Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Интеллектуальные системы автоматизированного проектирования.
Повышение интеллектуальности подсистем проектирования осуществляется путем использования эвристического программирования, экспертных систем, путем перехода от режима диалога к пакетному режиму более высокого уровня. К числу вспомогательных целей автоматизации проектирования относятся: уменьшение трудоемкости разработки программных средств, адаптации их к условиям эксплуатации при внедрении, а также их сопровождения, то есть модификации, обусловленной необходимостью устранения выявленных ошибок и (или) изменения функциональных возможностей Одно из требований автоматизированного проектирования в режиме диалога — это максимальное освобождение технолога-проектировщика от рутинных работ, требующих каких-либо вычислений или количественных оценок проектных ситуаций. В процессе проектирования технолог-проектировщик задает информацию о полезности следствий. Эта информация обрабатывается ЭВМ с целью сокращения числа целесообразных альтернатив и отбрасывания неприемлемых. Проектировщик, принимающий решение, анализирует результаты расчета на ЭВМ и отбирает рациональные (с его точки зрения) альтернативы, а если надо, то осуществляет дальнейшую детализацию альтернатив и возникающих из них следствий. Под полезностью понимают обобщенную оценку альтернативы, описывающую ее пригодность для дальнейшего проектирования и легкость реализации. Эту оценку дает технолог-проектировщик. Классические САПР (рис. 4 ) используются в тех случаях, когда при проектировании изделий данного класса накоплен достаточный опыт. Интеллектуальные САПР необходимы проектировщикам тогда, когда отсутствуют достаточно проработанные методики проектирования или изделие принципиально новое и требует значительных затрат творческого труда Как и всякая другая система искусственного интеллекта, ИСАПР имеет в своем составе базу знаний, в которой хранится вся необходимая для ее работы информация о предметной области, в которой решается задача проектирования. В этой базе знаний собраны и тот опыт, который накоплен проектировщиками, и экспертная информация о возможных путях поискового конструирования - она опирается на методы моделирования рассуждений, типичные для специалистов, которые работают в данной области. Общая схема ИСАПР может быть такой, когда на вход системы поступает задание на проектирование, которое в ИСАПР может формулироваться на естественном профессиональном языке, оно с помощью естественно-языкового интерфейса и других диалоговых средств понимается системой, уточняется у пользователя и переводится в специальное внутреннее представление. После этого делается попытка свести процесс проектирования к стандартным процедурам, реализуемым в классических САПР. Если эта попытка оказывается безуспешной, то логический блок передает задачу на вход экспертной системы, ориентированной на решение задачи проектирования в данной предметной области. Взаимодействуя с базой знаний и САПР, экспертная система ищет решение задачи. В рамках современных ИСАПР интегрируются различные процедуры, задачи, этапы и уровни проектирования, обеспечивается непрерывный сквозной цикл автоматизированного проектирования, начиная от этапа подготовки технического задания и выработки технического предложения и кончая созданием рабочего и технического проектов. Автоматизируются не только рутинные, но и эвристические, и творческие задачи, в частности, процедуры поискового конструирования, структурного синтеза и оптимизации. ИСАПР помогает поддерживать и интенсифицировать творческую активность разработчиков, повышает качество и производительность труда проектировщиков различных категорий, помогая сохранять и тиражировать уникальный проектный (экспертный) опыт и строить интеллектуальный интерфейс между проектировщиком и системой. Человек начинает доверять результатам машинной обработки информации. В результате повышается качество проектируемых объектов, так как увеличивается число просматриваемых вариантов и глубина проработки каждого из них. Сокращаются и сроки проектирования, так как шире используются средства моделирования, ускоряются проектные расчеты и графические работы. В процессе работы ИСАПР (рис.5) решаются все основные задачи технического проектирования.
Рис.4 Типовая схема классической САПР
Основной целью создания интеллектуальных САПР ТП является простота и удобство представления знаний для структурного и параметрического синтеза. Игровые программы. К числу первых игровых программ можно отнести программу Артура Самуэля по игре в чекерс (американские шашки), написанную в 1947 году, причем в ней использовался ряд основополагающих идей ИИ, таких, как перебор вариантов и самообучение. Научить компьютер играть в шахматы - одна из интереснейших задач в сфере игровых программ, использующих методы ИИ. Она была поставлена уже на заре вычислительной техники, в конце 50-х годов. В шахматах существуют определенные уровни мастерства, степени качества игры, которые могут дать четкие критерии интеллектуального роста машины. Поэтому компьютерными шахматами активно занимались ученые умы во всем мире. Но шахматы - игра, соревнование, и чтобы продемонстрировать свои логические способности, компьютеру необходим непосредственный противник. В 1974 году впервые прошел чемпионат мира среди шахматных программ в рамках очередного конгресса IFIP (International Federation of Information Processing) в Стокгольме. Победителем этого состязания стала советская шахматная программа «Каисса» (Каисса - богиня, покровительница шахмат). Эта программа была создана в Москве, в Институте проблем управления Академии наук в команде разработчиков программы-чемпиона, лидерами которой были Владимир Арлазаров, Михаил Донской и Георгий Адельсон-Вельский. «Каисса» показала всему миру способности русских специалистов в области эвристического программирования.
Нейрокибернетика Среди направлений работ в области ИИ следует также выделить НЕЙРОКИБЕРНЕТИКУ, или иначе говоря, подход к разработке машин, демонстрирующих «разумное» поведение, на основе архитектур, напоминающих устройство мозга и называемых нейроннымисетями (НС). В 1942 году, когда Н. Винер определил концепции кибернетики, В. Мак-Каллок и В. Питс опубликовали первый фундаментальный труд по НС, где говорилось о том, что любое хорошо заданное отношение вход-выход может быть представлено в виде формальной НС. Одна из ключевых особенностей нейронных сетей состоит в том, что они способны обучаться на основе опыта, полученного в обучающей среде. В 1987 году Ф. Розенблат изобрел устройство для распознавания на основе НС - персептрон, который успешно различал буквы алфавита, хотя и отличался высокой чувствительностью к их написанию. Пик интереса к НС приходится на 80-е и 90-е годы, но в последние десять лет наблюдается резко возросший объем исследований и разработок НС. Это стало возможным в связи с появлением нового аппаратного обеспечения, повысившего производительность вычислений в НС (нейропроцессоры, транспьютеры и т. п.). НС хорошо подходят для распознавания образов и решения задач классификации, оптимизации и прогнозирования. Поэтому основными областями применения НС являются:
В 1995 году японские специалисты, объединившие свои усилия под эгидой научно-исследовательского центра по обработке информации JIPDEC, опубликовали программу НИОКР с целью создания к 1995 году прототипа ЭВМ нового поколения. Эта программа, получившая на Западе название «японский вызов», была представлена как попытка построить интеллектуальный компьютер, к которому можно было бы обращаться на естественном языке и вести беседу. Серьезность, с которой основные конкуренты Японии откликнулись на брошенный им вызов, объясняется тем, что прежде переход от одного поколения к другому характеризовался изменением элементной базы, ростом производительности и расширением сервисных возможностей для пользователей, владеющих в той или иной мере профессиональными навыками программирования. Переход к ЭВМ пятого поколения означал резкий рост «интеллектуальных» способностей компьютера и возможность диалога между компьютером и непрофессиональным пользователем на естественном языке, в том числе в речевой форме или путем обмена графической информацией - с помощью чертежей, схем, графиков, рисунков. В состав ЭВМ пятого поколения также должна войти система решения задач и логического мышления, обеспечивающая способность машины к самообучению, ассоциативной обработке информации и получению логических выводов. Уровень «дружелюбия» ЭВМ по отношению к пользователю повысится настолько, что специалист из любой предметной области, не имеющий навыков работы с компьютером, сможет пользоваться ЭВМ при помощи естественных для человека средств общения - речи, рукописного текста, изображений и образов. В литературе того времени достаточно подробно описываются все эти вопросы. Здесь отметим только основные компоненты программного обеспечения (ПО), планируемые для систем пятого поколения ИИ:
Теперь с позиции нашего времени можно сказать, что фирма Microsoft постаралась частично ответить на «японский вызов» в своих версиях операционной системы Windows для персональных компьютеров серии IBM PC AT/486 и выше. Уровень «дружелюбия» ЭВМ пятого поколения по отношению к пользователю действительно значительно повысился по сравнению с другими поколениями ЭВМ. В эти же годы стремительное развитие Internet стало мощным шагом по пути создания распределенных баз знаний. По мнению специалистов, в недалекой перспективе интеллектуальные системы будут играть ведущую роль во всех фазах проектирования, разработки, производства, распределения, продажи, поддержки и оказания услуг. Их технология, получив коммерческое распространение, обеспечит революционный прорыв в интеграции приложений из готовых интеллектуально - взаимодействующих модулей. Коммерческий рынок продуктов искусственного интеллекта в мире в 1998 году оценивался примерно в 0, 9 млрд. долларов. Использование экспертных систем и нейронных сетей приносит значительный экономический эффект. Так, например: American Express сократила свои потери на 27 млн. долларов в год благодаря экспертной системе, определяющей целесообразность выдачи или отказа в кредите той или иной фирме; DEC ежегодно экономит 70 млн. долларов в год благодаря системе XCON/XSEL, которая по заказу покупателя составляет конфигурацию вычислительной системы VAX - её использование сократило число ошибок от 30% до 1%.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1868; Нарушение авторского права страницы