Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.



 

 

Добродетель молитвы Страсть уныния, осуждения

Молитва – средство очищения сердца, поэтому на данном уровне, ступени духовного возрастания рассмотрим молитву. Не всякий молящийся уже " чист сердцем".

" После всецелой преданности в волю Божию... сердце очищенное от страстей, через дела милосердия и прощения ближних молится чисто, уму помыслов из сердца уже не встречается. " Молитва чистая", а с чистою не разлучна... Делание всего взятого уже истинно-духовнаго, составляет жизнь истинно-созерцательную - созерцательная молитва истинна. Здесь человек живет духовно-целомудрой-созерцательной жизнью и созерцательно молится в истине Духом Святым. Добродетели действуют истинно целомудренные... Истинно-духовная жизнь начинается восприятием человеком всыновления Богу по благодати..." (Поучения Архиепископа Антония (Михайловского) Умное делание. О молитве Иисусовой).

Спаситель предостерегает нас от осуждения и, тем более, сквернословия: " Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: " дай, я выну сучок из глаза твоего", - а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего…" (Мф.7.3—5).

И в этом взаимном обличении никто не думает о своих недостатках и пороках, а отыскивает их только в другом и указывает на них. Пользы, таким образом, от такого бранного обличения никому и никакой - обе стороны только ожесточаются, а для других соблазн.

 

2.2.7.1 Чистота сердца, в чем она состоит и чем достигается? Почему только чистым сердцем обещает Господь видение Бога?

Источником всякого зла и пороков бывает в нас испорченное развращенное сердце, которое дает злое и порочное направление нашим мыслям и желаниям, а через то и самой деятельности. У доброго человека с неиспорченным и добрым сердцем и мысли бывают больше все добрые, располагающие его к добру и добродетелям, а у худого, порочного человека с развращенным сердцем и мысли бывают все худые, влекущие его к порокам. Это потому, что как добро, так и зло зависит от нашего внутреннего настроения и расположения нашего сердца, " ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Мф.15.19). Поэтому, чтобы освобождаться от грехов, пороков и преступлений и достигать праведности и святости, нужно, прежде всего, тщательно заботиться об исправлении своего сердца, об искоренении в нем злых и порочных наклонностей и желаний и воспитания наклонностей и желаний добрых ( Рис. ).

Рис.

Через это достигается чистота сердца, т.е. чистота помыслов, желаний и сердечных влечений и расположений. Поэтому чистый сердцем бывает тот, кто хранит чистоту и непорочность своих помыслов, тщательно оберегает себя от худых мыслей, желаний, влечений и расположений и подавляет их, не доводя до исполнения и осуществления на деле. Отсюда видно, что чистота сердца достигается не только удалением от худых дел, но и худых мыслей и желаний, и состоит в освобождении от них. Как же можно достигнуть такого освобождения от худых помыслов, желаний и расположений?

 

2.2.7.2 Чистота сердца — это, когда душа праведная и непорочная, не помрачена грехами и украшена добродетелями, - такая душа бывает всегда мирна, спокойна и радостна и здесь на земле. Ибо свободная от грехов и пороков, ничем она не мучится, не тяготится, совесть не обличает ее за эти грехи и не мучит страхом будущего возмездия за них и наказания. Поэтому и в здешней жизни она бывает бестрепетна и безмятежна по отношению к жизни будущей, так как дерзновенно надеется на получение от милосердия Божия блаженства, а в будущей жизни она дерзновенно предстанет перед престолом Всевышнего и способна будет безбоязненно взирать на лице Божие и созерцать Его, наслаждаясь полным блаженством.

Ибо только чистая и непорочная душа может взирать на лице Божие без страха и мучения совести. Грешная же душа не может, ибо она подавляется страхом и мучением совести за грехи свои. Потому-то Слово Божие уподобляет чистое сердце человека чистому здоровому глазу: только здоровым глазом мы можем взирать на солнечный свет и видеть его, а для больного глаза этот свет невыносим и причиняет ему боль, страдание. Так и свет лица Божия доступен только чистому сердцу и непорочной душе - она только может взирать на лице Божие и наслаждаться блаженством от такого созерцания ( Рис.).

Рис.

Для грешной же души свет духовный, благодать Божия служит только источником страха и мучения, почему грешная душа не может видеть Бога.

 

2.2.7.3 " Раскрой свою пазуху и не впускай ветра! "

Не в нашей, конечно, воле находится и не от нас иногда зависит, чтобы в нас не являлись худые мысли и желания; они часто являются непроизвольно, против нашей воли и желания. Но от нас зависит противиться этим желаниям и побеждать их. А потому чистота сердца достигается посредством и неусыпного бодрствования над самим собою, наблюдения над самим собою, наблюдения над своими мыслями, чувствованиями и желаниями и постоянной борьбы с худыми помыслами и желаниями ( Рис. ).

Рис.

Один брат пришел к авве Пимену и говорит ему: " Авва, у меня много худых помыслов, и я в опасности от них! " Старец вывел его на открытый воздух и говорит ему: " Раскрой свою пазуху и не впускай ветра! " - " Не могу этого сделать", — отвечал брат. " Если этого не можешь сделать, то не можешь остановить и прилива помыслов, но твое дело противостоять им и бороться с ними".

И нет сомнения, что эта борьба с помыслами есть самая трудная и должна быть самою продолжительною и упорною, чтобы достигнуть победы над ними и сохранить чистоту сердечную. Она продолжается всю жизнь, ибо всю жизнь и во всяком возрасте могут являться худые мысли и желания, и она требует постоянного и бодрственного внимания к себе и бдения над собою. Необходимо, чтобы мы постоянно следили за своими мыслями и чувствами, бодрствовали над своими желаниями, влечениями и расположениями, наблюдали за всеми внутренними движениями своей души и подавляли их, отсекали прочь, если они греховные и порочные. Поэтому, когда вопросили авву Аммона, какой путь есть путь тесный и прискорбный, старец отвечал: " Путь тесный и прискорбный есть обуздание своих помыслов и отсечение собственных пожеланий для Бога".

Это и значит: " Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? " (Мф.19.27). Этот путь есть самый верный и единственный к достижению праведности перед Богом и святости. Кто хранит свое сердце чистым от худых мыслей и желаний, постоянно борется с худыми влечениями и подавляет их, тот только и может избегать греховных и порочных дел и жить добродетельно. Кто следит неусыпно и бодрственно за своими мыслями и желаниями, тот в корне подавляет в себе всякое зло и не дает возможности пробиваться ему наружу, переходить в жизнь и деятельность. Поэтому, пресекающий и удаляющий от себя всякие греховные мысли и желания, он этим уже самым предохраняет себя от худых дел и очищает свою душу от страстей и пороков, располагает себя к добру и добродетели.

 

2.2.7.4 Пример: " Знай, что инок этот служит соблазном для других учеников" (дух хульный)

Был в числе учеников преподобного Паисия Великого некоторый злонравный, с ожесточенным сердцем, инок. Вместе с другими учениками и он также приходил к преподобному, чтобы слушать его боговдохновенные наставления, но пользы от этих наставлений не воспринимал. Напротив, он только издевался после над этими наставлениями перед братиею, осмеивая их и превратно толкуя. Знал это преподобный и скорбел душою, но обличить его не решался, чтобы еще более не ожесточить его. Наконец, сама братия не вытерпела его издевательств над преподобным и, не перенося более его развращенных и богохульных слов, собралась с жалобою к преподобному.

Преподобный в это время молился, и вот он услышал вдруг таинственный голос: " Знай, что инок этот служит соблазном для других учеников. Нужно обуздать его бесчинство и исправить заповедями". Паисий на этот голос отвечал: " Давно бы я сделал это, если бы знал, что своими увещаниями могу я его исправить. Но я вижу, что диавол готов окончательно погубить его, а потому и не осмеливаюсь сказать ему что-нибудь жестокое, дабы он, рассердившись на меня, не вышел из числа братии и не возвратился в мир. Тогда я буду виновен перед Богом, что не мог потерпеть и единого брата, пленённого врагом. О нем следует молиться, чтобы он излечился от этой страсти".

Сказав это, преподобный еще усерднее стал молиться об иноке, и вот в молитве вдруг видит, что дух хульный выходит из уст инока. В то же время явился и сам инок с повинною и, припав к ногам преподобного, каялся и просил у него прощения, обещаясь исправить свое житие. И он действительно после того исправился и сделался великим подвижником.

 

2.2.7.5 Пример: " … оплакивай грехи свои и не давай себя в обман"

В одно время авва Геласий был возмущаем помыслами, побуждавшими его удалиться из своей общежительной обители в пустыню для того, чтобы избегнуть забот и попечения о братии. Борясь с этими помыслами, старец взял пальмовую палку и начал ходить по двору монастырскому ( Рис. ).

Рис.

Утомившись, он садился на несколько времени, а потом, встав, опять ходил. Когда настал вечер, он говорит своему помыслу: " Странствующий по пустыне не хлебом питается, но травою; а ты, по немощи своей, съешь небольшой овощ". Сделавши так, он опять говорит своему помыслу: " Пустынник спит не под кровлею, а на открытом воздухе; и ты так сделай". После этого он ложится и спит на дворе. Проходив, таким образом, по монастырю три дня, вкушая вечером немного цикория, а ночь проводя под открытым небом, он утомился. Тогда, укоряя возмущавший его помысел, он обличил его так: " Если не можешь совершать дел пустынных, то сиди в своей келье, молись Богу, оплакивай грехи свои и не давай себя в обман. Око Божие везде видит дела человеческие, ничто не скрывается от него, и оно знает делающих доброе".

 

2.2.7.6 Пример: " … если не можешь снести наказания, то не воруй и не ешь чужого"

Авва Зенон путешествовал раз в Палестину. Утомившись от пути, он остановился в одном месте и сел для принятия пищи у огуречного огорода. Помысел говорит ему: " Возьми один огурец, ибо что в этом важного? " Но он отвечал своему помыслу: " Воры подвергаются наказанию; итак, испытай себя, можешь ли ты перенести наказание". Сказав это, он встал на том же месте, обратился лицом к солнцу и так пять дней простоял на солнцепёке. Изнемогши от зноя, он, наконец, сказал сам себе: не могу снести наказания. Потом сказал своему помыслу: " Если не можешь снести наказания, то не воруй и не ешь чужого".

 

2.2.7.7 Только здоровым глазом мы можем взирать на солнечный свет и видеть его, а для больного глаза этот свет невыносим и причиняет ему боль, страдание.

Бесчисленны и многоразличны средства, которыми мужи благочестивые вели борьбу с худыми помыслами и желаниями и побеждали их. Но все эти средства состоят в подвигах добродетелей. Таким образом, кто постоянно ведет борьбу с худыми помыслами и желаниями и побеждает их, тот очищает свое сердце и освобождает свою волю от пороков, постоянно упражняет себя в подвигах добродетели, а потому и живет безгрешно и добродетельно. Через это он достигает праведности перед Богом и святости. Ибо, очищая душу и сердце от худых мыслей и желаний, он этим самым предохраняет себя от пороков и грехов, потому что, когда побеждены бывают худые мысли и желания, тогда легко побеждается и внешний грех. Христианин, стремящийся к чистоте сердечной, побеждает греховные помыслы и желания добродетельными подвигами, воспитывает и вкореняет в своем сердце любовь к добру и творит добро. Потому-то Господь только чистым сердцем обещает, что они Бога узрят, ибо только чистые сердцем могут быть праведными и святыми, т.е. свободными от грехов, и добродетельными. Только мужи праведные и святые и могут видеть Бога и блаженствовать с Ним.

 

2.2.7. 8 Советы ( Рис. )

( рис)

Когда, братья, мы впадаем иногда в грехи и пороки, мы должны тотчас же вставать от них и всеми силами стараться освободиться и исправиться, очистившись от них покаянием. Еще лучше предохранять себя от этих грехов и пороков и не допускать их постоянным бдением над самим собою, охранением себя от худых мыслей и желаний, которые влекут к этим порокам, неусыпною борьбою с ними, когда они в нас являются, и победою над ними через противоположные им подвиги в добродетелях. Кто побеждает в себе худые мысли и желания, тот подавляет грех и порок в корне, и искореняет их, сохраняя свою душу и сердце чистыми и неповинными перед Богом и украшая их добродетелями. А только чистые сердцем Бога узрят.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. B. это наиболее суровая мера юридической ответственности
  2. Breaking 2x2 Бони и Клайд начинающие (до 14 лет)
  3. I. Полное и прочное устройство индивидуальной и коллективной гармонии в области мысли в отношении к человечеству
  4. III. Из предложенных слов выберите то, которое наиболее близко передает значение подчеркнутого.
  5. IV. Политика и гражданское общество. Гармонизация межконфессиональных, межнациональных, миграционных процессов.
  6. А 47. Что из перечисленного стало последствием победы СССР над Японией в 1945 г.?
  7. А о том - кто же на самом деле , по Духовным Законам Бога , является Мужем и Женой , я уже говорил в другой моей статье - « Фарисейство - как раковая опухоль тела Христова .» . . .
  8. А потом он обратился к ним с увещанием в связи с тем, что они смеялись, когда кто-нибудь испускал ветры, и сказал: «Почему некоторые из вас смеются над тем, что делают и сами?»
  9. А – диаграмма срабатывания триггера; б – условные обозначения синхронизирующих входов; в – диаграмма приема двухступенчатого
  10. А. Христианское понимание бытия
  11. Абсолютное позиционирование.
  12. АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь