Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ
Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Очень важно поддерживать это стремление и развивать навыки их связной речи. Одним из эффективных средств в этой работе стали картины. Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами (" ну", " потом", " вот"... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим дошкольникам: " Ребята, слушайте внимательно! ", " Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает..." Этого требования хватает лишь на 30-40 секунд дисциплинированного поведения. Закономерно возникают вопросы:
Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Можно использовать в работе технологию и методы ТРИЗа, рассчитанные на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине. 1-ый тип: " Текст реалистического характера". Цель: обучение составлению описательных рассказов по картине. Виды получаемых текстов (выделены условно):
2-ой тип: " Текст фантастического характера". Цель: составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине. Виды получаемых текстов (выделены условно):
Оба типа рассказов относятся к творческой речевой деятельности разного уровня. Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений. 1 этап: " Определение состава картины". Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка). Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов). При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д. Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д. Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине использовали прием " подзорная труба". Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Для определения деталей одного объекта использовали приемы " Аукцион", " Охота за подробностями", " Кто самый внимательный" и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей. При обучении классификационным умениям использовали прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом. Моделирование детьми выявленных объектов производили схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого можно использовать доску или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины. Советы воспитателям:
Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины: 1. Перечисление объектов на картине (в том числе и частей). 2. Моделирование объектов. 3. Группировка по заданному признаку. 4. Обобщение перечисленных объектов. 5. Рефлексия. 2 этап: " Установление взаимосвязей между объектами на картине". Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети…) и др. Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, можно предложить следующие творческие задания:
Советы воспитателям:
Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине: 1. Выделение двух объектов на картине. 2. Обоснование связей между ними. 3. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины. 4. Рефлексия. 3 этап: " Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств" Цель: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные ощущения, необходимо уточнить какие признаки объектов могут быть " считаны" разными органами чувств. У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо - звук. То и другое может быть приятным - неприятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным - однородным. Язык ощущает вкус, рука - дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки - о пространственном расположении объекта, размере и цвете. При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли. С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное - несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку. Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.д. Для обучения детей описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, использовали прием " вхождения в картину": побуждали детей к описанию возможных ощущений и предлагали прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Давали творческие задания:
Советы воспитателям:
Алгоритм мыслительных действий: 1. " Вхождение в картину". 2. Выбор органа чувств, который помогает " путешествовать" по картине. 3. Речевая зарисовка ощущений. 4 этап: " Составление загадок и метафор по картине". Цель: познакомить детей с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор. Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т.д.). Следует знать основные модели составления загадок (см. материал, описанный выше). Советы воспитателям:
Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок: 1. Выбор объекта на картине. 2. Выбор модели загадки. 3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами. 4. Выбор наиболее удачных сравнений. 5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: " как", " но не". Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2530; Нарушение авторского права страницы