Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Блаженны плачущие, ибо они утешатся.



2.2.3.1 Плач благочестивый, его виды и причины; душевная польза слез благочестия. Когда наступит время полного утешения?

На втором уровне духовного устроения души христианин призывается к плачу о своих увиденных грехах, открытых Богом для врачевания на первом уровне (ступеньке лествицы). Развитие добродетели страха Божия особо важна и является причиной истинного плача ко спасению, а не страстного, не спасительного плача. У святых отцов это одна из самых сильных добродетелей. Страх Божий – начало премудрости, но она же способствует преодолеть греховные страсти, в том числе и блудной страсти.

 

Добродетель страха Божия Страсть блуда

 

Святые отцы условно выделяют три состояния христианина при испытании Страха Божьего.

Можно обозначить соответствующие состояния христианина (его плача):

1. Плач раба – плач, основанием которого является животный страх наказания.

2. Плач наемника – плач, основанием которого является выгода.

3. Плач сыновний – плач, о своем не достоинстве любви Божией.

Плач о грехах может быть у подвижника на любой ступени совершенства ( Рис). Плач о материальной выгоде не является добродетелью, а состояние наемника (и даже раба Божьего) положительно оценивается свв. отцами как необходимая ступень духовной жизни. Отрицательное отношение к рабской и наемнической степени прослеживается не у свв. отцов, а у представителей модернистского богословия с начала XX столетия.

Рис.

 

2.2.3.2 Плач во спасение и погибель.

Люди благочестивые смотрели на земную жизнь свою, как на время плача и слез, и ожидали радости и утешения только в жизни небесной. Поэтому они всю жизнь свою проводили " в слезах покаяния", постоянно устремляя свой, духовный взор к веку грядущему, и чая только там себе утешения. " Слезы покаяния" - это особые слёзы. Ведь плач о грехах называют отцы " радостотворным". Православие – это религия не пессимизма и психических расстройствам. Они плакали не о мирских и телесных лишениях и утратах, не о благах земных, которые они презирали, и для которых у них не было слез, а плакали о своей душе и о благах духовных, небесных. Именно высших благ они жаждали и боялись потерять своими грехами. Поэтому их плач, был во спасение; их слезы были слезы богоугодные. То оплакивали они грехи свои пред Богом, то смиренно сокрушались и скорбели о том, что мало подвизаются в добрых делах и угождают Богу, то, наконец, проливали слезы умиления пред Богом. А потому у них и покаянная сокрушенная скорбь о грехах сопровождалась слезами, и помышление о своих добродетелях вызывало смиренные слезы, и даже самая духовная радость, их посещавшая, не обходилась без слез. Вся жизнь их проходила в слезах и плаче.

Чтобы видеть этот плач во всей его глубине сердечной скорби и во всем обилии и продолжительности слез, пойдем, благочестивый слушатель, в глубину безлюдных и непроходимых пустынь, заглянем в пещеру, или тесную убогую келью старца отшельника.

 

2.2.3.3 Пример: " С чего начну раскаяние… (с) блуда ли, или убийства? "

Вот в безлюдном и никем не посещаемом месте одной финикийской пустыни мы видим пещеру, служившую некогда местом для погребения умерших людей. Вход в нее затворен, но мы приникнем к небольшому отверстию, оставленному в нем, и посмотрим, что делается внутри пещеры ( Рис. ).

Рис.

Там в одном углу собраны кости некогда погребенных здесь и давно уже истлевших людей, а посредине ее стоит, преклонивши колена, суровый, дивный старец подвижник. С великим воплем и рыданием ударяя себя в грудь, он так взывает к Господу в покаянной молитве: " Боже мой! Как я воззрю на Тебя? С чего начну раскаяние мое, какого греха отпущения прежде всех начну просить — блуда ли, или убийства? Будь милостив мне недостойному, дай прощение моих лютых грехов, преблагий Владыка! " Это праведный Иаков, по попущению Божию впавший в тяжкий грех блуда и убийства, кается перед Богом в этих своих грехах и молит о помиловании и прощении. Вот уже десять лет, как он безысходно несет в этой пещере тяжелый подвиг глубоко сокрушенного покаяния, дни и ночи проводя в непрестанной молитве, слезах и воздыханиях, с плачем и рыданиями ударяя себя в грудь и исповедуясь перед Богом в грехах своих. Не будем ни о чем спрашивать сего дивного старца, видя его слезы покаяния, ибо он ни с кем не беседует, никому не говорит ни слова из вопрошающих людей, и отверзает уста свои только для покаянной молитвы к Богу.

Пойдем далее и перенесемся мыслию в другую пустыню - заиорданскую.

 

2.2.3.4 Пример: " О чем так сокрушаешься? "

Вот мы в таком же диком, суровом и безлюдном месте другой негостеприимной пустыни за рекою Иордан. И опять мы видим, стоит коленопреклоненная женщина, погруженная в молитву к Богу с плачем и рыданиями. На ней нет никакой одежды, ибо одежда её истлела от продолжительности времени. Неприкрытое тело то опаляется зноем, то страдает от ночного холода. Нет у нее никакого жилища, даже пещеры. Но вот она в изнеможении от долгих трудов, борьбы, поста и бдения падает на землю и, проливая потоки слез, не перестает взывать к Богу о помощи. Подойдем к ней поближе. Это преподобная мати Мария Египетская оплакивает свои прежние грехи порочной молодости. Спросим ее: " О чем так сокрушаешься и так скорбно плачешь, преподобная мати Мария? " - " Как же мне не плакать, - отвечает она, - искушения одолевают меня и не дают мне покоя даже в этой пустыни. Здесь нет и простой воды, а мне хочется тех дорогих вин, которые прежде пила я без меры. Язык мой против воли настраивается повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня. Тщетно стараюсь я бороться со своими злыми навыками. Всего более мучат меня и одолевают дурные мысли и греховные желания. И вот тогда, простершись по земле, я взываю к Богу о помощи и не встаю до тех пор, пока не усмирится мое сердце. Так мучусь я вот уже семнадцать лет. Семнадцать лет борюсь с этими искушениями - с того самого времени, как покинула греховный мир и удалилась сюда в пустыню. Сокрушаюсь, плачу и прошу Бога, чтобы Он умиротворил мое сердце и дал покой моей душе".

Трудна борьба со страстями и грехами, особенно когда мы, долго предаваясь им, свыкаемся с ними. Много проливается людьми благочестивыми и праведными слез в борьбе с греховными мыслями, порочными желаниями и влечениями, до тех пор, пока Господь не пошлет им свою умиротворяющую благодать Святого Духа и не даст душевный мир и покой. Но, поучившись и этому благочестивому плачу, взывающему к Богу о благодатной помощи в борьбе с искушениями, пойдем далее и остановимся по пути на малое время в городе.

 

2.2.3.5 Пример: " О чем плачешь, отче? "

Вот Александрия, город ближайший к Нитрийской пустыне в Египте ( рис. 0.

Рис. Нитрийская пустыня.

Сюда только что пришел преподобный Памва — великий подвижник Нитрийской пустыни, оставивший пустыню на самое короткое время и то по вызову святого Афанасия, архиепископа Александрийского. Едва он вошел в город, как навстречу ему попалась одна явно грешная женщина в богатом наряде. Посмотрел на нее преподобный и горько заплакал. " О, чем плачешь, отче? " - вопрошает его бывшая с ним братия. " Две причины слез моих, - отвечает им подвижник, - во-первых, плачу о гибели души этой женщины; во- вторых, плачу о самом себе: о том, что не столько забочусь об украшении души своей, сколько эта женщина заботится об украшении тела. Она желает нравиться и угождать людям и тщательно украшается; я же мало стараюсь украсить душу, чтобы угодить Богу". Приложим и этот плач к сердцу. Это - слезы смирения, плач души, жаждущей добродетели и сокрушающейся о том, что мало мы подвизаемся в добрых делах и угождаем Богу, чтобы безбоязненно и бестрепетно явиться в светлый и украшенный чертог Отца Небесного. Оставим город, зайдем теперь в скит пустынный.

 

2.2.3.6 Пример: " От постоянных слез… выпали у него даже ресницы"

Вот сидит в своей тесной и убогой келье старец Арсений Великий. Он был некогда богат и знатен, изучил всякие науки, но теперь отрекся от мира, чтобы служить одному Богу. В строгом посте и безмолвии проводит он свою жизнь, ест один сухой хлеб, и то в малом количестве, спит не более часа в целые сутки, посвящая все остальное время молитве и рукоделию. Вот и теперь, молча, он плетет корзину из пальмовых ветвей, весь погруженный в молитву и богомыслие, и из очей его постоянно падают слезы. Так плакал он всю жизнь. Плакал и сидя в своей келье за рукоделием, плакал постоянно, ибо ум его был постоянно погружен в богомыслие. Плакал он и стоя на молитве. Молитва его была такова, что продолжалась всю ночь, и, когда наступал день воскресный, то он, выходя вечером в субботу из кельи и ставши задом к заходящему солнцу, простирал руки к нему и стоял в таком молитвенном положении до утра, когда восходящее солнце начинало светить ему в лицо. От постоянных слез и повседневного плача выпали у него даже ресницы из глаз, а за пазухою он постоянно держал плат, чтобы отирать им слезы. Спрашивать ли нам у сего дивного старца, о чем он так плачет? Но нам нет нужды предлагать ему этот вопрос, когда он сам объяснил братии причину этих слез в час своей смерти. Когда наступил этот час смертный, то ученики и братия, пришедшие проститься с ним, увидели, что преподобный опять плачет. Видя его плачущим, ученики спросили: " Ужели и ты боишься смерти, отче? " И отвечал им преподобный: " Воистину, страх этот был во мне во все дни иночества моего, от самого того дня, когда я принял на себя сей образ". Таким образом, постоянно устремляя мысли к Богу и к вечности, он всегда имел в памяти час смертный и то возбуждал в сердце своем страх грозного суда Божия и наказания, то умилялся, размышляя о нескончаемом блаженстве праведников, а потому и плакал. Великое у него было умиление сердечное.

 

2.2.3.7 Пример: " О чем ты плачешь? "

Спасался некогда в покинутом идольском капище один благочестивый старец, но враги спасения постоянно и всеми силами старались препятствовать ему, искушали, соблазняли и старались отвлечь его мысли от Бога.

Рис. Капище идольское

Наконец, в одно время они открыто пришли к нему и сказали: " Выйди из нашего места! " - " Вы не имеете места", - отвечал им старец. Тогда они напали на него и, схватив за одежду, потащили вон из капища, но старец уперся в двери и, изнемогая, воскликнул: " Господи, помоги мне, спаси меня! " При этих словах бесплотные враги тотчас исчезли и совсем оставили его. Заплакал тогда старец. " О чем ты плачешь? " - спросил его невидимый голос. " О том, что ненавистники веры и добродетели осмеливаются так дерзко издеваться над рабом Господним", - отвечал старец. " Ты сам виноват, - возразил небесный голос, - потому что забыл обо Мне; сам видишь: как только призвал Меня, Я и пришел к тебе на помощь".

 

2.2.3.8 Пример: " … нам стыдно и есть, смотря на тебя, плачущего! "

