Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.



Рис. Икона Нагорная проповедь

 

Добродетель миротворчества Страсть зависти

Добродетель кротости в высшей степени проявляется, когда христианин не только хранит мир в своем сердце, но ради мира между людьми и примирения людей с Богом готов отдать свою жизнь: " Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя " (Ин.15, 13). Иногда даже войска называют миротворческими, а воинов миротворцами. Завистливые же люди готовы столкнуть других друг с другом, радуются ссорам и бедствиям ближних, именно с этим и боряться миротворцы, которые примиряют людей с Богом и друг с другом, даже в ущерб себе (своему здоровью, положению в обществе и самой жизни).

Высокое значение христианского миролюбия: на чем оно утверждается, как и чем достигается?

2.2.8.1 Христиане все - братья и сестры между собою как члены одной христианской семьи — святой Церкви

В ночь на Рождество Господа нашего Иисуса Христа ангелы воспевали на небе дивную песнь, которую слышали вифлеемские пастыри: " Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лук.2.14). Воплотившийся Богочеловек Христос принес с собою мир на землю. Принес Он, прежде всего, и даровал людям мир с Богом, исходатайствовав нам у Него полное прощение и отпущение наших грехов и усыновив нас Богу Отцу. А через это Он водворил мир и между людьми, собрав всех нас, верующих в Него, в одно духовное царство - Свою святую Церковь - как бы в одно великое семейство и сделав нас, через усыновление Богу Отцу, братьями между собою, членами одной великой христианской семьи. Отсюда земное царство Божие (т.е. земная церковь Христова) должно быть царством мира и любви, и все мы, верующие во Христа, должны жить в любви и мире между собою как сыны Божьи и братья между собою, как члены одной христианской семьи — святой Церкви ( Рис.).

Рис.

Поэтому истинными сынами Божьими могут называться только те христиане, которые, как сами хранят мир со всеми другими людьми, так заботятся о водворении этого мира и между другими своими ближними, как братьями между собою.

 

2.2.8.2 Как же нам достигать мира?

Взаимный мир может утверждаться только на взаимной любви и кроткой уступчивости друг другу. Поэтому, кто желает жить со всеми в мире и водворять такой мир даже между другими, тот должен обладать, прежде всего, сам высокими душевными качествами сердечной доброты и любви к ближнему, соединенной с кротостью и уступчивостью характера. Терпение и снисходительность к другим служат главным средством для поддержания мира. Истинно миролюбивый человек ищет не своих преимуществ над другими, не ограждает свои только права, хотя бы и законные, но заботится об умиротворении души ближнего. Поэтому иногда и отказывается от своих прав, умалчивает о своей правоте, чтобы не раздражать ближнего.

" Видишь ли этого голубя? " - " Это — ворона", - отвечал другой.

Два брата, желая жить вместе, поселились в одной келье. Один из них так рассуждал сам с собою: буду делать только то, что угодно брату моему. Равным образом и другой также говорил: буду исполнять волю брата моего. Они жили много лет в полной любви. Тёмный дух позавидовал двум братьям во Христе: для этого пришел и стал у дверей, представляясь одному из братьев — голубицею, а другому — вороною. Вот один из братьев сказал другому: " Видишь ли этого голубя? " - " Это — ворона", - отвечал другой. И начали они спорить между собою: один говорит то, а другой — другое. Наконец они встали, дрались до крови, к полной радости врага, и разошлись. Спустя три дня они пришли однако же в самих себя и просили друг у друга прощения. Тут они рассказали друг другу, чем каждому из них представлялась виденная птица, и узнали в этом искушение врага. После этого они жили уже неразлучно до самой смерти. Поэтому и нужно быть осторожным и осмотрительным в своих словах и действиях, терпеливым и снисходительным к противоречиям других, их слабостям, ошибкам и заблуждениям, и благоразумным в их врачевании, чтобы не раздражать их.

 

2.2.8.3 Как можно хранить и поддерживать мир со всеми и устраивать его даже между другими нашими ближними?

 

Нельзя хранить и поддерживать мир с другими, питая в сердце злобу, ненависть, презрение к ближним. Злоба всегда вскипит и прорвется наружу, разрешившись ссорою, бранью, враждою. Нельзя также сохранить и удержать этот мир с ближними без всяких уступок со своей стороны, пожертвований, самоотречения. Не только что домогающийся чужого, но даже требующий всегда и во всем своего и не желающий никому ни в чем уступить, всегда может войти в столкновение с другими и вызвать вражду. Поэтому одна только сердечная доброта и высокая любовь к ближним, соединенная с кротостью в обхождении и обращении с другими людьми, могут приводить нас к миру со всеми ближними и способствовать к его поддержанию и сохранению. Любовь и кротость заставляет нас, с одной стороны, остерегаться, чтобы самим не подавать никакого повода к нарушению мира с ближними, к возбуждению неудовольствия или вражды против нас наших ближних словом или действием, а с другой стороны, побуждают устранять или прикрывать и всякий повод к нарушению этого мира, подаваемый ближними. Ибо только: " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" (1Кор.13.4—7) ( рис. ). Поэтому, кто ищет мира с другими и стремится к нему, тот, воспитывая в своем сердце любовь к ближним и действуя всегда в духе этой любви и кротости, должен всячески стараться, чтобы не только не обижать никого самому, но и не подавать никакого повода к огорчению, досаде или оскорблению своего ближнего. А для этого он должен быть осторожен и осмотрителен в своих словах и действиях, строго следить за собою, чтобы не вызвать кого на вражду и ссору неосторожным словом или нетерпеливым, необдуманным действием.

Рис.

Мир с ближним часто нарушается от одной нашей нетерпеливости, неосторожности или неосмотрительности. Часто одно неосторожное слово, нетерпеливое действие ведет к нарушению доброго согласия с ближним и вызывает ссору, вражду. Нередко также безрассудное упрямство и упорство, настойчивость в своем мнении и нетерпение к противоречию других ведет к распрям и ссорам.

 

2.2.8.4 Пример: " Примирения всегда должно искать тотчас…"

Стараясь предотвратить всякий повод к несогласию и вражде с ближними осторожностью и осмотрительностью в словах и действиях и снисходительною терпеливостью к слабостям других, должны мы также стараться всякое возникшее уже несогласие или вражду прекращать и погашать всеми зависящими от нас средствами. Не в нашей воле иногда бывает избежать недовольства или вражды к нам со стороны других, но от нас зависит вовремя прекратить и рассеять эту вражду в сердце другого. Такое прекращение и пресечение вражды с ближними достигается посредством примирения, которое может состояться тогда, когда мы оказываем смиренную покорность перед разгневанным и раздраженным против нас братом, просим у него прощения, если мы его оскорбили, и сами прощаем, если нас кто оскорбил. Примирения всегда должно искать тотчас же после возникшей ссоры или вражды, получения обиды или нанесения ее ( Рис. ). Ибо чем дольше продолжается и таится вражда в нашем сердце, тем сильнее она в нем разрастается и укореняется, тем больше нас мучит и беспокоит злоба.

 

Рис.

Напротив, при самом начале она легче погашается и скорее искореняется из сердца. Поэтому мужи праведные и благочестивые полагали себе за правило не ложиться спать, не входить в келью, иногда не вкушать пищи и пития прежде, нежели примирятся с разгневанным на них братом. Авва Исаак говорил: " Никогда не вносил я в келию свою помысла против брата, который оскорбил меня; также старался не оставлять и брата в келии его с худым помыслом против меня".

 

2.2.8.5 " Прости мне: твоя добродетель больше моей"

Святой Епифаний послал однажды за аввою Иларионом и просил его так: " Приди ко мне, повидаемся, прежде разлучения нашего с телом". Когда пришел авва Иларион, они обрадовались друг другу. Во время обеда принесена была пища. Епифаний, взяв ее, подавал авве Илариону. Но старец говорит ему: " Прости мне: с того времени, как принял я монашеский образ, не ел ничего заколотого". На это Епифаний ему ответил: " А я с того времени, как принял монашеский образ, не давал уснуть никому, кто имел что-либо против меня, и сам не засыпал, если что имел против кого". Старец сказал: " Прости мне: твоя добродетель больше моей".

Примирения с разгневанным братом и пресечения вражды нельзя достигнуть иначе, как через смирение себя перед ним и кроткое самоунижение. Часто бывает между нами, что мы, находясь в ссоре и вражде со своим ближним, иногда и желали бы примириться с ним, но нам не хочется заговорить об этом первыми, или идти с повинною к своему врагу, чтобы просить у него прощения. Мы считаем себя, обыкновенно, всегда правыми и неповинными в возникшей ссоре или вражде, а виним во всем своего противника, почему и ждем от него извинения и покорности себе, желаем, чтобы он первый просил у нас прощения. Но это не есть истинное миролюбие, и при таком условии мир с ближними не может достигаться.

2.2.8.6 Истинно миролюбивый человек в примирении с ближним ищет не удовлетворения себе или возмездия за понесенную обиду, но единственно умиротворения души ближнего.

Поэтому не о себе он заботится, не о восстановлении своих нарушенных прав хлопочет, ища примирения с ближним, но желает единственно угашения гнева и вражды в его сердце, умиротворения его души и восстановления прежнего с ним доброго согласия, зная, что, когда водворится этот мир в душе ближнего, мирен будет и он сам. Вследствие этого, ища мира со своим противником, он никогда не скрашивает себя перед ним и не обеляет, но, напротив, только порицает и осуждает. Он не старается оправдать или защитить себя и обвинить его, выставив свою правоту и его неправду, но, напротив, себя только одного винит во всем и оправдывает своего противника, хотя бы он был и действительно виноват в случившейся ссоре, вражде или обиде. Ибо обвинение во всем противника и оправдание перед ним себя не размягчает его сердца, не умиротворяет его души, а, напротив, только еще более раздражает его и ожесточает, почему и ведет к большей вражде, а не к миру. Наоборот, когда он видит своего противника, являющегося к нему с повинною и покорною головою, смиряющего себя перед ним, самоунижающего, то сам он смиряется перед ним, сердце его размягчается, гнев утихает, и тогда невольно приходит он к осознанию своей вины и неправоты, чистосердечно сознается в них, извиняется и кается.

 

2.2.8.7 " … себя обвини, а его оправдай"

Были в одной обители два инока, которые в одно время рассорились между собою, потому что один из них оскорбил другого. Однако через несколько времени инок, оскорбленный братом, пошел к нему, чтобы примириться с ним. Но тот не принял его и дверей ему не отворил. Огорчился отвергнутый братом инок и пошел к одному опытному старцу за советом. Когда он рассказал ему об этом, то старец сказал ему: " Знаешь ли, отчего обидевший тебя брат не захотел с тобою примириться? Ты, идя к нему мириться, себя самого в душе оправдывал, а его мысленно обвинял. Советую тебе поступать так: хотя и брат твой согрешил против тебя, но ты утверди в душе твоей ту мысль, что ты согрешил против него, а не он против тебя; себя обвини, а его оправдай".

Инок так и поступил по совету старца: пошел к своему брату, - и что же? Не успел толкнуть он в дверь, как тот отворил ее сам и встретил его с распростертыми объятиями. Так должны поступать и мы, чтобы достигать мира со своими ближними и жить с ними в согласии: не противников своих должны винить в случае ссоры и размолвки, но себя одних обвинять во всем, а их оправдывать. И не наружно только делать это или притворно показывать перед ними, но искренно и чистосердечно осознавать себя виновниками возникшей ссоры и вражды и каяться, прося у своих противников прощения. Тогда только у нас будет мир со всеми и доброе согласие. Стараясь жить со всеми в мире, должны мы также заботиться и о водворении этого мира между другими нашими ближними и являться между ними миротворцами в случае возникающей между ними вражды и ссоры ( Рис. ).

Рис.

Если мы — истинные христиане и осознаем, что все мы — братья между собою, сыны одного Отца Небесного, члены одной семьи — Христовой церкви, то и должны заботиться о поддержании братского мира и доброго согласия между всеми своими ближними.

2.2.8.8 Мир ближних содействует и нашему собственному миру и благополучию, вражда же наших ближних, напротив, тревожит и нас, нарушает и наше спокойствие.

Как в жизни семейной всякая ссора и вражда одних тяжело отзывается и на всех других членах семьи, ибо она нарушает весь порядок жизни семейной, гневит отца или старшего в семье, - так точно и всякая ссора, злоба и вражда наших ближних, нарушая тишину, правильный строй и порядок нашей христианской жизни, нарушает в то же время и наш внутренний мир и покой души, почему мучит и тревожит нас. Ибо всякая среди нас вражда и ссора гневит Отца нашего Небесного, привлекая этот гнев и на всех нас. А потому и должны мы заботиться о прекращении этих ссор и примирении враждующих между собою, дабы предотвращать этот гнев Отца Небесного и самим нам проводить тихое и безмятежное житие во всяком благочестии и чистоте (1 Тим.2.2). Через это примирение ближних мы достигаем собственного мира и покоя души.

 

2.2.8.9 Как же мы можем прекращать ссоры и вражду между своими ближними, и примирять их между собою?

Можем мы, во-первых, предотвращать эти ссоры между нашими ближними, заботливо устраняя самые поводы к таким вражде и ссоре. Часто мы сами наговариваем своим ближним на других людей, передаем им про других людей то, чего не следовало бы передавать ради сохранения между ними мира. Так нередко мы переносим от одних к другим и передаем или что-нибудь оскорбительно сказанное одними про других, или злонамеренно распространяемую ложь и клевету, или что-нибудь враждебно желаемое одним другому. Передавать все таковые злоречия и зложелательства других людей тому, против кого они направлены, особенно если они нисколько не могут повредить ему и осуществиться на деле, есть дело нехристианское, и свойственно человеку, желающему не мира между ближними, а вражды и ссоры. В этом случае обязанность наша, как миротворцев, не передавать злоречия и зложелательства о наших ближних, против кого они направлены, а, наоборот, тщательно скрывать их для сохранения между ними мира, и в то же время предпринимать все меры к вразумлению тех, кем они высказываются, дабы они их прекратили. Ради сохранения такового мира нередко следует умалчивать даже об открытых угрозах, высказываемых человеком разгневанным и раздраженным другому ближнему заочно.

 

2.2.8.10 " …припав к ногам ученика своего, благодарил его, говоря: " отныне ты отец мой, а я ученик твой"

Рис.

Один благочестивый пустынник пришел в некоторый скит на короткое время и, не найдя особой келии, не знал, где ему остановиться ( Рис. ). Тогда другой старец, у которого была пустая хижина, отдал ее пришельцу. В первые дни иноки обходились между собою как братья во Христе, но скоро их любовь разрушилась. Узнав, сколько поучительна беседа пришельца, многие из окрестных жителей стали посещать его и приносили ему, кто что имел. Старец, давший ему убежище, позавидовал славе инока и начал роптать на него и злословить его. Наконец, дошло дело до того, что, надрываясь от досады, он послал своего ученика сказать гостю, чтобы тот вышел из келии куда хочет. Но добродетельный ученик, придя к гостю, вместо того, чтобы объявить ему волю своего наставника, поклонился и сказал ему: " Отец мой приказал спросить у тебя, здоров ли ты? " - " Скажи отцу твоему, - отвечал гость, - чтобы помолился обо мне Господу Богу, - я несколько болен". Юноша возвратился к своему наставнику и объявил ему другое: что старец нашел другую келию и скоро уйдет от него. Прошло несколько времени, и старец опять послал ученика своего сказать пришельцу, что, если тот не выйдет из келии, то он сам придет и жезлом изгонит его. Но ученик опять, придя к гостю, сказал ему другое: " Отец мой, услышав, что ты болен, прислал меня навестить тебя". — " Скажи отцу твоему, - отвечал гость, - что я молитвами его выздоровел". Юноша, возвратясь к своему наставнику, сказал, будто бы гость просит позволения пожить у него только одну неделю. Прошла неделя. Старец вышел из терпения и, взяв костыль, пошел выгонять пришельца. Но юноша, предупредив его, прибежал к иноку и сказал ему, что учитель его идет звать его к себе на ужин. Услышав это, пришелец вышел навстречу старцу и, поклонясь ему, сказал: " Я иду к тебе, любезный о Христе брат, - не утруждай себя идти ко мне". Изумленный кротостью его, старец поверг на землю костыль свой и устремился облобызать его. Потом увел в свою келию и угостил чем Бог послал. Проводив гостя, старец спросил у юноши, сказывал ли он пришельцу то, что было от него приказано? " Нет", — отвечал юноша. Старец душевно тому обрадовался и, припав к ногам ученика своего, благодарил его, говоря: " Отныне ты отец мой, а я ученик твой; ибо через твой только поступок спасены души нас обоих".

 

2.2.8.11 Пример: " Мы часто присутствуем при ссорах, ругани, драках…"

Можем и должны мы всячески стараться вовремя прекратить начавшиеся уже ссоры и вражду между нашими ближними, остановить наносимую обиду и оскорбление, насколько это от нас зависит, и стараться примирить их, склоняя к прощению обид. Мы часто присутствуем при ссорах, ругани, драках между нашими ближними и не предпринимаем никаких мер к их пресечению и прекращению, говоря, что это — не наше дело. Такое наше поведение не показывает в нас христианских чувств любви к ближним, но, скорее, - зложелательство ближнему и злорадство, свойственное врагам. Давая полную волю разгневанным противникам оскорблять друг друга, мы, конечно, руководствуемся не миролюбивыми чувствами и желанием им добра, а чувствами, враждебными к ним обоим, и желанием им зла. Миролюбию, напротив, свойственно остановить брань или ссору в начале, прекратить драку или обиду, пока противники не дошли до ожесточения.

 

2.2.8.12 Пример: " … Не помирюсь до смерти"

Два селения заспорили между собою из-за пахотной земли и готовы были вступить в драку. Как скоро дошло об этом известие до аввы Аполлоса, мужа святого, жившего вблизи этих селений, он тотчас же пошел, чтобы склонить их к миру. Долго он уговаривал их, но одна из противных сторон, надеясь на своего предводителя - одного начальника разбойнической шайки, человека очень храброго на войне, - противоречила ему и не соглашалась к миру. Тогда Аполлос, увидев этого мужа, обратился к нему и сказал: " Если ты, друг, послушаешься меня, то я буду молить Бога, чтобы он простил тебе твои грехи". Тот, выслушав старца, немедленно бросил оружие и пал к ногам святого, прося у него прощения и склоняясь к миру. Уже обе стороны совсем были готовы примириться, как неожиданно из другой противоположной стороны выступил ее предводитель из язычников, человек жестокий и свирепый, который воспротивился миру и с упорством говорил: " Не помирюсь до смерти". Тогда Аполлос сказал ему: " Да будет с тобою то, чего ты сам желаешь и что сам избрал для себя. Не умрет никто, кроме тебя". Это слово тотчас же и сбылось. Языческий предводитель пал мертвым, а остальные примирились между собою и разошлись.

Если же мы не в состоянии прекратить ссору вовремя и остановить ее, то должны заботиться о примирении рассорившихся и враждующих противников, склоняя их к взаимному прощению обид.

 

2.2.8.13 Пример: " … бьющим в ланиту (по лицу) обращать другую, вы же поступаете не

так…"

Еще с лишком за тысячу лет тому назад, когда святой философ Константин, просветитель славян, посланный греческим Императором к сарацинам для прения о вере, пришел в столицу их, то неверные, в числе других вопросов и возражений против христианской веры, предложили ему следующее: " Христос есть Бог ваш, - сказали они, - почему же вы не поступаете так, как Он повелевает вам? Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, бьющим в ланиту (по лицу) обращать другую, - вы же поступаете не так: если кто обидит вас, вы изощряете меч, выходите на войну, убиваете. Почему же вы так делаете? "

Что же ответил им на это святой философ?

Выслушав их возражение, он спросил у них: " Если в каком-нибудь законе будут написаны две заповеди, то который человек будет более совершенным исполнителем закона: тот ли, который исполняет одну, или тот, кто исполняет обе заповеди? " - " Тот вернее служит Богу, который исполняет обе заповеди", - отвечали агаряне. " Правильно вы рассудили, - продолжал святой философ. - Итак, теперь рассудите сами: истинно, что Христос повелел нам молиться за обижающих нас и благотворить им. Но Он сказал также нам, что большей любви никто из нас явить в этой жизни не может, как если кто положит душу свою за друзей своих. Итак, свою обиду терпит каждый из нас, когда она причиняется нам как людям частным. Но в обществе мы друг друга защищаем, жертвуем своею жизнью, чтобы вы, пленив наших сограждан вместе с телом, не пленили и их души, принудив их к отречению от веры и богопротивным действиям. Ведь вы, если покорите какую-нибудь землю, то всех принуждаете принимать вашу веру и лишаете небесного царствия. Так лучше нам предать телесной смерти некоторых из ваших воинов, чем если многие из наших братьев по вере умрут через вас духовною смертью".

Итак, наши христолюбивые воины, защищая Отечество от врагов, защищают не только временную жизнь своих ближних - соотечественников, выражая этим высокую евангельскую любовь к своим ближним, но защищают и их вечную жизнь, их спасение.

 

Ибо, защищая Отечество, они охраняют святую церковь православную, в которой мы спасаемся. Охраняют святую веру православную, через которую мы получаем спасение, и которая с падением и разрушением отечества от врагов неминуемо колеблется и подвергается насилию. Потому-то и святая церковь своих воинов, положивших живот свой на поле брани, причисляет к сонму мучеников, за веру и отечество убиенных, и называет их Христолюбивыми.

2.2.8.14 Пример: " … различие между обидою частною… и обидою общественною"

Итак, есть, братья, большое различие между обидою частною, причиняемою отдельному человеку, и обидою общественною, причиняемою целому обществу. Частные, свои личные обиды мы должны терпеть, по заповеди евангельской, должны принимать и переносить их кротко, незлобиво, терпеливо, чтобы через терпение спасти свои души. Но когда обида наносится целому обществу — государству, Отечеству, к которому мы принадлежим, тогда мы обязаны защищать свое общество от этой обиды, по заповеди Христа о любви к ближним: " Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан.15.13). Эта заповедь повелевает душу свою полагать за друзей своих, потому что в христианском обществе хранятся драгоценнейшие залоги и средства нашего спасения — святая Церковь и святая вера, без которых нам невозможно спастись, если одолеет враг, всегда силящийся ниспровергнуть их.

 

 

2.2.8.15 Может быть, мы не должны защищать своих ближних от обид, наносимых


Поделиться:



Популярное:

  1. B. это наиболее суровая мера юридической ответственности
  2. Breaking 2x2 Бони и Клайд начинающие (до 14 лет)
  3. I. Полное и прочное устройство индивидуальной и коллективной гармонии в области мысли в отношении к человечеству
  4. III. Из предложенных слов выберите то, которое наиболее близко передает значение подчеркнутого.
  5. IV. Политика и гражданское общество. Гармонизация межконфессиональных, межнациональных, миграционных процессов.
  6. XXX. ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ – ВЕЛИКАЯ ПУСТОТА БУДДИСТОВ (будителей, будетлян, людей, которые здесь, скоро будут).
  7. А 47. Что из перечисленного стало последствием победы СССР над Японией в 1945 г.?
  8. А потом он обратился к ним с увещанием в связи с тем, что они смеялись, когда кто-нибудь испускал ветры, и сказал: «Почему некоторые из вас смеются над тем, что делают и сами?»
  9. А – диаграмма срабатывания триггера; б – условные обозначения синхронизирующих входов; в – диаграмма приема двухступенчатого
  10. А. Христианское понимание бытия
  11. Абсолютное позиционирование.
  12. АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 811; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь