Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
2.2.5.1 Жажда спасения и её благодатное пробуждение. Способы благодатного действия на душу человека. Сила духовной жажды, стремление к духовным подвигам ( Рис. ). " Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (Еккл.1, 1-18). Рис. Прямым вовек не станет путь планет. Число светил доступно звездочёту. Но то, чего на этом свете нет, Не поддаётся никакому счёту. И я сказал себе: ты стал велик Благодаря познанья м обретённым. Ты больше всех изведал и постиг, И сердце твоё стало умудрённым. Ты предал сердце мудрости – и та Насытила его до опьяненья. Но понял ты: и это – суета, И это – духа твоего томленье! Под тяжестью познанья плечи горбь. У мудрости великой – вкус печали. Кто множит знанья – умножает скорбь. Зерно её заложено в начале. (Герман Плисецкий)
На четвертом уровне духовного устроения христианин начинает развивать в себе добродетель смиренномудрия, рассудительности. Он ищет примеры, образцы кротости, смирения, что бы подражать жизни святых и правильно выполнять заповеди Господа и ищет Истину: в лучшей через чтение Священного Писания, святоотеческой литературы христианин " питает" свою душу правдой Христовой, то есть познает ИСТИНУ и реально вкушает Самого Бога под видом хлеба и вина Тела и Крови Господней. В противном случае из-за высокоумия, многознания в человеке развивается страсть печали, которая проявляется в грехах недовольства, и т.д. Однажды Иисус сказал уверовавшим в Него иудеям: " … и познаете Истину, и Истина сделает вас свободными…" (Ин.8.31, 32). В других местах Он говорит: " Я есть путь и Истина…", " Если Сын освободит вас, истинно свободны будете". Следовательно, познать Истину, есть - познать освобождающего нас Христа. Это вытекает из приведенных мест Писания. Апостолы уделяли этому познанию большое значение. Павел пишет: " Я от всего отказался, чтобы приобрести Христа…, чтобы познать Его и силу воскресения Его, и участие в наследии Его …". И еще написано в другом месте: " … Но вы не так познали Христа…" Напрашивается вопрос: " и как же они Его познали? ". Писание отвечает: " Ибо вы о Нем слышали и в Нем научились, отложить прежний образ жизни ветхого человека, … а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу…". И еще написано: " … облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоти…".
Как бывают голод и жажда телесные, так есть алкание и жажда духовные. Голодный ищет пищи, жаждущий стремится к воде, чтобы насытиться; так и алчущий и жаждущий духовно стремится к праведности, т.е. спасению и оправданию перед Богом, почему и жажду духовную можно назвать жаждою спасения. Итак, алчущие и жаждущие правды суть те люди, которые усиленно стремятся к достижению праведности или спасения и оправдания перед Богом и деятельно подвизаются в достижении этого спасения. Спасение достигается нами посредством освобождения от грехов и угождения Богу благочестивою жизнью и подвигами в добродетелях. Поэтому алчущие и жаждущие правды суть те люди, которые постоянно и усиленно стремятся к таковому служению и угождению Богу своею жизнью и делами. Рис. Икона Живоносный источник.
Жажда эта бывает у всякого человека, ибо всякий желает спастись и достигнуть оправдания перед Богом ( рис. ). Всякий из нас томится своими грехами, мучится сознанием, что мало он служит и угождает Богу, мало творит добродетелей и много грешит, - только это сознание не всегда бывает в нас ясно и отчетливо, потому что постоянно подавляется мирскими привязанностями и житейскими заботами, почему не особенно сильно и тревожит нас. Но оно делается тревожным и мучительным, когда касается нашей души благодать Божия и пробуждает в нас жажду спасения. Доколе мы своими грехами удаляемся от Бога и через то лишаемся Его спасающей благодати, мы бываем холодны и равнодушны к делу своего спасения. Холодна и безжизненна бывает наша вера в Бога, холодно наше сердце, не согретое теплотою этой веры, холодны и нерадивы бываем и мы к делу своего спасения. Но благодать Божия согревает нашу веру в Бога, а потому оживляет и животворит и нашу душу, когда касается её. Она пробуждает в ней усиленное стремление приблизиться к Богу и возбуждает деятельную заботу о своем спасении. Озаренная благодатью душа вдруг сознает свою греховность и гибель и тотчас же начинает усиленно стремиться к освобождению от них. В ней возгорается пламенное желание загладить свои греховные вины перед Богом и пробуждается усиленное стремление угодить Богу, заслужить перед Ним своею жизнью и делами, чтобы получить оправдание и достигнуть жизни вечной. Так как духовное совершенство бесконечно, и жажда спасения на земле ненасытима, то Сам Господь нередко поддерживает и усиливает эту жажду в Своих подвижниках, чтобы они никогда не довольствовались своими подвигами и не ослабевали в них, считая себя людьми праведными и спасенными. Как только начинал какой-нибудь подвижник помышлять о высоте своих подвигов и своем совершенстве, Господь тотчас же указывал ему на других подвижников, более его совершенных в духовной жизни, возбуждая его тем к новым и дальнейшим подвигам. Совершенному в одном подвиге указывал на другого, более его совершенного в других подвигах, побуждая и его стремиться на высоту подвижничества. 2.2.5.2 Твердая решимость Различны и многообразны пути и средства, через которые действует благодать Божия, пробуждая в нас жажду спасения и праведности. Иногда она действует вдруг, через какие-нибудь особенные, страшные и потрясающие события в нашей жизни, обращая нас через них к Богу и пробуждая в нас живую и пламенную веру. Тогда душа, согретая этим пламенем, вдруг возгорается жаждою своего спасения, и человек тотчас же, оставляя все суетное и земное, начинает усиленно стремиться к духовным подвигам и Богоугождению. Иногда же, и притом большею частью, жажда эта пробуждается постепенно, усиливается и растет со временем, и достигает необычайной высоты и силы. Развивается она от частого посещения храма Божия, внимательного слушания Слова Божия и размышления о нем, от усердной молитвы, благочестивых бесед и от частого упражнения в богомыслии и делах благочестия. Все таковые благочестивые размышления и упражнения, вознося наш ум и сердце к Богу, возгревают в душе нашей веру в Него и привлекают на нас благодать Божию, которая постоянно возбуждает и усиливает в нас заботу о своем спасении и, наконец, обращает ее в жажду. Чем чаще мы вспоминаем о своих грехах, размышляем о Боге и жизни будущей, тем больше в нас пробуждаются помышления и заботы о своем спасении, чаще мы начинаем молиться Богу и делать добро. А чем чаще мы упражняемся в Богомыслии и добродетели, тем больше душа наша располагается к добру и проникается желанием своего спасения, которое, возрастая все более и более, переходит затем в твердую решимость посвятить всю жизнь свою служению Богу и в непреодолимую жажду душеспасительных дел и подвигов.
2.2.5.3 Пример: " Жажда спасения" Что же скажем мы о себе? Пробуждается ли когда в нас подобное чувство томительной жажды спасения, проявляется ли в чем? Пробуждается иногда и в нас, только слабо и мимолетно, а потому нами как будто бы и не замечается. Мы, преданные постоянно заботам о жизни земной и телесной, мало обращаем внимания на свои духовные потребности и стремления духа, и не только не стараемся ясно сознавать их и живо чувствовать, когда они пробуждаются, а, напротив, тотчас же стараемся подавлять их и заглушать. Оттого, как пресыщенные гости на веселом пиру этого греховного мира, мы постоянно находимся в духовной дремоте и усыплении своих духовных стремлений. Но, несмотря на это, и к нам, однако же, является иногда вдруг безотчетная тоска и грусть, скорбь о грехах и своей духовной лености. Нередко, вспоминая о своей душе, размышляя о Боге и вечности, и мы начинаем сокрушаться, что так мало заботимся о душе и так беспечны к её вечности. Скорбим и сетуем, что мало и нерадиво служим и угождаем Богу и много гневим и оскорбляем Его своими неправдами, мало творим добродетелей и много грешим. И нужно пользоваться этим скорбным чувством, чтобы усиливать его и пробуждать в себе действительную жажду своего спасения и твердое желание исправить свою жизнь и вступить на путь добродетели. Нужно больше размышлять о своей душе, о смерти и вечности, чтобы эту слабую и мимолетную скорбь о своей духовной лености и беспечности в деле спасения доводить до томительной жажды спасения. Поэтому, если в нас является скорбь о грехах, то и нужно усиливать эту скорбь размышлением о готовящемся нам наказании за них, чтобы довести эту скорбь до глубоко сокрушенного покаяния перед Богом и желания исправить свою жизнь. Если в нас является сетование и сожаление о том, что мало мы служим Богу и творим добрых дел, то и нужно усиливать это сожаление размышлением о тех благах, которые уготовал Бог любящим Его и исполняющим заповеди Его. Будем пробуждать в себе истинное расположение к добру и Богоугождению и искреннее стремление вступить на путь служения Богу и добродетели. Всякое такое скорбное чувство о своей душе, возбуждаемое и усиливаемое нами, может перейти, при содействии благодати Божией, в томительную духовную жажду спасения и возбудить нас к деятельной заботе о своем спасении. И телесная жажда развивается не вдруг, а постепенно, только вдруг иногда сознается нами ( Рис).
Рис. Так и жажда духовная развивается иногда медленно и постепенно от более или менее частого размышления о предметах душеспасительных и упражнения в добродетелях, и потом уже вдруг осознается нами при содействии благодати Божией и влечет к добродетели и подвигам, делаясь ненасытимою. 2.2.5. 4 Сам Бог посылал ему пищу для трапезы Был в Египте один инок, который жил в самой дальней пустыне и много лет подвизался в добродетели. Любил он безмолвие, проводил дни и ночи в молитвах, песнопениях и созерцании, и достиг уже такого высокого совершенства, что удостоился нескольких Божественных видений. Сам Бог посылал ему пищу для трапезы. Всякий раз, как ощущал потребность в ней, он входил в свою пещеру и находил там пищу. Уже он почти уверен был в венце небесном, имел его почти в руках, но это самое самомнение и послужило причиною его падения. Когда он дошел до такой уверенности, в сердце его неприметно вкралась мысль, что он выше всех других в своей жизни и подвигах и достиг уже полного спасения и святости. В таких мыслях он стал полагаться на себя и свои высокие подвиги стал считать уже достаточными для получения Блаженства, и в нем незаметно стала зарождаться беспечность и леность, стала охладевать жажда к подвигам. Уже не с прежнею бодростью встает он от сна для молитвы и песнопений; ленивее стал к молитве, и пение его становится не так уже продолжительным. Душа захотела покоиться, ум пал долу, и помыслы стали блуждать по миру земному. Беспечность втайне уже овладела им, и только прежний навык несколько сдерживал ее, поддерживая его в прежних подвигах. Еще входя по вечерам после обычных молитв в пещеру, он находил там иногда хлеб, посылаемый Богом, и питался им( Рис.) Рис. Но так как он не изгонял из своего ума негодных помыслов, не боролся с леностью и нерадением, то они росли, а он все более подчинялся им. И вот вдруг похоть страстная овладела его мыслями и стала влечь его в мир. Но он пока еще борется и с нею, удерживается от её влечения и, поддерживаемый прежнею привычкою к подвигам, и следующий день провел еще в обычных подвигах. Когда же после молитвы и песнопений вошел в пещеру, то, хотя и нашел приготовленный там хлеб, но он был уже не так чист, как прежде, а с сором. Он удивился и несколько опечалился, однако же, съел его. Настала третья ночь, и ум его еще сильнее стал предаваться любострастным помыслам. Воображение его представляло ему нечистые мечты так живо, как бы они сбывались на самом деле. Несмотря на это, еще и на третий день он продолжал свои подвиги, молился и пел псалмы, но уже не с чистым расположением, а рассеянно, часто оборачиваясь по сторонам и развлекаясь мыслями. Вечером, войдя в пещеру, он нашел хлеб, как бы изъеденный мышами и собаками, а вне пещеры разбросанные сухие остатки его. Тогда он стал сетовать и жаловаться, но не на себя, а на Бога. Однако же, вкусивши пищи, расположился на покой. Тут помыслы во множестве нападают на него, побеждают, пленяют его ум и, как пленника, увлекают его в мир. Оставив свою пустыню, он ночью ушел в селение. И погиб бы сей старец, погубив все свои долговременные труды и подвиги, если бы Господь не взыскал его Своею милостью, возвратив его с пути, и не привлек к покаянию. С этого времени он всю жизнь свою каялся и плакал, и Господь простил его, - только пищи от Бога он более не получал, а питался своими трудами. Победить в себе худые мысли можно только мыслями добрыми; побороть в себе худые желания и влечения можно только противопоставив им желания добрые и богоугодные. А потому кто борется с худыми помыслами и желаниями, тот воспитывает в себе в то же время желания и расположения добрые и приучает себя к добру. Да и самая борьба с худыми помыслами, желаниями, влечениями и расположениями и победа над ними возможны только через усиленные подвиги в добродетелях, потому что худые мысли и желания, как и всякие другие страсти, всего успешнее пресекаются и побеждаются противоположными им делами и подвигами в добродетелях.
2.2.5.5 Бесконечность духовного совершенства и ненасытимость духовного алкания и жажды. Высота и разнообразие духовных подвигов. Время насыщения.
2.2.5.5.1 Пример: " Когда я был еще юн…" Совершенство духовное в служении Богу и в добродетелях бесконечно; кто желает спасаться и достигнуть праведности, тот должен спасаться всю жизнь, всю жизнь свою трудиться и работать для Господа и подвизаться в делах Ему угодных. Нельзя спастись сразу и потом остановиться, ничего более не делать, не предпринимать для спасения души, считая себя спасенным. Люди, думающие, что это можно, впадают только в самообольщение и грех гордости и потому падают, не достигнув спасения, теряют и то, что заслужили и чего достигли. Напротив, жажда духовная, жажда подвигов и спасения никогда на земле не прекращается и постоянно только сильнее возбуждает к этим подвигам. Чем больше человек совершенствуется в духовной жизни, чем больше служит и угождает Богу и подвизается в добродетелях, тем больше в нем эта духовная жажда спасения и подвигов усиливается( Рис. ). Рис. Ибо чем больше человек подвизается в духовной жизни и достигает своего духовного совершенства и святости, тем менее он считает себя совершенным и достигшим спасения, и тем сильнее возгорается в нем жажда достигнуть его. " Когда я был еще юн, — говорил о себе один святый старец, — то думал сам с собою, что, может быть, я делаю что-нибудь доброе, а теперь, когда состарился, вижу, что я не имею в себе ни одного доброго дела". Это потому, объяснял он же, что чем ближе становится человек к Всесвятому и совершенному Богу, тем более он сознает себя грешным и недостойным приблизиться к Нему, почему и пророк Исаия, увидев Бога, называет себя окаянным и нечистым. Поэтому и сам Спаситель называет блаженными не праведников совершенных, а только алчущих и жаждущих правды, т.е. людей, усиленно стремящихся к праведности. И все великие подвижники, все святые, угодившие Богу, никогда не считали себя людьми праведными, достигшими полного совершенства, а всегда видели себя грешниками и потому стремились постоянно к новым и высшим подвигам, никогда не останавливаясь в них. Отсюда и роды, и способы служения Богу бесчисленны и разнообразны. Каждый старается угодить Богу и достигнуть духовного совершенства и оправдания перед Богом по-своему. Потому бесчисленны духовные подвиги, которыми достигается это совершенство: кто плачет о грехах, кто постоянно молится, кто изнуряет тело постом, кто борется и побеждает страсти утомительными трудами и бдениями, кто подвизается в смирении и послушании, кто в любви и милосердии к ближним. И все они имеют в виду одну цель — достигнуть духовного совершенства и приблизиться к Богу. Укажем некоторые из этих подвигов, чтобы видеть ту высоту духовного совершенства, на которую возводит человека жажда спасения, и всю силу и ненасытимость этой жажды на земле.
2.2.5. 5.2Пример: " Хочу быть монахом". А как настойчива и непобедима бывает эта жажда, какую проявляет силу воли в борьбе с препятствиями! В одно время к преподобному Антонию Великому приходит старец мирянин, по имени Павел, прозванный Простым, и стучится к нему в дверь. Антоний, вышедши, спрашивает его: " Что тебе нужно? " - " Хочу быть монархом", — отвечает Павел. " Не можешь, - сказал ему Антоний, - тебе уже шестьдесят лет, и ты не перенесешь скорбей и лишений пустынной жизни". - " Я все буду делать, чему ты меня научишь", — отвечал Павел. Антоний, однако же, не хотел принять его и затворил за собою дверь. Три дня не выходил после этого святой из своей кельи, а Павел все стоял и не отходил от дверей. На четвертый день Антоний, наконец, по необходимости отворил дверь и, увидев Павла, снова стал прогонять его. " Невозможно мне умереть в другом месте, хочу здесь умереть", - отвечал ему Павел и не шел от кельи. Антоний, наконец, согласился принять его, сказав: " Можешь спастись, если будешь послушен и станешь делать все, что я велю". И начал Антоний в следующие дни вести такую суровую жизнь, какой не вел и в ранней молодости. Искушая Павла, он сказал ему: " Стой здесь и молись до тех пор, пока я не приду и не принесу тебе работу". И, ушедши, он не возвращался целую неделю, смотря издали, из пещеры, как Павел, палимый зноем, стоял неподвижно на одном и том же месте. После этого Антоний велел ему плести веревку из пальмовых ветвей, и когда Павел с большим трудом сплел уже веревку в пятнадцать локтей, то Антоний, посмотрев, остался недоволен и велел ему расплести ее и плести снова. Старец исполнил и это. Между тем, он четыре дня уже оставался без пищи. Опасаясь за него, Антоний, наконец, сжалился над ним и велел накрыть на стол, а сам размочил в воде четыре маленьких сухих хлебца — один для себя и три для него. Сделав это, он стал на молитву, поставив с собою и Павла, и начал петь псалом. Двенадцать раз он пропел его, сотворив столько же молитв, чтобы и в этом испытать Павла. Потом сказал ему: " Пойди, и ешь". Но как только он сел за стол и стал брать хлеб, Антоний сказал ему: " Сиди и не ешь до вечера". Наступил вечер, а Павел все еще не ел. Тогда Антоний сказал ему: " Вставай, помолись и ложись спать". Павел так и сделал. В полночь Антоний разбудил его на молитву и продолжал молитвы до девятого часа дня. Приготовив потом трапезу, они снова стали на молитву, и сели есть уже поздно вечером. После затрапезной молитвы они немного уснули, а потом снова встали на молитву и пели псалмы от полуночи до девятого часа дня. Так испытывал преподобный Антоний терпение и смирение Павла в продолжение многих дней, и Павел не ослабевал. Не довольствуясь и этим, Антоний послал его обойти пустыню и через три дня возвратиться. Павел исполнил и это, и, когда возвратился, Антоний заставил его служить пришедшим к нему инокам и ничего не говорить и не есть, хотя Павел не вкушал пищи уже три дня. Павел исполнил и это и стал служить гостям. Иноки спрашивают его, почему он все молчит? Но Павел, исполняя повеление Антония, ничего не отвечает им. Тогда Антоний сказал ему: " Что ты молчишь? Поговори с братьями! " И Павел стал говорить. Принесли родственники Павлу сосуд с медом, и Антоний велел его разбить. Павел повиновался. Тогда Антоний велел ему снова собрать мед с земли без всякого сора — Павел исполнил и это. Рис. испытания Павла Простого. Так испытывал Антоний старца в продолжение многих дней ( Рис.) и, наконец, видя непобедимость его терпения и послушания, сказал ему: " Во имя Господа ты уже стал монахом", - и, устроив ему келию, принял жить с собою. Так сильна и непобедима жажда спасения, когда душа, осененная благодатью Божьею, проникается ею. Влекомый этою жаждою, человек не останавливается ни перед какими препятствиями, встречающимися на пути к спасению, и побеждает всякие испытания и искушения. 2.2.5.5.3Пример: " Сверх того, говорят, будто бы ты еретик" В одно время к преподобному Агафону пришли иноки с тем, чтобы испытать его кротость и незлобие сердца. " Ты ли авва Агафон? " — спросили они его, как бы пришедшие издалека и не знающие его. " Видите перед собою грешного раба Господня", - отвечал старец. " Носится слух, — сказали иноки, — будто ты человек гордый, надменный и невоздержный". " Совершенная правда! " - отвечал праведник. " Мы слышали также, будто бы ты лжец, клеветник и обманщик, любишь пересуживать других", - продолжали иноки. " И это правда, - кротко отвечал Агафон. " Сверх того, говорят, будто бы ты еретик", - присовокупили иноки: " Напрасно, - возразил старец, - я не еретик". Тогда пришельцы спросили его: " Для чего же прочие пороки ты на себя принимаешь, а от последнего отрицаешься? " - " Перечисленных ранее пороков нельзя и не приписать себе, поелику они естественны человеку, и все мы грешны, - отвечал старец; - а ересь есть Богоотступничество, чего я, хотя и грешный человек, никак на себя принять не могу и не хочу". И действительно, нет такого оскорбления, такой обиды, которые бы мы, строго припоминая и разбирая свою жизнь, могли признать для себя совершенно незаслуженными. 2.2.5.5.4 Пример: " … он предается глубокому и сокрушенному покаянию о грехах…" И вот это желание и стремление переходит в томительную жажду богоугодных дел и добродетельных подвигов. Томимый этою жаждою человек весь предается мысли и заботе об угождении Богу и о своем спасении, о нем только думает, к нему только стремится. Преданный всецело делу своего спасения, он постоянно помышляет о Боге и жаждет богоугодных дел, добродетелей и подвигов, чтобы служить Ему, служить самою жизнью и делами. Желая очиститься от грехов, он предается глубокому и сокрушенному покаянию о грехах. Желая служить Богу, он тщательно старается хранить свою чистоту и непорочность, почему и ведет усиленную борьбу с плотью и миром, побеждая свои страсти и пороки. Желая угодить Богу, он предпринимает разнообразные дела и подвиги добродетелей. И чем больше он трудится и подвизается в этих богоугодных делах и подвигах, тем более душа и сердце его разгораются ревностью о богоугождении и своем спасении, тем более усиливается в нем духовная жажда. Она постоянно побуждает его все к большим и высшим подвигам, заставляет его всю жизнь трудиться в них и через то достигать высоты духовного совершенства и святости. Потому-то алчущие и жаждущие праведности, постоянно подвизаясь и совершенствуясь в духовной жизни и подвигах, никогда не считают себя праведными, но постоянно грешными, и никогда не прекращают своих подвигов, ибо духовная жажда спасения в них никогда не прекращается. Поэтому они постоянно стремятся на высоту добродетели и восходят от силы в силу в своем духовном совершенстве. Желаете ли знать, как томительна бывает эта жажда уже вначале, когда благодать Божия только еще призывает к спасению и направляет на путь его? С какою непреодолимою силою влечет она на этот путь, и какая в человеке вдруг является готовность оставить, презреть все и искать только спасения? Какая пробуждается этою жаждою сила воли к борьбе с разнообразными препятствиями, встречающимися на пути спасения и к победе над ними?
2.2.5.5.5 Советы. Предостережения ( Рис. ). Рис. Итак, не должны мы никогда полагаться на свои добродетели и считать их достаточными для своего спасения, но должны постоянно располагать себя к добродетелям и будить в себе жажду делать добро. Много из нас таких, которые, сделав раз какое-нибудь добро в жизни, только и твердят о нем, считая себя как бы уже праведными и спасенными через него, а потому и не делают больше добродетелей. Они идут назад, а не вперед по пути к небу, и потому никогда не достигнут его. Много и таких, которые, хотя и нередко делают добро, но зато постоянно самоуслаждаются им, считают себя людьми совершенными и высокими перед Богом, презирая в своих мыслях других людей как ничтожных в сравнении с ними по добродетелям. Такие добродетели тщеславные и пустые. Они не совершенствуют, не улучшают нашего духа, потому что не от чистого сердца и желания делаются, а из тщеславия, и потому не приближают нас к Богу, но удаляют от Него. Чтобы быть добродетельными, нужно иметь любовь к добродетели. Чтобы угождать Богу и стремиться к совершенству и спасению, нужно иметь жажду духовного совершенства, жажду спасения и оправдания перед Богом, которая бы постоянно побуждала нас к достижению этого спасения. Тогда только мы можем восходить по ступеням совершенства и приближаться к Богу, никогда не останавливаясь в делании добра и не самоуслаждаясь своими добродетелями. Ибо духовная жажда насыщается, и наше духовное совершенство прекращается только на небе, как говорит псалмопевец: насыщуся, внегда явитимися славе Твоей (Псал.16.15).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы