Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛ I. ЭССЕ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ



Задание 1.

Какие ассоциации вызывает у тебя слово «эссе»? Перечисли их и обоснуй свой ответ.

ЭССЕ – ЭТО…
Ассоциации Обоснование
   

Задание 2.

Прочитайте представленные ниже тексты. Выделите ключевые слова, определяющие понятие «эссе». Какие отличительные особенности характерны для эссе? Составьте кластер «Отличительные особенности эссе».

Текст 1.

Эссе от французского «essai», английского «essay», «assay» – попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» – взвешивание.

Эссе – это прозаическое сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

 

Текст 2.

Наличие конкретной темы или вопроса.

Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определе­нию не может быть выполнено в жанре эссе. Тема эссе всегда конкретна, неко­торые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер. Таковы, например, темы эссе М. Монтеня: «О старости», «О славе», «О самомнении», «О книгах», «О дурных средствах, слу­жащих благой цели», «Против безде­лья», «О большом пальце руки» и др.

2. Личностный характер воспри­ятия проблемы и ее осмысления.

Эссе – жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность уви­деть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отно­шения к миру.

Небольшой объем

Каких-либо жестких границ, конеч­но, не существует, но даже самый крас­норечивый эссеист, как правило, огра­ничивает свое сочинение двумя-тремя десятками страниц (при этом бывает до­статочно и одного листа, нескольких ем­ких, побуждающих к размышлению фраз).

Свободная композиция

Это важная особенность эссе. Иссле­дователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит ни­каких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, под­чиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все – на­оборот! ».

Под композицией произведения принято

5. Непринужденность повествова­ния

Автору эссе важно установить дове­рительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает наме­ренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может на­писать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчер­пывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

Парадоксальность

Эссе призвано удивить читателя – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Такова, например, тема эссе «Похвала скуке» Иосифа Бродского.

Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласован­ностью ключевых тезисов и утвержде­ний, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена лично­стная позиция автора.

Открытость

Эссе при этом остается принципиаль­но незавершенным – не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мне­ния до конца, а в том, что он не претенду­ет на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.

Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласован­ностью ключевых тезисов и утвержде­ний, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена лично­стная позиция автора.

Открытость

Эссе при этом остается принципиаль­но незавершенным – не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мне­ния до конца, а в том, что он не претенду­ет на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.

Задание 3.

Сопоставь свои ассоциации с теоретическим материалом, представленным в данном разделе. Совпадают ли твои ассоциации с теорией?

НА ЗАМЕТКУ!

Итак, эссе – это сочинение-рассуждение. В литературоведении принято выделять разновидности эссе согласно литературным жанрам.

Так, с точки зрения содержания, эссе бы­вают философскими, литературно-кри­тическими, историческими, художест­венными, художественно-публицисти­ческими, духовно-религиозными и др.

Согласно литературной форме эссе пред­стают в виде рецензии, лирической ми­ниатюры, заметки, странички из днев­ника, письма, слова и др.

С точки зрения композиционного строения различают эссе описатель­ные, повествовательные, рефлексив­ные, критические, аналитические и др.

Наконец, предложена классифика­ция эссе, в основу которого положен субъективизм автора. Отличительной особенностью лично­стного (субъективного) эссе является раскрытие той или иной стороны авторской личности. Для объективного эссе характерно личностное начало, подчиненное предмету описания или ка­кой-то идее.

Справедливости ради отметим, что экзаменационное эссе по географии, бесспорно, принадле­жит к объективному эссе, так как представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из географических наук (физической или экономической и социальной географии). Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим географическим, экономическим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам. А также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Какой заголовок подходит к данному тексту?
  2. BIM как частный случай PLM. Жизненный цикл продукта, жизненный цикл строительного проекта.
  3. I ГЛАВА. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ
  4. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  5. I. Какое из данных утверждений выражает основную идею текста?
  6. I. Логистика как системный инструмент.
  7. I. Понятие как форма мышления
  8. I. Предмет, метод и специфика административного права как отрасли права
  9. I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников.
  10. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  11. I. Флагелляция как метод БДСМ
  12. II. В каком абзаце есть ответ на поставленный вопрос.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь