Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Археологическим находкам в городе Уре)
Однако, прежде чем говорить о том, каким был этот город во времена Авраама, следует остановиться на вопросе хронологии. Установить точную хронологию эпохи Авраама — задача не из легких, потому что мы не вполне можем опереться на системы летоисчисления, которые использовали народы Древнего Востока. Удобства ради все принимают за основу период с 2000 до 1700 г. Даты называют самые разные, но ни одной позже 1700 г. до Р. X., чаще предлагают дату ранее 2000 г. до Р.Х [2]. Итак, народ Израилев имеет свои корни там, откуда берет начало и человеческая культура, — в Уре Халдейском. Это один из древнейших городов южной Месопотамии. Раскопки показали, что древняя блестящая культура этого города зародилась на заре истории, в четвертом тысячелетии до Р. X. Город был построен на берегах Евфрата, в самой южной части той области, что расположена между Тигром и Евфратом. Ныне Евфрат поменял свое русло: он течет в трех милях к востоку от этого места. А в те времена он нес свои волны вдоль Ура, к западу от города.
С древнейших времен эту землю населяли два народа разного происхождения, говорившие на разных языках, — шумеры и аккадцы. Они обитали в двух одноименных с ними областях. Аккад находился в северной части, Шумер — в южной части Вавилонии [3]. Несмотря на все расовые и этнические различия, эти два народа имели общую культуру, общую религию и вели одинаковый образ жизни. Эта культура, как говорит нам археология, процветала еще в самом начале исторической эпохи. Археологические исследования постоянно и со всевозрастаю- щей степенью уверенности подтверждают, что эта культура была создана шумерами, которые вышли на арену истории в IV тыс. до Р. X. Происхождение этого народа до сих пор неизвестно1. В глубокой древности, примерно в 3-м тыс. до Р. X., аккадцы, или семиты, несколькими волнами проникли с северо-запада в область, где жили шумеры, и мирно поселились среди них. Во второй половине 3-го тыс. до Р. X. царь семитов Саргон I объединил эти два народа, и семитское племя аккадцев полностью переняло культуру шумеров. Археологически подтверждено, что Ур был одним из древнейших центров шумерской культуры, хотя с очень и очень древних времен в нем и вокруг него существовало значительное число представителей семитского народа. Несмотря на то что на вопрос, откуда изначально происходили семитские племена, еще нет исчерпывающего ответа, можно все-таки сказать, что Фарра, отец Авраама, был главой одного из их объединений, которые жили в пределах города Ура или в его окрестностях1. Следовательно, как пишет профессор археологии Томпсон, «нет ничего невероятного в том, что представитель одного из семитских племен, каковым являлся Авраам, мог быть родом из южной Месопотамии, хотя мы и не можем точно установить, из какой именно группы семитских племен он происходил»2. А теперь давайте представим себе город Ур в то время. Он был одним из древнейших городов в мире и представлял собой большой, знаменитый, полный жизни, шумный и процветающий город Месопотамии, построенный в низовьях Евфрата. Ур был центром сильного государства. Раскопки сэра Леонарда Вулли открыли многое из того, что свидетельствовало о богатстве, силе, величии этого города, находки пролили свет на его архитектуру и систему застройки, религию, образование и культуру, на нравы и обычаи его обитателей. Первым открытием Вулли, сделанным во время раскопок, была знаменитая храмовая башня — зиккурат огромной высоты, построенный в глубокой древности царем шумеров Ур-Намму. Вокруг него располагались храмы, самый большой из которых имел площадь 100x60 метров и был посвящен богу луны Наннару (он же Нанна, или На-ан-на). Храмы и зиккурат занимали площадь 360 х 180 метров3. В царских захоронениях Ура, которые датируются около 2500 г. до Р. X., были найдены музыкальные инструменты, золотые украшения, драгоценные камни, одежда, кухонная утварь, колесницы, оружие, останки вьючных животных и рабов. Все это поместили вместе с умершим, так как обитатели Ура верили в загробную жизнь. Эти вышеперечисленные предметы и рабы были похоронены вместе с царем, чтобы они служили ему и после смерти. Так, например, в могиле царя Абарги нашли останки шестерых мужчин и шестидесяти восьми женщин, которых погребли вместе с ним; все они были облачены в красивейшие и дорогие уборы. В могиле царицы Шубад были найдены останки двадцати пяти человек. Все они отправлялись в могилу заживо и умерли не от телесных повреждений; перед этим они принимали опиум или гашиш1. В одной из царских могил Вулли обнаружил таблички с изображением семьи царя за столом, прислуживающих рабов, стоящих рядом воинов в воинских одеяниях и музыкантов с музыкальными инструментами, веселящих пирующих своей игрой. Родина Авраама, Ур, был городом, прекрасно организованным с государственной точки зрения. Ур вел широкую торговлю, здесь было принято давать расписки о выдаче и получении денег, вести записи цен и составлять налоговые списки для сбора податей, записи договоров и судебных постановлений о наказаниях. В городе были мастерские и прядильни, план застройки предполагал и улицы и площади; здесь имелись дома столь великолепные и просторные, что строения, сохранившиеся в Вавилоне, показались бы рядом с ними бедными лачугами. В Уре была канализация, дома этого города в среднем были 12 м в ширину и 15, 6 м в высоту с мощеными внутренними двориками шириной 4, 5 м. Дома были двухэтажными, и в каждом, в соответствии с его размерами, было от десяти до двадцати комнат, располагавшихся вокруг двора, открытого для света и солнца. На первом этаже размещались гостиная, кухня, комната для прислуги, кладовые и семейный алтарь (храм со статуэтками-идолами божков — покровителей семьи). Это об этих статуэтках — «терафимах» — упоминает Священное
Писание, когда говорит о том, что Рахиль, супруга патриарха Иакова, взяла идолов — маленькие языческие изображения — и положила их под верблюжье седло, а сама села сверху, чтобы спрятать их от своего отца Лавана и таким образом переправить из Месопотамии в землю Ханаанскую (Быт. 31, 30, 32, 34). На втором этаже обычно были комнаты для членов семьи и гостей, вдоль которых шла галерея с деревянными решетками. Рядом с комнатами гостей имелись даже умывальники и уборные! 1 Нижний этаж строили из кирпичей, а верхний — из глиняных плит, стены были оштукатурены и побелены2. Под домом находились сводчатые могилы умерших членов семьи. Обучение письму и образование вообще в Уре процветали. Во время раскопок была обнаружена одна из школ. Найденные там глиняные таблички свидетельствуют, что школьников обучали клинописи. Они учились читать по текстам, которые в основном представляли собой гимны. Их обучали сложению, вычитанию, умножению и делению, на высших ступенях они решали задачи по извлечению квадратных и кубических корней, затем переходили к практическим занятиям геометрией3. Вот что представлял собой город Ур Халдейский. Когда Авраам был юношей, Ур был уже древним городом, богатым и процветающим, центром торговли, где кипела жизнь, бурлила всякого рода деятельность. И, конечно же, здесь процветало язычество. И вот, пребывая среди язычников, поклонявшихся богу Наннару и божествам домашнего очага — «терафимам», среди этой изнеженности, роскоши и богатства, Авраам услышал глас истинного Бога, воззвавшего к нему: «Выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе». И Авраам исполнил то, что заповедал ему Бог. Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране (Деян. 7, 3-4). Авраам ни минуты не колебался, исполняя повеление Господне. Его вера в истинного Бога была безусловной, и, несмотря на то что он не знал, куда в конце концов предстоит ему пойти, Авраам оставил свою родину, которая, как почти четыре тысячи лет спустя показала нам археология, была прославленной и богатой, и стал странником и кочевником. Вот какова была его вера в Божие обетование, вот как велика была его любовь к Богу, вот каким совершенным и полным было его послушание повелению, которое он услышал! За это Бог щедро воздал ему. Вышеперечисленные археологические открытия дали не только подтверждение истинности Священного Писания — они дали нам возможность глубже понять величие духа патриарха Авраама и изумиться его вере [4]. Харран, куда отправился Авраам, имел теснейшие религиозные связи с Уром, поскольку здесь поклонялись тому же самому божеству луны Наннару, которого почитали и жители Ура. Этот город еще сравнительно недавно не был известен по древним клинописным источникам. Но сегодня благодаря археологии мы знаем кое-что и о Харране. В начале 2-го тыс. до Р. X. Месопотамия пережила вторжение семитского племени амореев. Они пришли с запада, пытаясь поселиться в плодородных районах Месопотамии. Некоторые из них дошли до Сирии и Палестины и потому через тысячу лет их можно было обнаружить в Ханаане. Большая часть их все же поселилась в долине Евфрата. Впоследствии они основали сильное и процветающее царство в городе Мари (на Среднем Евфрате). Этот город был обнаружен в ходе раскопок, проводившихся под руководством известнейшего французского археолога А. Парро. Профессор Парро вместе со своими сотрудниками с 1933 по 1939 г. нашел, среди прочего, во дворце Мари статую царя этого города и более 30 тысяч табличек с клинописными текстами. Дворец города Мари, построенный около 2000 г. до Р. X., был архитектурной жемчужиной Древнего Востока. В конце концов царь Вавилона Хаммурапи (1728-1686 гг. до Р. X.) подчинил себе царство города Мари и примерно в 1700 г. до Р. X. разрушил столицу этого когда-то сильного государства. Но нас в первую очередь интересуют те тысячи табличек, что были найдены во дворце города Мари. В них упоминаются библейские города Харран (Быт. 11, 31) и Нахор, родина Ревекки (Быт. 24, 10). На тех же самых табличках в том месте, где говорилось о военачальниках и облас-теначальниках великого царя города Мари, были начертаны и другие библейские имена, как, например, Фалек, Серух, Нахор, Фарра (Быт. И, 18, 21, 23, 24) [5].
Вот так «царские клинописные таблички города Мари впервые дали нам поразительные доказательства того, что история библейских патриархов не есть лишь благочестивое предание»: они не легенды и мифы, как утверждают скептики, но события «исторического периода, точные хронологические границы которого представляется возможным установить»1.
Примечания 1. Русский синодальный перевод данного места не является дословным. Мы сочли необходимым дать дословный перевод, чтобы показать близость еврейского текста и греко-славянской библейской традиции. Глагол yashab, переданный в синодальном переводе как «останавливаться», в действительности означает «сесть, садиться; пребывать; поселить(ся)», и греко-славянский перевод здесь точнее. 'Ur kasdim соответствует «селению (земле, стране) халдейскому» греко-славянской традиции. Но уже Иосиф Флавий считал это названием города («Иудейские древности». I, 6, 5). Это разногласие очень трудно объяснить. Иосиф утверждает, что могилу Арана в этом городе показывают «до сих пор», то есть в его время (I в. по Р. X.) город еще существовал и был достаточно известен. Но он, следовательно, существовал и в III в. до Р. X., когда осуществлялся перевод LXX, однако они перевели слово 'ur как хора — «земля, страна, деревня», хотя такое значение этого слова нам неизвестно («ur» означает главным образом «свет», «пламя»). 2. Согласно данным Септуагинты датами жизни Авраама следует считать 2115-1940 гг. Но датировать научно события этого периода очень трудно, поскольку у нас почти нет хронологических привязок. Большинство историков придерживается так называемой «средней хронологии», по которой, например, вавилонский царь Хаммурапи, бывший, по мнению многих ученых, современником Авраама, жил в XVIII в. Однако такая датировка этой эпохи противоречит Библии. 3. Вавилония, она же Сеннаар и Халдея — южная часть нынешнего Ирака. В древнейшую эпоху (4-3 тыс. до Р. X.) северная часть этой области, где позднее находился Вавилон, называлась Аккадом (по-шумерски Ки-ури). Ныне это район вблизи Багдада. Область, прилегавшая к Персидскому заливу, называ-лась Шумером. Сейчас принято всю территорию, по которой протекают Тигр и Евфрат, называть Месопотамией, то есть Междуречьем. Но в древности (со 2-го тыс. до Р. X.) так называлась только область к северу от Вавилона, где эти реки далеко отстоят друг от друга (ныне арабы называют эту область Джезира — «остров»), в то время как область к югу от Вавилона, где эти реки близко сходились и текли почти параллельно друг другу, называлась Вавилонией. 4. Тот факт, что Авраам происходил из Месопотамии, области шумеро-аккадской культуры, которая в его время процветала и была центром международной торговли, не подлежит сомнению. Но локализация его родины в шумерском городе Уре, раскопанном Вулли, не является бесспорной и единственно возможной, хотя она ныне и является почти общепринятой. До раскопок Вулли большинство исследователей и толкователей книги Бытия считали, что это — другое название города Эдессы (по-сирийски Урхой), и никто не сомневался, что этот город находился близ города Харрана (см. нп. соответствующую статью в «Библейской энциклопедии» архим. Никифора. М., 1891, с. 718). В пользу этого мнения можно привести очень много доказательств. Как уже отмечалось, Иосиф Флавий утверждает в «Иудейских древностях», что могилу Арана и в его время показывали в Уре. Но раскопками установлено, что люди перестали жить в Уре, открытом Вулли, уже где-то в III в. до Р. X., а Иосиф жил в I в. по Р. X. и, следовательно, имел в виду вовсе не Ур, раскопанный сэром Вулли. Могилу Арана арабы и по сей день показывают, но не в Ираке, а в районе города Эдессы (нынешняя Урфа). Они же утверждают, что древний город Харран назван в честь того же Арана, показывают колодцы Авраама и так далее. Наукой установлены названия многих древних городов, существовавших в верховьях Евфрата, и при этом оказывается, что некоторые из них тождественны именам ближайших предков Авраама (например, Серуг, Нахор, Ра-гав и, по-видимому, даже Фарра (это, вероятно, город Терка, ибо по-еврейски Фарра — Терах). Имя Арфаксад (евр. Арпахшад) сходно с названием города Аррапхи в Ассирии (существовал к востоку от города Ашшура, ныне город Киркук в Ираке). Совпадение шумерского «Ур» с еврейским словом не только не говорит в пользу их тождественности, но, с точки зрения лингвистики, свидетельствует о том, что они не имеют ничего общего. Известно, что, переходя из одного языка в другой, слова подвергаются искажениям. Например, шумерский город Урук в еврейском тексте назван «Эрех», а слово «ир» — «город», вероятно, есть искаженное шумерское «уру» с тем же значением. Наконец, следует заметить, что из Ура, раскопанного Вулли, в Палестину попасть можцо было гораздо более коротким путем, чем через Харран, находящийся от него на расстоянии многих сотен километров к северо-западу. Харран вовсе не стоял на пути из Ура в Палестину, а между тем Библия отмечает, что в этот город Авраам пошел именно по пути в Палестину (Быт. 11, 31). Из южной Месопотамии туда были свои караванные дороги, так что делать такой огромный крюк, заходя в Харран, не было никакой нужды. Отмечен в науке и тот факт, что халдеи появились на юге Месопотамии, дав ей свое имя, не ранее начала 1-го тыс. до Р. X., а Авраам жил почти на тысячу лет раньше, когда в Уре.раскопанным сэром Вулли, никаких халдеев не было и в помине. Все это, как и некоторые другие факты, говорит сэром Вулли, никаких халдеев не было и в помине. Все это, как и некоторые другие факты, говорит в пользу древнего ближневосточного предания, относящего родину Авраама к району древней Эдессы. Кстати, по свидетельству Священного Писания, сам Авраам, посылая раба во град Нахоров за невестой для своего сына, назвал Сирию Месопотамскую (Арам Нахарайн) своей родиной (см.: Быт. 24, 4, 10) — землю мою, идеже родихся. Месопотамией (Междуречьем) называлась тогда именно часть Сирии между верховьями Тигра и Евфрата, а южная часть нынешнего Ирака называлась Двуречьем, Вавилонией, или Халдеей. Наконец, следует привести здесь веское, на наш взгляд, мнение свт. Филарета, митрополита Московского: «Имя Ура, которое значит " огонь", подало евреям случай к баснословным сказаниям об Арране и Аврааме. Но оно есть, в настоящем повествовании, имя города, которого должно искать на восточной стороне Евфрата (Нав. 24, 2). Из многих городов сего имени... это есть тот Ур, который Аммиан Марцеллин... указывает между Тигром и Нисибисом, из которого путь в землю Ханаанскую точно должен быть через Харран» («Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия...» М., 1867. С. 47). 5. Тексты из Мари, к сожалению, малодоступны для русского читателя. А между тем в них, например, упоминаются пророки, причем употреблено для их обозначения то же слово, что и в Библии. Конечно, эти пророки были язычниками, сродни Валааму, который, заметим, происходил с Евфрата, из Месопотамии, то есть из района, где находился город Мари. Самое замечательное то, что в этих текстах упоминается и имя Авраам с детерминативом божества, что говорит о посмертном почитании этого патриарха в качестве бога местными язычниками. Много в этих текстах и другого материала, ценного для библеис-тики. Это и послужило, очевидно, причиной того, что сведения об этом городе и особенно о содержании его текстов, как правило, замалчивались советской наукой.
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы