Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Прочитайте отрывок из речи Л.И. Брежнева. Выделите основные особенности идеологии брежневского периода.
«Нам необходимо всегда и повсюду…хранить нерушимую верность принципам марксизма-ленинизма, проявлять четкий классовый, партийный подход ко всем общественным явлениям, давать решительный отпор империализму на идейном фронте, не делая никаких уступок буржуазной идеологии» Задание 3 Изучите документ. Согласны ли Вы с выводами его авторов? Ответ аргументируйте. «Из основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976-1980гг. » «Основные социально-экономические задачи девятой пятилетки выполнены. Возросли масштабы, и повысился технический уровень производства, укрепилась материально-техническая база всех отраслей… » Задание 4 В чем автор видит положительные завоевания социализма? Согласны ли вы с ним? Ответ аргументируйте. Американский корреспондент советской стране в 70-80-е гг. «С 1969 по 1974 год жизнь в СССР постоянно улучшалась…Происходило медленное но постепенное улучшение, хотя не везде и не во всем это происходило равномерно. То, что я видел…привело меня к выводу, что при всех слабостях советская жизнь – это более человечный образ жизни, потому что вы устранили главное человеческое проклятье – эксплуатацию человека человеком. И я до сих пор в этом твердо убежден…» Задание 5 По результатам опроса газеты «Комерсантъ», лучшими правителями России за последнее тысячелетие были названы: - ПретрI (1686 - 1725) – 16, 8% - Александр II (1855 - 1881) – 9, 18% - Сталин Иосиф Виссарионович (1924 - 1953) - 7, 74% - Екатерина II (1762 - 1796) – 6, 7% - Брежнев Леонид Ильич (1964 - 1982) – 6, 12% Объясните, почему Брежнев вошел в пятерку лучших руководителей страны за 1000 лет. Какую роль, на Ваш взгляд сыграл Брежнев в истории нашей страны? Ответ аргументируйте. Задание 6 Составьте портрет Л.И. Брежнева как человека и политического деятеля, изучив разные точки зрения. Как вы думаете, изменится ли политический режим при таком руководителе? «В отличие от Сталина или Хрущева, Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным политическим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата» (А.Бовин) «Брежнев пришел без своей программы развития страны. Это один из редких случаев в современной политической истории, когда человек принимает власть как таковую, без каких-либо определенных планов... Человек глубоко традиционный и консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых поворотов, крутых перемен... не вернулся к сталинским репрессиям, но успешно расправлялся с инакомыслящими». (Ф.М.Бурлацкий) «Брежнев являл собой прямую противоположность Хрущеву с его смелостью, склонностью к риску, даже авантюре, с его жаждой новизны и перемен» (Ф.Бурлацкий) «Брежнев хорошо постиг технологию власти, но был плохо подготовлен к той роли, которая выпала на его долю. Он имел репутацию человека ограниченного, не обладавшего собственными представлениями о многих сферах жизни общества и политических проблемах. Правда, другие его «соратники» - Кириленко, Подгорный, Полянский –были в этом отношении даже похуже» (мнение авторов монографии «Наше Отечество») «Если же иметь в виду человеческие качества, то... Брежнев был, в общем-то, неплохим человеком, общительным, устойчивым в своих привязанностях, радушным, хлебосольным хозяином. Любил охоту, домино, кино «про зверушек», радовался доступным ему радостям жизни. В житейском плане был добрый человек. В политическом – вряд ли... Ему не хватало образования, культуры, интеллигенции, в общем, в тургеневские времена он был бы хорошим помещиком с большим хлебосольным домом» (А.Бовин).
Практическая работа №2. Формируемые компитенции: ОК1 - 9 Тема: Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. Цель: рассмотреть характер творчества художников писателей архитекторов, ученых СССР 70-х на фоне традиций русской культуры. Задание 1 Прочитайте текст. Заполните таблицу:
Образование. В начале 60-х был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Более чем в два раза выросло число студентов высшихи средних учебных заведений. Однако в целом в советской системе образования мало что изменилось. Школы от начальной до высшей получали заказ на функционера, а не на творца. Это определяло и программу обучения, и стиль взаимоотношений между учителем и учеником. Вопреки официальной политике, в эти годы появляется целая плеяда педагогов –новаторов, «шестидесятников».Они пытаются создать атмосферу творчества, исключить зубрежку, построить партнерские отношения учителя с учениками. М.П. Щетин планировал вовлечь в свой эксперимент не только школьников, но и детсадовцев и детдомовцев. Он мечтал о создании центра комплексного формирования личности, где были бы «сельские» и «городские» производства, клубный комплекс, спортивный и оздоровительный центры, творческие мастерские и научные лаборатории. В.Ф. Шаталов предложил новую методику обучения на основе опорных сигналов. Объемный скучный текст укладывался в интересную формулу, быстро запоминался, развивалось логическое мышление, т.е. школьную программу усваивали без труда и за гораздо более короткое время. Шаталов разработал интересную и плодотворную систему контроля. Весьма полезные идеи для усовершенствования системы образования и воспитания были высказаны Ш.А. Амонашвили, И.П. Волковым, Б.П. и Л.А. Никитиными. Несмотря на бюрократические препоны, методика педагогов – новаторов стала широко известна. Именно они, в немалой степени, подготовили радикальную реформу 90-х годов. Наука. Советские ученые успешно проводили космические исследования, впервые космонавт А.А. Леонов совершил выход в открытый космос. Новые открытия были сделаны в области атомной энергии, в стране сложился мощный ядерно - энергетический комплекс. Продолжаются разработки новейших видов вооружения, создана нейтронная бомба при непосредственном участии А.Д. Сахарова. Учитывая увлечение в это время сельскохозяйственными проектами (Нечерноземье –вторая целина), эта отрасль науки достаточно хорошо финансировалась. Москвич доктор технических наук Е.П. Галямин разработал методы оперативного распределения водных ресурсов при орошении. Доктор физико -математических наук О.Д. Сиротенко (г. Обнинск) изучает влияние засух на сельскохозяйственное производство. В 1977 году в Московском институте инженеров сельскохозяйственного производства имени В.П. Горячкина был создан первый в мире агроробот –MAP-1 (у него –две руки грузоподъемностью 75 килограммов, есть «глаза», «уши», органы «осязания»). Руководитель этого проекта В.И. Васянин опубликовал уникальную книгу «Сельскохозяйственные роботы». В ней шла речь о механических работниках для теплиц, животноводческих ферм. Однако сельскохозяйственное роботостроение осталось лишь в планах. В тоже время, совершенно очевидно, что в 70-е годы советская наука теряет свои приоритеты. Виднейшие ученые П.Л. Капица, А.Д. Сахаров с тревогой обращаются в правительство, говоря о неэффективной системе образования, некомпетентности руководящих органов. Послушные ученые стали нужнее, чем талантливые. В упадок приходят такие известные во всем мире центры как Обнинск, Новосибирский Академгородок, где прежде научные открытия следовали одно за другим. Бюрократическая система тормозила развитие науки как могла. От изобретения до внедрения проходили годы. Применение кислорода в промышленном производстве, предложенное инженером А. Мозговым, стало возможным только через 20 лет, автора наградили Государственной премией СССР. Эксперты умудрились задержать патентование одного из крупнейших изобретений века, сделанного Н. Басовыми А. Прохоровым–лазера. Впоследствии эти ученые были удостоены Ленинской и Нобелевской премий. В самом сложном положении снова оказались общественные науки. Здесь, как нигде, преследовался плюрализм мнений и тут же слышались упреки по поводу слабости творческих дискуссий и новаторской мысли. Вся продукция историков подвергалась жесткому идеологическому контролю. О мощном давлении на авторов свидетельствует хотя бы такой эпизод. В конце 60-х маршал Г.К. Жуков завершил свои воспоминания. Однако разрешения на публикацию не было. Наконец, дали понять, что в книге ни разу не упомянут, Брежнев. Беда в том, что они ни разу во время войны не встречались. Тогда автор написал, что «...находясь в 18 -й армии, поехал посоветоваться с начальником политотдела Л.И. Брежневым, но, к сожалению, его на месте не оказалось. Он как раз находился на Малой земле, где шли тяжелейшие бои». Эта фраза прошла по всем изданиям «Воспоминаний и размышлений» Г.К. Жукова, в т.ч. и зарубежным. Только в юбилейном, седьмом, была опущена. Кстати, книга превзошла все самые смелые прогнозы популярности. Она появилась на мировом рынке на всех континентах. В ФРГ на обложке красными буквами было написано: «Один из величайших документов нашей эпохи». Когда книга впервые поступила в продажу в Москве в 1969 г., жаждущая толпа разбила витрины в здании магазина «Книжный мир». Основные тенденции в литературе и искусстве. В 1972 г. были приняты постановления о литературно-художественной критике и кинематографии. В условиях зрелого социалистического общества от работников искусства требовалась партийная требовательность и принципиальность, развитие социалистического реализма как основополагающего творческого метода. Последовал абсолютный запрет на показ реальной действительности. Требовалась упрощенность во всем, никаких символов, чтобы все и всем было понятно. Следовательно, художественное творчество не могло не развиваться двумя параллельными потоками: разрешенное и запрещенное. В литературе, кино, театре насаждался определенный идеал поведения, некий устав, которому предлагалось неукоснительно следовать. Первый пункт этого не писаного устава утверждал –партия (и ее вождь, разумеется) всегда права. Даже если не права, человек не вправе обижаться на Родину, партию, не должен озлобляться. Так создавалось ощущение бесконфликтного общества, всеобщего примирения. По - прежнему, нужно было быть бдительным, враги – не дремлют, внедряются извне и изнутри. Причем, враг стал более коварным, скрытым, замаскированным. Основополагающая ценность жизни – труд. Однако, как пишет С. Шведов: «...трудиться –хорошо, но можно и не трудиться; это тоже хорошо». В кино, литературе появилось множество «положительных бездельников» ( Щукарь у Шолохова, Карпушка у Алексеева, Афоня из одноименного фильма). Причем, труд оценивается не по конечному итогу, а по затраченным усилиям (главное суетиться, уставать, даже если в результате никакого толку). Личность полностью подчинена группе, не высовываться, быть как все – главный лейтмотив всех разрешенных произведений 70- х. Отсюда деление на своих и чужих. Совершенно удивительное отношение к закону. Для своих – один закон, для чужих – другой (в результате общее пренебрежение к юридическим нормам). Доброта – тоже только для своих, чужака не жалко в тюрьму, лагерь, психушку, на плаху. Пропагандируется идея национального превосходства, утверждается особое место России в мире, пренебрежительное отношение не только к «англиям и америкам», но и к любому народу, в т.ч. своим малым народам (масса анекдотов про чукчей). Все, что есть лучшего в мире, обязательно должно быть связано с русским – самые читаемые, первооткрыватели, изобретатели. После 1968 г. росла милитаризация массовой культуры. Чем дальше уходила в прошлое война, тем больше войны (вообще армейского) было на экране кино и телевидения, сплошная « героизация». За редким исключением, вся зарубежная культура была объявлена буржуазной и разлагающейся. Когда весь мир рукоплескал С. Дали, у нас выливали на него «ведра грязи», обеспечив художнику массовое признание в СССР (раз ругают, значит, вещь стоящая). Давление сверху привело к формированию «второго» искусства ориентированного на мировые стандарты, так называемой, катакомбной (подпольной) или кухонной культуры (облегченный вариант катакомбной культуры). Благодаря ней знакомились с поэзией Бродского, литературой Набокова, композициями Кабакова, Комара и Меламида, с произведениями В. Розанова, П. Флоренского, о. Сергия Булгакова, Н. Бердяева. «Застой» стал гигантским прогрессом. Позволил сформироваться истинному ценителю искусства, истинному знатоку истории, истинному читателю, зрителю, слушателю. Подпольная культура стала массовым порядком прорываться за рубеж. Более 3000 живописных полотен советских художников 70-х оказались в картинных галереях и в частных собраниях. На родине остались только слайды и репродукции из зарубежных журналов. Часто без официального разрешения скульпторы, художники, певцы, архитекторы участвовали во всевозможных международных конкурсах, где стабильно занимали призовые места. Скульптор Сидур, композиторы Шнитке и Гуйбайдулина, певец А. Малинин, режиссер Тарковский и многие другие получили сначала признание за границей и только после начала перестройки в своем отечестве. И, наконец, в 70-е годы от группы окончательно отделился Человек. Искусство являло образец свободного обращения к личности, к ее внутренним проблемам в пору огосударствления даже частной жизни. Литература. Согласно опроса, наибольшим читательским спросом в 70-е годы пользовались произведения А. Иванова(«Вечный зов», «Повитель», «Тени исчезают в полдень», «Жизнь на грешной земле»), П. Проскурина(«Имя твое», «Судьба», «Черные птицы»), А. Черкасова(«Хмель», «Конь рыжий», «Черный тополь») и ряда других авторов. Массовая литература, покоящаяся на основах социалистического реализма и социалистического же гуманизма, усиленно пропагандировалась. Весьма популярными были произведения о войне: Ю. Бондарева(«Горячий снег»), В. Быкова («Волчья стая», «Обелиск», «Знак беды»), К.Воробьева («Крик»), В. Гроссмана («За правое дело», «Жизнь и судьба»). В. Пикуля (Реквием каравану PQ–17»). Авторы больше пишут о неудачах, нежели о победах, размышляют об их причинах, вспоминая и коллективизацию, и 37-й, и 39-й годы. Ставят проблемы нравственных истоков подвига, долга, чести, совести, выбора между жизнью и смертью, исследуют поведение человека в экстремальной ситуации. Вывод один – никто у человека не имеет права отнимать жизнь, ни «чужие», ни, тем более «свои» и, если перед воином стала дилемма – плен или смерть, каждый вправе выбрать первое, как меньшее из зол (вспомните два сталинских приказа военного времени). И уж тем более эти люди не могут быть ни порицаемы, ни судимы. Не удивительно, что многие произведения оказались под строжайшим запретом и стали «возвращенной» литературой во второй половине 80-х.Особое развитие получила «деревенская проза». Писатели «деревенщики» (В. Астафьев «Последний поклон», В. Распутин «Живи и помни», В. Белов «Привычное дело», М. Потанин «На чужой стороне», произведения В. Шукшина ) с ужасом увидели исчезновение русской деревни, обесценивание народной культуры, «религии труда» на земле, т.е. то, во что превратилась наша деревня в эпоху «развитого застоя». Люди изверились в жизни. Они не могут обустроиться в самой деревне, не могут найти себя в городе. Самое страшное, что нет надежды. Романы, повести и рассказы проникнуты пессимизмом, как правило, с трагическим концом (пожар, гибель героя и т.п.). Потеря веры в будущее, в возможность социальных преобразований, драматизм внутреннего мира –характерные черты литературы 70-х. Трагический финал становится почти нормой. Тревожно звучат произведения о молодежи, утратившей социальные и моральные ориентиры. Очень остро отреагировала на «похолодание» поэзия. Поэтический бум прошел, новые стихи долго доходили до читателя. Главными темами становятся размышления о душе и вселенной, связи земного и небесного, об образе человека перед лицом мироздания, о жизни и смерти. В стихах звучит тревога о том, что человек оказался в духовном вакууме, он больше не слышит природу, привык только брать, не придавая особого значения созиданию. Поэзию поспешили обвинить в мистицизме и пессимизме. Она подвергалась особому идеологическому контролю.Двойной стандарт выручал и здесь: в оригинале –одно, для печати –другое. А. Вознесенский в сборнике вместо «Пастернак тебя взял на премьеру» печатает «Твой кумир тебя взял на премьеру». Стихи, посвященные реанимации В. Высоцкого после его первой клинической смерти, назвал «Реквием оптимистический по Владимиру Семенову, шоферу и гитаристу».На вечерах, среди друзей поэт читал так как было в оригинале. Не случайно, в удушливой атмосфере запретов расцветает авторская песня. Булат Окуджава и Владимир Высоцкий, заявившие о себе еще в годы «оттепели» надолго, без преувеличения, стали кумирами всего населения страны. Их произведения были наполнены свободой духа, уводили от унылой картины современной жизни. В. Высоцкий, «шансонье всея Руси», как назвал его А. Вознесенский, прекрасный актер театра и кино, создал тысячи песен, разных по жанру и по тематике. Это песни о войне, о спорте, о людях мужественных профессий. Часто они приближались к маленькому спектаклю и звучали так достоверно, что автора принимали за шофера, летчика, участника войны (Высоцкий родился в 1938 г.). Большой популярностью пользовались сатирические песни В. Высоцкого. В них не только смех, но и сочувствие, а часто ощущение безысходности, замкнутого круга: «Домой придешь –там ты сидишь» («Диалог у телевизора»). Автор часто почти напрямую или через аллегории критикует существующие порядки, с болью говорит о человеке, воспитанном на запретах, мечтает, что общество сможет вырваться из этого порочного круга. Исследователи говорят, что 70-е годы были особо богаты на запретительство. Литераторы сопротивлялись отчаянно, достаточно вспомнить историю «Нового мира» во главе с Твардовским, ставшего центром притяжения всех демократических сил в литературе. Увеличился пласт произведений, не увидевших свет. Они появлялись сначала в «Самиздате», позже в «Тамиздате» и таким образом доходили до читателя (издаются за рубежом романы и повести В. Гроссмана, А. Солженицына, Г. Владимова). Часто авторы трудились просто «в стол» (Дудинцев, Рыбаков). Одних исключают из Союза писателей, других выдворяют из страны, лишая гражданства, третьих «подлечивают» в психушках. «Кому это нужно? » –задает вопрос В. Некрасов (автор «В окопах Сталинграда») униженный гораздо более в брежневские времена, чем в 1947году. –... С кем же мы останемся? Ведь следователи из КГБ не напишут нам ни книг, ни картин, ни симфоний». Кино. В 1972 г. пришла пора кинематографу указать надлежащее место за отход от социалистического реализма в годы «оттепели». Нельзя было показывать духовно, морально и физически искалеченных людей («Андрей Рублев» Тарковского), это –очернительство русской истории; нельзя показывать заколоченные дома, заброшенные кладбища, грязные улицы, неопрятно одетых людей –это очернительство современности («Егор Иванович» сценарий Б. Можаева), нельзя чтобы в фильмах преобладали трагические, пессимистические и просто грустные ноты, равно как и эгоизм и жестокость некоторых несознательных представителей общества, это несовместимо с настроением народа развитого социалистического общества («Зеркало» А. Тарковского, «Чучело» Р. Быков). Нельзя было говорить об эпохе культа личности, только об отдельных чертах. Бондарев сначала создает антикультовый фильм «Тишина», затем в «Освобождении» следует абсолютная и мощная реабилитация Сталина – спасающий, умный, мудрый полководец. Кстати, публика появление на экране Сталина встретила аплодисментами. Киноцензура всегда была самой жесткой. Только, если в 60-е цензоры «рекомендовали», говорили «следует подумать», «вероятно», «просим», то в 70-е годы тон радикально изменился: «требуем», «изъять», «ослабить», «сократить». Дело доходило до абсурда. Криминал находили там, где его и близко не было. В 1968 г. (события в Чехословакии) на обсуждении детской ленты «Внимание черепаха! » было сказано буквально следующее: «...все понятно,... маленькая, древняя, на «ч» начинается, а ее под танк, под танк...». Количество запрещенных сценариев и «полочных» фильмов катастрофически росло. Готовые ленты безжалостно кромсали, тем не менее, многие картины не соответствовали объявленному эталону. Может быть поэтому «недремлющие» зрители, так возмущались, посмотрев «Афоню» Г. Данелии. Прежде всего, в нем не увидели ту самую «идею». Героями экрана оказались бездельник Афоня (актер Л. Куравлев) и Катя (Е.Симонова), безнравственная девчонка, которая прыгает в постель к первому встречному. Кстати, на Западе, «Афоню» восприняли как блестящую выдумку режиссера. Никому не пришло в голову, что перед ними реальный кусочек советской действительности (простой сантехник терроризирует весь район).В кинематографе окончательно утверждается «интеллектуальное» кино. В сокровищницу мирового и отечественного киноискусства вошли картины «Зеркало», А. Тарковского, «Печки-лавочки», «Калина красная», «Позови меня в даль светлую» В. Шукшина, «Жил певчий дрозд» и «Пастораль» О. Иоселиани, «Белый Бим, черное ухо» С. Ростоцкого, «Долгие проводы» К. Муратовой, «Цвет граната» С. Параджанова, «Агония» Э. Климова, комедии Э. Рязанова. В это время в кино работают совершенно удивительные актеры Е. Евфстигнеев, А. Миронов, В. Тихонов, Е. Леонов, Л. Гурченко, Н. Мордюкова, Л. Куравлев. Все эти и многие другие фильмы 70-х, ставшие широко популярными, фактически объединяет одна тема –человек, личность, ее нравственные и психологические проблемы, ее не желание быть «винтиком», всего лишь частью коллектива, теперь и коллектив не сумма безликих характеров, а личности. Театр. Каждый театральный коллектив выработал «свой почерк». В театрах Г. Товстоногова, И. Владимирова, А. Гончарова, А. Шапиро, Л. Додина никогда не было спектаклей просто на тему, они работали над атмосферой повального безразличия, всегда заставляли сопереживать. Поэтому так популярны были пьесы Товстоногова«Тихий Дон» и «На дне», Додина«Братья и сестры», «Человек похожий на самого себя» Шапиро. На сцене решались вечные вопросы о назначении человека и его долге, о милосердии ложном и истинном. А. Гончаров взялся за освоение советского репертуара, поставил пьесу И. Бабеля «Закат». В спектакле были задействованы прекраснейшие актеры: А. Джихарханян, Э. Виторган, Т. Васильева. С особой силой в постановке прозвучала тревога по поводу попрания святынь, разрушении естественной связи времен. Впервые был задан вопрос – всегда ли хорош интернационализм, смешение традиций. Без новой духовной основы это может превратиться в страшную, все разрушающую пошлость и жестокость. Театр также находился под неустанным вниманием цензуры. В «Современнике» В. Фокин «Провинциальные анекдоты» Вампилова сдавал 8 раз. Однако были найдены свои пути сопротивления системе. Как правило, для премьеры готовили «искореженный» спектакль, после потихоньку восстанавливали и играли почти в первоначальном виде. В молодежной музыке джаз сменил рок. Одним из известных рок ансамблей того времени был «Арсенал». Играли Баха, «Картинки с выставки» Мусорского, сложнейшие композиции с симфоническим оркестром, популярнейшую во всем мире оперу «Superstar». Против самой этой высокодуховной музыки никто ничего сказать не мог. Тогда ее связали с хиппи, наркоманией, алкоголизмом, ругали за громкость, кричали о том, что «рок развращает молодежь», похоже только потому, что все это не поддавалось никакому контролю. Задание 2 Раскрыть суть понятия: «диссиденты», правозащитник, «деревенщики», критический реализм, «экология культуры», интеллектуальное (авторское) кино, авторская песня, художники - неформалы, московский концептуализм, соц-арт. Задание 3 Используя текст Задания 1 и дополнительный материал ответьте на вопросы: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 5491; Нарушение авторского права страницы