Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
1. Каковы социокультурные условия формированиянеклассической философии второй половины XIX – начала XX веков? Социокультурные обстоятельства: -Идеи философии Нового времени воплотились в процессе техногенного развития западноевропейского общества. Отпала необходимость в абстрактных философских системах модернизации. -Потребность общества в конкретных концепциях управления реальным процессом исторического развития, побуждают к конкретному анализу движущих сил развития общества, материально-технических и социальных источников этого развития. Философия пересматривает свое значение в развитии общества, начинает искать внерациональные источники разума. -Высокий темп развития научного знания требует не всеобъемлющих моделей природы, а новых научных теорий и технологий. Отпадает необходимость в философском подведении итогов научного познания. Философия приобретает сциентическую ориентацию. -Ускорение темпов социально-экономического развития общества, связанное с бурным ростом научного знания, формирует в философии идею поступательного хода развития общества (идею прогресса). Развитие неклассической европейской философии XIX в. было предопределено определенными социокультурными обстоятельствами. 2. В чем заключаются особенности неклассического типа философствования? Неклассическая философия стремится вновь поднять основные философские вопросы и направить интеллектуальные силы общества на их разрешение. Особенности неклассического типа философствования заключаются в отсутствии претензий на подведение итогов всего прежнего развития духовной жизни европейского общества и создание законченной метафизической системы, с помощью Разума разрешающей величайшие вопросы человеческой жизни (отказ от метафизической и рационалистической направленности). 3. Каковы основные направления неклассической философии? Основные направления неклассической философии - марксизм, философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), позитивизм, прагматизм, классический Фрейдизм.Марксизм усматривает источник развития разума в материально-экономической сфере общества; философия жизни видит основу бытия не в разуме, а в воле; ранний позитивизм ограничивает притязания разума достижениями опытного позитивного научного знания; ранний прагматизм превращает разум в орудие практической деятельности человека; психоаналитическая концепция Фрейда показывает, насколько разум и кажущееся рациональным поведение людей определяется подсознательными психологическими импульсами.
Ф. Коплстон // Практикум по философии: Социальная фи-лософия. – Минск, 2007. – С. 333–339 . 1. Каковы основные направления развития философии XIX – первой половины XX в.? Вследствие краха притязаний немецкой классической философии на построение метафизики нового типа дальнейшее развитие философской мысли происходило в нескольких направлениях: · Вульгарные материалисты (Фогт, Бюхнер, Молешотт, Гербарт, Больцано и др.) возвращаются к докантовской метафизике («метафизике объекта»). · Эмпирические метафизики и часть неокантианцев пытаются совместить метафизические притязания собственных философских концепций с достижениями динамично развивающейся науки. · Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше) и религиозная философия (Кьеркегор) отказываются от рационализма немецкой классической философии. Марксизм и позитивизм отказываются от метафизических притязаний немецкой классической философии. · Развитие философии второй половины XIX – начала XX в. происходит как реакция на априорную метафизику представителей немецкой классической философии. 2.Как формируется проблематика позитивизма и материализма? Неопозитивисты пытаются показать, что неразрешимые философские проблемы являются псевдопроблемами и представляют собой вербальные выражения, лишенные ясного смысла. Ими разрабатывается критерий осмысленности (принцип верификации), исключающий метафизические проблемы из класса осмысленных проблем. Материалисты критикуют феноменализм Маха и Авенариуса и выдвигают идею об объективном существовании и первичности бытия, природы, материи по отношению к сознанию. 3. В чем заключается эпигонский характер стремлений сохранить старую метафизику? Стремление сохранить старую метафизику без ее конструктивной критики не обладает действительной значимостью: не ведет к развитию философской мысли, не порождает иных интерпретаций мира. 4. Каковы характерные черты философии жизни? Философию жизни Шопенгауэра можно отнести к трансцендентному волюнтаристическому идеализму, где воля заменяет место фихтевского Я, гегелевского логоса или идеи, а различение феномена и ноумена и теория субъективной и феноменальной природы пространства, времени и причинности базируется на Канте. 5. Каковы основные идеи философии С. Кьеркегора? Как он повлиял на формирование философии экзистенциализма? Кьеркегоровские идеи подлинного существования, свободной самореализации и страха, отделенные от религиозного окружения, обнаруживаются в философии экзистенциалистов (Сартр). Религиозная философия Кьеркегора выступает против гегелевского упразднения различия между человеком и Богом, против рационализации христианских догматов, признает позицию веры за высочайшею точку зрения в этой жизни. 6. Как проявляются метафизические черты в философии феноменологии и экзистенциализма? Метафизика феноменологии Гуссерля проявляется в том, что пытается вывести сознание из трансцендентального Я и делает реальность мира соотносительной сознанию. Экзистенциалисты (Старт, Хайдеггер) ищут высшие смыслы существования в Я-бытии, бытии-в-мире. М. Фуко // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 340–343. 1. Чем, с точки зрения М. Фуко, принципиально отличается классическое мышление XVIII в. от социально-гуманитарного знания XIX – первой половины XX в.? Классический Порядок вещей – это пространство их собственного бытия, до всякого действительного познания устанавливающее вещи в пространстве знания, властвующее безраздельно над речью людей, таблицей естественных существ и обменом богатств. Социально-гуманитарное знание с XIX в. являет собой эмпирическую науку о событиях, где История является основным способом бытия эмпиричности, диктующим законы анализу производства, живым организмам, лингвистическим группам. Классическое мышление формирует метафизическую рационалистическую картину мира. 2. Как отличаются друг от друга классическая и современные эпистемы социально-гуманитарного знания в области теории познания? Теория познания с XIX в. помещает условие, связывающее различные элементы представления воедино, вне представления, за пределами нашего взгляда, в глубине вещей. Т.е. эпистемология отказывается от рационализма в пользу эмпиризма. Классическое представление обосновывает, исходя из самого себя, в своем собственном развертывании и игре самоудвоения. 3. Почему философию И. Канта можно считать одним из идейных источников современной эпистемы социального знания? Кантовская философия выделяет метафизическое измерение философии XVIII в., открывая возможность другой метафизики, цель которой – вопрошание всего того, что лежит за пределами всякого представления и является его источником и первоначалом. Она сделала возможными философии Жизни, Воли, Слова. 4. Чем отличается классическая и современная эпистемы в области антропологии? В классической эпистеме в области антропологии в XIX – первой половины XX в. рассматривает человека как познаваемого объекта и познающего субъекта. Человек подчинен труду, жизни и языку и вместе с тем выступает как живой организм, как средство производства, как носитель слов, предшествующих ему. Человек предстает как крайняя точка длинного эволюционного ряда. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 846; Нарушение авторского права страницы