Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Воля. Волевая регуляция поведения
Волю можно рассматривать как способность личности сознательно управлять своей психической деятельностью и регулировать внутренние состояния организма. Сущность воли заключается в том, что она есть потребность в преодолении препятствий, которая выступает как склонность к достижению далеких целей, к овладению труднодостижимыми предметами влечений. Наиболее яркий показатель воли – получение удовольствие от преодоления препятствий. Воля не является обособленным фактором: она принадлежит к типическим и специфическим человеческим чертам целостной психики, которая позволяет субъекту отражать реальность на уровне сознания и управлять собственной активностью. Посредством такой активности субъект вступает в реальные отношения со средой. При этом человек сознательно отражает не только объективную действительность и изменения в ней, вызванные им самим, но и сам процесс деятельности и себя самого как ее субъекта. Действие, совершаемое в условиях конфликта внутренне противоречивых тенденций, есть волевое действие. Оно может быть простым и сложным. Простое волевое действие имеет наличие цели и ее осуществление. Сложное волевое действие включает: 1) побуждение и осознание цели; 2) борьба мотивов; 3) акт принятия решения; 4) исполнение. Это и есть собственно воля. Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Воля неразрывно связана с наличным планом действий, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты: 1) когнитивный (сознательный) – формирование убеждений, установок; 2) эмоциональный (чувственный) – обеспечивает активное, открытое выражение человеком своих переживаний, мыслей и чувств; 3) поведенческий (деятельный) – выражается в конкретных поведенческих умениях, сформированных навыках. Рассмотрим характеристики некоторых волевых качеств личности, без которых человек не мог бы быть успешным в жизни и деятельности. Этим качествам противостоят те, которые препятствуют этому достижению: 1) Инициативность – пассивность. Инициативность – это способность спонтанно и изобретательно внедрять новое. Пассивность (инертность) – это тенденция не ставить перед собой новые цели деятельности, недостаток уверенности в себе, неверие в свои силы, способности и возможности достичь поставленной цели; склонность снова возвращаться к ранее уже достигнутым целям или пребывать в бездеятельности. 2) Исполнительность – негативизм. Исполнительность – это тенденция принимать на себя добровольно и с положительным отношением задания и готовность выполнить их как можно лучше. Негативизм – это тенденция сторониться заданий, поручаемых другими, склонность выискивать негативные стороны этих заданий и предлоги к тому, чтобы отказаться от их выполнения; отказ взять личную ответственность за выполнение заданий. 3) Независимость – зависимость. Независимость – это способность самостоятельно оценивать задания в соответствии со своими чувствами (ощущениями), впечатлениями и опытом без постороннего вмешательства. Зависимость – это неспособность дать оценку ситуаций, исходя из собственных соображений, ощущений (чувств), впечатлений и опыта. 4) Расторопность (ловкость) – беспомощность. Расторопность – это способность быстро выбирать оптимальные формы, методы, способы своей деятельности. Беспомощность – это неспособность искать, правильно выбирать и целесообразно приспосабливать ресурсы, методы, средства, которые эффективны для продуктивной деятельности. 5) Самообладание – недисциплинированность. Самообладание – сознательное контролирование себя в течение всего процесса деятельности: способность организационно влиять на исполнительные и регулирующие функции, не терять контроля над событиями при трудностях. Недисциплинированность – неспособность подчинить внутренние процессы и состояния требованиям ситуации и проводимой деятельности; неумение соединять и взаимно уравновесить функции всех подсистем, участвующих в регуляции. 6) Выносливость – нетерпеливость. Выносливость – это преодоление воздействия негативных внешних или внутренних факторов (отталкивание и т. д.), которые интенсивно переживаются субъектом и мешают успешному ходу действий в деятельности. Нетерпеливость – это недостаток решимости, нежелание или неготовность к сопротивлению в течение длительного времени интенсивному воздействию (внешнему и внутреннему), которое мешает выполнению поставленной задачи и достижению цели. 7) Рассудительность – опрометчивость. Рассудительность – это принятие решения во время подготовки, регулирования и управления деятельностью только после соответствующей переработки доступной информации и после взвешивания альтернатив возможных решений. Опрометчивость – это тенденция к вмешательству в процесс регуляции и принятия решений, касающихся управления, без переработки необходимой информации; принятие глобальных или оперативных решений на основе рациональных соображений. 8) Смелость – боязливость. Смелость – это стремление к риску при решениях в неясных, незнакомых или опасных ситуациях даже при сильном эмоциональном давлении; способность действовать упорядоченно при информационной неопределенности, а также в ситуациях, связанных с чувством неуверенности и страха. Боязливость – это склонность избегать неясных, незнакомых и опасных ситуаций, которые требуют решения с определенной степенью риска, организованной активности субъекта; ожидание неблагоприятных возможных последствий неправильно принятого решения и ошибочных действий. 9) Решительность – нерешительность. Решительность – есть быстрый переход от решения к его осуществлению. Выбор одной из нескольких альтернатив без лишней задержки, даже в конфликтной ситуации. Нерешительность – тенденция к долгому колебанию при выборе между несколькими альтернативами. Склонность откладывать начало деятельности или уже принятого решения. 10) Принципиальность – беспринципность. Принципиальность – это способность твердо придерживаться, даже в изменяющихся условиях, принципов, норм и идеалов, принятых субъектом. Беспринципность – склонность во время подготовки и реализации деятельности легко отказываться от лично принятых критериев, правил, принципов, ценностей, норм и идеалов (особенно под влиянием неожиданных изменений ситуации). 11) Старательность – безразличие. Старательность – это включение положительных мотивов и эмоций в целенаправленное управление деятельностью. Безразличие – это склонность оставлять без внимания и вмешательства осложнения, мешающие выполнению задания и достижению намеченной цели. 12) Энергичность – вялость. Энергичность – умение развивать в короткое время значительное, иногда максимальное волевое усилие, повышающее снижающуюся активность. Вялость – недостаток решимости или неспособность проявить волевое усилие в ситуации, требующей концентрации сил, интенсивной и немедленной активности для преодоления препятствий и своевременного достижения цели. 13) Настойчивость – непостоянство. Настойчивость – это повторяющиеся попытки решить проблему, возникшую в деятельности; способность к длительной концентрации внутренних возможностей и мобилизации сил в течение всего периода достижения поставленной цели. Непостоянство – быстрая смена или даже отвержение поставленной цели, отказ от контроля за деятельностью, которая чаще всего не доводится до конца. 14) Гибкость – ригидность. Гибкость – способность приспосабливать исполнительные операции к изменившимся условиям и в зависимости от них менять даже направление деятельности. Ригидность – неспособность быстро и целесообразно менять способ регуляции и управления в изменившейся ситуации; ориентирование на однажды утвержденный план действий и первоначально выбранные средства, которые уже оказываются неадекватными. 15) Ответственность – безответственность. Ответственность – готовность отвечать за свои поступки перед другими, обществом и перед самим собой. Ответственность превращает внешний долг во внутреннюю потребность. Безответственность – нежелание отвечать за выполнение порученных заданий и обязанностей; склонность возлагать ответственность на внешние обстоятельства. Таким образом, рассматривая эмоционально-волевую сферу развития личности, следует сказать, что человек – это не однозначное существо, а некий процесс жизни, в котором воедино слиты и врожденное и приобретенное начало. Так, эмоции – это врожденное проявление человека, т. е. заложено самой природой, поэтому отличаются спонтанностью и открытостью проявления, в то время как чувство и воля – это результат его сознательной деятельности, показатель его личностного развития, обучения и воспитания. Продолжая отвечать на вопрос «Что такое личность? », рассмотрим основные теории личности, знание которых позволит подойти к раскрытию понятия личность. Их в отечественной и зарубежной психологии существует большое количество. Каждая из теорий по-своему интересна и достойна внимания. Однако, переходя к следующему вопросу, остановимся на воззрениях известных зарубежных авторов.
Теории личности
На рубеже ХХ столетия в психологии взаимодействовали и дополняли друг друга несколько психологических школ и направлений, которые позволили нам подойти к изучению проблемы личности и описать основные ее составляющие. Психоаналитическое направление представлено теориями З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни и Э. Фромма. Зигмунд Фрейд был основателем психоанализа и либидозной теории личности. Центральным в его теории является разделение личности на три важных системы: супер-эго, эго и ид. Они работают совместно как команда под административным лидерством эго. Личность обычно функционирует скорее как интегрированное целое, чем как три отдельных сегмента. Когда этого нет, человек находится в беде. Кроме того, можно считать ид в качестве биологического компонента личности, эго – как психологический компонент, а супер-эго – как социальный компонент. Сознательное (социальное) и бессознательное (биологическое) человека постоянно конфликтуют. Это состояние Фрейд называет «внутриличностным конфликтом». Для того чтобы защитить себя от разрушительного воздействия других и позволить чувствовать себя лучше, Фрейд разработал и описал механизмы психологической защиты: проекция, замещение, отрицание, реактивные образования, интеллектуализация, сублимация, оглушение и регрессия. Кроме того, З. Фрейд различал пять стадий психосексуального (либидозного) развития человека: оральную (от рождения до 1 года), анальную (от 1 года до 3 лет), фаллическую (от 3 лет до 5–6 лет), латентную (от 5–6 лет до 11 лет) и генитальную (от 11–12 лет до 18 лет). По мере того как младенец становится ребенком, ребенок – подростком, подросток – взрослым, происходят определенные изменения в том, каковы его желания и как они удовлетворяются. Меняющиеся способы удовлетворения и физические области удовлетворения – основные элементы фрейдовского описания стадий развития. Термином «фиксация» Фрейд называет то, что происходит, когда человек не переходит нормально от одной стадии к другой, а остается слишком привязанным к определенной стадии. Человек, фиксированный на определенной стадии, предпочитает удовлетворять свои потребности более простыми и «детскими» способами, а не теми, «взрослыми», которые проявляются при нормальном развитии. На оральной стадии удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Застревание на этой стадии впоследствии приводит к возникновению таких «невинных пороков», как курение, гурманство, словесная агрессивность и т. п., а иногда и к развитию личности с чертами пассивности и зависимости от окружения. На анальной стадии приучение ребенка к туалету и навыкам личной гигиены ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Фиксация ребенка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности, как пунктуальность (точная своевременность действий), скупость (стремление «все» сберечь для себя), чрезмерная чистоплотность (педантизм) или упрямство (систематическое сопротивление или отказ делать то, чего ожидают другие). На фаллической стадии ребенок интересуется своими половыми органами и половыми органами других детей. В результате он обнаруживает различия между девочками и мальчиками. На этой стадии у мальчиков развивается эдипов комплекс, а у девочек – комплекс Электры. Фиксация на этой стадии может лежать в основе некоторых гомосексуальных ориентаций (иногда ребенок отождествляет себя с родителем противоположного пола), а также может толкнуть на поиск партнера, который был бы «заменой» родителя и т. п. Латентный период характеризуется заметным снижением активности и интересов, связанных с сексом (либидо дремлет), т. к. на первый план выдвигаются школьное обучение, социализация и освоение различных форм поведения (ролей), свойственных данному полу. На генитальной стадии либидо просыпается, и сексуальная активность идет в направлении противоположностей: подростки обоего пола все больше ориентируют свой поиск полового удовлетворения на других людей, как правило, противоположного пола. Так человек постепенно приближается к зрелости, главными критериями которой, по Фрейду, являются стремление работать, создавая нечто полезное и ценное, и способность любить другого человека ради него самого, а не из-за того, что этот человек соответствует подсознательным установкам, сформировавшимися в результате случайных фиксаций в период эдипова комплекса или комплекса Электры. Эти два критерия зрелости Фрейд резюмировал как «работать и любить».
В течение многих лет Карл Густав Юнг был тесно связан с З. Фрейдом в развитии психоанализа. Их связь закончилась, когда идеи К. Юнга разошлись с идеями З. Фрейда. Впоследствии К. Юнг пошел своим путем и разработал свою собственную точку зрения, которая известна как аналитическая психология. Среди главных его понятий – это понятия интроверсия и экстраверсия. К. Юнг показал, что каждый индивидуум может быть охарактеризован как ориентированный первично на внутреннее или на внешнее событие. Энергия интровертов более естественно направляется к их внутреннему миру, энергия экстравертов – к внешнему. Никто не является чистым интровертом или экстравертом. Однако каждый индивидуум более склонен к одной из этих ориентаций и действует преимущественно в ее рамках. Временами интроверсия является более подходящей, временами – экстраверсия. Они исключают друг друга: невозможно придерживаться обеих ориентаций одновременно. Ни одна из них не лучше другой. В идеале следует быть пластичными, уметь принимать любую из двух ориентаций там, где она более подходит, и действовать с точки зрения их равновесия, не создавая фиксированного реагирования. Для существования познавательной активности человека К. Юнг называет четыре основные психологические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию. Каждая функция может осуществляться интровертированным или экстравертированным образом. Мышление и чувствование являются рациональными функциями, а ощущение и интуиция – иррациональными. Юнг считал мышление и чувствование альтернативными способами формирования суждений и принятия решений. Мышление занято истинностью, его суждения основаны на внеличных, логических и объективных критериях. Здесь высоко ценятся последовательность и абстрактные принципы. Мыслительные типы – великие составители планов, однако они часто склонны придерживаться своих планов и теорий даже столкнувшись с новой, противоречащей им ситуацией. Чувствование – принятие решений в соответствии с ценностными суждениями, например, плохо – хорошо, правильно – неправильно, красиво – некрасиво (в отличие от рассмотрения чего-то как логичного или эффективного, как в мышлении). Чувствующие типы ориентированы на эмоциональные аспекты опыта. Они предпочитают сильные интенсивные эмоции, даже негативные, нейтральному опыту. Ощущение и интуицию К. Юнг называл способами получения информации, в противоположность способам принятия решений. Ощущение фиксируется на прямом опыте, восприятия деталей, конкретных фактах – на том, что можно увидеть, услышать, потрогать, понюхать или попробовать на вкус. Ощутимому конкретному опыту дается преимущество перед анализом опыта. Ощущающие типы, как правило, реагируют непосредственно на ситуацию и эффективно справляются со всякого рода кризисами и неожиданностями. Как правило, он лучше всех остальных типов обращается с материалами и орудиями. Интуиция – способ обработки информации с точки зрения прошлого опыта, будущих целей и бессознательных процессов. Для интуитивных типов то, что следует из опыта (то, что может случиться, что возможно) важнее, чем само актуальное переживание. Интуитивные типы связывают значение с восприятием столь быстро, что часто не могут отделить свои интерпретации от чувственных данных. Интуитивный человек обрабатывает информацию очень быстро, автоматически связывая прошлый опыт и необходимую дополнительную информацию с непосредственными данными. Поскольку все это часто рассматривается с точки зрения бессознательного материала, такое мышление часто кажется непоследовательным. Сочетание четырех функций в индивидууме составляет целостный и уравновешенный подход к миру. У каждого человека эти четыре функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция сильно доминирует, и еще одна, относительно развитая, является дополнительной. Остальные две функции в целом бессознательны и действуют со значительно меньшей эффективностью. Чем более сильно развиты и осознаваемы доминирующая и дополнительная функции, тем более глубоко бессознательны их противоположности. К. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, которое было совершенно новой идеей. Коллективное бессознательное состоит из врожденных идей, образов или воспоминаний которые позволяют реагировать на окружающую среду определенным образом. Эти врожденные образы называются архетипами. Архетипы могут быть позитивными и отрицательными. Так, например, образы Бога, Девы Марии, Материи – позитивные архетипы, способствуют жизни, укрепляют веру человека во все хорошее. И наоборот, такие архетипы, как Война, Черт, Дьявол, Сатана толкают человека на совершение злодеяний, враждебного отношения к себе и к миру в целом. В структуре личности базовым качеством К. Юнг рассматривал коллективное бессознательное, которое предопределяет личное развитие человека, вызывая к жизни либо «либидо», либо «танатос». Описывая значение и воздействие архетипов на поведение человека, Юнг важным архетипом считал тень – это то, что мы о себе не знаем и знать не можем. Отсюда вытекает главная задача человеческой жизни – приоткрыть теневой занавес, познать самого себя. У мужчинженским (феминным) архетипом является анима, а у женщинмужским (маскулинным) архетипом– анимус . Эти архетипы становятся частью человеческой натуры в силу долгой ассоциации полов. Мужчина становится феминизированным посредством своей давно образовавшейся ассоциации с женщинами, а женщина становится маскулинизированной посредством своей ассоциации с мужчинами. Таким образом, сексуальная привлекательность другого частично ответственна за то, что мужчина находит выражение для своего anima в связях с женщинами, а женщина находит выражение для своего animus в связях с мужчинами. Персона является другим важным архетипом. Как подразумевает название, the persona является маской, которую мы носим для того, чтобы скрыть свои истинные чувства от других. Это сознательная характеристика личности и все что происходит – это результат мыслительной активности человека. Наиболее важным архетипом является самость. Она является унифицирующей силой в личности и репрезентирует извечные поиски человеком единства и целостности. Самость является нашей жизненной целью, это наша индивидуальность. Когда К. Юнг открыл коллективное бессознательное и его архетип, комплексы приобрели вторичную роль. Фактически комплекс обязан своим существованием архетипу. Архетип подобен магниту в мозгу, он притягивает к себе самому любой релевантный персональный опыт для формирования комплекса. Архетип матери притягивает, например, актуальный опыт ребенка в обращении с матерью. В личности архетипы являются универсальными структурами, а комплексы – персональными структурами. Иначе говоря, комплекс является индивидуальной манифестацией архетипа. Из-за того, что все мы имеем разный опыт, мы имеем и разные архетипы.
Самым первым психоаналитиком, сосредоточившимся на социальных переменных, был Альфред Адлер. Он был связан с З. Фрейдом с начала развития психоанализа. Подобно К. Юнгу, он разорвал эту связь с психоанализом и разработал свою собственную точку зрения, которая получила название индивидуальной теории Альфреда Адлера. Первой движущей силой развития личности является комплекс неполноценности. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых А. Адлер особо выделяет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со стороны родителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности – преувеличение собственной слабости и несостоятельности. Однако более умеренное чувство неполноценности может побудить индивидуума к конструктивным усилиям и достижениям, тем самым компенсируя имеющиеся у него недостатки. Неконструктивный путь назван А. Адлером «псевдокомпенсацией». Согласно этому, существуют четыре группы людей: 1) нормальные «компенсаторы», которые ликвидируют свой комплекс «неполноценности» (физический или психологический) путем работы над собой, стойко преодолевая трудности; 2) «пустые делатели добрых дел» – это люди, которые хотят принести пользу обществу, у них есть социальный интерес, но нет потребности к достижениям, т. е. нет желания профессионально расти и развиваться; 3) «умрите и исчезните» – так жестко А. Адлер назвал людей, у которых нет социального интереса и потребностей к достижению, т. е. это прожигатели своей жизни; 4) «псевдокомпенсация» – это группа людей, у которых имеется потребность в достижении личных целей, но нет социального интереса. Поэтому для достижения своих целей они не работают над собой, как нормальные компенсаторы, а используют нечестные методы, которые А. Адлер исследовал и называл их условно: «сила воды» (слезы), «тиран», «убийца», «лгун», «самореклама» и др. Второй движущей силой развития личности является социальный интерес – стремление к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей. Социальный интерес имеет врожденные задатки, но окончательно формируется в ходе воспитания. С точки зрения А. Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психического здоровья, его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и других социальных и психопатологических отклонений. Опираясь на оценку выраженности социального интереса и степень активности личности при решении главных жизненных задач, А. Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни. Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы – два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру. Берущий тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют бó льшую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни – получить от других как можно больше. Однако так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим. Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи. Социально-полезный тип. Этот тип человека – воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи – работу, дружбу и любовь – как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей. Возникновение неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным стилем жизни и недостаточным развитием социального интереса. В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать жизненный потенциал. Достигаются эти терапевтические цели через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и развитие социального интереса.
Другим психоаналитиком, который отрицал фрейдовскую биологическую ориентацию, была Карен Хорни. Некоторые положения ее социокультурной теории легли в основу неофрейдизма. Как и Фрейд, она придавала огромное значение пережитому в детстве и детским переживаниям. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации. Карен Хорни не принимала психосексуальные стадии: оральную, анальную и фаллическую. Она отклоняла фрейдовскую концепцию по поводу мужского превосходства. Считала, что агрессия не является врожденной, как утверждал Фрейд, но является средством, посредством которого индивид пытается защитить свою безопасность. К. Хорни верила в то, что ребенку необходимо чувство безопасности для здорового психологического роста. Ребенок имеет чувство, что родители любят и будут защищать его. Когда он чувствует себя изолированным, ненужным и беспомощным, он становится тревожным. У незащищенного, тревожного ребенка развиваются разнообразные невротические стратегии для совладания со своими чувствами беззащитности. Он может стать враждебным и пытаться отомстить всем тем, кто отвергает его. Или он может стать сверхподчиненным, чтобы вернуть любовь, которую он чувствует, что потерял. Он может разрабатывать для себя самого нереалистическую, идеализированную картину для компенсирования своих чувств неполноценности. Он может вызывать жалость к самому себе для приобретения симпатии людей. Все эти невротические действия, которые являются только малой частью из многих, обсуждавшихся К. Хорни, вытекают из нарушений в социальных взаимосвязях индивида, которые вызывают у него чувство незащищенности. Очень важно любить своего ребенка, тем самым, передавая ему чувство защиты и уверенности в себе.
Одним из психоаналитиков, который энергично доказывал большую важность социального как формировщика личности, является Эрих Фромм, один из основателей гуманистической теории личности. Человек – это явление социальное. Поэтому главной задачей становится научиться поступать в соответствии с экономической, политической и социальной системами общества. Налагая на человека требования, которые слишком противоречат его натуре, общество фрустрирует и мужчин, и женщин. Оно лишает их гуманности. Отношения человека с обществом являются главной темой у Э. Фромма. После долгих размышлений и исследований он почувствовал, что правильными будут следующие утверждения: человек обладает врожденной натурой, общество создается человеком для удовлетворения своей базисной натуры; никакое общество до сих пор не было приспособлено для удовлетворения базовых потребностей человека, такое общество может быть создано. Э. Фромм попытался представить общество будущего, в котором человек связан с человеком любовно, в котором он поддерживается узами братства и солидарности. Ему виделось общество, которое дает человеку возможность развивать свою природу, скорее, посредством творчества, чем разрушения, в котором каждый приобретает ощущение самости (self) посредством познания себя как субъекта своей собственной деятельности. * * * Психоаналитическая теория личности заложила основу в познании бессознательного человека, действующего от имени своего инстинктивного начала. Также психоаналитиками были сделаны попытки осознания бессознательного человека посредством познания, осознания и деятельности. В вопросах развития личности, ее роста и формирования особое значение приобретают теории самоактуализации. Теория самоактуализации Абрахама Маслоу. А. Маслоу свободно определяет самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей, возможностей» и т. п. Он нашел людей, которые развили свои потенции и способности в крайней степени и интенсивно исследовал их, чтобы посмотреть, чем они отличаются от более ординарных людей. Изучая самоактуализирующихся людей, А. Маслоу называет следующие их характеристики: 1) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней; 2) принятие себя, других людей и природы; 3) спонтанность, простота, естественность; 4) центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе); 5) некоторая объединенность и потребность в уединении; 6) автономия, независимость от культуры и среды; 7) постоянная свежесть оценки; 8) мистичность и опыт высших состояний; 9) чувства сопричастности, единения с другими; 10) более глубокие межличностные отношения; 11) демократическая структура характера; 12) различение средств и целей, добра и зла; 13) философское, невраждебное чувство юмора; 14) самоактуализирующееся творчество; 15) альтруистическое отношение к миру. Это не говорит о том, что это крайне идеальные личности. Это вполне обычные люди, просто устремленные к жизни, достижению поставленных целей и задач. Как отмечает А. Маслоу, им могут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т. д. В своей книге А. Маслоу «Дальние достижения человеческой природы» описывает восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации. 1. Прежде всего, самоактуализация означает переживание полное, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием. Такие моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса Маслоу называет самоактуализирующими. 2. Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает в каждом выборе решать в пользу роста. Нам часто приходится выбирать между ростом и безопасностью, между прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет свои позитивные и негативные аспекты. Выбирать безопасное – значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устарелым и смешным. Выбирать рост – значит открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизвестном. «Нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не смеешь прислушиваться к себе, к собственной самости, в каждый момент жизни». 3. Актуализироваться – значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Под «самостью» же А. Маслоу понимает сердцевину, или экзистенциальную природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, самоактуализация – это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других. 4. Честность и принятие ответственности за свои действия – существенные моменты самоактуализации. А. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворить своими ответами других. Каждый раз, когда мы ищем ответы внутри, мы соприкасаемся со своей внутренней самостью. 5. Первые пять шагов помогают развить способность «лучшего жизненного выбора». Мы научаемся верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними. А. Маслоу полагает, что это ведет к лучшим выборам того, что конституционно правильно для каждого индивидуума – выборам в искусстве, музыке, пище, как и в серьезных проблемах жизни, таких как брак или профессия. 6. Самоактуализация – это также постоянный процесс развития своих потенциальностей. Это означает использование своих способностей и разума. Быть тем, кем ты можешь стать. Большой талант или разумность – не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть со средним талантом, сделали невероятно много. Самоактуализация – это не «вещь», которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это способ проживания, работы с миром, а не единичное достижение. 7. «Пик-переживания» – переходные моменты самоактуализации. Мы более целостны, более интегрированы, больше сознаем себя и мир в моменты «пика». В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более способны конструктивно использовать нашу энергию. 8. Дальнейший шаг самоактуализации – это обнаружение своих «защит» и работа над отказом от них. Нам нужно лучше сознавать, как мы искажаем образ себя и образы внешнего мира посредством репрессий, проекций, рационализаций и других механизмов защиты. Анализируя каждый путь (тип) в отдельности, начинаешь понимать, что это выбор самого человека, что жизненный путь и придти к нему непросто. В своей теории мотивации А. Маслоу указывал, что для того чтобы актуализировать себя полностью, вы должны не только удовлетворять базовые потребности голода, секса и безопасности, но также мегапотребности или потребности Роста справедливости, доброты, красоты и порядка.
Чтобы личность чувствовала себя благополучно и уверенно в вопросах становления и развития, она должна обладать соответственно позитивной «Я‑ концепцией». Одним из создателей теории «Я-концепции» личности является К. Роджерс. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1574; Нарушение авторского права страницы