получить заслуженную похвалу – признание.

Таким образом, проанализировав теоретический аспект проблемы и приведя фактические подкрепления, можно сделать вывод, что действительно, такие престижные и духовные потребности, как потребности во внимании, признании и самовыражении, являются неотъемлемой частью человеческого существа.

 

Семья

 

 

«В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимых людей» ( В. А. Сухомлинский )

 

Выбранное мною высказывание касается формирования семейного уклада, значимости семьи для человека. Данный вопрос крайне важен в современном мире, так как общество сейчас быстро меняется, в то время как традиционные связи утрачивают своё значение. Семья была, есть и будет одним из важнейших социальных институтов. Поведение людей в семье по отношению друг к другу является одним из факторов формирования личности, от этого зависят гармония и внутренний покой человека. Очень важно, чтобы он оставался основополагающей ценностью.

В. А. Сухомлинский, педагог и писатель, полагал, что в семейной жизни необходимо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами и стремлениями её членов. Таким образом, Сухомлинский считает необходимым взаимопонимание, взаимоприятие, поддержку друг друга людьми, связанными кровными узами. Действительно, с его мнением невозможно не согласиться. Я также считаю, что очень важно, чтобы члены семей понимали друг друга, считались с мыслями и убеждениями своих родственников.

Институт семьи можно рассмотреть как малую группу, связанную прежде всего бытовыми отношениями, домашним хозяйством, отношениями брака или родства. Основные задачи семьи в обществе – регулирование отношений полов, рождение физически здоровых детей, формирование и воспитание подрастающего поколения, эмоциональная разрядка, физическая, экономическая и психологическая защита членов семьи, установление тесных экономических отношений – совместный быт, ведение домашнего хозяйства. Особенно важна эмоционально-психологическая функция, акцентируемая Сухомлинским. Семья – это прибежище от проблем, житейских неурядиц. С ней у человека должны ассоциироваться дом, получение помощи. Сухомлинский обращает наше внимание на то, что, чтобы семья нормально функционировала, нужно стараться понять близких, уметь ограничивать собственные интересы и сдерживать эмоции ради других. Многие дети вырастают эгоистичными людьми, считающими, что им все всё должны. Такой человек не сможет чувствовать себя комфортно в обществе, в школе, на работе. Семья – это ячейка общества, проецируемая на него.

Семейные отношения в понимании людей всегда были очень сложными и ответственными. В пословицах, поговорках, стихотворениях с древнейших времен уделялось много внимания взаимоотношению супругов, воспитанию детей, организации домашнего быта. Причины семейных неурядиц психологи видят в группе факторов: 1) сверхсуровая отцовская дисциплина, 2) недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность), 3) недостаточность отцовской привязанности, 4) недостаточность материнской привязанности, 5) отсутствие сплочения в семье. Так что же нужно, чтобы избежать проблем в семейной жизни, чтобы дети росли счастливыми, а родители вели спокойную жизнь? Необходимо, чтобы каждый член семьи мог выслушать другого, чтобы никто не стремился установить свою диктатуру, а цели и желания каждого человека воспринимались с пониманием.

В литературе мы можем увидеть массу примеров того, как самодурство или непонимание приводят к развалу семей, к несчастью их членов. В повести А. Н. Островского «Гроза» Кабаниха заставляла всех слушаться себя, решала всё за других, заставляла их жить по своим правилам, не учитывая желания любимых. Благодаря этому никто её не любил, она довела жену собственного сына до самоубийства.

В современном мире мы тоже сталкиваемся с тем, как важно всегда слушать и слышать любимых людей, всегда им помогать, считаться с мыслями, стремлениями. В моей семье царит атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания, я знаю, что родители всегда поддержат меня в новых начинаниях, дадут полезные советы. Точно так же веду себя я по отношению к ним.

Таким образом, мы понимаем, что Сухомлинский своим высказыванием подтвердил прописную истину о том, как важно считаться со своими родными, с их убеждениями, мечтами. Без этого семейная жизнь потеряет всякую радость, а человек будет жить в постоянном стрессе.

 

«Семья всегда будет основой общества» (О. де Бальзак)

 

Выбранное мною высказывание рассматривает роль семьи в жизни общества на протяжении всей истории человечества. Возможно, именно благодаря ей сформировались и успешно функционируют государство и право. Проблема благополучия и обеспеченности семьи является очень важной, так как семья является базисом общества, его социального устройства. Папа Пий IX говорил, что «семья более священна, чем государство».

Французский писатель Оноре де Бальзак считал, что «семья всегда будет основой общества». Этим высказыванием автор отождествляет семью со скелетом, с основой основ всего общества, притом Бальзак не ставит никаких ограничительных временных рамок, а убеждает нас, что пройдут поколения, а общество будет всё так же основываться на семье.

Я не могу не согласиться с мнением автора и тоже думаю, что общество берёт своё начало в семье. Каких личностей вырастит семья как первоначальная ячейка общества, таким и будет общество. Ибо семья рождает не только человека, но и гражданина.

Для начала раскроем само понятие семьи. Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, интересов, взаимной помощью и ответственностью. Семья представляет собой микромодель большого общества, концентрирует совокупность общественных отношений. Более того, семья как самый древний социальный институт является наиболее эффективным средством сохранения культуры народа и передачи наследственности. Положение семьи служит показателем состояния общества.

Одними из важнейших функций семьи являются репродуктивная, то есть воспроизводство в численности детей численности родителей, и воспитательная: влияние на формирование личности ребенка, а также взрослых членов семьи. Ещё одна важная функция семьи – хозяйственно-экономическая. Она заключается в ведении домашнего хозяйства, семейного бюджета, распределения труда, опекой над малолетними и престарелыми. И, наконец, семья исполняет рекреационную функцию. То есть она создаёт чувство безопасности и психологического комфорта у членов семьи, организует семейный досуг и отдых.

Специфика современной семьи в России определяется четырьмя основными особенностями. Во-первых, современная семья – это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Во-вторых, произошёл переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация – результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей. Следующая особенность заключается в том, что современная семейная система является достаточно открытой – сегодня легко вступить в брак и так же легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму. И, наконец, в современной семье особую роль играет родительство. Принципиально новая, гуманистическая позиция – это отношение к ребёнку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Сегодня особое значение в родительско-детских отношениях занимают эмоциональная и духовная близость.

Приведём некоторые примеры, доказывающие роль семьи в формировании личности, а значит, и общества. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» в семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому дети – Наташа, Николай, Петя, Соня – стали высоконравственными и культурными людьми, с широкой душой и добрым сердцем. В семье же Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль выросли безнравственными эгоистами.

Влияние семьи на формирование личности можно рассмотреть на примере американского президента Ф. Д. Рузвельта. Он родился в богатой и респектабельной семье. Рузвельт путешествовал с родителями по Европе, поэтому неплохо владел иностранными языками. Также он получил хорошее домашнее образование. Жена Рузвельта, Элеонора, всегда и во всём поддерживала мужа и сыграла значительную роль в его политической карьере, особенно после 1921 года, когда он заболел полиомиелитом и уже не расставался с инвалидным креслом. Семья аристократов вырастила прекрасно воспитанного, образованного и амбициозного человека. Его жена и дети создавали тёплую атмосферу любви и взаимопомощи, которые помогли ему добиться успехов на политической арене и даже способствовать выходу страны из экономического кризиса.

Семья играет огромную роль в жизни общества. В период создания основ российского федеративного государства, призванного гарантировать достойную жизнь и свободное развитие человека, были заложены правовые основы государственной семейной политики. Об этом говорят и социальные программы государства, направленные на сохранение семьи, повышения деторождения, стимулирования многодетности, а 2008 год в России был объявлен годом семьи. Полноценная здоровая семья должна являться коренным национальным интересом.

Моя семья всегда и во всём меня поддерживает. Мы вместе проводим досуг, мои родители помогают мне решать проблемы и выходить из тяжёлых ситуаций. Семья приносит полноту жизни и счастье.

Итак, семья – это неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Семья производит главное для существования цивилизации – человека.

 

Способности

 

 

«Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» ( Б. М. Теплов )

 

Выбранное мною высказывание связано с ролью деятельности в развитии человеческих способностей, в формировании личности. Данная тема крайне актуальна в современном мире и относится к числу традиционных, так как на развитие индивида влияет множество факторов. Рассматривая человеческую природу и говоря о врождённых и приобретённых качествах, мы должны обязательно коснуться тех внутренних и внешних сил, которые помогают людям проявлять и реализовывать себя, находить своё место в мире. Надо с пониманием относиться к вопросу развития человека.

Советский психолог, Борис Михайлович Теплов, полагал, что никакая способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Таким образом, Теплов считает, что задатки могут получить своё развитие только в процессе социализации, сопровождаемой деятельностью человека. Я целиком и полностью согласна с автором высказывания и также полагаю, что никакие задатки не могут развиться сами по себе, что их необходимо взращивать в себе, а это возможно только в процессе деятельности и взаимодействия с обществом.

Под деятельностью понимается особая форма активности, присущая лишь человеку. Деятельность отличается целенаправленностью. Цель практически любой деятельности – конструирование, создание самого человека. Деятельность бывает учебная, трудовая и игровая. Учебная деятельность даёт человеку новые знания о мире, позволяет приобщиться к опыту прошлых поколений. Труд (а на начальном этапе жизни – игра) развивает социально значимые качества человека, влияет на социализацию личности.

Под способностями учёные понимают врождённые особенности человека, позволяющие ему успешно заниматься какой-либо деятельностью. Способности имеют врождённый фундамент – задатки. Но далеко не факт, что, обладая этими задатками, человек их не погубит и разовьёт. Лень, нежелание работать над собой, прислушиваться к себе и советам близких людей и учителей могут погубить на корню все задатки. Большая ответственность за превращение задатков в способности лежит на взрослых. Самые важные способности людей – умственные. Их совокупность и умелое применение в разных ситуациях называется интеллектом. Есть также музыкальные способности, педагогические, организаторские, литературные, хореографические, художественные. Кроме способностей, люди обладают и талантами. Талант – это очень высокий уровень развития способностей человека, проявляющийся в результатах его деятельности. Каждый человек ответственен за свои способности и таланты. Гений – это высшая форма развития какого-либо таланта. Гении привносят что-то новое в жизнь людей. Таким образом, мы понимаем, что любой задаток преобразуется в способность в ходе какого-либо труда.

Во внешней среде человека очень важен какой-либо положительный фактор, влияющий на развитие способностей. Сергей Петрович Капица был сыном лауреата Нобелевской премии, он вырос в семье учёных, что и позволило ему в итоге самому заняться исследовательской деятельностью и совершить множество открытий в области физики. Мы видим, насколько семья влияет на социализацию личности и её развитие.

В современном мире мы также можем столкнуться с подобными примерами. Дедушка моей двоюродной сестры был композитором, обучившим своего сына искусству игры на фортепиано. Живя в интеллигентной семье, человек просто не мог вырасти кем-либо другим. Школа тоже играет очень важную роль. Если педагоги уделяют много внимания индивидуальным особенностям человека, поощряют его заниматься тем, что у него получается лучше всего, то задатки находят положительное развитие.

Таким образом, мы понимаем, что Б. М. Теплов в своём высказывании был абсолютно прав. Проанализировав теоретический материал и примеры, можно сделать вывод, что действительно способность не может проявиться просто так, сама по себе, чтобы она развилась, нужно применять её в соответствующей деятельности.

 

Роль конфликта

 

 

«Жизнь – процесс решения бесконечного числа конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим» (Б. Вул)

 

В выбранном мною высказывании автор затрагивает проблему сущности социального конфликта, делая акцент на его позитивных проявлениях. Проблема социального конфликта актуальна во все времена, так как человеческое общество просто не может существовать без конфликтов. Более того, многие философы убеждены, что общество развивается как раз благодаря им.

Автор высказывания, советский физик Борис Моисеевич Вул, считал, что конфликты – неотъемлемое и неизбежное явление в любой человеческой жизни и что исход конфликта для человека зависит от него самого. Иными словами, активно отстаивая в конфликте свои интересы, человек может повлиять на его исход, повернуть ситуацию в свою пользу, а избегая участия, сохраняя нейтралитет, человек оставляет право вынесения окончательного решения за другими. В общем, автор считает, что влиять на развитие событий человек может, только активно участвуя в конфликтах. Однако я разделяю такую точку зрения лишь на теоретическом уровне, так как по факту мы сталкиваемся с конфликтами на каждом шагу и, только отстаивая свои интересы, можем их защитить.

Итак, рассмотрим теоретическое обоснование проблемы. В современных общественных науках под конфликтом или социальным конфликтом понимается открытое столкновение интересов в обществе. И учёные признают, что, действительно, без конфликтов общество существовать не может, так как их корень лежит в том, что каждый человек – индивидуальность со своими интересами, мнениями и взглядами на мир.

Также важным будет привести классификацию конфликтов и объяснить её взаимосвязь с высказыванием. Итак, в качестве конфликтов, протекающих внутри человека, выделяют внутриличностный и личностно-ролевой. В качестве «внешних» – межличностный, внутригрупповой, межгрупповой и межгосударственный, как наивысшая точка развития межгруппового конфликта. Пожалуй, именно о «внешних» конфликтах и ведёт речь автор. Ведь именно непосредственное участие в этом типе конфликтов может помочь человеку или группе людей добиться каких-либо изменений во внешней жизни, участия в этих конфликтах человек может избежать.

Рассуждая над тем, что приносит человеку выработка решений конфликтов, следует обратиться к возможным последствиям, исходам конфликтов. Они могут быть как положительными, так и негативными. Среди полезных для общества и человека последствий можно выделить следующие: конфликт позволяет обозначить общественные интересы, выявить проблемы, определить способы решения и даже развиться обществу путем нахождения какого-либо нового решения. Но в то же время конфликт может морально, физически или материально истощить обе стороны, в ходе конфликта может быть уничтожена одна из сторон, он может привести к регрессу в обществе.

Тем не менее на практике эта проблема обстоит несколько иначе. Уважающий себя человек не может идти на конфликт из-за любой спорной ситуации, наоборот, скорее всего, он попытается избежать конфликта, не дав ему развиться. В противном случае человек, который обостряет любую спорную ситуацию до конфликта, может обрести славу человека тяжёлого характера, неприятного в общении и ведении дел. Но всё же в споре рождается истина, и с этим не поспоришь.

Помимо теоретических обоснований, можно привести и ряд конкретных аргументов. Так, в октябре 1905 года в Москве началась стачка, целью которой было добиться экономических уступок и политической свободы. Забастовка охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников вынудили императора пойти на уступки – 17 октября был издан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Таким образом, решившись пойти на конфликт, люди смогли отстоять свои права. Однако этот конфликт привёл к большим экономическим потерям и принёс всей стране массу неудобств.

Другим примером можно считать историю Жервезы, главной героини романа Эмиля Золя «Западня». Не желая портить отношений с мужем, идти с ним на конфликт, она позволяет ему ничего не делать, порой выпивать с друзьями. Однако это нежелание ссориться приводит впоследствии к необратимым последствиям: муж становится пьяницей и тянет ко дну её и все её дело. Так, оставшись в стороне, позволив другим принять окончательное решение, Жервеза не смогла изменить происходящего, чем испортила себе всю оставшуюся жизнь.

Также можно привести пример из личного опыта. Думаю, каждый сталкивался с ситуацией, иллюстрирующей внутригрупповой конфликт, когда коллектив или группа раскалывается на две противоборствующие части. Например, если школьный класс принимает решение о том, как будет проходить тот или иной праздник, и половина хочет отметить его в школе, а половина на природе, то человек, оставшийся в стороне и не решившийся высказать свое мнение, будет вынужден слепо подчиниться чужому решению. Иными словами, остальные ребята без его участия выберут место проведения праздника, а ему придётся смириться с решением, которое может быть противоположно его интересам и в принятии которого он даже не отважился поучаствовать.

Таким образом, социальный конфликт имеет свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому нельзя сказать, что это абсолютное зло или абсолютное благо. Но одно не подлежит сомнению: посредством социального конфликта можно многое изменить, и каждый человек решает сам, участвовать в этом процессе или нет.

 

Самопознание

 

 

«Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» (Н. Г. Чернышевский)

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. СОЦИОЛОГИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА
  2. III. История и психология естественного символа
  3. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 781–799.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.085 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь