Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.



1. В чем проявляется современный экологический кризис?

Современное человечество переживает глубочайший экологический кризис, связанный с особенностями развития техногенной цивилизации. Исчерпанность невозобновляемых ресурсов биосферы Земли, загрязнение окружающей среды отходами производства.

2. Каковы социально-исторические и идейные источники этого кризиса?

Истоки экологического кризиса усматриваются в особенностях западной версии христианской теологии (ее антропоцентризме). Культурная эволюция превращает человека в господствующий биологический вид, удовлетворяющий свои потребности за счет остальной биосферы Земли. В системе социальных отношений, построенной на частной собственности, интересы всего общества приносятся в жертву частным интересам наживы. Социальный эгоизм отдельных межгосударственных объединений, отдельных стран Запада, отдельных социальных слоев и политических группировок превращает техногенную мощь в стихийную силу, грозящую погубить природную среду и самого человека. Кризис усугубляется в современных условиях глобализации капитализма, когда на страны третьего мира перекладываются глобальные экологические проблемы.

Экологические проблемы не удалось решить и в странах реального социализма, причиной этого стала противоречивость марксистского подхода к проблеме взаимосвязи природы и общества, а также экономическое соревнование с капитализмом. Основным средством для выхода из глобальных проблем является общественный контроль за техническим развитием.

3.Как формируются в истории философии идейные предпосылки концепции коэволюции природы и общества?

Введение термина коэволюции и дальнейшая разработка концепции принадлежит Н.Н. Моисееву.

В.И. Вернадский создал учение об эволюции биосферы Земли и о появлении новой оболочки Земли ноосферы (сферы разумного природопользования объединенного человечества). Рассматривал историю как взаимодействие общества и природы, в процессе которого человечество превращается в разум природы. В учении Вернадского содержатся основные идеи коэволюции природы и общества.

Синтез концепции коэволюции, теории Большого взрыва и глобального эволюционизма, концепции нелинейного развития открытых неравновесных систем И. Пригожина привел к теории Универсальной, или Большой, истории.

5. Каковы этапы развития общества с точки зрения коэволюции природы и общества?

Всю историю человечества, с точки зрения коэволюции природы и общества, можно охарактеризовать как процесс постепенного превращения сил природы в силы человеческого общества. Так, архаическое общество: человек превращает в социальные силы биологическую и психическую энергию своего организма. Возникает общество и социальный индивид.

Традиционно-аграрное общество: человек превращает в социальные силы энергию биосферы Земли. Возникают земледелие, скотоводство, появляется прибавочный продукт, формируются цивилизации и государства. Характерны цикличность хозяйственной и социальной жизни, традиционное духовное развитие.

Техногенное общество: человек с помощью техники осваивает космические силы природы. Социальные структуры и формы духовной жизни не успевают перестраиваться в соответствии с ускоренными темпами экономического развития.

Обобщая и дополняя различные версии концепции коэволюции, можно сделать следующие выводы.

1. Всю историю человечества, с точки зрения концепции коэволюции природы и общества, можно охарактеризовать как процесс постепенного превращения сил природы в силы самого человеческого общества. Так, на начальных фазах развития человечества {архаическое общество) человек социализирует, превращает в социальные силы биологическую и психическую энергию своего собственного, данного природой организма. В результате этого процесса возникает как общество, так и сам социальный индивид. Второй этап развития человечества {традиционно-аграрное общество) характеризуется тем, что человек начинает контролировать и превращать в социальные силы энергию живой природы — биосферы Земли. В результате возникают такие виды хозяйственной деятельности человека, как земледелие и скотоводство, появляется прибавочный продукт и формируются первые цивилизации и государства. Но поскольку контролировать силы живой природы можно было, только подчиняясь циклам и как бы вторя ритмам биосферы Земли, данный тип общества характеризуется и повторяющимися циклами своей хозяйственной и социальной жизни, и приверженностью к традиционализму в своем духовном развитии. Классическим выражением духовной жизни такого типа общества является восточная философия.

Наконец, в Европе ХГУ-ХУШ вв. закладываются социальные и культурные предпосылки возникновения так называемого техногенного общества, когда человек с помощью новой техники начинает осваивать космические силы природы, т.е. такие силы, которые связаны не только с функционированием биосферы Земли, а определяются закономерностями, действующими во всей Вселенной: силы пара, электричества, химических реакций, ядерной энергии. После первого промышленного переворота конца XVIII - первой половины XIX в. этот тип общества окончательно побеждает. Процесс экономического, а следовательно, и социального развития ускоряется невиданными темпами. Именно в эту эпоху и появляется феномен научной и социальной революции, когда социальные структуры и формы духовной жизни традиционно-аграрного общества не способные быстро перестраиваться в соответствии с этими темпами, подвергаются беспощадной ломке и заменяются более гибкими социальными структурами и новыми научными идеями, способными к быстрой перестройке и развитию.

2. Каждый новый этап превращения космических сил природы в энергию развития общества связан, с одной стороны, с глобальной научной революцией, меняющей научную картину мира и нормы научного знания, а с другой — с великой социальной революцией, радикально преобразующей социальные институты общества. Именно поэтому глобальные научные и великие социальные революции так синхронны по времени своего протекания (европейская Реформация и коперниканская научная революция ХУ1-ХУП вв., Великая французская революция и вторая глобальная научная революция концаXVIII - первой половины XIX в., третья глобальная научная революция конца XIX - первой половины XX в. и революционный подъем в странах Восточной Европы и Азии). Если научные революции, в конечном счете, подготавливают технологию освоения фундаментальной космической силы природы, то социальные революции изменяют социальные структуры общества таким образом, чтобы оно сумело включить данную технологию в систему общественного производства.

В свою очередь, социальные и научные революции идейно подготавливаются новыми философскими идеями, в которых синтезируются из всей совокупности гуманитарного и естественнонаучного знания смыслы универсалий культуры данной исторической эпохи и на основе критики этих смыслов определяются новые пути развития культуры. В сущности, всю европейскую философию Нового и Новейшего времени можно представить как идейную подготовку великих научных и социальных революций и как процесс переосмысления их последствий и результатов.

5. В чем заключаются глубинные противоречия современного техногенного общества?

Противоречия техногенного общества между ориентацией на господство над природой и хрупким равновесием биосферы. Между необходимостью объединения человечества в единое сообщество – ноосферу и буржуазным антагонистическим обществом. Между колоссальной мощью человечества и его разделенностью на бедных и богатых.

Идеи русского космизма, впервые сформулированные в рамках религиозной философии рассматривают человека как соработника Бога, цель истории видят в том, чтобы человечество стало разумом природы (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев).

3. Современный экологический кризис с помощью концепции коэволюции природы и общества можно рассматривать как нарастание глобальных противоречий развития современного человечества. Такими противоречиями являются:

- противоречие между принципами и ценностями буржуазной техногенной цивилизации, ориентированной на господство над природой с целью получения максимальной прибыли и хрупким равновесием всей биосферы Земли, которая уже не может выдержать антропогенной нагрузки со стороны этой «цивилизации»;

- противоречие между необходимостью устойчивого развития современного общества в его взаимосвязи с природой, что требует, в свою очередь, превращения ныне разделенного человечества в единое сообщество - ноосферу, и буржуазной цивилизацией, построенной на конкурентной борьбе за экономические преимущества и на социальном эгоизме, противопоставляющих друг другу страны, народы, культуры, конфессии и индивидов;

- противоречие между быстро растущим техногенным могуществом общества, превращающим в своем развитии космические силы Природы в производительные силы самого общества (так, энерговооруженность человечества за последние сто лет выросла в 1000 раз, а убойная сила оружия, созданного на основе современных технологий, в 1000000 раз), и разделенностью мирового сообщества на бедных и богатых, «цивилизованных и нецивилизованных», Север и Юг, Восток и Запад. В результате этой разделенности колоссальная мощь человечества, основанная на космических силах природы, может обернуться против его самого и стереть человечество с лица Земли.

Для разрешения этих противоречий и выхода человечества на новый виток коэволюционного развития требуется критический анализ ценностей культуры современного техногенного общества.

 

«Круглый стол» журнала «Вопросы философии» // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–592.

1. С каким основным выводом книги Н.Н. Моисеева согласны все выступающие на «круглом столе»?

Человеку грозит планетарная катастрофа (Е.Д. Яхнин).

2. В чем они видят причины наступающего глобального экологического кризиса?

Возможности человечества неадекватны его морально-нравственному развитию (М.И. Гельвановский). В течение полутора миллионов лет человек развивался экстенсивно (С.П. Капица). Природа исчерпала свою способность к гомеостатическому восстановлению. Человек потерял спасительную привычку к ощущению природы (Ю.Д. Железнов).

3. Какие пути выхода из создавшегося положения предполагаются?

Необходима мировоззренческая революция (В.А. Лекторский). Необходимо мыслить глобальными масштабами (С.П. Капица). Рациональное знание должно иметь коммуникативный характер. Необходимо сформулировать новые экологические и нравственные императивы перед человечеством (А.П. Огурцов).

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Какой заголовок подходит к данному тексту?
  2. Cочетания кнопок при наборе текста
  3. I. Какое из данных утверждений выражает основную идею текста?
  4. IDEF1X - методология моделирования данных, основанная на семантике, т.е. на трактовке данных в контексте их взаимосвязи с другими данными.
  5. II. Выпишите из текста предложения, подтверждающие следующие высказывания.
  6. II.Соответствуют ли данные утверждения содержанию текста? Выпишите номера соответствующих утверждений.
  7. IV. Определите основную идею текста.
  8. VI. Прочтите и устно переведите весь текст. Перепишите и письменно переведите 4, 5, 6, 7 абзацы.
  9. VIII. ФАКТОР АДРЕСАТА. АДРЕСАТ КАК СОАВТОР И КАК ИНТЕРПРЕТАТОР ТЕКСТА
  10. Авторский текст // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн., 2004.– С. 182-186, 209–216.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1029; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь