Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Первая война в Священном Писании
По возвращении из Египта Авраам расстался с Лотом. Причиной тому был многочисленный скот, принадлежащий обоим, но главное — ссоры между их пастухами. Авраам предложил своему племяннику Лоту выбрать ту часть земли Ханаанской, какую он хочет, и там поселиться. Лот выбрал всю окрестность Иорданскую, которая была как сад Господень, как земля Египетская (Быт. 13, 9-11). Эта область включала в себя плодородную долину Иордана и местность вокруг Мертвого моря. Сейчас все это — наиболее жаркий район Палестины, где температура достигает от 40 до 50° С. Те, кто отрицает достоверность Священного Писания, отстаивают точку зрения, что Лот не мог выбрать место, которое, как они утверждают, тогда было необитаемым. Они спрашивают: почему он не выбрал привлекательную приморскую равнину, или другой район с холмами, покрытыми лесом, или центральную гористую часть Палестины? Священное Писание, говорят они, в данном случае неточно. Но критикующие Библию совершенно не правы, так как археологические раскопки в Кирбет Керак, в Бефсане (позднее переименованном в Скифополь), в Иерихоне, в Телейлат-эль-Гассуле, в Баб-эд-Дра и в других местах доказали, что в 3-2 тыс. до Р.Х. в Иорданской долине и в области Мертвого моря, то есть в «окрестности Иорданской», как называет эту местность Священное Писание, жило много людей. Кроме того, профессор Нельсон Глюк, один из ведущих археологов, занимающихся библейскими вопросами, доказал своими исследованиями, проведенными в 1930-1940 гг., что эта местность была густонаселенной: он лично обнаружил более 70 древних поселений, многие из которых были основаны еще пять тысяч лет назад.2 Имея в виду свои находки, Глюк сказал следующие характерные слова: «Больше не надо продолжать " глупую болтовню" о якобы " пустой, незаселенной Иорданской равнине! " » — «Таким образом, — пишет археолог Фри, — археологические раскопки доказали, что никто из тех, кто знает вышеизложенные факты, не может считать выдумкой то, что говорит Священное Писание о выборе Лотом окрестностей Иордана»3. После того как Лот поселился в долине Иордана и поставил шатры в Содоме, произошла, как сообщает Ветхий Завет, война — первая война, описанная боговидцем Моисеем. Четыре царя из Месопотамии объединились, вторглись в долину Иордана и сразились с пятью царями, которые жили рядом с Мертвым морем. В числе этих пяти правителей были цари Содома и Гоморры. Эти пять правителей области Мертвого моря в течение двенадцати лет были данниками царя Ходоллогомора, но на тринадцатый — восстали. И вот Ходоллогомор попросил помощи у трех других царей и пошел наказать восставших. Четыре правителя Месопотамии одержали победу и, после того как разграбили вражеские города, предали их огню, .Возвращаясь в свои земли, они захватили с собой богатую добычу и взяли в качестве пленника Лота. Но Авраам с 318 рабами, которые родились в его доме, пустился в погоню за четырьмя царями, победил их у города Дан (на севере Палестины, неподалеку от истока Иордана) и освободил своего племянника Лота. Все эти события описываются в 14-й главе богодухновенной книги Бытия. Однако критики священного текста Ветхого Завета считают, что все, что описано в этой главе, антиисторично. Они говорят: имена четырех царей-завоевателей вымышленные. Во времена Авраама не могло быть таких дальних походов, как тот, который, предположительно, совершили четверо союзников, чтобы выполнить свою военную операцию. Не существовало и такого удобного пути на восток Палестины, как тот, который упоминается в книге Бытия. Но археологические исследования и в этом вопросе опровергают тех, кто отрицает историческую достоверность Ветхого Завета. Благодаря своим открытиям археология предоставляет нам пять веских и неопровержимых доказательств, которые, вне всякого сомнения, подтверждают историческую точность и правдивость Библии и в данном случае.
1. Археолог Глюк во время своих раскопок (о которых говорилось выше) нашел свидетельства значительного сокращения численности населения в этой местности между XIX и XIII вв. до Р.Х. Профессор Глюк связывает это с разрушительной войной, о которой говорится в 14 главе книги Бытия1. 2. Надписи, найденные позднее, показали, что имена четырех правителей Месопотамии можно в некоторых случаях отождествить с именами людей, которых мы уже знаем по данным раскопок, по крайней мере, они соответствуют именам вавилонян 2000-1700 гг. до Р.Х. и более позднего времени. Так, имя Ариох сходно с именем Арригиук, или Ар-ригук (см. архивы города Мари XVIII в. до Р. X.), или Ариукки (см. архивы города Нузи XV в. до Р.Х.). Имя Фаргала, «царя народов», похоже на Тудхалия, хеттское имя, известное со времени XVIII в. до Р. X и позднее. Это имя имеют четыре или пять хеттских правителей XVIII-XIII вв. до Р.Х. (в городе Угарите мы встречаем его вариант — «Тадг-лам»). Имя царя Элама Ходоллогомор — типичное имя эламитов (население Элама) старовавилонского периода (2000-1700 гг. до Р.Х.) и позднее. Для имени Амарфал (царь Сеннаара) пока не найдено подтверждения, но многие отождествляют этого царя с Хаммурапи, шестым царем аморейской династии Вавилона, известного своим знаменитым кодексом законов. Но, хотя мы еще не можем идентифицировать этих четырех правителей, известно наверняка, что их владениями были Сирия, Верхняя Месопотамия и Элам1 [1]. 3. Профессор археологии Китчен пишет, что военные союзы между правителями (в данном случае четыре царя против пяти) были характерны для Месопотамии в 2000-1750 гг. до Р. X., но не раньше и не позже этого периода, когда преобладали другие политические отношения. Так, в одном важном письме XVIII в. до Р. X., найденном в городе Мари, говорится о союзах, объединяющих десять, пятнадцать и двадцать правителей. Нам известны по крайней мере пять других коалиций в Месопотамии в XVIII в. до Р. X. Мы также можем отметить роль страны Элам в XVIII в. до Р. X. и ранее (Элам обменивался миссиями и посольствами с Катной в Сирии). Кроме того, Фаргал, «царь народов» (Быт. 14, 1), напоминает великих правителей Малой Азии (например, Анитту), которые создавали союзы в XIX-XVIII вв. до Р. X. В торговом архиве из Каппадокии того времени упоминается около двенадцати разных городов, каждым из которых управлял отдельный правитель («рубаум рабиум», или «великий царь»). Так, Анитта из Куссары сменил или, скорее, вытеснил правителя Бурушхатума как более высокий владыка. Фаргал, скорее всего, и мог быть таким верховным властелином или главнокомандующим военными силами, как известный Умманманда, по крайней мере, с 1700 г. до Р. X.2 4. Доказательства путешествия, совершенного во времена Авраама, были найдены на глиняной табличке из Вавилона и на табличках из города Мари. Вавилонская табличка содержит договор об аренде телеги с условием, что она не будет отправлена к берегам Средиземного моря. Таким образом, во времена Авраама путешествия из Месопотамии к Средиземному морю были настолько обычными, что при аренде повозки был риск сломать ее во время поездки на несколько сотен миль к берегам Средиземного моря, где проходили границы Сирии и Палестины. Это доказывает, что такие далекие путешествия не были невероятными во времена Авраама3. 5. Четыре правителя организовали военный поход со стратегической целью установить контроль над великой «царской дорогой, которая начиналась в Сирии», пересекала Месопотамию «и кончалась у Персидского залива». К тому же «память о карательных походах жива и поныне среди жителей этого района (...). Кочевники Иордана называют эту дорогу " дорогой царя". В Библии мы тоже встречаем ее под названием " царская дорога" или просто " дорога"; по ней шли израильтяне, направляясь в " землю обетованную" через Эдом (Чис. 20, 17, 19). Позже " царскую дорогу" использовали римляне и чинили ее»1. В заключение приведем мнение американского археолога У.Ф. Олб-райта, который пишет о 14-й главе книги Бытия: «Сегодня мы не можем считать 14-ю главу мифом или неисторичной. События, описанные в ней, несомненно, ведут нас к эпохе 2100-1550 гг. до Р. X. Например, слово домочадец (Быт. 14, 14), которое упоминается лишь в этом месте Ветхого Завета, было тогда в обычном употреблении, что достоверно установлено археологическими находками. Также древность многих городов, которые упоминаются в данном повествовании, подтверждается раскопками»2.
Примечание 1. Попытку отождествить имена четырех царей-завоевателей предприняли, как ни странно, даже советские ученые. Они также в Амрафеле, царе Сенна-арском (Шумерском), увидели вавилонского царя Хаммурапи, а в Фаргале (евр. — Тид'але) — хеттского царя Тудхалию (Тутхалияса). Кроме того, Элла-сар они отождествили с Ларсой («История Древнего Востока», ч. 2. М., 1988, с. 273). Нужно сказать, что в Верхней Месопотамии в этот период царствовал другой Хаммурапи, но он никак не мог быть назван царем Сеннаарским. Если отождествление Амрафела с Хаммурапи верно (а оно представляется нам вполне вероятным), то упоминаемая в Священном Писании война могла иметь место только в ранний период правления этого царя, поскольку в конце своего правления он покорил всю Месопотамию и Элам. Но первоначально он, несомненно, был намного слабее своего старшего современника — могущественного царя Ларсы Рим-Сина, который, по-видимому, и есть упоминаемый книгой Бытия Ариох, царь Элласарский (во всяком случае, другого царя Ларсы, современника Хаммурапи, попросту не существовало). Известный хеттолог О. Герни в своей книге «Хетты» (М., 1987) приводит список древних хеттских царей, согласно которому Тудхалия I жил во 2-й половине XVIII в. до Р. X.; правда, автор не уверен, был ли он царем (с. 190-191). Эта датировка подводит нас вплотную ко времени жизни Хаммурапи, хотя и не совпадает с ним (по принятой в советской науке хронологии, этот царь умер около сер. XVIII в. до Р. X.). Таким образом, трое из упомянутых в Библии царей могут быть отождествлены с достаточной долей вероятности с царями XVIII в. до Р. X. Сложнее дело обстоит с Эламским царем Ходоллогомором (евр. — Кедорлаомером). Имя этого царя сходно с именем современника Хаммурапи Кутучулуша I. Но в книге Бытия Эламский царь описывается как глава всей коалиции, а между тем месопотамские источники ничего не говорят нам о ' гегемонии Элама в этот период. Имя Кедорлаомер сходно еще с именем Кудур-мабуга, отца царя Ларсы Рим-Сина, который по происхождению был эламитом и играл важную роль в политической жизни Месопотамии. Однако неизвестно ни одного письменного свидетельства о его власти над Эламом. Скудость исторических свидетельств об Эламе этого периода не позволяет, к сожалению, с уверенностью установить, какой из царей Элама имеется в виду в Библии. Кроме того, пока не найдено никаких письменных свидетельств из Месопотамии о походе вышеупомянутых царей в Палестину. Впрочем, наши сведения об истории этого периода вообще фрагментарны и целиком зависят от письменных источников, количество которых порой недостаточно, и нередко они мало содержательны. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы