Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Классификация ценностей. Ценностные ориентации и их социальная обусловленность.
1)по основным сферам общественной жизни: *Материальные ценности, назначенные природные объекты и предмнты средства труда, непосредственно применяемые; предметные ценности(созданы человеческим трудом); культурное наследие прошлого *Социально-политические ценности; значимые соц.явления, события-соц.благо, процесс.значение исторических событий *Духовные нормативно-оценочная сторона явлений общества.Сознание выр-ся в соотв. формах.Ценности науки, права, религии, морали, фил-ии. 2)по субъектам: *индивидуальные-хар-ны для конкр.чел-ка *групповые-для общности людей *обще-чел-ие-для мирового сообщества-соц-пол нравственные принципы, идеалы, общенародные цели и средства их достижения(гражданский долг).Ценности, носящие глобальный хар-р По роли в жизни общества *цен-ти имеющие второстепенное значения для чел-а и общ-ва *цен-ти повседневного спроса и обихода *высшие ценности-предельные по значимости ценности, выражающие фундаментальное отношение к деятельности людей-часть материальных цен-тей-мир, сохранение чел-ва, представление о справедливости, свободе, дружбе, любви, родственные связи, цен-ти самосохранения, самоутверждения, самореализации, честность, храбрость. Обусловленность: 1.цен-ти переходят из одного вида в другой Возникновение новых цен-тей Цен-ти наход-ся во взаимосвязи друг с другом В каждом виде выделяют множество разновидностей Жизнь, здоровье, свобода Те цен-ти кот. осознаются, превращаются в цен-ти ориентации опред-го образа жизни и деятельности предмета.Изонетский рассматривал цен-ти как соц-ую установку личности.Важные цен-тные ориентиры-патриатизм, колликтивизм, творчество Инфантилизм-неразвитость ценностных ориентаций Вывод: 1.цен-ть занимает важное место в жизни чел-ка и общ-ва на фоне сложившейся системы цен-ных ориентиров Все цен-ти можно классифицировать на 3 основания Наивысшей цен-ю для чел-ка-жизнь, здоровье, свобода Культура как предмет философского рассмотрения. Человек в мире культуры. Есть неск-ко сот определений культуры. Есть множ-во моделей к-ры. Понятие к-ра стало широко употребляться в Новое время. Развитие капиталистич. отношений привело к изменению мировоззрения чел-ка. В это время к-ра стала предметом философии (Кюго, Кондорсе).В то время идея к-ры выражала степень развитости разумного начала, к-рая выражалась в религии, морали и т.д. натуралистическая модель к-ры – сводила к-ру к предметно-вещественным отношениям. Но была классическая модель к-ры – она имеет свое развитие. Появление этой модели говорило о том, что чел-к осмыслил свою свободу от природы и религии. Здесь чел-к – творец к-ры. Сначала классическая модель была идеалистической, т.к. на первом месте стояло духовное творчество. Затем происходит переосмысление этой модели и она была материалистически интерпретирована. К-ра (по Марксу) – проблема создания необходимых условий для создания творчества. К-ра – не только сов-сть рез-тов, но и сам процесс человеческой деятельности. В 20 в. к-ра вступает в полосу кризиса. Многие явления к-ры, исходя из классической модели было трудно объяснить. Классическая модель была европоцентрирована, т.е. к-ры Востока были недоразвитыми. Затем появилась идея диалога к-р. И появились другие модели – неклассические (модернистские). Они были ориентированы на повседневную жизнь чел-ка – пессимизм, идея абсурдности мира, преобладание личного над общественным. Постмодернистская модель к-ры – чел-к, изучая мир, стремился всегда его упорядочить, а мир будет «мстить», противиться чел-ку – Бодри яр. Мир не только нельзя упорядочить, он в принципе не входит ни в какие схемы. Были различные подходы к изучению к-ры: - аксиологический (ценностный) – выделение мира ценностей, м-но применить понятие к-ра. - деятельностный – к-ра как специфический способ человеческой жизнедеятельности – это способ регуляции, сохранения, воспроизведения, развития общ-ва. - семиотический подход – определяется главная хар-ка к-ры – внебиологический знаковый мех-зм, через социокод (язык, письмо). Он обеспечивает социальное наследование. К-ра – это общественное явление. - структуралистический – к-ра – сов-сть соц. эл-тов, культурных образцов (обычаи, тексты и т.д.). - социологический – к-ра – соц. интститут, к-рый дает общ-ву системные кач-ва; к-ра – образование, к-рое всегда нах-ся в пределах соц. отношений (нормы поведения). - гуманитарный – к-ра направлена на совершенствование чел-ка. - негуманитарный – к-ра – процесс, в к-ром есть все виды человеческой деятельности. Философия интересуется к-рой не как особым объектом, к-ра – это всеобщая хар-ка мира как целого. К-ра (в философии) – это весь мир, в к-ром чел-к находит себя. Чел-к в мире к-ры. Чел-к един, значит таким же противоречивым является тот мир, общ-во в к-ром чел-к существует. Чел-к усваивает к-ру через язык, воспитание. Идеалы, мнения не вечны, они меняются даже в течение человеческой жизни. Чем чел-к дальше от к-ры, тем менее гуманным будет человеческое общ-во. Особое место в мире к-ры занимают ценности: морально-этический и эстетический аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах. В самих нравственных нормах откладывается то, что имеет всеобщее значение, поэтому моральный аспект играет важную роль. Эстетический аспект – красота, изящество чел-к видит в природе, в общ-ве. Каждый чел-к способен к эстетическому восприятию мира, но в каждом чел-ке эта способность развита по-разному. Культурные нормы – образцы деятельности чел-ка, они складываются на уровне подсознания общ-ва, они формируются тысячелетиями. В переработанном виде хранятся в произведениях. Большую роль в передаче моральных норм играет с-ма образования. Нормы к-ры изменчивы, к-ра отражает те изменения, к-рые претерпевает общ-во. К-ра содержит два момента: Момент устойчивости – традиция – это эл-т культурного наследия, к-рый сохраняется и передается из поколения в поколение. Традиции есть во всех сферах человеческого общ-ва. Традиции обеспечивают развитие общ-ва, отражают целостность общ-ва. Момент изменения – творчество. Единство традиций и обновления – универсальная хар-ка любой к-ры. Культурные нормы – нельзя написать, утвердить в з-нах. Существуют: Традиционные общ-ва – традиции преобладают над творчеством. Изменения производятся в рамках традиций, случайно (первобытное, феодальное, рабовладельческое общ-во). Современное общ-во – принцип запрета на плагиат, нужно постоянное новаторство. Опытная наука в 300 лет подняла уровень жизни челка в 15 – 20 раз, но из-за этого происходит деградация к-ры, а в дальнейшем и общ-ва. 59. Роль понятий «культура» и «цивилизация» в познании общества.
Цивилизация (с франц. – идеальное общ-во, к-рое основано на разуме и справедливости) – прогрессистские иллюзии просветителей. Затем цив-ия стала означать различные общ-ва. Жофруа: « У каждого народа – своя цив-ия». Было три подхода: 1.Унитарный – цив-ия – идеал прогрессивного развития человечества. 2.Стадиальный – цив-ия – этап прогрессивного развития человека как единого целого. 3.Локально-исторический – цив-ии – качественно различные уникальные этническо-исторические образования. Появилось противоречие: м-ду идеей прогресса всего человечества как образования и идеей локальных цив-ий. Есть локальные цив-ии и есть цив-ии, к-рые определяют развитие всего чел-ва в целом. Но потом утвердилась методология однолинейного прогрессизма: почти все признали, что в истории есть силы и з-ны, к-рые имеют универсальный характер, а национальные истории – это частный случай проявления общих з-нов. Мировая материя – это процесс развития человечества по линии прогрессивного человечества. Т.е. Европа показывала древним цив-иям дорогу к развитию – европоцентризм. В 1869 г. Данилевский: «Россия и Европа» - никакого единого человечества нет. Реальный субъект исторического процесса – это отдельный культурно-исторический тип (народ). Эти типы нах-ся в борьбе друг с другом и окр. средой. Они проходят состояния: этнографическое, государственное, цивилизованное. Наиболее прогрессивный исторический тип – славянский. О. Шпенглер – «Закат Европы». Он тожекритиковал европоцентризм, панлогизм, историзм и линейный прогрессизм. Он формулирует теорию культурно-историчекого круговорота: есть много раздробленных разрозненных равноценных по уровню культурных ценностей миров. 1.Юность – ранняя к-ра – мифы. 2.Расцвет – высокая к-ра – метафизика. 3.Упадок – поздняя окостеневшая к-ра. Цивилизация – симптом затухания к-ры. В науке цив-ия (Тойнби) – это уникальное поле для исторического познания. Два пути зарождения цив-ии: 1.Из примитивного общ-ва – выделяется творческое меньшинство, к-рое отвечает на вопросы общ-ва, природы. 2.Из другой цив-ии. Во второй пол-не 20 в. цив-ия обновилась. 1.Культурологиский подход. 2.Социологический. 3.Этносоциологический. 4.Географический. Цив-ия (в широком смысле) – сов-сть материальных и духовных достижений общ-ва в его историческом развитии. Цив-ия (в узком смысле) – материальные достижения. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы