Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности поэтического мира и идея пути в творчестве А. Блока



- В своем творчестве А.Блок отразил существенные черты бурной, переломной эпохи XIX века. Отблеск русской революции лежит на его стихотворениях.

- Всю лирику объединил в группы-книги. В центре каждой книги свой доминирующий образ.

1-ая книга: образы Прекрасной Дамы и Вечной Женственности.

2-ая книга: образы Города, Музыки, Метели.

3-я книга: образ России.

- Основа ”Стихов о Прекрасной Даме” - идея Софии философа Соловьева, идея вечной женственности. Лирический герой цикла(юноша, отрок, рыцарь) ожидает схождения в мир вечной женственности.

- Блок-символист. В его поэтике конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном.

- Противоречие(антитеза)- фундамент образа мира раннего Блока. Блок отодвигает современность, рассказывает о разрыве мира, растворенного в вечности.

- Бесконечная череда повторов усиливает звучание, монотонное звучание сквозной мысли.

- Ранний Блок использует ”стертую”, банально рифму (”ты-черты”, ”тебя-любя”), заново раскрывая ее богатые смысловые возможности.

- Поздний Блок использует сложные, богатые рифмы.

- Желтый цвет в его поэтике представлен как символ сгущающегося темного света, символ ужаса, царящего в мире. Этот цвет даже не желтый, а ”жолтый”. Поэт сознательно делает его таким.

- Блок создал особый тип лирической поэзии, проникнутой острым чувством истории и действительности. Его стиль- не разрушение традиционных форм, а свободное сочетание элементов разных стилей: от романсо-элегического до куплетно-частушечного.

- Тончайшие музыкальные ритмы его стихов волнуют, тревожат, воодушевляют.

Поэзия Блока носит трагический характер. Но его трагическое восприятие жизни в то же время не содержит пессимизма. Его стихи направлены в будущее, он верит, что наступит «новый век» и все будет по-новому. «Случайные черты», искажающие жизнь, не скрывают от поэта ее прелести и радости.

Все написанные к 1912г стих-я Блок публикует в 3х томах, тем самым разделяя свое тв-во на несколько периодов: «Трилогия вочеловечения» (в.-применимо к Христу). Блок избирает это для того, чтобы показать трудность своего пути.

(теза) лирический герой знает идеал, кот оторван от реальной жизни.

(антитеза) герой погружен в реальность, кот оторвана от идеала;

(синтез) нужно иметь мужество служить освобождению красоты и сотворение некой новой жизни (России)Его творчество является своеобразным связующим звеном между русской классической поэзией и поэзией нарождающегося революционного мира. И на этом пути он проходит сложные искания, философскую основу которых составляет мистицизм, идеалистическое учение. На протяжении всего творческого пути А.Блок ищет единое связующее звено.

 

Акмеизм как литературно - эстетическое направление. Манифесты. Основные представители

Основные принципы акмеизма:

— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

— стремление придать слову определенное, точное значение;

— предметность и четкость образов, отточенность деталей;

— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Первым манифестом акмеизма иногда называют статью М.Кузмина «О прекрасной ясности». Задачей литературы М.Кузмин провозгласил «прекрасную ясность», или «кларизм». Кузмин исходил из мысли о необходимости примирения искусства с реальным миром.

Однако подлинными манифестами нового направления стали опубликованные в 1913 году статьи Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С.Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии». В них были выдвинуты следующие положения: акмеизм — новое направление. Оно пришло на смену символизму. «Акмэ» — высшая степень расцвета. Синонимом акмеизма является слово «адамизм ». Под ним подразумевался «мужественный, твердый взгляд на жизнь». Акмеизм принимает действительность, какой бы она ни была, во всех ее сложностях и противоречиях. В противоположность символизму, он признает э т о т мир.Гумилев писал: «как адамисты мы немного лесные братья». Акмеисты призывали ощутить заново всю прелесть земного бытия.

 

Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.

Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их «организационная сплоченность». По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.

Акмеисты сразу выступили единой группой. Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов».

Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале «Аполлон» (1913, № 1), издававшемся под редакцией С. Маковского.

Акмеизм насчитывает шестерых наиболее активных участников течения: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут. На роль «седьмого акмеиста» претендовал Г. Иванов, но подобная точка зрения была опротестована А. Ахматовой, которая заявляла, что «акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было».

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов.

Основные черты поэзии акмеизма:

Внимание к красоте окружающего мира, к мельчайшим деталям, к далеким и непознанным местам, не стремиться познать иррациональное. стилистические особенности:, стремление к простым предложениям, нейтральной лексике, отсутствию сложных оборотов и нагромождения метафор.

ПРИМЕР: В поэзии Н. Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам.

ПРИМЕР: акмеизм А. Ахматовой, лишенный тяготения к экзотическим сюжетам и пестрой образности. Своеобразие творческой манеры Ахматовой как поэта акмеистического направления составляет запечатление одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй.

ПРИМЕР: мир О. Мандельштама был отмечен ощущением смертной хрупкости перед безликой вечностью.

 

5. Творчество А. Ахматовой. Основные поэтические книги. Жанр поэмы (http: //www.akhmatova.org/articles/griakalova.htm)

Анна Ахматова – знаковое имя поэзии первой половины минувшего столетия. Ее жизнь пришлась на сложную эпоху социальных потрясений в виде двух мировых войн и революций, коренной ломки жизненных устоев и мировоззрения людей. Вместе с русским народом Анна Андреевна пережила массовые репрессии тридцатых годов, страшное военное лихолетье.

Все это наложило свой отпечаток на художественный мир поэта (Ахматова ненавидела слово «поэтесса» и никогда так себя не называла), повлияв и на тематику, и на эстетику, и на философию написанных стихов. Творчество мастера поэтического слова можно разделить, достаточно условно, на три периода.

Первые книги Анны Андреевны под названиями «Вечер», «Четки» наполнены практически целиком любовной темой. Причем, каждое из стихотворений является как бы частью лирического романа-миниатюры, в написании которого Ахматова достигла высочайшего мастерства. Это уже не романтический лепет, а воссоздание пережитых надежд и разочарований, желаний и страстей. Сердце ее лирической героини «рвется от любви на части». Но при этом она понимает, что ничего чувственно — вечного в этом мире нет. Поэтому-то стремящиеся к страсти «безумны», а достигшие ее «поражены тоскою».

Героиня поэзии Ахматовой разная. Она любима и отвергнута, неприступна и холодна, томна и страстна. Это не определенная личность, а собирательный образ любящей и страдающей женщины. Таким светом любви озарен первый период творчества мастера.

Третий сборник поэта «Белая стая» являет собой переход к новым образам и ко второму этапу творческой жизни. Ахматова выходит за границы личных переживаний. В ее стихах появляются «крики журавлей», «влажный весенний плющ», жницы, работающие в поле, «липы шумные и вязы», слегка моросящий дождик, иначе говоря, жизненные реалии. А вместе с ними приходит ощущение «сладостной земли», зовущейся родиной. Это становится началом гражданской темы в творчестве мастера.

Лирика поэта приобретает философскую глубину, отражая более сильную сопричастность автора к тому, что происходит вокруг. С этим тесно связывается тема высокого предназначения поэзии и роли поэта в мире, которому кроме дара песнопения дана по «велению небес» тяжелая крестная ноша. Мастер художественного слова должен нести ее достойно, будучи всегда в центре даже самых трагических событий.

Третий период творчества Ахматовой характеризуется слиянием лирического и гражданского начал. Его можно назвать этапом обретения «духовного зрения» высшей пробы. Ярчайшим примером этого является поэма «Реквием», в котором женщина-поэт разделяет судьбу многомиллионного народа.

Уже с первых строк там говорится не только о личном несчастье, но и о горе всего многострадального народа. Недаром некоторые части поэмы по своему построению напоминают народный плач. Стихотворение «Распятие» объединяет судьбы Сына Божьего с земным сыном реальной женщины. Так возникает параллель между восхождением на Голгофу и муками в советских застенках. И, наконец, в эпилоге завершающим аккордом звучит желание молиться обо «всех, кто там стоял со мною».

Уникальным явлением стало творчество Ахматовой для всей мировой литературы. Оно соединило воедино эпический размах и проникновенный лиризм, приобретя эмоциональную убедительность, прославившее имя поэта в веках.

Поэзия Ахматовой представляет собой необычайно сложный и оригинальный сплав традиций русской и мировой литературы. Исследователи видели в Ахматовой продолжателя русской классической поэзии (Пушкина, Баратынского, Тютчева, Некрасова) и восприемника опыта старших современников (Блока, Анненского), ставили ее лирику в непосредственную связь с достижениями психологической прозы XIX века (Толстого, Достоевского, Лескова)7. Но был еще один, не менее важный для Ахматовой, источник ее поэтического вдохновения - русское народное творчество. Народно-поэтическая культура очень специфично преломилась в поэзии Ахматовой, воспринимаясь не только в " чистом виде", но и через литературную традицию (прежде всего через Пушкина и Некрасова). Интерес, проявившийся у Ахматовой к народной поэтике, был прочным и устойчивым, принципы отбора фольклорного материала менялись, отражая общую эволюцию ахматовской лирики. Это дает основание говорить о фольклорных традициях в поэзии Ахматовой, следование которым было процессом осознанным и целенаправленным.

Народная песенная стихия оказалась близка поэтическому мироощущению ранней Ахматовой. Лейтмотив первых сборников Ахматовой - женская доля-судьба, горести женской души, рассказанные самой героиней. Выделение женского поэтического голоса - характерная черта эпохи, своеобразно отразившая общую тенденцию развития русской поэзии начала XX века - усиление лирического начала в поэтическом творчестве.

В поэтике Ахматовой сохраняется этот устойчивый в народной традиции образ: страсть - " проклятый хмель", " темный, душный хмель". Но особенность ахматовского фольклоризма заключается не в прямом следовании источнику и обработке его, а в индивидуально-творческом восприятии некоторых существенных сторон поэтики определенного фольклорного жанра (лирической песни, заговора, частушки, причитания). Трудно было бы провести отчетливую параллель между традиционной песней и одним из ранних стихотворений Ахматовой - " Муж хлестал меня узорчатым...", по общая лирическая ситуация стихотворения типологически соотнесена с народной песней: и горькая доля-судьба женщины, отданной за нелюбимого, и фольклорный образ жены-" узницы", ждущей у окна своего суженого.

Муж хлестал меня узорчатым,

Вдвое сложенным ремнем.

Для тебя в окошке створчатом

Я всю ночь сижу с огнем.

Рассветает. И над кузницей

Поднимается дымок.

Ах, со мной, печальной узницей,

Ты опять побыть не мог.

Для тебя я долю хмурую,

Долю-муку приняла...15

(с. 36)

Военные годы стали годами гражданского мужания поэтессы, обречения ею поистине народного голоса. Испытания, выпадавшие на долю народа, всегда воспринимались поэтессой как ее личная трагедия. Такова была позиция Ахматовой в период империалистической войны, когда она создает цикл стихотворений (" Июль 1914", " Утешение", " Молитва" ), проникнутых искренней болью и состраданием, обретающих форму плачей и молитв. Народное горе, переживаемое поэтессой, увидено глазами простой русской женщины (" Утешение" ), картины разоренной войной деревни написаны со щемящим душу лиризмом.

Поэма «Реквием» состоит из нескольких частей. Каждая часть несет свою эмоционально-смысловую нагрузку. Начало - тревожно, как будто начинает звонить колокольный набат. Пространство звучания безгранично: горы, стремление ввысь - и каторжные норы, как обозначение адского низа. Здесь противопоставление двух миров: благополучия и трагедии. И страшный образ всеобщей беды. Плачь души. Потому что душа никогда не сможет забыть этого горя. Она будет рыдать вечно. Плач по казненному сыну - это не только плач Женщины над сыном, это плач Марии над Иисусом, это плач всех матерей над своими сыновьями.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. I. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. I. Особенности постановки цели труда.
  4. I. Особенности учета в строительстве
  5. I.3. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
  6. II. На пути к нормальной науке
  7. II. Особенности технологии баз и банков данных.
  8. II. Перепишите следующие предложения и переведите их, обращая внимание на особенности перевода на русский язык определений, выраженных именем существительным (см. образец выполнения 2).
  9. II. Совершенствование навыков нападающего удара против блока—20 мин.
  10. III. Трудности на пути реформ
  11. IV. Христианское (этическое) мировоззрение: высшее благо – в Боге; отречение от мира; цель жизни – в исполнении заповедей Божиих; добро и зло; нравственное чувство; праведники и грешники
  12. V. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2223; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь