Категории СТРУКТУРА, ЭЛЕМЕНТ
Данными категориями предмет характеризуется со стороны своей организации.
Категорией система в предмете подчеркивается, что его действительность характеризуется целостностью, единством элементов, прочными внутренними связями между ними. Предмет может представлять собой множество систем, в каждой из которой есть свои элементы.
Элемент существует в рамках одной конкретной системы как ее атомарный компонент, символизирующий предел его делимости.
Структура – способ взаимосвязи между элементами системы.
В категориальном ряду система – структура – элемент категория элемент противоположна категориям система и структура. Элемент и система противоположны как субстраты, различающиеся по уровню организации и по субстратным свойствам (исходные свойства элементов отличны от интегральных свойств системы). Элемент и структура противоположны как субстрат и отношение между субстратами. Противоположность элементов и структуры указывает на два пути развития системы: 1) изменение ее элементов; 2) изменение ее структуры.
Анализ действительности сквозь призму категорий система, структура, элемент позволил сделать вывод о системности мира. Согласно принципу системности, объективная реальность представляет собой многообразие систем, элементы которых также являются системами. Принцип системности ориентирует познание на получение системного, а не фрагментарного знания о мире.
И в заключение можно сказать, что взаимозависимость, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи, выступают как проявление всемирной универсальной связи объектов, “всего во всем”.
38. Закон перехода количественных изменений в качественные.
Каждое явление-система. На протяжении определенного времени кач-во и свойство системы остаются неизменными, тогда система – тождественна самой себе.
Совокупность основных элементов, связей и отношений, обеспечивающих в определенном промежутке времени устойчивость и существование данной системы, ее тождественность самой себе и отличающая ее от других систем отражается категорией кач-во или качественная определенность. У каждого кач-ва есть отдельное проявление – свойство. Кач-во – это совокупность определенных свойств. Любое явление со временем изменяется, но кач-ва не меняются.
Те связи и отношения, изменение которых происходит в определенных границах, меняют лишь отдельные свойства и хар-ки данной системы, но не нарушают ее качественной определенности называются количественными, отражающая их категория в философии кол-вом или количественная определенность. Она тоже объективна. Количественные изменения можно измерить. Результаты можно выразить числами (математика). В определении кач-ва есть слова: «определение границы изменений», т.к. за пределами границ происходит нарушение кач-ва. Определенные границы развития предмета, в пределах которых количественные изменения не приводят к разрыву качественных связей называется мерой. Выход за меру приводит к уничтожению старых кач-в. Разрыв старых качественных отношений – скачок (момент). Для философии важна не быстрота скачка, а он сам. Быстрота скачка относительна (В зависимости от изменения энергии между молекулами изменяется агрегатное состояние вещества; если взять воды т-рой от -100? С до 0? С, то вода – твердое тело. Если превысить эту меру, то лед начинает таять – скачок (в физике – фазовый переход)). (Развитие человечества начинается с
первобытного строя. Люди живут общинами. Это долго продолжалось – в это время были количественные изменения. Когда появляются каменные, медные, бронзовые орудия, производству становится тесно в общине – возникает соседская община, появляется семья, имущественное неравенство, органы, охраняющие имущество – качественный скачок).
Положение з-на перехода количественных изменений в качественные:
1.Каждое явление и процесс – единство кол-ва и кач-ва, т.е. они обладают характерными лишь для них количественной и качественно определенностью.
2.Количественные изменения происходят непрерывно, постепенно до определенной границы – меры. В пределах меры они не вызывают изменение данного кач-ва. Количественные изменения как правило обратимы. Они характеризуются вел-
ной, степенью, интенсивностью, могут быть измерены и выражены определенным числом с помощью единиц измерения.
3.При переходе меры, свойственной данному объекту системы, количественные изменения вызывают коренные качественные изменения, которые приводят к образованию нового кач-ва.
4.Качественные изменения осуществляются в форме скачка, при этом могут быть перерывы постепенности, скачок не обязательно происходит в форме мгновенного взрыва, он может занимать и значительные промежутки времени.
5.Новые кач-ва, возникшие в результате скачка, характеризуются новыми кол-вами и новой мерой единства кол-ва и кач-ва.
|
6.Источником перехода количественных изменений в качественные и качественных в количественные является единство и борьба противоположностей, нарастание и разрешение противоречий. Скачок характеризует форму развития.
39. Принцип причинности. Причинные связи. Случайность и необходимость. Концепция детерминизма.
Детерминизм (лат. – определять) – учение об объективной и закономерной взаимосвязи и закономерной взаимообусловленности условий бытия.
Индетерминизм – отказ от признания причинности вообще.
Современный детерминизм базируется на категориях: причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность.
Причина – философская категория, характеризующая явление, которое вызывает другое явление.
Следствие - философская категория, характеризующая явление, которое обусловлено другим явлением.
Существуют различные типы причинно-следственной связи:
1. П С – эл.ток, идя по вольфрамовой нити вызывает накаливание лампы.
2. П1 следствие – повышение цен на продукты пи-
П2 С - тания; причины – неурожай, неэффективная
П3 политика правительства, антимонопольное
бездействие.
3. С1 причина – война; следствия – обнищание на-
П С2 – селения, рост преступности, нормированное
С3 потребление.
4. П С С С С – цепная ядерная реакция.
Различают также непосредственные и опосредованные причинно-следственные связи.
П С – следствие – пешеход попал под автомобиль; непосредственная причина – нарушение правил дорожного движения, опосредованная – пешеход спешил в больницу к матери.
Причинные основания – это условия (не причины) и поводы. Но без них причина не реализовывается.
Условие – комплекс факторов, который выступает необходимой предпосылкой порождения следствия причины.
Поводы – события, явления, которые служат побудительным толчком для действия причинного основания.
Случайность и необходимость.
Случайность – явления, процессы, события, без которых та или иная вещь или процесс может существовать и развиваться.
Необходимость - явление, процесс, событие, без которого данная вещь или процесс не может существовать и развиваться.
Вероятность – количественная мера возможности наступления случайных событий.
40.Проблема человека в истории философии.
В философии Др. Востока единства по проблеме чел-ка нет. Философия Др. Китая социоцентрична. Философы исходят из приоритета общества. В Индии приоритет – за внутренней природой чел-ка. Для восточного мышления характерен поиск начала чел-ка. Вивекананда Свами (инд. философ): «Человек рождается, чтобы покорить природу». Западная философия под природой понимает физический мир, но есть еще более величественный мир – внутренний мир чел-ка. Во внутреннем мире чел-ка, чел-к Востока – свой. Если Запад хочет узнать, что такое Бог, то он должен сесть у ног Востока и слушать. Чел-к – небольшая песчинка в космосе.
Античная философия решала проблемы космоса. Решение проблем космоса дает основу для решения проблем чел-ка. Чел-к – часть мира космоса. Чел-к – малый мир, который связан с большим миром. Большую роль в познании чел-ка играют понятия: мудрость, мышление, знание, интеллект.
Средневековая философия проповедует теоцентризм – все определяет Бог. Сущность чел-ка постигается через веру. Разум, озаренный верой позволяет определить часть чел-ка. Чел-к – часть окружающего мира, сущность Бога. Чел-к – сотворенное существо и он подчинен Богу. Чел-к – такая же непостижимая тайна как и Бог.
Эпоха Возрождения избрала антропоцентризм, космоцентризм. Чел-к представляет самого себя. Чел-к растет как личность. Чел-к – творец своей судьбы, он верит, что его возможности безграничны. Пико Делла Мирандола: «Нет ничего более великого, чем человек, созданный Богом». Но был и космоцентризм. Дж. Бруно: «Чел-к – неотъемлемая часть природы. Чел-к подчинен природе».
Философия Нового времени. Чел-к – общественное существо. Чел-к – познающий субъект. У французских философов произошло нарушение целостности чел-ка – отождествление его с машиной.
Немецкая классическая философия. И. Кант: «Чел-к – это уникальное существо, поэтому и рассуждать о чел-ке нужно отдельно». Выделяет три природы:
1.Неживая природа – з-ны механики.
2.Живая – з-ны целесообразности.
3.Природа чел-ка – свобода. Эта природа не сводима к двум другим природам. Она не может быть постигнута через них. Это самодовлеющая система.
Кант создает отдельное учение о чел-ке. Чел-к – субъект духовной деятельности.
Л. Фейербах выдвинул категорию человек. Обращается к природно-историческому началу чел-ка. Чел-к – это не механизм, а чел-к – это организм.
К. Маркс рассматривает чел-ка одновременно и как биологическое существо и как социальное существо. Марксистское понимание чел-ка претендовало на всесторонность. Европейские философы говорили об индивидуальной природе чел-ка.
Философия 20 в. породила экзистенциализм: Мир – это человеческая реальность. Бытие есть человек. Чел-к не может быть сведен ни к какой сущности. Личность – это неповторимое духовное самоопределение.
|
В начале 20 в. были созданы предпосылки, чтобы возникла философская антропология – это философские взгляды на происхождение, эволюцию и специфику существования чел-ка как носителя особого рода реальности.
Философия о биосоциальной природе человека.
Чел-к – часть природы, это продукт биологической эволюции. Каждый из нас неповторим в силу биологических особенностей. Чел-к – это еще и социальное существо. Неповторимость чел-ка обусловлена его общественной природой. Чел-к обретает индивидуальность как социальное существо не по своей природе, а только находясь в обществе.
Есть дуалистический подход к пониманию природы чел-ка (древний) – -к, с одной стороны, состоит из организма, с другой – из души, которая самостоятельна.
Монистическая концепция: психика чел-ка, мысль, настроение – результат деятельности нервных клеток головного мозга.
Что доминирует в чел-ке, биологическое или социальное начало? Выделяют два направления:
1.Биологизаторство – приоритетно биологическое начало. Есть разновидности биологизаторства:
а)Мальтузианство – рассматривает общественную деятельность людей как борьбу за существование. Она обусловлена внешними обстоятельствами (перенаселение Земли, демографическая проблема).
б)Социал-дарвинизм – абсолютизирование эволюционной теории, перенесение ее на развитие общества.
в)Социо-биология (основатель – Уилсон) – генетическая наследственность присуща и людям и животным. Поведение
чел-ка тоже генетически обусловлено.
г)Расизм – делит человечество на низшие и высшие расы. Он опирается на евгенику – учение о том, как достичь высшего качества чел-ка.
2.Социологизаторство – общественное начало приоритетно в чел-ке. Природа чел-ка заключена в общественных отношениях. Соотношение общественного и индивидуального в чел-ке начал изучать Платон, он обосновал приоритет общества над личностью. «Никто не должен оставаться без начальника». К. Маркс: «Сущность чел-ка не есть абстракт. Природа чел-ка обусловлена обществом. Меняется общество, меняется и сам чел-к». Чел-к – это очень сложное существо, в нем тесно переплетены противоположные кач-ва. Судить однозначно о чел-ке невозможно. Когда мы пытаемся понять чел-ка, то мы должны знать, что у него есть внешние и внутренние хар-ки, они отражаются в индивиде (отдельный чел-к), индивидуальности (носитель неповторимых кач-в), личности (через это понятие мы осмысливаем отношение чел-ка к миру в целом и другим людям, в основе этого лежит его разумная деятельность).
Выделяют три фактора, определяющие чел-ка:
1.Генетическая наследственность.
2.Культурная среда.
|
3. Обстоятельства жизни.
Популярное: