Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания
о разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях. (Грустный - веселый, радостный - печальный, спокойный – возбужденный). о разнообразных чертах характера. (Добрый - злой, трудолюбивый - ленивый, вежливый - грубый, умный - глупый…) о признаках проявления того или иного эмоционального состояния. (Веселый - улыбается, все его радует, вызывает смех…; грустный - вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…; добрый - всех любит, заботится, помогает, хлопочет…). О разнообразных средствах интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правилах их применения. Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой - неживой природы). От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи. Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица проводили творческие задания, которые имеют следующее содержание:
· " Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот". · " Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств". · " Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства". Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой использовали прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и " входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Советы воспитателям:
Алгоритм мыслительных действий: 1. Выбрать объект (героя) на картине. 2. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера. 3. Войти в образ героя. 4. Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой. 5. Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины. 8 этап: " Смысловая характеристика картины". Цель: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине; упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок; подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл. Для более глубокого осмысления содержания картины можно использовали пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки могут иметь прямой и иносказательный смыслы. Смысл любой пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность по-разному толковать его. Поэтому многозначность пословиц и поговорок позволяет использовать их при составлении рассказа по картине любого содержания. Важно обосновать свой выбор. В конечном итоге идет отбор самых подходящих к содержанию данной картины. Содержание рассказов-рассуждений детей с использованием пословиц и поговорок зависит от их жизненного опыта и позиций рассуждающего. Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка. Осмысление содержания картины детьми строится как игра " Объясни, почему так названа картина? ". Ее организация основана на методе " Каталог". Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину? Следующая игра " Найди самое удачное название картины". Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение. Советы воспитателям:
Алгоритм мыслительных действий при передаче смысла картины: 1. Выбор пословицы или поговорки. 2. Представить содержание картины через призму выбранной пословицы или поговорки. 3. Объяснение-рассуждение ребенка, почему эта пословица может быть названием картины. 4. Целостный рассказ по сюжету картины согласно смыслу пословицы или поговорки. 9 этап: " Составление рассказов-фантазий". Цель: учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить детей составлять рассказы фантастического содержания. Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования:
Используя данные приемы, можно преобразовать какой-либо объект на картине, либо изменить его часть, поменять место нахождения. Составляется рассказ, в котором главной идеей является согласование необычного (фантастического) объекта с окружающим миром. Для обучения детей составлению рассказов по картине использовали игровой прием " Пришел в гости волшебник…". Приглашаются волшебники: 1. Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование). 2. Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами). 3. Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве). 4. Волшебник МогуВсе - МогуТолько (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах). 5. Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное). 6. Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени). Предлагали детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы:
Предложить детям составить рассказ по результатам обсуждения. " Клубок, который научился летать"
Советы воспитателям:
Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов- фантазий: 1. Выбрать объект, изображенный на картине, либо его часть. 2. Пригласить одного из Волшебников. 3. Преобразовать объект или его часть. 4. Составить фантастический рассказ.
10 этап: " Составление сказок нравственно-этического характера". Цель: обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины; учить выводить мораль из составленного текста сказки. Для составления морально-этической сказки по картине необходимо определить место, где будут разворачиваться события, и обозначить его одним словом. Например: лужайка около леса. Далее перечисляются объекты, изображенные на картине, как правило, неодушевленного плана (елка, лужа, прутик, трава, цветы…). Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. (елка - мудрая, лужа - грязнуля, прутик - труженик, трава - равнодушная, цветы - болтливые…). Идет описание жизни объектов в обозначенном месте. Происходит случай - появление необычного объекта или природного явления (в лужу упал мяч). Составляется текст, в котором особое значение имеют монологи каждого очеловеченного объекта по отношению к Случаю. Каждый герой сказки высказывает свое отношение к Случаю, что является основанием для обозначения его характера, нравственных качеств. Выводится мораль, которая вкладывается в уста мудрого объекта. Составляется итоговый текст сказки и придумывается ее название. Работа с детьми:
Например: " История на лужайке". " На одной лужайке около леса жили-были болтливые Цветы, равнодушная Трава, Прутик- труженик и грязнуля Лужа. Вдали росла очень умная Елочка. Она смотрела кругом и много думала. Цветы все время говорили что-то, их равнодушно слушали Травинки. Прутику некогда было слушать болтовню Цветов, потому что он все время находил какое-то дело. Грязная-прегрязная Лужа смотрела на все и радовалась своей грязи. Мудрая Елочка думала свои умные мысли и молчала. Так они и жили. Однажды в Лужу упал красивый резиновый Мяч. Он сразу испачкался. " Ура! - закричала Лужа, - он тоже стал таким же грязным как я! " " А нам все равно, что Мяч в Лужу прыгнул. Главное, чтобы к нам не попал! ", - сказала равнодушная Трава. Цветы не переставали болтать и говорили всякую чепуху. Никто не посочувствовал Мячику, кроме Прутика. Он стал быстро-быстро разгонять воду, и Мячик к краю Лужи стал подплывать. Елочка все это видела издалека и стала раскачиваться из стороны в сторону, чтобы ветер помог Мячу из Лужи выбраться, ведь она знала: " Помогаешь другому в беде, и тебе помогут! " Советы воспитателям:
Алгоритм мыслительных действий: 1. Определить место событий. 2. Выбрать героев, наделить их человеческими свойствами или характеристиками. 3. Объявить Случай. 4. Составить текст сказки. 5. Придумать название сказки. 11 этап " Составление рифмованных текстов по картине" Цель: познакомить детей с моделями составления рифмованных текстов, формировать умение составлять рифмованный текст по содержанию картин. Для составления рифмованных текстов по содержанию картины можно обсудить с детьми признаки выбранного объекта, его связи, место действия и сами действия. В качестве объекта может выступать не только центральный или второстепенный объект, но и обобщенное понятие (дети…, семья…, посуда…) Действия объекта могут быть как реальные, так и предполагаемые. Слова в высказываниях должны рифмоваться. Для создания рифмованного текста можно пользоваться опорой: Жили-были как-то кто-то, Возможны варианты создания рифмованного текста. Он может начинаться со слов " Если эти кто-то…, то они чего-то…", " Кто-то был такой-то и свершал он то-то…", " Кто-то был такой-то и свершал он то-то, потому что был такой-то…". Оценка степени удачности созданного текста определяется не только качеством рифмы, но и уровнем интерпретации содержания картины. Работа строится в определенной последовательности. Сначала с детьми проводится игра " Складушки-ладушки", в которой подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой и соответствующие содержанию картины. Затем осуществляется побуждение детей составлять двустрочные рифмующиеся фразы. На последнем этапе создается рифмованный текст по содержанию картины в соответствии с предложенным алгоритмом. Советы воспитателям: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1379; Нарушение авторского права страницы