Зайдем в обитель преподобного Пахомия - мы и здесь увидим удивительный пример необыкновенного умиленного плача. Жил здесь один инок, в мире бывший скоморохом, принятый и постриженный самим великим Пахомием. Сначала он оставил свое занятие, а потом, спустя некоторое временя, опять стал возвращаться к своим прежним привычкам и снова стал творить свое скоморошество, на соблазн юным братьям. Несколько раз вразумлял и увещевал его преподобный, чтобы он исправился и оставил свои прежние привычки, но, не видя такого исправления, наконец, решил выслать его из обители. Раскаялся тогда инок, оставил свое скоморошество и по молитве преподобного приобрел такое сокрушенное покаяние, что во все часы из очей его истекали слезы, как потоки, а потом достиг такого умиления сердечного, что плакал постоянно и никак не мог воздержаться от слез. Даже во время трапезы, когда братья просили его воздержаться от слез, он не мог остановиться и отвечал: " Ей, хочу удержаться, но отнюдь не могу". О чем ты плачешь? - спросила его раз братия, — нам стыдно и есть, смотря на тебя, плачущего! " На это инок ответил им: " Как же вы хотите, братия моя, чтобы я не плакал, когда я вижу здесь мужей святых, мне, грешному, служащих, которых и праха ног я не достоин! Не должен ли я плакать, что мне, грешному скомороху, служат такие честные и богоугодные мужи! ( Рис. )

Рис.

Плачу во все дни, да не буду пожжен огнем, множества ради грехов моих". Сам преподобный Пахомий дивился таковому его смиренному покаянию, умилению и говорил, что от самого построения обители он не видывал еще такого смирения и умиления, какое видит в этом брате.

2.2.3. 9. Пример: " О чем ты плачешь, отец святый?

Жила в Египте некоторая благочестивая христианка по имени Таисия, которая, посвятив себя Богу в молодых еще летах, расточила все свое имение на дела богоугодные: благотворила монастырям, помогала бедным. Но потом, испугавшись нищеты и лишений, чтобы поправить свое состояние, она впала в искушение и, оставив свою добродетельную жизнь, стала жить в блудном грехе, добывая тем деньги. Тогда отцы одного скита, которому она помогала, упросили своего настоятеля Иоанна Колова, чтобы он шел и вразумил несчастную, обещаясь самим молиться, чтобы Господь помог ему спасти душу погибающей. Пришел Иоанн в её роскошные палаты и постучался в дверь, но его не впустили. Тогда Иоанн велел служанке передать своей госпоже, что он принес ей драгоценность, и был впущен. Вошел инок, сел около Таисии и, молча, взглянув на нее, поник головою и горько заплакал. Таисия смутилась. " О чем ты плачешь, отец святой? — спросила она. " Как же мне не плакать, - отвечал Иоанн, - когда я вижу, что ты забыла Бога вечного, презрела светлый чертог Его и угождаешь диаволу своими делами"! Эти слова, как огненная стрела, пронзили сердце Таисии и привели ее в глубокое раскаяние, так что она тотчас же оставила свою греховную жизнь и удалилась вместе с иноком в пустыню.

 

2.2.3.10 Причина благочестивого плача. Долго ли продолжается этот плач?

Напутствия.

Но довольно уже нам путешествовать - довольно мы видели плача и слез. Воздадим хвалу Богу, дивному во святых Своих, и возвратимся к себе, чтобы собраться с мыслями и понять все нами виденное. О чем же плачут люди благочестивые, какая причина их слез? Плачут они и о грехах своих, глубоко, скорбно и сокрушенно каются в прежней своей греховной жизни, долго оплакивают и каждое свое греховное падение. Этими слезами они омывают свои грехи, пробуждают в душе страх и отвращение к ним и благодатью Божьею очищаются от них. Плачут и о своей лености, о своем нерадении в служении Господу, сокрушаются о своем бессилии делать добро и угождать Богу. Этими слезами смиренномудрия они возбуждают и поощряют себя на беспрерывные и трудные подвиги высоких добродетелей, заставляют себя быть в постоянном служении Богу, угождать Ему и приближаться к Нему постом, молитвою, бдениями и трудами умерщвления плоти, служения ближним, делами милосердия и, получая на помощь благодать Божию, постоянно совершенствуются и достигают высоты своего спасения. Плачут, наконец, и от умиления сердечного, когда умиротворенная благодатью Божьею душа их достигает духовной радости. Тогда они плачут, возносясь постоянно мыслию к Богу и умиляясь душою пред Ним. И все это плач духовный, печаль по Богу и о спасении души, слезы благочестия. Они очищает душу от грехов, привлекают к ней благодать Божию и помогает ей украситься добродетелями, как светлою одеждою, чтобы безбоязненно явиться в вечность и предстать пред лицом Судии всех Бога.

Долго ли продолжается этот плач? Когда и где ждать обещанного за него Господом утешения? Утешаются кающиеся грешники и здесь на земле, когда получают от Бога умиротворяющую благодать Святаго Духа и начинают вкушать душевный мир и покой, достигают даже духовной радости. Так праведный Иаков получил такое утешение и успокоение души и совести через десять лет покаяния. Преподобная Мария Египетская получила покой и умиротворение души через семнадцать лет тяжелой и трудной борьбы с искушениями в заиорданской пустыни. Но это утешение не полное. Полное и окончательное утешение последует в жизни вечной, когда ни плача, ни вопля, ни болезни не будет для них, и отымет Бог всякую слезу от очей их (Апок.7.16; 21.4). Рис.

Рис.

2.2.3.11 Пример: " … тот только имеет от Бога великое воздаяние и похвалу, кто постится добровольно; … кто ропщет, озлобляется, терпя по принуждению и необходимости, тот терпит без пользы".

В одно время преподобный Пахомий Великий, отлучаясь из своего монастыря в Панополь для устроения там иноческого общежития, приказал братии, чтобы в отсутствие его ни в чем не нарушался монастырский устав. Но, когда он возвратился, к нему тотчас же пришел отрок, бывший еще под искусом в его монастыре, и стал жаловаться, что в его отсутствие братия ничего не варили - ни овощей, ни каши. Святой, выслушав его, с улыбкою сказал: " Не скорби, чадо, я повелю, чтобы варили", - и тотчас же отправился на поварню, где готовилась пища. Нашедши там инока, служившего поваром, он спросил его: " Скажи мне, брат, сколько времени ты не варишь пищи? " - " Два месяца", - отвечал инок. " Зачем же ты презрел заповедь, данную тебе относительно не нарушения монастырского устава"? — спросил преподобный. Инок стал оправдываться тем, что старцы вовсе не едят вареной пищи и довольствуются сухоядением; а для одних детей, новоначальных, не стоило издерживать крупу и масло. " Но чтобы не быть в праздности, - добавил он, - я плел корзины". " Сколько же ты их сделал? " — спросил Пахомий. " Пятьсот", - отвечал инок. Тогда святой велел тотчас же развести огонь и принести корзины и, сжигая их одну за другою, сказал: " Как ты пренебрег заповедью моей относительно варения пиши для братии, так и я не щажу твое рукоделье. Ты, самовольно принудив братию поститься, сделал их невольные подвиги тщетными, поэтому и я долговременный труд твой делаю тщетным. Разве не знаешь, что тот только имеет от Бога великое воздаяние и похвалу, кто постится добровольно и отказывается от предложенного ему варения и яств. А кто не ест поневоле, потому что нет у него пищи, тот не может ожидать никакой похвалы и воздаяния от Бога, - твоя леность и нерадение, принудившие братию поститься, сделали, таким образом, то, что столь продолжительное воздержание братии потеряло свою цену". Также точно и добродетель терпения и перенесения обид имеет цену перед Богом только тогда, когда она подъемлется добровольно и несется без ропота, без озлобления, охотно. Получает пользу, поэтому, тот, кто, имея возможность получить помощь и избежать терпения, отказывается от этой помощи и терпит ради Бога добровольно. А кто ропщет, сетует, озлобляется, терпя по принуждению и необходимости, тот терпит без пользы. Поэтому, если бы ты вздумал принудить ближнего к терпению насильно, отказав ему в помощи и защите, то и сам ты сделал бы недоброе дело, выразил бы чувства злые и нехристианские, и его принудил бы к терпению, для души его бесплодному. Если ты откажешь в помощи и защите требующему помощи и защиты, то этим еще более обидишь и огорчишь его и сам явишься немилосердным, бездушным, злым, жестоким соучастником наносимой ближнему обиды.

2.2.3.12 Пример: " … я не дух - я бедная грешная женщина, омытая водою крещения"

Желаете ли знать, как продолжительна и как ненасытима бывает эта жажда духовного совершенства и спасения, и каким высоким смиренномудрием бывают постоянно проникнуты люди, томимые этою жаждою, невзирая на высоту своего совершенства? Вот томимый этою жаждою старец Зосима идет по откровенно Божию в Заиорданскую пустыню, где Господь обещал показать ему труды и подвиги, гораздо высшие тех, которые он совершил. Здесь, остановившись однажды для молитвы, он увидел вдали человека, который, заметив его, хотел удалиться. Зосима пошел за ним вслед, но не мог догнать. Наконец, подошедши к одному иссохшему ручью, он закричал незнакомцу, чтобы он подождал его Бога ради, и услышал в ответ: " Зосима, не иди за мною, но если хочешь благословить меня, то брось мне свою верхнюю одежду. Я бедная женщина, платье мое давно истлело в этой пустыне". Зосима тотчас исполнил желание отшельницы и бросил ей просимое.

Прикрывшись ею, женщина подошла и поклонилась ему в ноги. " Ты священник, - сказала она, - и тебе следует первому благословить меня". Смущенный старец таким даром прозорливости, сам упал на колена и сказал: " Ты духовная мать, ты умертвила плоть свою, и в тебе видны дары небесные, - помолись обо мне грешном". " Молитва грешницы бессильна", - отвечала отшельница, - но после долгих прошений исполнила желание Зосимы.

Она подняла глаза и руки к нему и долго-долго молилась безмолвно. Зосима, опустив глаза, также стоял в безмолвии. Но когда он поднял взор, то с изумлением увидел, что святая несколько отделилась от земли; казалось, что она готова была вознестись на небо. Зосима в страхе упал на колена, думая, что это — дух, но услышал голос отшельницы: " Я не дух, я бедная грешная женщина, омытая водою крещения". Удивился старец и спросил: " Давно ли ты пришла сюда? Сколько времени живешь в пустыни? " - " Вот уже сорок лет, как я оставила мир и пребываю здесь". То была преподобная Мария Египетская, которая, осененная благодатью Божьею, оставила свою греховную прежнюю жизнь и в молодых еще летах поселилась здесь в пустыне, перенося неимоверные труды и лишения и неся подвиг удивительного глубокосокрушенного покаяния. И такая-то высокая подвижница, достигшая удивительной благодати Божией, не перестает считать себя грешницею и просит старца Зосиму помолиться о ней как великой грешнице, жаждет новых подвигов, пребывая в пустыне. Таково свойство духовной жажды совершенства и спасения, что она никогда не наполняется и не насыщается здесь на земле.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. B. это наиболее суровая мера юридической ответственности
  2. Breaking 2x2 Бони и Клайд начинающие (до 14 лет)
  3. I. Полное и прочное устройство индивидуальной и коллективной гармонии в области мысли в отношении к человечеству
  4. III. Из предложенных слов выберите то, которое наиболее близко передает значение подчеркнутого.
  5. IV. Политика и гражданское общество. Гармонизация межконфессиональных, межнациональных, миграционных процессов.
  6. А 47. Что из перечисленного стало последствием победы СССР над Японией в 1945 г.?
  7. А потом он обратился к ним с увещанием в связи с тем, что они смеялись, когда кто-нибудь испускал ветры, и сказал: «Почему некоторые из вас смеются над тем, что делают и сами?»
  8. А – диаграмма срабатывания триггера; б – условные обозначения синхронизирующих входов; в – диаграмма приема двухступенчатого
  9. А. Христианское понимание бытия
  10. Абсолютное позиционирование.
  11. АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ
  12. Автоклавы для обеспечения безопасной работы снабжаются, также как и сосуды, работающие под давление, предохранительной и запорной арматурой, контрольно-измерительными приборами.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь