Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.



Рис. Икона Нагорная проповедь.

2.2.2.1 Дар видения своих грехов — это первый дар христианину от Господа. Он является началом пути крестоношения и возрастания в надежде с помощью Господа Иисуса Христа и всех членов Церкви Божией. На этом уровне духовного устроения христианин начинает развивать в себе добродетель смирения, воздержания в первую очередь в мыслях, а затем и в посте (телесное воздержание). В противном случае из-за не хранения помыслов страсть чревоугодия, не воздержания проявляется в плотских удовольствиях (сластолюбия).

 

Начало добродетели смирения, воздержания, самоотречения страсть чревоугодия (сластолюбия)

 

2.2.2.2 Осознание внутреннего закона противоборства.

Духовная жизнь христианина - путь крестоношения, начинается не с видения ангелов, не с обнаружившихся сверхъестественных способностей (экстрасенсорных), не с говорения на разных языках, а с познания своей немощи духовной, ощущения своей греховности. Этого дара и должен, в первую очередь, просить христианин и, получив его, сохранить до конца жизни.

Кто же такие нищие духом? – Те, кто осознает и видит свое нравственное бессилие в достижении спасения собственными силами, в угождении Богу. Не видеть за собою никаких заслуг перед Богом и никаких добродетелей, а постоянно считать себя духовно немощными, грешными и не имеющими никаких добродетелей, которыми бы мы могли оправдаться перед Богом, - это и значит быть нищими духом. Нищий духом, поэтому, тот, кто постоянно видит только свои грехи, осознает свое духовное бессилие в борьбе с ними и в стремлении к добру не видит никаких своих добродетелей.

2.2.2.3 Сравнение с младенцем

Сам по себе человек в делании добра и достижении спасения подобен беспомощному младенцу. Младенец ничего не может сделать сам для себя: он не может сам достать себе пищи, не может даже просить, чего ему требуется, ибо и сам не осознает ясно, что ему нужно; не может встать на ноги, чтобы прийти к матери, - но он кричит, плачет, призывая к себе мать, движется, бьется, как бы ища ее. Тогда мать сама подходит к дитяти нему, побуждаемая материнскою любовью, берет его на руки, прижимает к груди с любовью кормит его. Так бессильны и мы; чтобы воспрянуть к деланию добра, к богоугождению, часто не знаем даже, с чего нам начать и как приняться за добро, а когда и начнем, то не находим в себе силы воли, чтобы продолжать делать его, а потому ослабеваем и оставляем его. Но когда мы взываем ко Господу и неотступно молимся, чтобы Он Сам помог нам Своею благодатью, научил нас делать добро и угождать Ему, подкрепил нашу волю, поддержал наши силы, - то человеколюбивый Господь не оставляет нас Своею помощью.

 

2.2.2.4 Пример: " … мой кувшин совсем не давал мне есть"

Вот подвиг усиленного постничества. Преподобный Макарий Александрийский был великий постник. Услышав раз, что один инок вкушает хлеба не более одной литры в сутки, т.е. менее восьмой части фунта, он и сам стал подражать ему. Переломав все свои сухари и опустив их в кувшин с водою, он положил съедать в сутки не более того, сколько достанет рука, а горло у кувшина было узкое. Велико было изнурение тела, рассказывал потом сам преподобный. " Захвачу, бывало, больше кусков рукою, а узкое горло не дает мне их вынуть: мой кувшин совсем не давал мне есть". Так питался он три года. Но, не довольствуясь и этим подвигом, он перешел к другому, еще более строгому. Узнав, что иноки Тавеннисского Антониева монастыря во всю четыредесятницу употребляют пищу невареную, он и сам не стал вкушать ничего приготовленного на огне, а питался одними сырыми овощами. Так подвизался он непрерывно семь лет. Не довольствуясь, однако же, и этим подвигом, он сам решился идти в Тавеннисский монастырь. Переодевшись в мирское одеяние, он явился к его настоятелю преподобному Пахомию Великому и, принятый им как мирянин, вступил в его обитель. Спустя немного времени наступила четыредесятница. Старец видит, что каждый инок возлагает на себя различный подвиг: один принимает пищу вечером, другой через пять дней; иной всю ночь стоит на молитве, а днем сидит за рукодельем, - а всех иноков в обители было более тысячи четырехсот, - тогда и Макарий избрал себе подвиг. Наломавши большое количество пальмовых ветвей, он стал в углу и в продолжение всей четыредесятницы, до самой Пасхи, не принимал хлеба, не касался воды, не садился, не ложился и ничего не вкушал, занимаясь только молитвою сердечною и плетением корзин из пальмовых ветвей. Видя такой подвиг, смутились духом даже самые строгие иноки и говорили своему настоятелю: " Откуда ты привел к нам сего бесплотнаго человека на осуждение наше? " - и научились смирению - не превозноситься своими подвигами.

2.2.2.5Пример: " … стал обнимать их, лобызать их ноги…"

Святый мученик Вонифатий, будучи рабом и сожителем одной знатной римлянки, проводил сначала беспечную и не трезвую жизнь и был христианином только по имени. Но вот однажды госпожа отправила его из Рима на восток, где производилось в то время сильное гонение на христиан, с тем, чтобы он привез ей тело какого-нибудь мученика за веру. Путь был дальний, и Вонифатий стал размышлять на пути о подвигах святых мучеников, о благочестивой жизни истинных христиан, их высоте и святости. В сердце его стало закрадываться сожаление о своей греховной жизни. Стал он припоминать и разбирать эту свою жизнь, стал заглядывать в свою совесть и увидел всю свою греховность. Содрогнулся Вонифатий, увидев все свои грехи, и в душе его стал пробуждаться страх Господень. Всю дорогу он, таким образом, размышлял, и чем больше размышлял, тем больше пробуждалось в нем раскаяние о грехах, и разгоралось желание и решимость исправить свою жизнь. Стал он каяться в грехах своих перед Богом, стал молиться и поститься во время пути. В таком состоянии духа прибыл он в Киликийский город Тарс. В это время народ толпился на одной из площадей и смотрел на казнь христиан ( Рис.). Вонифатий, отпустив своих спутников, сам поспешил сюда же.

Рис.

Тут множество христиан терпели истязания самые жестокие и самые разнообразные. Но все они, одушевленные пламенем веры, являли изумительное мужество и терпение. Вонифатий смотрел на их подвиги с изумлением, и сердце его разгоралось пламенным желанием разделить их участь. Чем долее он смотрел, тем сильнее воспламенялась в нем вера, и возбуждалась жажда мученического подвига. Наконец, она охватила его всецело и увлекла. Он бросился вдруг в середину мучеников, стал обнимать их, лобызать их ноги и громко исповедовать Христа. Тут его схватили воины, и он, подвергнутый страшным мучениям, принял венец мучеников. Его мощи слуги привезли госпоже. Она, узнав тело Вонифатия, покаялась и изменила образ жизни. Так иногда постепенно возникает и растет в душе жажда спасения, которая неудержимо влечет к добродетельным делам и высоким духовным подвигам.

 

2.2.2.6 Высота добродетели смирения

В одно время диавол, многократно, но безуспешно возбуждавший в преподобном Макарии Египетском дух гордости, принужден был сам признать его победителем над собою через высоту его смирения и кротости, и сказал ему: " Макарий! Все, что ты делаешь, делаю и я. Ты постишься, а я совсем не ем; ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним только ты побеждаешь меня - кротостью и смирением, которых я не имею". Так, братья, высока добродетель кротости, ибо она отличает существо доброе от существа злого. Утрата этой кротости послужила причиною падения добрых духов и превращения их в злых. Они сделались в мире источником зла, почему и " Бог гордым противится, а смиренным же, напротив, дает благодать".

 

2.2.2.7 Выводы

Поэтому желающим достигнуть спасения, в борьбе со страстями и искушениями, в делании всякого добра никогда не должно полагаться только на себя, но, прежде всего, неотступно просить Бога о благодатной помощи, на нее только надеяться и призывать. Не своими только силами, а этою благодатною силою и помощью Божьею, не видимо посылаемою нам, спаслись все праведники, подвижники, пустынники, отшельники, явив удивительные и нечеловеческие дела и подвиги борьбы со страстями, умерщвления плоти и высоких евангельских добродетелей. Подкрепляемые этою невидимою благодатною помощью, подвизались мученики и исповедники, перенося терпеливо бичевания и раны, мучения и истязания плоти, невозможные для одних сил человеческих, но возможные только при содействии благодатной помощи Божией. Призвав на помощь эту благодать Божию, они оставались невредимыми в огне, исцелялись от ран, укрощали ярость диких зверей, ходили по водам и творили многоразличные и удивительные чудеса, являя необыкновенную твердость духа и мужество среди мучений и обнаруживая нечеловеческие силы в терпении и перенесении этих мучений. Но те, которые полагались на свои только силы и не призывали в помощь благодати Божией, изнемогали от легких ран, обессиливали от одного только вида мучений и падали, отрекались от Христа, не испытав даже мучения. Так и во всяком добром деле, доколе мы надеемся на благодать Божию и с твердою верою просим у Бога Его благодатной помощи, мы стоим в добре, проявляем иногда великую твердость духа и силу воли в борьбе с препятствиями и побеждаем их, потому что благодать Божия помогает нам ( Рис.).

Рис. Икона Спаситель благословляющий

Но коль скоро мы начинаем рассчитывать только на свои собственные силы и забываем о благодатной помощи, то даже и в легких и незначительных подвигах добродетели изнемогаем и падаем, оставляем подвиг часто из-за одного только страха перед его трудностью, перестаем творить добро иногда по одному только предубеждению против его непосильности.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь