Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Райское древо жизни.Мозаика базилики св. Климента в РимеСтр 1 из 27Следующая ⇒
Вообще древние повествования шумеров, вавилонян и ассирийцев о сотворении мира существенно отличаются от той истории сотворения мира, которую нам передает богодухновенный Моисей. Все они целиком и полностью политеичны, мифологичны и никоим образом не связаны с тем, что говорится в книге Бытия о сотворении мира в течение шести дней. Таким образом, согласно археологическим свидетельствам, рассказ святого Моисея вовсе не заимствован у вавилонян; напротив, в вавилонском мифе развивается и дополняется множеством мифологических элементов достоверный исторический факт сотворения мира и человека, который излагает боговидец Моисей. Вавилоняне взяли то, что передавалось из уст в уста в течение веков, дополнили это мифологическими элементами и записали.
Ассирийский царь Ашшурбанипал (668- ок. 628 гг. до Р. X.)
Следует особо подчеркнуть, что обнаружение этих табличек стало настоящей сенсацией. Напомним, что в знаменитой библиотеке царя Ашшурбанипала хранилось в общей сложности около тридцати тысяч клинописных табличек. Эти таблички подбирались не случайно: они рассказывают об истории и духовной культуре Месопотамии, о народах, о царствах и их судьбе, о цивилизациях и религиях, а также содержат шумерское сказание о потопе и эпос о Гильгамеше. И вот сто лет назад благодаря археологии ранее закрытая загадочная книга об истории древней цивилизации неожиданно была открыта, и теперь любой может перелистывать ее страницы. Правители, города, войны и события, которые были известны людям лишь из текста Ветхого Завета, предстали как существовавшие в реальности. Среди этих свидетельств и таблички с надписями, относящимися к 4-3 тыс. до Р. X. В этих же табличках упоминается и библейский город Эрех, о котором богодухновенный Моисей говорит, что он входил в состав царства Нимрода, который был исполин ловец пред Господем (Быт. 10, 9-10). Этот город раскопал немецкий археолог Генрих Лензен1. К содержанию табличек из Ниневии мы будем обращаться и в дальнейшем, чтобы подтвердить историческую достоверность сведений Ветхого Завета. Завершая разговор о вкладе археологии в дело защиты библейского повествования о сотворении мира, следует сказать об одной находке, произведшей сенсацию. Речь идет о перстне с резной печатью, который в настоящее время хранится в музее Пенсильванского университета (Филадельфия, США) и датируется приблизительно 3500 г. до Р. X. Эта печать была найдена Е.А.Спейсером из университета Пенсильвании на холме Тепе-Гавра в нескольких милях к северу от Ниневии при раскопках в 1930-1932 гг. На ней, видимо, воспроизведен сюжет об искушении первых людей — Адама и Евы, рядом с которыми изображен и змей. По мнению Бартона, этот перстень, без сомнения, доказывает, что «история искушения первых людей очень древняя»1. При более ранних раскопках, проводившихся в Ниневии, была обнаружена другая печать, хранящаяся теперь в Британском музее, на которой в центре изображено дерево, справа — мужчина, слева — женщина, очищающая плод, а позади нее — змеевидное существо в вертикальном положении2. Обе эти печати свидетельствуют о той же истории искушения первых людей, о которой повествует Ветхий Завет. Примечание 1. Слово «апсу» (семитская переделка шумерского «абзу») означает собственно мировой пресноводный океан. По представлениям жителей древней Месопотамии, земля покоится или как бы «плавает» поверх этого океана. Слово «тиамат» (точнее, «тиамту»; вариант — «тамту») означает соленое море. В мифе они персонифицированы и являются божествами. В том месте мифа, на которое указывает автор, говорится о том, что «апсу» и «тиамат» «воедино смешивали свои воды».
Ветхозаветная суббота Пытаясь доказать недостоверность богодухновенного слова, критики Священного Писания утверждают, что все предписания в нем о субботнем покое заимствованы у вавилонян. В вавилонских памятниках речь идет об определенных днях, которые следует выделять среди прочих дней месяца. Такими днями были седьмой, четырнадцатый, двадцать первый и двадцать восьмой день месяца. Другим особым днем вавилонского календаря был двадцать пятый день каждого месяца. Он назывался shabatum. Как говорят критики священного текста, это вавилонское слово этимологически близко к еврейскому shabbat, и, таким образом, еврейская суббота является результатом заимствования или эволюции этих особых дней вавилонян. Сторонники этих идей разработали целую теорию, которая известна под названием «панвавилонизм». Разрешить этот вопрос помогла археология. Внимательное изучение вавилонских табличек показало, что критики богодухновенного слова были не правы, поскольку вышеуказанные специальные дни у вавилонян рядом черт отличались от ветхозаветной субботы. Укажем здесь некоторые из таких отличий: а) кроме седьмого, четырнадцатого, двадцать первого и двадцать восьмого дня месяца, таким же особым днем у вавилонян считался также день двадцать девятый; б) предписания и запреты, связанные с этими днями, касались лишь определенных групп населения; так, например, в такой день царю не разрешалось путешествовать на колеснице. Между тем суббота, согласно Священному Писанию, является днем всеобщего покоя; в) shabatum вавилонян был днем плача, поста и воздержания, целью которого было умилостивление некоторых богов. Еврейская же суббота была святым, благословенным, посвященным Богу днем, когда приносилось благодарение за то, что сделано благостью и всемогуществом Бо-жиим для израильского богоизбранного народа; г) специалисты-языковеды утверждают, что этимологически вавилонское shabatum и еврейское shabbat несходны; д) при ближайшем рассмотрении и изучении текстов вавилонских табличек становится очевидным, что в них вовсе не идет речь о прекращении трудовой деятельности, то есть о покое в эти особые дни, поскольку вавилоняне в упомянутые дни продолжали заключать торговые сделки. Поэтому профессор семинарии в Конкордии Вальтер Майер делает весьма точное замечание: «Не существует ничего (в вавилонских табличках. — Пер. ), что каким бы то ни было образом, хотя бы приблизительно можно было сравнить с еврейской субботой»1. В самом деле, если и существует какая-либо связь между субботой Священного Писания и теми особыми днями, которые упоминаются в вавилонских табличках, то она заключается в том, что эти особые дни косвенно восходят к тому вечному закону, который был установлен Троичным Богом от начала творения. Когда уже были сотворены этот прекрасный мир и человек и дело творения было завершено, тогда благослови Бог день седьмый, и освяти его (Быт. 2, 3). То есть Господь отделил седьмой день и повелел, чтобы люди в этот день отдыхали от своих трудов и занимались только тем, что свято и священно и, таким образом, чтобы они освящались и обогащались добродетелями и благодатью. И даже спустя века народы, удалившиеся от истинного Бога и почитавшие идолов, не забыли этот закон. Будучи, однако, развращены идолопоклонством, они соблюдали этот богоданный закон каждый по-своему. Так, у вавилонян суббота превратилась в те особые дни, о которых мы говорили выше. Следовательно, эти дни у вавилонян являются напоминанием о том первоначальном святом законе, данном Богом всем людям. Поэтому профессор Джозеф Фри из Уитона (Иллинойс, США), специалист по библеистике и археологии, делает такой вывод: «Несмотря на все это, не существует какой-либо обязательной связи между истинной субботой и вавилонскими особыми днями»1. Итак, археология при помощи своих находок непреложно подтверждает богодухновенность и достоверность Священного Писания.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы