Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 5. Философия Нового Времени
К эпохе Нового времени относят XVI и XVII вв. Эта эпоха характеризуется существенными изменениями в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. В конце XVI — начале XVII вв. происходит буржуазная революция в Нидерландах, с середины XVII в. буржуазная революция развертывается в Англии. Они сыграли важную роль в развитии новых, а именно капиталистических, отношений (которые шли на смену феодальным) в ряде стран Европы. Эти революции способствовали становлению нового класса буржуазии и новых экономических отношений, связанных с промышленным способом производства. Они дали мощный толчок для невиданного развития промышленности и торговли, строительства, горного и военного дела, мореплавания и т.п. Это требовало новых знаний о материальном мире, о природе. Знание о физических свойствах тел оказалось возможным получить в опытно-экспериментальном естествознании. Таким образом, развитие науки в XVI-XVII вв. (связано с именем Галилео Галилея) было обусловлено: ■ общественно-экономическими условиями (утверждение капитализма и острая потребность в росте его производительных сил); ■ социальными условиями (процесс секуляризации: перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления; развитие городов); ■ определенным уровнем развития самого знания, «запас» необходимого и достаточного количества фактов, которые подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Поэтому-то первыми возникают механика, астрономия и математика, где таких фактов было накоплено больше. Приоритет в естествознании получил такой ее раздел, как механика. Благодаря открытиям, сделанным И. Ньютоном, механика и механические законы легли в основу мировоззрения Нового времени и механической картины-мира. Согласно этой картине мира, в основе всего существующего, всей Вселенной находятся неделимые частицы — атомы, которые перемещаются в абсолютном пространстве и времени; взаимодействия объясняются с помощью принципа дальнодействия (взаимодействие между телами происходит мгновенно на любом расстоянии, без материальных посредников, то есть промежуточная среда в передаче взаимодействия участия не принимает); все события подчинены жесткой детерминации и объясняются с помощью законов механики; процессы, происходящие в мире, обратимы во времени; развитие понимается как линейное, без альтернатив, случайность и неравновесность понимаются, как разрушительное начало и должны быть преодолены в ходе более глубокого проникновения в суть вещей. Именно наука и проблемы познания стали основными проблемами философии Нового времени. Именно в творчестве Ф. Бэкона практическая ориентация науки Нового времени нашла свое наиболее яркое и последовательное выражение. Цель научного познания — принесение пользы человеческому роду. Наука служит жизни и практике. Знание, которое не приносит практических плодов, Ф. Бэкон считает ненужной роскошью, а спор об отвлеченных понятиях и «гипотезах» — пустой тратой времени. Ф. Бэкон отстаивал индуктивный метод как логический инструмент в поисках новой истины. Он назвал свой трактат по логике «Новый Органон» в противовес «Органону» Аристотеля. Аристотелева логика была методом, позволявшим строить логические доказательства. С помощью такой логики можно убедить другого, однако с ее помощью невозможно найти истину в природе. Согласно Ф. Бэкону, дедуктивно-силлогический метод, которым пользовалась прежняя наука, начиная от Аристотеля, несмотря на логичность и точность, должен быть отброшен, как бесполезный. Силлогизм должна заменить индукция. Ф. Бэкон вскрывает причины плачевного состояния наук, важнейшими из которых, по его мнению, являются неправильная цель и неправильный метод науки, противодействие научному прогрессу, оказываемое богословием и схоластикой. Схоластика и схоластическое преподавание препятствуют научному прогрессу. Ф. Бэкон разделяет ученых своего времени на два класса: эмпириков и догматиков. Эмпирики, подобно муравьям, тащат в свою муравьиную кучу всевозможные факты, догматики же, подобно пауку, ткут ткань из самих себя. Надо, согласно Ф. Бэкону, в науке работать, как пчела, извлекать материал из внешнего мира и перерабатывать его рационально. Ф. Бэкон пытался создать подлинно индуктивный метод, позволяющий не только получать достоверные знания на основе возможно большего числа фактов, но также придающий серьезное значение отрицательным результатам. Ф. Бэкон утверждает, что для получения достоверного знания мы сначала должны устранить предрассудки, которым подвержены, а затем исследовать непосредственно саму природу. В связи с этим Ф. Бэкон разрабатывает методику, которая позволит избежать заблуждений, или, как он их называет, идолов. Человеческий ум, по Бэкону, подвержен воздействию «призраков» (или «идолов»), свойственных человеческому разуму и являющихся источником заблуждения. Идолы затрудняют познание истины, поэтому люди должны найти орудие против них. Есть четыре рода идолов, которые осаждают умы людей: 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы площади; 4) идолы театра. Эту часть методологии Ф. Бэкон называет «разрушительной», так как, только очистив ум от идолов, можно рассчитывать на успешное применение нового метода. Идолы рода имеют основания в самой природе человека, как в разуме, так и в чувствах. Тонкость природы во много раз превосходит тонкость чувств и разума. Познанию истины мешает несовершенство чувств, благодаря которому «остаются скрытыми тонкие перемещения частиц в телах». Все это обусловлено самой человеческой природой. К такого рода идолам относится рассмотрение природы «из аналогии человека», а не «из аналогии природы», то есть антропоморфизм, а также свойственное человеческому уму стремление к обобщениям, не обоснованным достаточным количеством фактов, и то, что человеческий разум в силу своей склонности предполагает в вещах больше порядка и единообразия, в то время как многое в природе единично и совершенно не имеет себе подобия. Идолы рода самые устойчивые. Полностью искоренить их невозможно, но можно нейтрализовать. Идолы пещеры обусловлены индивидуальными склонностями умов. Это заблуждения отдельного человека, которые зависят как от врожденных свойств каждого (физиологии и психики), так и от воспитания, бесед с авторитетами, перед которыми преклоняются. Это пристрастия к определенному знанию, которые, возникая, не дают соблюсти меру в познании. Здесь же критикуется воздействие эмоциональной сферы человека и его многообразных интересов на объективность и глубину человеческих суждений. Преодоление этих идолов возможно при помощи коллективного опыта, исправляющего индивидуальный опыт. Идолы рынка (площади) — это результат общения людей, объединенных речью. Этот род идолов порожден обычным словоупотреблением, общественным мнением. Это идолы, которые навязываются разуму словами. Они бывают двух родов: 1) слова-имена несуществующих вещей (ведь подобно тому, как бывают вещи, у которых нет имени, потому что их не замечают, так бывают и имена, за которыми нет вещей, ибо они выражают вымысел). Например, «перводвигатель», «судьба»; 2) другие — имена существующих вещей, но неясные, плохо определенные. От этих идолов сложно избавиться, так как слова незаметно проникают в человеческое сознание и часто извращают логику рассуждения. Слова — это лишь имена, знаки, с помощью которых люди общаются друг с другом. Объективность существования принадлежит не словам, а индивидуальным вещам. Идолы театра берут начало из разных догматов философии, вымышленных теорий, превратных доказательств. Появление в уме людей этого рода идолов обусловлено господствующими теориями, предвзятыми мнениями, суеверием. Идолы театра многочисленны, сколько есть философских систем, сколько поставлено спектаклей, представляющих вымышленные и искусственные миры. Не только философские системы — эти иллюзорные миры, но и многочисленные понятия, положения (аксиомы) наук, которые получили силу в результате веры и беззаботности. Идолы театра — слепая вера в авторитеты. К критике идолов у Ф. Бэкона примыкает критика силлогизма. Аристотелевский силлогизм, усовершенствованный схоластикой, был подчинен господствующему в схоластике умозрительному осмыслению познания всего сущего, включая природу. «Такая методология при всей ее логической утонченности и даже точности, признаваемых Бэконом, оставалась все же не столько на предметном, сколько на словесном уровне и была совершенно бесплодной». Дедуктивный вывод не дает нам знания о природе, так как полученное знание не выходит за границы посылок дедуктивного силлогизма и не дает нового знания. Критика силлогизма основана на «доказательстве того, что исходные общие понятия, лежащие в основе дедукции, в конечном итоге представляют собой результат опытного знания, но знания слишком поспешного, неметодического». Ф. Бэкон не отвергал силлогизма как такового и не отказывался от общих понятий. Общие понятия следует правильно образовывать с помощью опытно-индуктивного метода, который состоит в постепенном образовании новых понятий, а также в истолковании фактов. Предложенный Бэконом метод предусматривает прохождение ряда этапов: 1) наблюдение фактов; 2) систематизация и классификация фактов; 3) проверка фактов в специально организованном опыте — эксперименте; 4) обобщение фактов. В основе метода Ф. Бэкона лежит опыт. Наука должна опираться на опыт, на практику, делая из них выводы методом индукции, то есть, переходя от частных фактов к обобщениям. Эти обобщения вновь проверяются опытом и практикой. Но Ф. Бэкон также считает, что индукция неполна и несовершенна без теоретического анализа, без использования математики. У Ф. Бэкона «индукция приобретает первостепенное значение и становится главным средством научного познания природы». Ф. Бэкон значительно переработал и дополнил теорию индукции. До него индукция понималась как полная индукция, когда можно обозреть все без исключения случаи, перечислить все факты. Но сфера применения такой индукции очень ограничена. Полную индукцию многократно превосходит неполная индукция, обобщающие выводы которой строятся на основе наблюдения только какой-то части фактов. Неполную индукцию до Бэкона трактовали почти исключительно как вывод на основании наблюдения лишь тех фактов, которые подтверждали доказываемое положение. Эту так называемую индукцию через простое перечисление Бэкон считал детской ступенью в развитии индукции. Ей он противопоставил истинную индукцию. Выводы, сделанные в результате такой индукции, «могут быть получены не только и даже не столько в результате наблюдения фактов, подтверждающих доказываемое положение, сколько на основании изучения случаев и явлений, противоречащих ему. На эти так называемые отрицательные инстанции следует, по Бэкону, обращать даже главное внимание, ибо большинство ошибок, порождаемых предрассудками, суеверием и всякого рода заинтересованностью, проистекает именно из склонности людей обращать внимание только на те факты, которые подтверждают интересующий их тезис, и закрывать глаза на те, которые ему противоречат». Учет отрицательных фактов «требует точного установления фактов, не полагающегося ни на веру, ни на чувства. Такое установление фактов — уже не простое, пассивное их наблюдение, а эксперимент. Он предполагает активное вмешательство в наблюдаемый процесс, устранение одних и создание других условий, помогающих установить ту или другую объективную истину относительно изучаемого явления. Если индуктивное обобщение устраняет недостатки, присущие разуму человека, то эксперимент делает то же самое в отношении чувств». Для проведения индукции, тщательного исследования фактов необходим анализ. Бэкон подчеркивал необходимость «рассечения и анатомирования мира». Чтобы выявить все факты, необходимо вести наблюдения по трем направлениям, составив три соответствующих списка: 1) список случаев присутствия: например, свойство теплоты в солнечных лучах; 2) список случаев отсутствия: отсутствия тепла в лучах луны; 3) список случаев, в которых исследуемое свойство присутствует в различной степени: теплота животных тел изменяется в зависимости от движения, направления различных усилий и т.п.
Схема 5.1. Теория познания Френсиса Бэкона Сбор этих случаев — подготовительная стадия индукции. «В конечном итоге ученый, действуя по аналогии и прибегая к исключениям, должен получить положительный вывод, устанавливающий наличие общего свойства во всех случаях, указанных в таблицах, что и должно пролить свет на природу исследуемого свойства. Теплота, например, по Бэкону, есть движение мельчайших частиц вещества, наталкивающихся на препятствия и преодолевающих их». Таким образом, Ф. Бэкона очень часто называют представителем такого направления в теории познания, как эмпиризм, где источником знания является опыт. Но следует помнить, что Ф. Бэкон не отрицал и не преуменьшал роль разумного познания в науке. Р. Декарт критиковал прежнюю науку. Он писал, что она выглядит, как древний город с его внеплановыми постройками, среди которых встречаются и здания удивительной красоты, но в котором неизменно кривые и узкие улочки. Новая наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого метода. Основанием нового метода мышления может быть только сам человеческий разум как самосознание. По мнению Р. Декарта, «традиционная логика содержит некоторые правильные и полезные предписания, но больше в ней бесполезного и даже вредного, что в целом она более пригодна к изложению уже известного, чем к открытию еще не известного». Метод познания и мышления, согласно Р. Декарту, сводится к следующим основным правилам: 1) ясность и отчетливость; 2) разделение проблемы на частные задачи; 3) движение от простого к сложному; 4) составлять обзоры, таблицы фактов, упорядочивать материал. Первое правило Р. Декарта соотносится с его понятием интуиции. До Р. Декарта в философии и науке существовало иное представление об интуиции: 1) непосредственное чувственное познание предмета, почти зрительные образы; 2) некое внутреннее просветление, когда самая сложная истина представляется познанной в неком убедительном ощущении. Оба эти представления об интуиции способствовали формированию иррационалистического истолкования интуиции, противостоящего разумному познанию. Интуиция у Р. Декарта трактуется в качестве естественного, но одновременно не чувственного, а интеллектуального света. В «Правилах для руководства ума» дается такое определение интуиции: «незыбкое свидетельство чувств и необманчивое суждение неправильно слагающего воображения»; «понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом разума и является более простым, чем сама дедукция». Интуиция у Р. Декарта понимается как интеллектуальная. Интеллектуальная интуиция — основа дедуктивного вывода. «Дедукция отличается от интуиции опосредованностью при выведении истины, нередко требующей большого искусства и внимания. Признак истинной дедукции заключается также в ее непрерывности. Достаточно пропустить единственное звено, как рушится вся последующая цепь и становится невозможным сделать тот вывод, ради которого она была задумана». Дедукция требует последовательное перечисление всех звеньев (составление так называемой энумерации — четвертое правило метода Р. Декарта). «Преимущество интуиции перед дедукцией — ее непосредственность, не требующая никакого напряжения памяти». В основе метода лежит математика. Это не случайно, так как в понятии природы Р. Декарт выделил такие ее характеристики, как протяжение (величину), фигуру, движение. А это составляет предмет математического исследования. Р. Декарт (как и Платон) считал математику самой достоверной из наук. Поскольку единственно верным методом является математика, то при ее помощи нужно искать интуитивную истину, очевидную для каждого, для того, чтобы затем, основываясь на ней, стремиться дедуктивным путем найти новую достоверную истину. Таким образом, возник вопрос о том, как обнаруживать интуитивную истину, которая может стать отправной точкой философии. Метод Р. Декарта заключался в том, чтобы проявить максимум сомнений при поиске абсолютно надежной истины, которая затем могла бы стать принципиальным основанием всякого знания. Для открытия истины Р. Декарт применяет метод сомнения. Это так называемое методическое сомнение, осуществляемое в несколько этапов. Во-первых, Р. Декарт сомневается в чувственных восприятиях: четырехугольная башня издали кажется круглой. Во-вторых, нет четкой разницы между явью и сном. В-третьих, сомнение в положениях математики. В-четвертых, сомнение в Божестве, которое, по словам математиков, может гарантировать достоверность положений математики. Таким образом, все возможно подвергнуть сомнению. Но сомневаясь во всем, Р. Декарт, однако, заметил, что не может сомневаться в том, что, сомневаясь, существует. Р. Декарт сформулировал это известным высказыванием: «Мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum). Затем он задался вопросом, почему это высказывание является верным без доказательства, и ответил, что оно не нуждается в доказательствах благодаря своей ясности и четкости. Из этого он вывел общее правило: «Вещи, которые мы воспринимаем очень ясно и очень четко, — истинны». Р. Декарт считается представителем рационализма, так как в познании истины руководствуется, прежде всего, разумом и интеллектуальной интуицией. При этом Р. Декарт признавал важность опытного познания. «Рационалистический метод, если он не хочет выродиться в умозрительно-схоластическое «рассуждательство», обязан контролировать свои положения и выводы опытом, уточнять их экспериментом». Математика у Р. Декарта становится формально-разумным методом, с помощью которого можно познать любую реальность, устанавливая в ней меру и порядок с помощью нашего интеллекта. Наука (то есть математика) — это инструмент для научного конструирования мира, средство для осуществления той организованной научной деятельности, которая должна встать на место отдельных случайных открытий и прозрений. Если говорить о естественнонаучных воззрениях Р. Декарта, то им свойствен механицизм. Механицизм как определенная методологическая установка в полном виде сложится после работ Ньютона. Движение у Декарта понималось как простое перемещение телесных частиц. Концепцию материи у Декарта называют корпускулярной. Р. Декарт сформулировал также учение о субстанции. Если бытие в Античности связывали, прежде всего, с понятием субстрата, то в рационалистической философии XVII-XVIII вв. бытие рассматривается как субстанция, которая есть начало самотождественное, устойчивое, неизменное. Согласно учению Р. Декарта, существует божественная субстанция. Божественная субстанция — подлинно самосущее, или причина самой себя. От нее производны мыслящая и протяженная субстанции, которые составляют два необходимых начала действительности. Атрибутом мыслящей субстанции является мышление, то есть сущностное свойство мыслящей субстанции — это мышление. Мыслящая субстанция не может быть наделена пространственными свойствами. Эта субстанция неделимая и непротяженная. Каждая индивидуальная человеческая душа представляет собой мыслящую субстанцию. Если мышление — атрибут мыслящей субстанции, то такие свойства человеческой души, как интеллект, воля, воображение, память, чувство и другое, являются модусами мыслящей субстанции. Это такие частные состояния и способности, которые могут быть, а могут и не быть у человека. Мыслящая субстанция в учении Декарта — предмет метафизики. Атрибутом протяженной (телесной) субстанции выступает протяжение. Под телесной субстанцией понимается материя, или пространство, которые являются предметом физики. Этой субстанции не присущи никакие другие качества, кроме протяжения и его модификаций. Телесная субстанция, протяженная и делимая, имеет фигуру, движение и определенное расположение частей. Остальные свойства, помимо протяжения, (тяжесть, цвет, запах) существуют только в качестве идей, или представлений, мыслящего существа. Эти свойства возникают у человека в результате телесных воздействий предметов. Протяженная субстанция занимает собой все пространство, поэтому не существует пустоты. Везде имеет место некоторая «вещественность», то есть отсутствие пустоты. Мыслящая и протяженная субстанции абсолютно не связаны друг с другом нигде, кроме человеческого существа. Человек является тем объектом, который соединяет в себе мыслящую субстанцию (ум, душа) и телесную субстанцию (тело). Душа имеет свое определенное место в теле человека. Это так называемая «шишковидная железа» в мозге (имеет центральное положение в мозге).
Схема 5.2. Дуалистическая концепция Р. Декарта
Таким образом, учение о субстанции в философии Р. Декарта — это дуалистическая концепция, рассматривающая две субстанции необходимыми, но при этом самостоятельными началами всего сущего. Гносеология Т. Гоббса исходит из его положения о том, что «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения». Согласно такому пониманию получения знания гносеологическую концепцию английского философа относят к сенсуализму. Человек также получает знания с помощью другого вида опыта, который, в отличие от первого вида, не носит всеобщего характера. Этот второй вид опыта — язык. Источником для языка является человеческий ум, мысли человека. Языковая форма — это способ, с помощью которого человек закрепляет свои мысли, чтобы, во-первых, они не исчезли бесследно, во-вторых, состоялось общение людей. Т. Гоббс разделяет знаковую концепцию языка, согласно которой утверждается искусственное происхождение языка, который является результатом человеческого соглашения. Люди устанавливают соглашение об имени как знаке какой-либо определенной вещи или определенного события, чем придают словам общезначимое содержание и понимают их более или менее однозначно. Знаковая концепция языка подтверждает представление Т. Гоббса о том, что за пределами человеческого разума не существует общего: «в мире нет ничего общего, кроме имен». Такое представление отрицает объективное содержание знания: «истина — свойство не вещей, а суждений о них». Поэтому научные положения, одной из характеристик которых является абстрактность, для Т. Гоббса лишь результат соглашения людей и имеют произвольный характер. Центральная фигура философских рассуждений у Т. Гоббса — человек. Но это всего лишь тело среди тел, хотя кроме телесной, физической сущности человек также обладает качествами морального, духовного существа. Поэтому, помимо имеющихся в природе естественных тел, человеческое существо способно создавать искусственные тела. Философия для Т. Гоббса представляет собой единство трех составляющих ее элементов: физики, антропологии и учении о государстве. Это обусловлено тем, что имеются естественные и искусственные тела. Естественные тела изучает натурфилософия, или первая философия, или физика. Самым совершенным из искусственных тел является государство, поэтому его изучает отдельная философская дисциплина, а именно, учение о государстве. Человек, с точки зрения Т. Гоббса, являет собой совершенное создание природы и элемент государственного устройства, поэтому должно быть учение между философией природы и философией государства, изучающее человека и соединяющее эти философские отрасли: учение о человеке. В первой философии (физика, или натурфилософия) Т. Гоббс излагал свои онтологические представления. Материя рассматривается им на основе корпускулярной теории: в основе телесного мира лежат неделимые элементы определенной формы и величины, которые, соединяясь друг с другом, образуют комплексы воспринимаемых тел. Естественные тела должны изучаться с помощью механики и математики. Все изменения в телах объяснимы с помощью механики, аналитического метода при разложении сложного на части и синтетического метода на основе математических вычислений. Таким образом, для Т. Гоббса свойственны механистические представления о бытии. Представления об устройстве телесного мира и естественных тел Т. Гоббс переносит на учение о человеке. Организм он рассматривает всего лишь как сложно устроенный механический комплекс простых элементов. «Ощущения возникают в результате взаимодействия внешнего движения, исходящего от тел, и внутреннего движения органов чувств, направленного на встречу первому движению. Образы величины, фигуры, движения и покоя соответствуют объектам воздействия». Ощущения цвета, запаха, звука не имеют отношения к самим вещам и называются Т. Гоббсом «призраками» и «великим обманом чувств». Душевная организация человека представляет собой проявление тонких телесных движений, поэтому она может быть изучена на основе установления законов душевной организации, наподобие открытия законов движения естественных тел. Т. Гоббс разрабатывает научную теорию морали, так называемую механику желаний. Различные проявления духовной жизни человека сводятся Т. Гоббсом к простому элементу волевой жизни — стремлению к самосохранению. Стремлением к самосохранению, а в своей крайней форме — эгоизмом, он объясняет любые желания и поступки человека, даже направленные на достижение блага других людей. В общественной жизни эгоизм на основании общего блага подразделяется на добро и зло: полезный для общества эгоизм объявляется добром, а вредный — злом. Представления об эгоистичном человеке легли в основу учения об обществе Т. Гоббса. Изначально естественным состоянием человека является эгоизм, который заставляет его рассматривать всех других как своих врагов в борьбе за существование. Такое состояние получает название войны всех против всех и выражается Т. Гоббсом древнеримской пословицей «Человек человеку волк». Естественное состояние характеризуется отсутствием государственности, собственности, морали. В основе естественного состояния лежит естественное право человека, то есть неограниченное право желать всего, чего человеку хочется и добиваться этого любыми возможными методами. Данному состоянию способна противостоять только другая форма организации человеческого общества, а именно, государство. Т. Гоббс переносит механистические представления и на учение об устройстве государства. Люди — это элементы государственной организации, которые стремятся осуществить свое право эгоизма. Государство — это искусственное тело, которое было создано самими людьми на разумных основаниях при помощи заключения общественного договора, чтобы прекратить войну всех против всех. «Вне государства — господство страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве — господство разума, мир, безопасность, богатство, благообразие, взаимопомощь, утонченность науки, доброжелательство». Человек, помимо естественного права, также наделен естественными законами, согласно Т. Гоббсу. Эти законы также позволяют перейти от естественного состояния к государственности. Всего английский философ насчитывает двадцать таких законов. Один из этих законов связан с осознанием людьми того, что необходимо всегда стремиться к миру. Источником этого естественного закона выступает врожденный человеку страх смерти. В целом, все двадцать естественных законов Т. Гоббса можно свести к максиме Евангелия: «Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе». Любой человек изначальна будучи эгоистом должен ограничивать себя, считаясь с эгоизмом другого. Естественные законы, выражающие разумную и моральную природу человека, не противоречат естественному праву, но подавляются им. Государственная власть, созданная в результате общественного договора, закрепляет естественные законы в форме гражданских законов и требует их исполнения. Фактически, у Т. Гоббса происходит отождествление юридических законов с моральными, что подчеркивает идеалистическую направленность его учения о государстве и обществе. При этом перед юридическими законами, согласно концепции Т. Гоббса, равны все: и правители, и народ. Это объясняется тем, что ни один человек не может быть свободен от естественных законов; естественным законам «суверен подчинен так же, как последний из его подданных». Дж. Локк продолжил линию эмпиризма Ф. Бэкона, Т. Гоббса и П. Гассенди, противопоставив ее рационализму, по словам В.В. Соколова. В философии Дж. Локка преобладает гносеологическая направленность. По мнению английского философа, философия должна дать нам как можно более полное знание о познавательных способностях человека. Она занимается исследованием «происхождения, достоверности и объема человеческого познания вместе с основаниями и степенями веры, мнений и согласия». «Нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении», — это утверждение является базисом гносеологической концепции философа. Сенсуализм Дж. Локка противостоит представлениям последователей Платона, Р. Декарта о врожденности идей, об априорности нашего знания. По своей природе ни математические знания, ни логические законы, ни метафизические идеи, ни нравственные нормы не являются внеопытными. Дж. Локк использует данные психологического знания, полученные при изучении психологии детей, людей, психика которых отклоняется от нормы, и народов, находящихся на первобытной стадии своего развития. Например, логические законы тождества и противоречия не известны детям, «сумасшедшим» и дикарям, поэтому нельзя говорить об их врожденном, внеопытном характере. Следовательно, все наши знания почерпнуты из опыта. Отсутствие внеопытного знания английский философ объяснял тем, что изначально душа человека есть tabula rasa — «белая бумага без всяких знаков и идей». В процессе всей своей жизни человек наполняет свою душу знанием и опытом, как бы записывая на бумагу знаки. Происходит это благодаря воздействию внешних по отношению к человеку событий и вещей. Основу познания составляют идеи — наиболее ясные элементы нашего знания, которые даны нам непосредственно и которые непосредственно связаны с вещами. В качестве идей у Дж. Локка выступают и абстрактные понятия, и образы фантазии, и ощущения. Дж. Локк выявляет два вида идей: идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств. Первичные качества понимаются им как неотъемлемые свойства тел, к которым относятся протяженность, форма, движение (или покой), число и плотность (непроницаемость). Вторичные качества — это свойства тел изменяющиеся, которые могут быть, а могут не быть у вещи, которые доставляются нашему сознанию органами чувств: цвет, звук, запах, вкус. При этом и первичные, и вторичные качества имеют отношение к объекту, хотя реальность вторичных качеств более субъективна, поскольку связана с органами чувств. Объективность же первичных качеств подтверждается еще и тем, что они, в отличие от качеств вторичных, познаются не одним чувством (цвет познается зрением), а более, чем одним чувством (пространственность познается как зрением, так и осязанием). В общественной жизни представления о врожденности идей, по мнению Дж. Локка, используются одними людьми для подчинения других и власти над ними. Первые внушают вторым то, что выгодные им идеи и знания являются врожденными, и таким образом обретают власть над умами. В представлениях об обществе Дж. Локк руководствуется идеями естественного и гражданского состояний. В естественном состоянии люди существовали как «свободные, равные и независимые». Это состояние предполагает борьбу за существование, а также собственность и труд, благодаря которому человек удовлетворяет свои жизненные потребности. Идеи Дж. Локка о частной собственности и труде и их значении в общественной жизни человека сыграли определенную роль в английской классической политической экономии. Роль государства, создаваемого в результате договора, заключается в сохранении человеческой естественной свободы и частной собственности. Власть в таком государстве не должна быть неограниченной. Впервые в истории политической мысли Дж. Локк выдвинул идею разделения правительственной верховной власти. Власть делилась на три независимых, но взаимосвязанных института: законодательную, исполнительную и федеративную. Таким образом, философская концепция Дж. Локка, акцент в которой делается на гносеологическую проблематику, посвящена исследованию человека, его познавательным способностям. Гносеология концепции Дж. Локка направлена исключительно на субъекта, человека, поскольку наполнена психологизмом, использует факты психологических исследований, выявляет важную роль для познания внутреннего опыта человека.
Вопросы и задания: 1. Можно ли утверждать, что французский философ Декарт является основателем индуктивного метода в теории познания? В чем сущность этого метода? 2. Кто является автором следующего высказывания: «Я мыслю, — значит, существую»? Что о нем Вам известно? 3. «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Кто из представителей сенсуалистической традиции в гносеологии является автором вышеприведенного высказывания? Что о нем Вам известно? 4. Что такое эмпиризм философии Нового времени? Кто следовал этому направлению и в чем это выражалось? 5. В чем состоял рационализм Декарта? Сравните его с эмпиризмом Бэкона. 6. «Знание есть только путь к силе» (Т. Гоббс «К читателю»). Что такое «сила знания»? В чем сила философского знания? 7. «Философия исключает теологию» (Т. Гоббс «К читателю»). А как думаете Вы? Приведите противоположные суждения философов. 8. «Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров... каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют» (Р. Декарт «Начала философии»). Проанализируйте это суждение. Сопоставьте известные Вам философии народов. 9. Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта: «Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их»? Какое значение имеет философия для каждого человека? 10. Прокомментируйте положение Р. Декарта из «Начал философии» о том, что вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости. Согласны ли Вы с автором? Каково соотношение частных наук между собой и с философией в наше время?
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 978; Нарушение авторского права страницы