Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Какая первая страсть измышлена была Люцифером (первое имя сатаны до грехопадения) и привела к отпадению, нарушению верности служения Богу и других ангелов с своего первоначального достойного положения? Прочитаем текст из послания Иуды: " Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня" (Иуда 1.6). Исходя из текста апостола Павла и опираясь на святых отцов можно сказать, что поиск своей собственной славы и желание иметь прославление более чем заслуживает творение, возвеличивание себя и привело к первому падению. Таким образом тщеславие - это страсть которая подтачивает добродетель верности Богу и порождает зависть и затем проявляется с особой силой в страсти гордыни (надмения и ненависти).
2.2.9.1 Кого разумеет Господь под гонимыми за правду? Что значит жить по правде и терпеть за правду? Что же это за люди, гонимые за правду, и как нужно переносить эти гонения, чтобы сделаться участниками Царства небесного? Свойства истинного терпения за правду.
Господь Бог обещает Царство Небесное тем, которые терпят гонения за правду. Мы часто, бывая сами виновниками заслуженного преследования и мщения со стороны других людей, готовы бываем думать, что страдаем за правду. Так немало между нами бывает таких людей, которые сами, оскорбляя других своим злословием и укорами в разных пороках и неправдах, после, когда встречают с их стороны месть и преследование, жалуются и ропщут, говоря, что терпят гонения за свою правду. Но не таких, претерпевающих заслуженное преследование и возмездие, разумеет Господь под гонимыми за правду. Не праздных изобличителей чужих неправд, которые только видят и поносят неправды других, а сами правды не творят, поощряет Он обещанием Царствия небесного, а творцов и исполнителей правды. Видеть и изобличать чужие неправды гораздо легче, нежели самому жить по правде. Кто не творит правды сам, а только изобличает неправды других, тот делает это не по любви к правде, которой в нем нет, а только по зависти или злобе к ближнему; такая правда, являемая только на словах, Богом не вознаграждается. Равным образом, и терпение заслуженного преследования и наказания не составляет подвига, а потому и не получает похвалы и награды от Бога. Поэтому под гонимыми за правду разумеет Господь тех, которые сами живут по правде, творят добро и правду и терпят за то гонения от других. Что же это значит — жить по правде, и как может быть, чтобы за правду и добро приходилось терпеть гонения?
2.2.9.2 Жить по правде — это значит поступать во всем справедливо, законно, честно, согласно с истиною и по доброй совести перед Богом и перед людьми, не отступая от истины и правды ни в чем и ни для кого ( Рис. ). Рис. Икона Новомучеников Поэтому живет по правде тот, кто творит во всем волю Божию, исполняет Его святые заповеди и законы гражданские, никого не обижает, не притесняет, но творит всякое добро и заботится, чтобы и другие его творили и жили справедливо. Но так как не в нашей воле заставить, чтобы и все другие люди были справедливы и поступали согласно с правдою, и в мире, напротив, всегда много людей заблуждающихся и несправедливых, которые бывают иногда сильнее людей правых, то правда часто и бывает гонима. Она изобличает ложь людей несправедливых и препятствует ее распространению, противодействует их порокам и преступлениям, жадности, корыстолюбию, жестокости, захватам, почему они и не терпят ее, а стараются гнать, преследовать и искоренять людей, живущих по правде и истине. Поэтому всякий, живущий по правде, должен быть готовым и страдать за правду, чтобы не изменить ей. Творя правду сам, поступая во всем справедливо и богобоязненно, он должен уметь безропотно, терпеливо и незлобиво переносить неправду от других людей, благодушно терпеть гонения за правду в надежде на Мздовоздателя и Судию всех Бога, Который рассудит всех по правде и воздаст каждому по делом его. Итак, гонимые за правду — те люди, которые, любя истину и добро, поступая во всем справедливо и законно, согласно с волей Божьею и Его святыми заповедями, не хотят изменить правде и сделать что-нибудь противное ей, вопреки заповедям Божьим и во вред другим людям даже и тогда, когда принуждают их к этому угрозами, насилием и мучениями, и переносят все эти гонения терпеливо. 2.2.9.2.1 Пример: " Я изнуряю того, кто меня изнуряет. Не любя трудиться, он внушает мне охоту к странствованию из-за тщеславия". Однажды начали беспокоить Макария Великого тщеславные помыслы, побуждая его отправиться в Рим для того, чтобы там прославиться чудесами, ибо в нем благодать Божия сильно действовала на духов нечистых, изгоняя их из людей. Долго беспокоили его эти помыслы, но он не слушал их. Тогда они, вооружившись на него сильнее, стали гнать его вон. И вот святой упал на пороге своей кельи и, упершись в него ногами, говорил мучившим его демонам тщеславия: " Тащите меня, демоны, если можете. Своими же ногами я не пойду в другое место. Если не сдвинете меня, не послушаюсь вас, буду лежать так до вечера". Пролежав долгое время неподвижно, он встал, наконец, когда был уже глубокий вечер. Но с наступлением ночи демоны опять начали беспокоить его теми же помыслами. Тогда святой встал, взял корзину, насыпал в нее меры две песку и, положив себе на плечи, стал ходить с нею по пустыне. Здесь с ним встретился Феосевий, уроженец антиохийский, и сказал ему: " Что ты несешь, авва? Отдай мне свою ношу и не изнуряй себя". Но Макарий сказал ему: " Я изнуряю того, кто меня изнуряет. Не любя трудиться, он внушает мне охоту к странствованию из-за тщеславия". Долго ходил он так по пустыне и возвратился в свою келию, изнурив тело.
2.2.9.2.2 Пример: " … чтобы переносить гонения без озлобления и ропота" Нет сомнения, что этот подвиг терпения гонений за правду есть самый трудный, ибо он требует великой твердости, мужества и неустрашимости духа и высокого самоотвержения. Велик и труден подвиг жить постоянно по правде, быть устойчивым в ней и не изменять ей при всех возможных обстоятельствах жизни, при всех житейских искушениях и соблазнах. Нередко в нашей жизни бывают такие обстоятельства, когда и без постороннего принуждения, без гонения и насилия со стороны других людей представляется большой соблазн и даже крайняя нужда изменить правде и покривить душою. Нередко требует этого и наша собственная выгода, а иногда требуют родственники, друзья и знакомые, чтобы выручить их из беды и напасти. Устоять против этих искушений и не отступить от правды, не изменить ей есть дело высокой и непоколебимой любви к правде и истине и бескорыстной преданности им. Еще труднее подвиг терпеть за правду самому, устоять в истине и правде тогда, когда принуждают изменить ей угрозами, насилием, мучениями, и переносить эти мучения без жалоб и озлобления. Здесь требуется высокое мужество и твердость духа, чтобы не изменить правде среди мучений и гонений, и великое незлобие и мягкосердечие, чтобы переносить гонения без озлобления и ропота. Но люди, твердо и бескорыстно преданные правде, любят правду не только в себе, но и в других (Рис. ). Рис. Поэтому они не всегда дожидаются, когда будут принуждать их самих изменить правде и гнать за правду, но нередко сами являются защитниками других людей правых против несправедливых, особенно в делах, касающихся веры, и изобличают неправды людей заблуждающихся. А для этого требуется ревность по правде, чтобы добровольно защищать правому других, и высокая самоотверженная неустрашимость духа, презирающего все опасности и самую жизнь, чтобы изобличать неправды людей, иногда могущественных и сильных. Отсюда и свойства, являемые людьми, действительно гонимыми за правду, это: правдолюбие и устойчивость в правде, мужество и незлобие в терпении за правду, ревность и неустрашимость в ее отстаивании и защите. Кто любит правду и искренно предан ей, того ничто не может заставить изменить правде и отступить от нее. Не могут обольстить его никакие мирские выгоды, богатства и сокровища мира, слава, почести, предлагаемые за такую измену справедливости; не может он отступить от правды из-за родственников, друзей и знакомых, в их угоду или пользу. Всегда и во всем он являет твердость, хотя бы ему пришлось пожертвовать для этого всеми благами мира сего, лишиться любви своих родственников, друзей и знакомых.
2.2.9. 2.3 Пример: " … уйди отсюда - Пимен детей не имеет, и потому их не жалеет" В одно время некоторый Египетский князь, желая увидеть преподобного Пимена Великого и не допущенный им, взял под стражу его племянника, сына его сестры, в надежде, что преподобный придет к нему ходатайствовать за него, и он таким образом его увидит. " Если угодник Божий придет ко мне, - сказал он, - то я освобожу его племянника, а если нет, то предам его казни". Несчастная мать этого юноши, услышав о таком решении князя, без памяти бросилась к своему брату в его обитель и с рыданием просила его, чтобы он шел к князю и просил его об освобождении племянника. Но преподобный не отворил ей даже дверей своей келии и не давал никакого ответа. Долго она стучалась к нему в дверь, стеная и плача, долго умоляла со слезами исполнить ее просьбу и, наконец, выведенная из терпения, стала поносить и укорять его. " Немилосердный, безбожный и злонравный человек, - кричала она, - ужели не трогают тебя слезы и рыдания сестры единоутробной, ужели не трогает тебя неминуемая смерть племянника! " Тогда старец выслал своего ученика и велел сказать ей: " Уйди отсюда - Пимен детей не имеет и потому их не жалеет". С этим горьким ответом сестра, скорбя и проклиная брата, возвратилась домой. Услышав это, князь сказал своим приближенным: " Возвестите старцу, пусть он напишет мне, хотя просительное письмо за племянника, и я отпущу его". Многие стали советовать святому, чтобы он написал это письмо, и старец действительно написал, только не просительное письмо за племянника, а следующее: " да повелит власть твоя лучше исследовать преступление юноши, и если что найдется в нем достойное смерти, пусть он умрет, чтобы через временное наказание избегнуть вечных мук. Если же он окажется не заслуживающим смерти, то, наказав его по закону, отпусти". Прочитав это письмо, князь удивился строгому беспристрастию и правдолюбию старца и отпустил его племянника. Не могут заставить истинного правдолюбца и никакие угрозы, гонения, мучения и самая смерть изменить истине и отступиться от нее. Люди, ложно считающее себя правдолюбцами и страдальцами за правду только потому, что они постоянно шумят и кричат про правду, изобличая неправды других по ненависти или злобе к ним, обыкновенно, поступают так только до тех пор, пока им представляется делать это выгодным и безопасным. Но коль скоро является опасность пострадать за правду и перенести насилие, мучение, они умолкают и скрываются за другими. Не таковы люди, искренне преданные правде: они готовы перенести всякие гонения и мучения за правду и переносят их благодушно, без ропота, без жалоб, без озлобления и ненависти к своим гонителям, полные преданности воле Божией и утешая себя единственно надеждою на Его мздовоздаяние. Рис. Евгений Родионов. Потому-то они и бывают тверды и мужественны в борьбе за истину, проявляют незлобие и терпение.
2.2.9.2.4 Пример: " Мое тело в твоих руках, но дух мой - в руке Божией" Во время управления св. Василием Великим церковью Кесарийскою Евсевий, градоначальник кесарийский, вздумал отдать насильно одну богатую вдову Вестиану в супружество своему любимцу, который уже несколько времени без успеха искал её руки. Как скоро Вестиана узнала, что ей предстоит такое насилие, немедленно ушла в церковь и объявила Святителю Василию о своем несчастии, прося у него защиты от насилия. Святитель принял вдовицу под свое покровительство. Узнав об этом, градоначальник весьма разгневался и повелел воинам окружить церковь и привести к нему скрывшуюся в ней вдовицу. Исполняя волю градоначальника, воины обыскали всю церковь, не уважая и не щадя святыни, проникли в самое жилище святителя, везде ища скрывшуюся вдовицу, - но нигде не могли найти ее, ибо святой Василий, опасаясь насилия, заранее тайно приказал проводить ее в девический монастырь к своей сестре Макрине. Раздраженный градоначальник призывает к себе святого Василия, требует от него, чтобы он выдал скрытую им вдовицу, и клянется, что он подвергнет его ужасным мучениям и истязаниям и заставит его выдать вдовицу. Но святитель отвечал ему: " Я готов на все казни - повели растерзать меня, но тайны не открою и ее не выдам. Мое тело в твоих руках, но дух мой - в руке Божией". Когда же градоначальник хотел привести в исполнение свои угрозы, то граждане города, узнав, что их святитель находится в великой опасности, вооружившись, устремилась ко двору градоначальника и требовали его крови за своего отца и архипастыря. Злодей ужаснулся, ярость на святого переменил на отчаяние и стал просить у него защиты перед народом. И святитель явил удивительную кротость и незлобие к своему гонителю. Святитель вышел к народу и стал увещевать его, напомнил долг повиновения начальству, представил ужасные последствия бунта, и среди благословений народных возвратился в свой дом. Истинный правдолюбец готов бывает, наконец, не только отстаивать свою правоту, когда принуждают его изменить ей, но сам добровольно выступает защитником правды и истины в других, когда их преследуют и гонят за правду. Исполненный любви к ближним и ревности по Боге и истине, он не может смотреть равнодушно и безучастно, когда другие его ближние терпят гонения и притеснения за правду, мучениями и истязаниями принуждаются изменить истине и отступить от нее. Особенно не может он молчать в делах, касающихся веры, т.е. когда люди нечестивые и заблуждающиеся принуждают других отступить от истинной веры или изменить что-нибудь в ней неправо. Во всех этих случаях он является добровольными защитником гонимых и притесняемых за правду и истину и бесстрашным обличителем неправд и заблуждений гонителей, хотя наперед знает, что ему придется за это страдать и даже поплатиться самою жизнью. Не злоба или ненависть и зависть вызывает его к этому обличению неправд даже сильных мира сего, но единственно любовь к истине и правде и ревность по ней, а потому он и обличает без злобы и ожесточения, но кротко и с любовью.
2.2.9.2.5 Пример: " … отверзи, государь, церкви православные…" Когда в Константинополе воздвигнуто было жестокое гонение от еретиков ариан на православных, и император Валент издал указ принуждать всех к принятию арианского лжеучения, а противящихся казнить, то защитником гонимых православных явился преподобный Исаакий Далмацкий. Придя в Константинополь, он бесстрастно явился к царю и стал обличать его в ереси и жестокости к православным. Валент в это время отправлялся на войну против Готов, которые разорили некоторые области империи и угрожали самому Риму. Когда он с войском выступил из города, то Исаакий стал на его пути и сказал: " Государь! Перестань гнать православных, отвори им церкви, и Господь успешно устроит путь твой" ( Рис. ). Рис. Барельефа - Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту. Но царь не обратил внимания на слова старца и продолжал свой путь. На следующий день блаженный старец опять предупредил Валента, забежав ему вперед, и, снова став на пути его, сказал: " Отверзи, государь, церкви православные, и брань будет благополучна: ты победишь врагов, возвратишься здравым и принесешь мир твоим народам". Император поколебался в своем зловерии, но приближенные употребили все лукавства, чтобы разговорить царя, и так ожесточили его против Исаакия, что он получил несколько ударов. Но ревность человека Божия через это не упала. Он предварил императора в третий день: остановил на дороге и, взяв за узду его коня, начал просить и умолять: " Государь! Умири церковь, дай отраду православным. Мщение Божие не задержится, если не оставишь заблуждения". Тогда раздраженный Валент велел бросить святого в зыбкое болото, поросшее тернием, которое тогда случилось на пути. И погиб бы в болоте угодник Божий, если бы невидимая десница не извлекла его из этой пучины. Исаакий, воздав благодарение Господу, в четвертый раз пошел за императором и, догнав его на пути, с апостольскою ревностью воскликнул: " Ты хотел уморить меня в тернии и болоте, но Господь сохранил меня. Послушайся меня, перестань гнать православных и победишь врагов. За ослушание же и сам погибнешь, и все воинство погубишь". Но Валент и тут не послушался, а велел под стражею отправить преподобного в Царьград и заключить в темницу. Вскоре, однако же, пророческое слово человека Божия исполнилось: в этой войне царь был разбит и погиб со всем своим войском.
2.2.9.2.6 Пример: " … стараться вразумлять наедине…" И всякий из нас должен твердо стоять в правде, не изменять ей, не кривить душою, хотя бы за это угрожали неприятности, гонения и преследования со стороны других людей. Но мы должны осторожно относиться к неправдам других, не осуждать их, не злословить за эти неправды по ненависти или зложелательству, чтобы унизить их, оскорбить, отомстить им этим. За такое злословие и злорадство, если и будем переносить от них гонения, не получим от Бога награды, ибо гонение это будет для нас заслуженное. Мы сами вызываем других на зло своим злом. Лучше всего стараться самим творить правду, творить ее делом и являть жизнью, а не на словах только и языком одним, и безропотно, незлобиво терпеть за правду, когда нас за нее преследуют или гонят. Обличение же чужих неправд мы можем допустить только тогда, когда требует этого от нас защита ближнего, или когда мы видим, что такое обличение может принести пользу обличаемому, но никак не в отмщение или наказание за самих себя, за свои обиды и притеснения. А потому и должны обличать, когда находим это полезным и нужным, тихо, кротко с любовью и доброжелательством, но никак не со злорадством, чтобы язвить другого его неправдою и колоть ему глаза. Должны стараться вразумлять наедине, а не поносить перед всеми. Ибо " плод же правды в мир сеется у тех, которые хранят мир" (Иак.3.18). 2.2.9.2.7 Пример: " … кому из святых он подобен" После продолжительного подвижничества молил Бога преподобный Пафнутий открыть ему, кому бы из совершенных по святости он был подобен, и есть ли кто равный ему в подвигах? И вот Бог, смиряя его, послал к нему ангела, который и сказал: ты подобен одному флейтщику, который живет в ближайшем городе. Отправился преподобный в город к этому флейтщику, нашел его и стал расспрашивать о его жизни и добродетелях ( Рис. ).
Рис. Но флейтщик сказал ему, что он человек грешный, ведет нетрезвую и развратную жизнь, и не знает за собою ничего доброго, кроме того, что однажды ночью избавил от разбойников одну христианскую девицу, которую они хотели обесчестить, и освободил от рабства одну вдову, заплатив её долг заимодавцу. Удивился преподобный Пафнутий, что он так мало еще усовершенствовался в подвигах и добродетели, если Господь открывает ему, что и этот грешник нисколько не ниже его, и стал еще более трудиться для Господа, стал вести жизнь еще более совершенную, чем прежде. И вот спустя много времени опять стал молить Господа, чтобы Он открыл ему, " кому из святых он подобен". Господь указал ему на старшину ближайшего селения как равного ему в подвигах. Пафнутий немедленно отправился к этому старшине в селение и, радушно принятый им, стал расспрашивать о его жизни и добродетелях. После усиленных просьб старшина, наконец, открыл ему, что тридцать лет уже, как лишился своей жены, прожив с нею три года и прижив троих детей, и теперь, оставаясь в мире, творит дела милосердия: принимает странных, помогает бедным, живет по правде, никого не обижает и воспитывает детей своих в страхе Божием. Услышав о добродетелях этого мужа, Пафнутий облобызал его и, разлучившись с ним, стал молить Бога, чтобы Он сподобил его достигнуть высшего совершенства в добродетелях, чем этот муж. Продолжая неусыпно молиться Богу и подвизаться в посте, Пафнутий спустя много времени опять стал просить Бога открыть ему, кому он подобен в добродетели. И опять сказал ему глас Божий: " Ты подобен купцу, ищущему хороших жемчужин. Встань же и не медли; с тобою встретится муж, которому ты подобен". Пошел Пафнутий и увидел одного купца из Александрии, который нес в обитель десять мешков с овощами для раздачи инокам. Когда стал расспрашивать его Пафнутий о его жизни и делах, то купец сказал, что он торгует с сыновьями на двадцать тысяч златниц, имея сто кораблей, и все прибытки от торговли раздает бедным и монахам, не оставляя себе ничего. После этого Пафнутий, изнуренный уже подвигами и не имея сил продолжать их, стал отходить. Ему явился ангел и сказал: " Наконец, пойди и ты, блаженный, в вечные селения. Пророки пришли принять тебя в свой сонм. Это прежде не было тебе открыто, чтобы ты, возгордившись, не оставил подвигов и не лишился своих заслуг". Так возводит Господь людей алчущих и жаждущих праведности на высоту духовного совершенства в подвигах и добродетелях, постоянно будя и усиливая в них эту жажду указанием на новые и высшие подвиги и добродетели, и не давая ей возможности угаснуть и прекратиться. Коль скоро жажда эта прекращается, человек впадает в самомнение и гордость, перестает стремиться к совершенству, оставляет подвиги и падает. 2.2.9.2.8 Пример: " Простите меня, отцы святии, грешен есть. Более же ныне радуюсь о том, что я пострадал неповинно". Раз в одной Египетской киновии ночью похищены были священные сосуды из храма. В краже этой братия обвинила своего же инока, преподобного Дулу-страстотерпца, потому только, что он, за некоторою болезнью телесною, не пришел в этот день в церковь на утреннее правило, между тем как прежде всегда приходил первый. Привели его на соборный суд к старцам. Сначала преподобный оправдывался и говорил, что он неповинен во взводимом на него обвинении. Но явились многочисленные клеветники из братии, которые стали возводить на него разные другие обвинения. Один говорил: я видел его тайно ядущим братские овощи. Другой говорил, что видел его крадущим хлеб и сбывающим его из монастыря. Третий — что видел его пиющим тайно монастырское вино. Слыша все эти обвинения и видя, что его оправданиям не верят, преподобный перестал оправдываться и на все вопросы своих судей отвечал молчанием, смиренно повторяя только одно: " Простите меня, отцы святии, грешен есть". Его признали виновным, лишили иноческого чина и отослали к гражданскому судье, который подверг его ужасным пыткам и истязаниям, чтобы выпытать, куда он скрыл похищенные сосуды ( Рис. ). Рис. Тогда, видя его жестокие мучения и страдания, действительный похититель сосудов сжалился над ним, пришел в раскаяние и, явившись к настоятелю обители, сознался в своей вине. Измученного Дулу преподобного тотчас же освободили, и раскаявшаяся братия стала у него просить прощения. Он же, плача, сказал братии: " Простите меня, отцы и братия, великое вам воздаю благодарение, что ради кратковременных страданий, которые вы мне причинили, я избавлюсь вечных мук и сподоблюсь милосердием Божьим великих благ. Я и всегда радовался, слыша ваши укоризны и поношения себе, надеясь тем избавиться великого о грехах своих стыда, когда придет Господь во славе Своей, откроет тайные дела и объявит сердечные намерения. Более же ныне радуюсь о том, что я пострадал неповинно". 2.2.9.2.9 Пример: " Разбойник, по имени Варвар, … ел вместе с псами…" Вот подвиг глубоко смиренного и самоуничиженного покаяния перед Богом. Был в странах Луканских один разбойник, по имени Варвар. Много он пролил человеческой крови вместе с другими товарищами, но человеколюбивый Бог, не хотящий смерти грешника, уловил и его Своею благодатью. Раз, когда он сидел в своем разбойничьем вертепе, вдруг коснулась его души благодать Божия, - вспомнил он о страшном суде Божием и наказании, и начал плакать. Но, припомнив о прощении Христом на кресте разбойника, он и сам решился искать покаяния. Тайно ночью ушел он из пещеры от других разбойников и, пришедши в ближайшую церковь во время утреннего пения, пал, по его окончании, к ногам пресвитера и сказал: " Отче святый! не отринь меня, грешника окаянного: покаяться хочу о содеянных мною лютых злодеяниях". Пресвитер не отверг его и принял на исповедь. Когда, по окончании исповеди, пресвитер пошел из церкви, то услышал за собою шорох и, оглянувшись, увидел, что Варвар на локтях и коленах ползет за ним. " Что это ты делаешь? " - спросил его пресвитер. " Отче, - отвечал ему разбойник, - раз повергнувшись перед Богом с грехами моими, я не встану с земли до тех пор, пока не получу прощения всех моих злых дел". - " Чадо, волею даешь ты обещание, и так исполни, и будешь прощен", - сказал ему пресвитер. И стал с этого времени пребывать у него Варвар, живя со скотом. Как скот четвероногий, он ползал на локтях и коленах, никогда не вставая с земли, ел вместе с псами, и с ними проводил дни и ночи, никогда не входя в дом. Три года так подвизался он, и по прошествии этих трех лет пресвитер сказал ему: " Уже довольно питаться с псами - Господь милостив к тебе". Но Варвар не удовольствовался этим подвигом и сказал пресвитеру: " Нет, отче, хочу еще со скотами пастись". " Видит Бог твое обещание, - отвечал пресвитер, - исполни и его". И вышел после этого Варвар вместе со скотами из села, идя по подобию четвероногих, и стал питаться травою. Дойдя же до одной дубравы, пребыл в ней двенадцать лет, наг телом и не имея на себе никакого рубища. И было тело его, как финиковая кора, опаляемое солнечным жаром и разъедающееся от морозов. Так сделался блаженный Варвар добровольным мучеником ради прощения грехов своих и оправдания перед Богом Рис.. Рис. Икона Мученик Варвар Луканский. По прошествии же двенадцати лет было ему откровение от Бога о прощении грехов его и о том, что он подвиг свой завершит кровью мученика. И вот в одно время проезжавшие мимо той дубравы купцы, увидев его, приняли за зверя и — застрелили из лука. После смерти мощи бывшего разбойника начали благоухать, а приходящие больные и бесноватые получать от них исцеление.
2.2.10 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…
2.2.10.1 Исповедание веры и мученичество за веру - возможны ли они в наше время, и чем заменяются? Постепенность восхождения на высоту добродетелей.
2.2.10.1.1 Пример: " Как буду...? Все это нам представляется делом невозможным"
Рис.
Мы немощны, — говорим мы, — нам непосильны эти подвиги ( Рис. ). Не только что добровольный, а даже невольный крест скорбей и лишений нести без ропота, без сетования и жалоб нам кажется делом трудным. А налагать на себя добровольные подвиги тяжелых лишений и евангельского самоотвержения нам представляется и совсем делом немыслимым и невозможным. Как я откажусь от богатства, когда оно в моих руках? Как буду отказывать себе в удовольствиях и наслаждениях, в изысканной и обильной пище и питии, когда я окружен всеми благами этого мира, и они в моем распоряжении? Как буду во всем себя ограничивать и всего лишать, когда имею все средства к удовлетворению всяких своих прихотей? Все это нам представляется делом невозможным. Действительно, высокие евангельские подвиги самоотвержения и несения добровольного креста ныне нам представляются как бы юродством и безумием, так что мы и понять их не можем. Читая или слушая жития святых и взирая на их подвиги, мы как бы не верим этим подвигам, а в приложении к себе считаем их вовсе неприменимыми. Так жить, говорим мы, в наше время невозможно. Мы живем при других условиях, и высокое евангельское самоотвержение для некоторых показалось бы сумасбродством и безумием. Но слово крестное для погибающих всегда было юродством. И всегда для неверующих оно было соблазном и безумием. Поэтому этого последнего нарекания бояться нам нечего, а важнее то, что мы сами себя признаем и считаем неспособными на высокие христианские подвиги. Отчего же это происходит? Происходит это от нашего маловерия, которое порождает в нас чрезмерную привязанность к миру, производит в нас леность и расслабление духа, неспособного на высокие подвиги и самоотвержение ради Бога. Что же мы за христиане, если сами себя считаем неспособными жить по-христиански? Ведь без самоограничения, без самоотвержения и самоотречения не может быть христианской жизни. Ибо жить по-христиански значит следовать и подражать Христу, а следовать и подражать Христу значит отречься от самого себя, отказаться от всех мирских радостей и наслаждений и нести крест лишений, скорбей и страданий.
2.2.10.2 Можем ли мы быть исповедниками своей веры, являя эту веру в нашей жизни и делах? Да, можем сделаться и мучениками за веру безропотным и добровольным несением своего креста, если будем жить по-христиански, исполнять заповеди Божьи, бегать грехов и творить добродетели, — и мы будем исповедниками веры, ибо будем являть свою веру в жизни и делах, по заповеди Спасителя: " Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5.16). Неси безропотно все тягости, труды, лишения, скорби и бедствия этой жизни, будь доволен участью своею и благодари Бога за все испытания, какие бы ни постигли тебя, — и ты будешь равен мученикам за веру, ибо будешь нести также тяжелый и скорбный в своей жизни крест. И не только неси этот крест скорбей и лишений по необходимости, но принимай на себя добровольные труды и лишения, когда не вынуждает к ним необходимость, а ради умерщвления плоти и угашения страстей, чтобы следовать за Христом. Так: отказывай себе в мирских удовольствиях и наслаждениях, хотя бы ты и имел возможность и средства получать их; принимай на себя посты и молитвенные борения; терпи и переноси от всех благодушно всякие обиды и оскорбления, а сам не обижай никого; всем служи, а себе не ищи ничего; себя по возможности во всем ограничивай и лишай, а другим благотвори и милосердствуй по примеру и образу Самого Христа, для достижения Его Царствия небесного ( Рис. ). Рис. Икона Несение креста Тогда и ты достигнешь венца вместе с мучениками за веру с исповедниками веры. Ибо и в этих добровольных лишениях и подвигах, в терпеливом перенесении житейских скорбей и страданий выражается та же вера в Бога, любовь к Нему и надежда на Его мздовоздаяние на небе, какие являли и мученики в своих страданиях за веру. Все эти трудные лишения и подвиги можно нести добровольно и безропотно только по вере и любви к Богу и в надежде на Его небесное мздовоздаяние. Господь Бог обещает особенную и высшую награду исповедникам и мученикам за веру, т.е. тем, которые готовы бывают с радостью претерпеть гонения, мучения и самую смерть за имя Христово и за исповедание своей святой веры православной.
2.2.10.2.1 Пример: " … будут выше нас и отцов наших". Но чтобы не страшиться нам такого христианского самоотвержения, не уклоняться от христианских подвигов и не коснеть в духовной лености и нерадении о своем спасении, необходимо помнить, что проследование Христу имеет разные пути, и самые подвиги христианской жизни и спасения имеют разные степени. Есть подвиги высокие, какие принимали на себя отшельники и люди святой жизни, есть подвиги и не столь высокие, доступные всем христианам, но и эти подвиги становятся высокими по трудности их исполнения, зависящей от обстоятельств времени и места. Некогда святые отцы пророчески говорили о последующем за ними роде. " Что мы сделали? " — говорили они. Один из них, великий Авва Исхирион, отвечал: " Мы исполнили заповеди Божьи". " А что сделают те, которые будут после нас? " — спросили его. " Они сделают вполовину против" — сказал Авва. ( Рис. )Еще спросили его: " А что сделают те, которые будут после них? " —
Рис. Авва Исхирион отвечал: " Люди века того ничего не сделают, но к ним придет искушение. И те, которые в то время окажутся добрыми, будут выше нас и отцов наших", — потому что их подвиг труднее. Поэтому, если тебе высокие подвиги спасения кажутся трудными и непосильными по условиям твоей жизни и по обстоятельствам времени, то предпринимай не столь высокие; если не можешь подъять и нести усиленных трудов спасения, берись за более легкие, - только неси их охотно и безропотно.
2.2.10.2.2. Пример: "...возлюби Максима…" Вот святая девица, по имени Фавста, дщерь благочестивых родителей, на тринадцатом году возраста, предается на мучение за веру Христову в руки языческому жрецу Евиласию. Но её невинность, терпение и кротость так подействовали на зверское сердце мучителя, что он и сам, умилившись душою, уверовал во Христа и даровал ей свободу, за что и воспринял венец мученический, преданный казни. Тогда император предал ее в руки другого жесточайшего мучителя, по имени Максима, повелев ему истощить весь ужас мучений над святою. Но и здесь, среди лютых мучений, святая только благодарила Бога и кротко молилась за своего мучителя, взывая непрестанно: " Молю Тебя, Господи, возлюби Максима, просвети его верою и утверди в страхе Твоем". Эта кроткая молитва и благое желание святой своему мучителю так поразили и размягчили каменное сердце его, что он воскликнул: " Помощник и покровитель невинной девицы! Яви Твою благодать и на мне, недостойном, приими раба твоего; воистину Ты един Господь и Бог сил! " Уверовав во Христа и он вместе со святою Фавстою принял венец мученический.
2.2.10.2.3 Пример — предостережение: " хочу венца мученического! " Был в скиту преподобного Пахомия Великого один инок, достигший уже духовного совершенства. ( Рисб.) Понадеялся он на себя и на свою опытность в духовных подвигах и стал желать венца мученического, неотступно прося преподобного Пахомия помолиться о нем, дабы Господь сподобил его сделаться мучеником за веру в него. " Берегись, - говорил ему Пахомий, - как бы тебе не отречься от Христа, если представится опасность претерпеть за Него, ибо ты поддаешься тщеславному помыслу, сам ищешь искушения, когда Господь повелевает нам даже молиться, чтобы не впасть в искушение". Но инок этим не вразумился и продолжал твердить свое: " Хочу венца мученического! " ( Рис. ) Через несколько времени действительно случилось сему иноку отлучиться из монастыря, и на пути его встретили разбойники. Видя, что с него взять нечего, они вздумали надругаться над ним: велели ему поклониться их богам, которым они приносили в это время жертву. Инок долго не соглашался, но, когда увидел занесенный над ним нож, устрашился и повиновался им. Таким образом, вместо того, чтобы принять венец мученичества за Христа, он отрекся от Христа и поклонился идолам. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 854; Нарушение авторского права страницы