Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Об Откровении Божественном: естественном - через видимую природу и сверхъестественном - через избранников Божьих
Божественное Откровение - Откровение Бога людям для их спасения ( Рис. ). Рис. Необходимость Божественного Откровения вытекает из недостаточности для богопознания естественного Откровения и ограниченности, поврежденности человеческой природы: " Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха" (Рим. 7, 22-25). Через естественное Откровение человечество может прийти к выводу о разумности, гармоничности этого мира; к вере в единого Бога: " Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы..." (Рим.1.20). Все, что Бог открыл нам о Себе в Своем творении, служит первым и самым обычным источником нашего познания о Нем. На всем Своем творении Господь положил печать Своего могущества, премудрости, благости и других свойств Своих. Святой апостол Павел о познании Бога из видимого мира говорит: " Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны" (Рим. 1, 20), то есть как невидимая нами сила ветра познается по колебанию и шуму деревьев, или как невидимые нами способности человеческого ума открываются из его произведений: книги, картины, машины и прочее, так невидимые свойства Бога ¾ Его вечная сила, премудрость и другие свойства познаются из Его творения. Весь мир ¾ великая открытая книга, в которой человек может читать о Творце Его. Святитель Григорий Богослов говорит: " Небо, земля, море, словом ¾ весь мир есть великая и преславная книга Божия, красноречиво свидетельствующая о бытии Божием". Внешняя природа служит Откровением Божественной славы, Его всемогущества, величия и премудрости (Рис. ). Рис. Священное Писание говорит: " Сам поднебесную всю надзирает, знающий все, что на земле, ибо все сотворено Им. Ветров вес и воде меру..." (Иов. 23, 24-25). " Он распростер север над пустотой, повесил землю ни на чем. Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними. Он поставил престол Свой, распростер над ним облако Свое. Черту провел над поверхностью воды, до границ светы со тьмою. Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его. Силою Своею волнует море, и разумом Своим сражает его дерзость" (Иов. 26, 7-12). В дивном, всем известном 103 псалме Псалмопевец об этом говорит: " Благослови, душа моя, Господа! Господи Боже Мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер… Все соделал Ты премудро…". Святитель Василий Великий говорит: " В рассуждении веры в Бога предшествует помышление то, что Бог есть; которое (помышление) мы снискиваем чрез сотворенные вещи. Прилежно рассматривая творение мира, мы знаем, что Бог премудр, всемогущ, благ; познаем также и все невидимые Его свойства. Таким образом, Его яко Верховного Правителя приемлем. Поскольку всего мира Творец есть Бог, а мы составляем часть мира; следовательно, Бог есть Творец и наш. За этим познанием следует вера, а за верой ¾ поклонение" (Катехизис, стр. 6). Не мог явиться сам собой мир ¾ это великое и прекрасное строение Божие. Если же для малого здания необходим архитектор, то тем более для мироздания необходим Творец, ибо, по Апостолу: " …всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог" (Евр. 3, 4). Нужно только смотреть на мир очами духа, и тогда мы непременно усмотрим в нем сокровенного Бога. Блаженный Августин пишет: " Однажды я пожелал узнать, где и в каком месте находится мой Бог. Спросил я землю: " Скажи мне, земля, где мой Бог? Или ты мой Бог? " ¾ Она ответила и сказала: " не я твой Бог". И все, что на ней, то же самое сказало мне. Тогда спросил я море и все глубины, и животных его: " Где мой Бог? " И они ответили мне: " Не мы твой Бог: ищи Его выше нас". Спросил я ветер веющий: " Где мой Бог? " И воздушное пространство со всеми обитателями своими сказало: " Не мы твой Бог". Небо спросил я, солнце, луну и звезды, но их речь была: " Не мы твой Бог, Которого ты ищешь". Тогда я обратился ко всем предметам, которые я созерцал, и сказал им: " Вы ответили мне, что не вы мой Бог; что же вы можете сказать мне о Нем? И все они громко закричали: " Он сотворил нас! " Воистину, по словам Псалмопевца, " Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь" (Пс. 18, 1). Несомненно, на Бытие и высочайшие совершенства Бога указывают нам составные части всего мира. Мы видим, что все вещи в мире являются, изменяются, приходят. Из всего этого выходит, что и весь мир, в целом его составе, непостоянен, и значит, существует не от вечности, а непременно имеет свое начало и получил бытие от Кого-то. Итак, кто же даровал бытие миру? Без сомнения, мир возник не сам собой, не от слепой силы или случая. Случай ¾ пустое слово и производить ничего не может. " Если бы от случая зависел порядок мира, ¾ рассуждал римский философ Цицерон (I в. до Р.Х.), ¾ то от случая можно бы ожидать и того, чтобы из брошенных на удачу букв составилась летопись". Следовательно, вне мира ¾ и разум неизбежно должен допустить это ¾ есть сущность ¾ не случайная, а необходимая, вечная, самобытная, совершеннейшая, Которая и даровала бытие миру. С другой стороны, при всей изменяемости вещей в мире, мы замечаем в нем удивительный порядок, соразмерность и красоту. От величайших тел, плавающих в пространствах небесных, до самых ничтожных насекомых, ползающих по земле, всему дано свое и самое мудрое устройство. Не одна мертвая природа так громко свидетельствует о бытии Божием. Еще свидетельствует об этом живое сердце ¾ дело Божие в человеке, которое неопровержимо доказывает нам бытие Божие ( Рис. ). Рис.
Совесть есть зеркало, перед которым нельзя скрыть ни одного порока; обвинитель, который не дает человеку покоя; свидетель, которому нельзя противоречить; судья, пред которым нельзя устоять. Об этом естественном нравственном законе, который имели и язычники, апостол Павел говорит: " Язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (Рим. 2, 14-15). Естественным Откровением пользовались все святые Отцы и подвижники как самым доступным и всем известным. В Священном Писании естественное богопознание признается даже необходимым и обязательным для человека в исканиях Божественной истины. Книга Иова вменяет в обязанность познавать Бога из Его творения, то есть естественного Откровения: " Стой и разумевай чудные дела Божьи" (Иов. 37, 14). В заключение следует сказать, как нужно созерцать природу, всю красоту ее, чтобы действительно наслаждаться ею и созерцать в ней ее Виновника. Принимая дар от наших родных и близких нам, мы любуемся внешними его ¾ формами, наслаждаемся ароматом, вкусом и непременно благодарим дарителя за внимание к нам. Приняв же от Творца нашего дар, которому нет в мире равного по красоте и совершенству, который одевает и питает нас по Промыслу Божию, ¾ как можем не возблагодарить за него Создателя? Имя этому бесценному дару Божию ¾ природа, имя же черной неблагодарности ¾ безумие. Сама природа, со всеми мудро совершающимися в ней сложными процессами свидетельствует о том, что она не безразлична; свидетельствует о том, что Небесный Правитель ее еще более совершенен, чем она. Через сверхъестественное Откровение: " Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне, которого поставил наследником всего, через которого и веки сотворил" (Евр.1.1-2). Одного естественного Откровения недостаточно для более полного и истинного познания Бога и мира: рассматривая внешнюю природу и нашу внутреннюю жизнь, мы приобретаем познания лишь путем собственных размышлений и умозаключений, а этот путь может быть и ложным, как показывает история естественных религий. В этих религиях истина обычно искажалась и смешивалась с ложными человеческими измышлениями. Познание из естественного Откровения бывает несовершенно и недостаточно, и может служить только приготовлением к вере. Вот почему Промысл Божий для спасения людей восполнил это естественное Откровение сверхъестественным. Сверхъестественным Откровением называется прямое сообщение Самим Богом человеку тех истин веры и нравственности, которых человек или не знал, или недостаточно сознавал и до ясного представления которых никогда не мог возвыситься своим разумом. Откровение состоит в том, что Сущий, снисходя к немощи человеческого духа, непосредственно сообщает ему о Себе независимо от человеческой познавательности. Провозвестниками сверхъестественного Откровения были патриархи и пророки, но в совершенстве принес на землю Откровение Божие воплотившийся Сын Божий ( Рис. ), и распространил его через Своих учеников и апостолов: " Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил" (Евр. 1, 1-2). рис. Облик Иисуса Христа, отпечатавшийся на Туринской Плащанице
Содержанием непосредственного Откровения служит учение о Боге, Едином по Существу и Троичном в Лицах, об искуплении людей воплотившимся Сыном Божьим и об освящении их благодатью Святого Духа, об ангелах, добрых и злых, о человеке, созданном по образу и подобию Божию, о бессмертии души человека, о Промысле Божием и т.д. Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной: посредством Священного Предания и Священного Писания. Христианская религия, основанная на особенном сверхъестественном Откровении, есть религия Богооткровенная, а поэтому христианское учение определяется как высшее знание о духовных истинах, данных человечеству: Богооткровение христианское дает просвещение разума, ибо Христос " есть Путь, Истина и жизнь" (Ин. 14). До истин, возвещенных Христом, не мог дойти человеческий разум ни в философии, ни в античной мифологии, ни в естественных религиях. Святой апостол, возвещая об этом, говорит: "...проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ...дух все проницает, и глубины Божьи" (1 Кор.2, 7-8, 10). Действительно, Господь избрал проповедниками Своего учения простых галилейских рыбаков, и они посрамили высокоумный древнеклассический мир со всей его премудростью, который " не познал Бога в премудрости Божией" (1 Кор. 1, 21). Простые галилейские рыбаки сохранили для мира на все века великие начала христианства, которые оказались непосильными для человеческой премудрости древнего мира, ибо " немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков" (1 Кор. 1, 25). И Бог избрал немудрое мира и немощное мира, чтобы посрамить мудрых и сильных мира сего, которые без Бога хотели обрести истину. Христианство всегда было и остается тайной, которую Бог " утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам" (Лк.10, 21; Мф. 11, 25), " чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы" (Ин. 9, 39). Ибо ничто так не противно самому существу христианской религии, как самодовольная и самоуверенная мудрость. Только истинные и глубокие знания, озаренные Божественным Откровением, приносят человеку пользу, укрепляют его веру и делают ее сознательной и устойчивой, чего нельзя сказать о человеческих познаниях, не озаренных Словом Божьим. Как нож, с одной стороны, может приносить пользу и необходим в домашнем быту, а с другой ¾ в руках разбойника может служить лишь орудием для убийства, так и всякие познания могут быть полезными и вредными для человека, ¾ полезными тогда, когда человек стремится к Богу, хочет познать Его, когда он свою жизнь, свои знания посвящает на служение ближнему, ¾ вредны, когда они служат только к удовлетворению человеческих страстей, когда они вызывают в человеке надменность, тщеславие и бесовскую гордыню. Святитель Григорий Богослов, говорит, что человеческие познания, к которым пришел древнеклассический мир, пленили его; он много и долго трудился, изучая науки, которые собрали Восток и Запад, и особенно Афины ¾ краса древней Эллады. И, завершая эту мысль, он говорит: " Но все сии познания, повергнув долу, положил я к стопам Христовым, чтобы они уступили слову великого Бога, которое затмевает собой всякое известие и многообразное слово ума человеческого" (Собрание сочинений святителя Григория Богослова, том 4. Песнопения таинственные 13. Стихи о самом себе). Но целью Откровения служит не столько удовлетворение познавательных способностей, сколько, и главным образом, спасение человека, достижение им Царства Небесного или того райского блаженства, которого он лишился через грехопадение, ибо конечная цель бытия человека ¾ общение его с Богом и достижение им вечного спасения, а это возможно только с помощью Божественной благодати ( Рис. ). Рис. В возможности сверхъестественного Откровения нельзя сомневаться, если мы верим в живого и личного Бога и убеждены, что человек создан по образу Божию. Нельзя допустить, чтобы Существо Высочайшее, Которое есть жизнь и сама любовь, оставило Свое создание, слабое и немощное, без Своего Откровения, вразумления и просвещения. Без сверхъестественного Откровения не может быть истинной религии и правильного понятия о Боге, о чем свидетельствуют все естественные религии. Бог не есть идея: Он ¾ Лицо, живое Существо, Которого наша мысль изобрести, то есть из самой себя вывести, не может" (П.А. Светлов, т. 1, стр. 30-31). С другой стороны, между Богом и человеком, при всем безмерном различии, есть нравственное сродство, а именно в наличии образа Божьего, поэтому человек может входить в живое общение с Богом. Бог, как Существо всеведущее и премудрое, обладает всеми средствами для сообщения людям Своего Откровения, а человек имеет способность к восприятию этого Откровения. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы