Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема сознания в философии. Генезис сознания и его сущность.
Проблема сознания — одна из самых трудных и загадочных. Первейшая сложность ее понимания и изучения связана в значительной мере с тем, что мы не можем наблюдать явления сознания непосредственно, чувственно, не можем их измерять, исследовать с помощью различных приборов. Поэтому на протяжении многих столетии сознание оставалось тайной. Это всегда порождало мистификации относительно его природы и сущности. Так, еще в древности возникло представление о сознании как проявлении души — таинственном «чувственно-сверхчувствительном», сущности, которая считалась ответственной за человеческую жизнь и некоторые важные состояния человеческого тела. Характерным для этих взглядов было то, что душа не отделялась от тела, еще не существовало разделения на материальное и идеальное. Это касается также первых философских теорий. На начальных стадиях своего развития греческая философская мысль не знала понятия «идеального» как особой противоположности чувственно-предметному материальному. С течением времени душу стали рассматривать как некую нематериальную субстанцию, независимую от материи, способную вести самостоятельное существование, бессмертную и вечную. Впервые эти взгляды получили свое теоретическое обоснование и закрепление в философии Сократа и его ученика Платона. Гераклит основу сознательных действий человека определял понятием «логос», которое понималось как слово, мысль, сущность самих вещей. Ценность человеческого разума определялась в зависимости от степени принадлежности к этому логосу — объективному мирозданию. В дальнейшем историко-философском процессе проблема сознания толковалась по-разному. Причем многие философы объясняли сознание в зависимости от того, какую они занимали позицию в вопросе соотношения материи и сознания. Охарактеризуем кратко эти позиции в основных направлениях философии. Идеалистические взгляды на природу сознания на протяжении столетий приобретали разное содержание, но сводились к следующему: сознание — первично, материя — вторична. Так, объективный идеализм наделял сознание сверхматериальным, сверхъестественным характером: оно существует независимо от мира, где-то вне мира и вне человека, не имеет никакого отношения к мозгу; дух не рождается и не возникает, он живет своей собственной жизнью, развивается, порождает явления природы и истории. Такое утверждение идеализма о существовании сознания тесно смыкается с теологией, которая утверждала, что сознание человека является Божьим даром: создавая человека, Бог «вдохнул в него дух живой», наделив частицей божественного света. Значит — это дар божественного разума, который живет собственной жизнью и в своем развитии порождает явления природы и руководит историей общества. С точки зрения дуалистов, материя и сознание — самостоятельные, равноценные начала. А это означает, что за сознанием признавалась полная независимость от материи. Как и материя, сознание вечно, оно не возникало и не рождалось. Соответственно, отпадала и необходимость решения вопроса о его происхождении. Одним из выдающихся представителей дуализма был Декарт, который считал, что в основе мира лежат две субстанции: духовная (мыслящая) и телесная (протяженная). Дуализм был присущ и философии Иммануила Канта. Близкой к дуалистической трактовке сознания является концепция французского философа, ученого и богослова Пьера Тейяра де Шардена. Он считал, что в земной материи была заключена определенная масса элементарного сознания, психической энергии. Ведь сознание так же первоначально, как и материя. Поэтому неудивительно, что оно пробилось в мир из тьмы подсознания. Никто, в том числе наши предки, не заметил появления разума на земле, «человек вошел в мир бесшумно». Диалектическая концепция может быть оправдана на том основании, что между сознанием и бытием в самом деле пролегают настолько четкие границы, что свести их одно к другому или к какому-либо общему корню почти невозможно. Кант по этому поводу писал: «Существуют два основных ствола человеческого познания, которые произрастают, возможно, из единого, общего, но нам не известного корня...» В 50-е годы XIX в. довольно широко распространился вульгарно-материалистический взгляд на сознание. Это название объясняется тем, что его приверженцы (немецкие философы Фогт, Бюхнер, Молешот) рассматривали сознание грубо, упрощенно, вульгарно. Они считали, что сознание, мысль «выделяется» мозгом точно так, как желчь выделяется печенью или моча почками. Климат, пища и т. п., по их мнению, непосредственно определяют образ мышления человека. Несмотря на то, что вульгарно-материалистическая точка зрения отвергнута достижениями современной науки, попытки свести сознание к определенному виду материи предпринимаются до сих пор.
Например, в связи с успехами электрофизиологии было выдвинуто положение, будто мысль является просто электромагнитными колебания, излучаемыми мозгом Действительно, мозг беспрерывно излучает электромагнитные волны, которые изменяют свой характер, если мозг начинает активно работать. Исследование этих волн в случае болезни человека позволяет обнаружить, какие участки мозга повреждены. Однако содержание мыслей по записям на пленке определить невозможно, так как они не являются материей. Механистически толковал сознание и гилозоизм. Приверженцы гилозоизма предполагали наличие ощущений также и у неживых предметов. В подтверждение этой мысли французский материалист Дени Дидро ссылался, например, на куриное яйцо и цыпленка. Откуда у цыплят способность воспринимать и отражать мир, если яйцо таких свойств не имеет? Значит, эта способность, размышлял он, была заложена в самом яйце. Такие утверждения привели некоторых французских материалистов к гилозоизму, который одухотворяет все материальные предметы. Поскольку предметы наделялись душой, то отсюда логически следовало, что сознание — это дар, которым человек владеет с рождения. Непонятно только, куда сознание исчезает после смерти и где оно находится у психически больных. Несмотря на общую ошибочность гилозоизма, он все-таки содержит рациональную мысль о том, что носителем сознания может быть только материя, что сознание следует считать свойством материи. Новая эпоха в понимании сознания была связана с возникновением диалектического материализма. С точки зрения этого направления сознание производно от материи, оно вторично и активно по отношению к ней. Истоки как всего живого, так и сознания находятся в материи, которая способна двигаться и саморазвиваться. Диалектический материализм рассматривал сознание как продукт закономерного исторического развития материи, его социальной формы движения; как функцию, особое свойство не всей материи, а лишь особым образом социально-организованной материи (человеческого мозга); как субъективный образ объективного мира, который нужен человеку для адекватной практической деятельности. Что касается современной мировой философии, то изучением сознания занимается такая область философии, как феноменология. Возникла она в Германии в начале XX в. и имела несколько вариантов (Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера, Макса Шелера, Жан-Поля Сартра, Мориса Мерло-Понти), среди которых основным считается теория Гуссерля. Термин «феноменология» образован из двух понятий, имеющих греческое происхождение: «логос» переводится как учение, «феномен» — это то, что самопроявляется, демонстрирует себя. В границах феноменологии сознание рассматривается как специфическая область бытия, которую нельзя сводить ни к каким отношениям: ни к предметным, ни к специальным, ни бессознательной основе самого сознания. У Гуссерля речь идет о разнообразных феноменах сознания, у Хайдеггера — о феномене человеческого бытия, у Сартра — о рефлексивном (для себя-бытие), у Мерло-Понти — об одухотворенном человеческом теле. Представители феноменологии старались противостоять наивному натуралистическому взгляду на сознание и мир, который сводит сознание к предмету, к объекту и устанавливает между ними лишь причинные и функциональные связи. По Гуссерлю, бытие сознания принципиально отличается от предметного мира как сугубо осознанность. Хайдеггер говорил о различии человеческого существования и сущего. Но и сознание, и человеческое бытие существуют только в единстве с миром. Значит, имеется в виду абсолютное, поток сознания, который формирует феномены — значения предметного мира. Проблема сознания занимает важное место и в других зарубежных философских направлениях. Среди них герменевтика, экзистенциализм, психоанализ, лингвистическая философия, структурализм, философия жизни и др. Они достигли значительных результатов в процессе исследования различных содержательных аспектов сознания, его внутренней логики. Сегодня исследования философов сосредоточились на соотношении «духа» и «тела», физических и психических состояний и т. п. Много внимания отводится вопросам, которые возникают на границе философии и языка, когнитивной психологии и компьютерного моделирования сознания. Актуальной остается проблема происхождения сознания. Материалистический подход к этой проблеме не изменился: материя в процессе развития под влиянием определенных обстоятельств порождает разум. Рассмотрим эту точку зрения детальнее. И для начала зададимся вопросом: благодаря каким свойствам материя приходит к вершине своего развития — порождению «духа»; что это за внутренняя сила в «фундаменте» материи, которая закономерно побуждает к возникновению мышления, воли, эмоций и т. п.? Современная наука на это отвечает однозначно: таким свойством материи является свойство отражения. Итак, отражение — это та «ниточка», держась за которую можно выйти на решение проблемы сознания. Что же такое отражение? Отражение — это универсальное качество материи, процесс и результат взаимодействия, при котором особенности одного объекта в иной форме воссоздаются в особенностях другого объекта. Поскольку взаимодействие присуще всем материальным объектам, то и отражение следует рассматривать как всеобщее свойство материи. Взаимодействие предметов никогда не проходит бесследно, обязательно остаются последствия. Причем необходимым условием отражения является похожесть, соответствие с отражением. В развитии отражения как общего свойства материи можно условно выделить три больших этапа: отражение в неживой природе, отражение в живой природе и отражение на социальном уровне. Этим этапам отвечают следующие формы отражения. Физико-химическое отражение происходит по законам механики, физики, химии. Такое отражение имеет пассивный характер. След не оценивается объектом, на котором он появился. Особенность физико-химического отражения состоит в том, что оно может осуществляться только в непосредственном контакте. Следствия таких контактов содержат определенную информацию о характере взаимодействия. Годовые кольца на срезе дерева, например, могут рассказать о климатических условиях в разные годы. Поэтому важная черта любого отражения — это информативность. Один объект оставляет о себе память в другом, и эта память сохраняется определенное время. Итак, отражение — это общее свойство материи, которое состоит в информационном воспроизведении особенностей отражаемого предмета. Физиологическое отражение возникает на начальной стадии развития живой природы и присуще одноклеточным структурам. Более простой формой отражения является раздражимость. Это свойство живых организмов выборочно реагировать на физико-химическое воздействие и обнаруживаться в активных реакциях на факторы, имеющие непосредственное биологическое значение для организма. Вместе с тем организм не замечает их, если действие не направлено прямо на него. На основе раздражимости возможно лишь пассивное приспособление к среде. Это означает, что простейший организм лишь выбирает более благоприятные условия существования среди имеющихся, но сам их не ищет и тем более не создает. Психическое отражение возникает на более высоком этапе развития живой природы. Особое значение имеет возникновение нервных клеток, которые принимают сигналы от внешних раздражений. Постепенно происходит дифференциация функций между нервными клетками. Одни специализируются на восприятии сигналов света, другие — звуковых, третьи — вкусовых и т. д. Таким образом, возникают отдельные специализированные органы ощущений и разветвленная нервная система, которая согласовывает их работу. Это знаменует появление отдельной формы отражения — чувствительности, т. е. отражения в форме ощущений, восприятий и представлений. Появление чувствительности означает переход от пассивного приспособления к активно-поисковой ориентационной деятельности, которая осуществляется в форме наследственного инстинктивного или личностно-приобретенного поведения. Инстинктивное отражение характерно для всех бесхребетных. Оно состоит в том, что в стереотипных ситуациях все представители определенного биологического вида ведут себя одинаково. На первый взгляд, их действия кажутся сознательными и целенаправленными, но на самом деле они обусловлены наследственными механизмами и теряют всякий смысл, если изменить условия. На качественно высшую ступень поднимается отражение позвоночных, у которых появляется головной мозг и центральная нервная система. Способ отражения окружающего мира с помощью головного мозга называется психикой. Ее суть состоит в том, что у высокоорганизованных животных кроме безусловных рефлексов (инстинктов) существуют также условные рефлексы, которые становятся основой более сложного личностно-приобретенного и ориентационного поведения. Условные рефлексы — это временные нервные связи, возникающие в результате того, то организм на протяжении определенного времени подвергается действию одних и тех же или похожих факторов. Механизм их действия основан на открытом И.П. Павловым принципе «обратной связи», задача которого — постоянно ставить в известность мозг о том, что происходит в управляемой им системе и окружающей среде. Причем идет «оповещение» не только о работе того или иного органа, но и об эффекте этой работы, которая дает возможность корректировать поведение. Итак, условные рефлексы выполняют роль сигнализатора, предупреждая о событиях, которые должны произойти, что является необходимым условием «опережающего отражения». Носителем отражения в форме сознания является человек, который вышел из недр животного царства. Психика животных выступала той биологической предпосылкой, на основе которой развилось человеческое сознание. Несмотря на генетическую общность психики человека с психикой животных, их отражение не следует отождествлять. Сознание — это высшая форма отражения. Оно имеет принципиально иной характер и находит свое проявление: во-первых, в том, что чувственное отражение наполняется более глубоким и осознанным содержанием. Возникает своеобразная надстройка над ним — абстрагирование, которое состоит в мысленном выделении отдельного предмета, отношения, свойства из совокупности предметов, отношений, свойств. Абстрагирование является способом превращения наблюдений и представлений в понятия. Оно расчленяет, разрывает, схематизирует целостную подвижную действительность. В отдельно взятой абстракции субъект отходит от действительности. Но именно это обеспечивает изучение отдельных сторон предмета в чистом виде и, таким образом, проникновение в их сущность; во-вторых, сознание отражает мир не в чувственно-наглядных, а в идеальных образах. Что это за образы? Что такое идеальное? При рассмотрении категории «идеальное» надо иметь в виду, что идеальное характеризует, во-первых, гносеологическое отношение сознания к бытию, выявляя принципиальное отличие между отражением и отражаемым, образом и объектом. Это отличие состоит в том, что идеальные образы, отражая свойства реальных объектов, сами этих свойств не имеют. Идеальному образу не свойственны, какие бы то ни было физические, химические и прочие признаки материальных объектов. Они не имеют ни пространственных размеров, ни геометрических форм, ни объема, ни массы и т. п. Образ розы не пахнет, а от образа огня даже папиросу не прикуришь. Идеальное — это то, что существует и не существует одновременно. Его нет как особой субстанции, которая существует наряду с материей, но оно есть как субъективная реальность. Субъективность означает, что идеальное всегда принадлежит субъекту, человеку или группе людей и не существует без своего носителя, поэтому в содержании образов и понятий сознания отражаются особенности жизненного опыта его носителя, его интересы, чувства, расположение духа, переживания и т. д. Субъективность также означает неполноту отражения, которая связана с тем, что в ощущениях дается не зеркальная копия, а более или менее приближенное воспроизведение свойств предмета. Следует заметить, что в понимании проблемы идеального сложились два взаимосвязанных подхода. Первый условно обозначают как «деятельное толкование идеального». Связан он с именем Эвопьда Ильенкова. Сторонники этого подхода выводят свойства идеального из неотъемлемых свойств материи. Психологизм, или информационный подход, становление которого связано с именем Давида Дубровского, рассматривает идеальное как особое свойство субъективности, духовности, относительно независимой от материального, нейтронального, предметно-практического. Оба подхода имеют положительные и отрицательные моменты; в-третьих, человеческое отражение носит не приспособительный, а активно-преобразовательный характер. Человека не удовлетворяет то, что дано природой, и он стремится изменить эту данность так, чтобы она отвечала его потребностям. Это человек осуществляет, прежде всего, в своем сознании. Содержание сознания так или иначе практически реализуется. Но перед этим оно приобретает характер замысла или идеи. Идея — не только знание, но и планирование того, что возможно. Идея — понятие, ориентированное на практическую реализацию. Человек сначала в сознании создает, конструирует новое — проекты зданий, машин, технологические процессы, а потом воплощает их в действительность с помощью труда. Потребности человека, отражаясь в сознании, приобретают характер цели, т. е. идеальной модели желаемого будущего. Реализуясь в практической деятельности, цель материализуется в предметной форме, в формах реально существующих предметов, которых раньше не было в природе. Такова краткая характеристика высшей формы отражения. Появилась она вследствие эволюционного усложнения материи. В этом сложном, охватывающем миллиарды лет развитии можно выделить два качественных скачка: переход от неживого к живому и переход от живого к мыслящему. В результате второго скачка возникло сознание. Это стало возможным, потому что появились определенные биологические предпосылки и социальные условия. К непосредственным биологическим предпосылкам возникновения сознания относятся: 1) телесная организация человекообразных существ. Здесь сыграло роль прежде всего прямохождение, развитие и высвобождение передних конечностей. Это приблизило человекообразное существо к трудовым операциям; 2) первая сигнальная система высших животных (развитие звуковых и двигательных средств информации). В историческом плане сигнальная система обезьян явилась своеобразной прелюдией языкового общения; 3) стадная форма жизни человекоподобных обезьян. В условиях стадного общения повышалась их жизнеспособность, усложнялись связи со средой, складывалась внутренняя иерархия особей в стаде. Стадные связи — предпосылка общинной организации людей; 4) головной мозг, развитая нервная система высших животных. Решающую роль в возникновении и развитии сознания сыграли социальные условия. Первым фактором становления сознания выступил труд. Во время процесса изготовления элементарных орудий труда человек постоянно выделял общие связи и отношения в предметах труда. Например, со временем он начал осознавать, что режет не только данный острый предмет, но и острый предмет вообще, огонь дает не только трение этих кусков дерева, но трение вообще, и т. п. Трудовой процесс подталкивал будущего человека к абстрагированию, обобщению, т. е. учил отделять основные признаки предмета от самого предмета и формировать понятия. С помощью средств труда, которые одновременно являлись и средствами познания, человек постигал свойства объективного мира. Изготовляя средства труда, в которых закреплялись выявленные свойства предметов, человек учился мысленно их выделять. Логика чувственно-предметной деятельности фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Человек учился думать. Так постепенно формировался логический образ предмета, а работа человека приобретала осознанный характер. Археологические находки свидетельствуют, что мышление человека было сопряжено с его трудовой деятельностью, а с развитием сознания становилось более опосредованным и абстрактным. Зарождаясь и развиваясь в труде, сознание и воплощалось в труде, создавая предметный мир очеловеченной природы, мир культуры. Вторым фактором возникновения и развития сознания является языковое общение, речь. Язык возник в коллективе первобытных людей. Чтобы общими усилиями вырыть и замаскировать яму, загнать в нее зверя и убить его, охотники должны были многое сообщить друг другу. И жизнь заставила их этому научиться. Разнообразие информации, которую передавали друг другу наши предки, требовала определенных знаков. Знак должен был стать единым для определенного класса вещей и действий и общим для всех участников трудового процесса. Жесты не отвечали этим требованиям: их можно принять и понять лишь при условии, что их видишь. В коллективном же труде принимают участие, разумеется, и те, кто не видит друг друга. Вот почему возникла необходимость в звуковой системе знаков, с помощью которых осуществляется общение. Такая система знаков и есть речь. Она состоит из разных слов, условных звуковых знаков и выполняет двойную функцию: выступает и как средство общения, и как орудие мышления. Слова являются не только условными знаками разных предметов и процессов — они также фиксируют наши мысли об этих предметах. Только с помощью речи (устной, письменной или художественно-образной) человек может сформулировать и выразить свои мысли. Конечно, для того, чтобы мыслить, не обязательно говорить вслух. Глухонемые, например, не владеют звуковым языком, но это вовсе не означает, что у них отсутствуют язык и мышление. Эти люди могут выражать свои мысли с помощью жестов и письменного языка. Надо сказать, что выразительный язык жестов так или иначе используется всеми людьми, в особенности для передачи эмоций и чувств, для конкретизации значений слов. Вместе с тем речь — это не просто средство фиксации и передачи мыслей, она является необходимым условием и орудием мышления. Процесс мышления — это процесс оперирования абстрактными понятиями, которые условно закодированы в соответствующих словах. Формулируя мысль, человек как бы проговаривает про себя необходимые слова, отыскивая наилучшую форму ее воплощения. Невозможно завершить мысль без соответствующего словесного (вербального) оформления. Иногда, правда, может возникать иллюзия, что формирование мысли про себя предшествует ее словесному оформлению. Человеку кажется, что мысль целиком созрела, только он не может пока четко ее выразить. Однако нечеткость и невыразительность высказываний свидетельствует о нечеткости и незрелости мысли. И наоборот, ясная и четкая по смыслу, стройная по форме мысль высказывается в доходчивых и понятных суждениях. Таким образом, процесс мышления невозможен без речи, которая выступает формой реальности мысли. Третьим фактором возникновения сознания является общинный характер жизни людей. Сознание — продукт общества и общественного развития. Вне общества не было, нет и не будет сознания. О том, что без общинных отношений сознание невозможно, говорят более 50 случаев «воспитания» детей животными. У таких детей не оказалось никаких признаков сознания. Каким же образом социальность формировала сознание людей? В процессе трудовой деятельности люди вступают друг с другом в те или иные формы отношений, взаимное общение, которое может быть производственным или личным. Общение является одной из необходимых предпосылок формирования и развития личности, ее сознания, общества в целом. Ведь если мы под общением понимаем взаимодействие общественных субъектов (классов, групп, личностей), то между ними, бесспорно, происходит обменинформацией, опытом, способностями, навыками, умениями и т. п. Общение — это одно из условий социализации личности. В общении человек не только получает рациональную информацию, формирует способы деятельности, но путем подражания и наследования усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. Таким образом, для возникновения сознания были необходимы определенные биологические предпосылки, которые, однако, сами непосредственно не создают его. Сознание возникает на социальной основе, является продуктом общества и общественного развития. Но прежде всего сознание — это функция человеческого мозга. Каковы же физиологические основы сознания, каков механизм его функционирования? Учение о деятельности мозга развивала целая плеяда выдающихся ученых, таких, как Иван Михайлович Сеченов, Иван Петрович Павлов, Николай Евгеньевич Введенский, Алексей Алексеевич Ухтомский, Левон Абгарович Орбели. В своих трудах они доказали, что сознание есть функция того особо сложного кусочка материи, который называется мозгом человека. Мозг человека, по словам Сеченова, — «чудеснейшая машина в мире». Это тончайший нервный аппарат, высочайшая форма организованной материи в известной нам части Вселенной. Он является также центральным пунктом организма. С помощью многочисленных чувствительных и подвижных нервов (периферийная нервная система) мозг связан с системой ощущений, которая черпает информацию из внешней среды и органов, осуществляющих определенные функции организма (мышц, желез, сосудов и пр.). Получив нервные импульсы, которые свидетельствуют о состоянии внешней среды и внутреннего состояния организма, мозг регулирует сложные взаимоотношения организма с изменяющимися условиями среды. В самом аппарате головного мозга выделяют несколько частей, или «блоков», которые отличаются друг от друга своим строением, связями и функциями. Общая работа всех блоков создает сложную высшую нервную деятельность. Это своеобразный психофизиологический процесс. Психическое не существует отдельно от физиологического. Физиологическое является материальным субстратом, материальным носителем психического, психическое же является результатом, продуктом, свойством этого физиологического. Они связаны друг с другом, составляя единый психофизический процесс, обусловливая друг друга своим существованием. Нельзя отделить мышление от мыслящей материи. Мозг — не источник сознания. Между мыслящим мозгом и собственно мышлением имеет место отношение не причины и следствия, а органа и функции. Человеческий мозг — это орган сознания, а сознание — это его основная функция. Причем мыслит и осознает не мозг сам по себе, а человек с помощью мозга. Сознание отражает не структуру и содержание мозга и не физиологические процессы, которые происходят в нем, а, прежде всего внешний мир. В противном случае, как метко заметил Людвиг Фейербах, кошки, вместо того чтобы бросаться на мышей, раздирали бы когтями собственные зрачки. Таким образом, сознание человека, его психика является продуктом физиологической деятельности мозга, свойством мозга, и вне этой физиологической деятельности оно не существует. 1) сознание — это свойство высокоорганизованной материи; 2) сознание — это высшая форма отражения действительности, идеальный образ материального мира; 3) сознание — продукт социально-исторического развития и усложнения материи; 4) сознание — это регулятор целенаправленной деятельности человека. Итак, сознание — это специфично человеческое отражение и духовное освоение действительности, свойство высокоорганизованной материи — человеческого мозга, которое заключается в создании субъективных образов объективного мира, удержании, сохранении и переработке информации, в выработке программы деятельности, направленной на решение определенных задач в активном управлении этой деятельностью. Сознание является общественно-историческим продуктом. Оно возникает вместе с человеческим обществом в процессе становления и развития трудовой деятельности и речи, формируясь только в условиях социальной среды, постоянного общения индивидов между собой. Сознание как внутренний мир человека имеет свою структуру. Чтобы ее рассмотреть, следует, прежде всего, обратить внимание на такое обстоятельство. Нередко понятие «сознание» отождествляется с понятием «психика человека». Это ошибка. Психика — более сложное образование, включающее в себя две сферы отражения: сознание и бессознательное. Считается, что бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, которые находятся вне сферы разума. К бессознательному относят, в первую очередь, инстинкты — совокупность врожденных актов поведения человека, которые создаются вследствие продолжительной эволюции и направлены на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа. К структуре бессознательного причисляют также интуицию и автоматизмы, которые могут зарождаться в сфере сознания и со временем проникать в сферу бессознательного. Интуиция — это знание, которое возникает без осознания путей и условий его получения, путем непосредственного чувственного созерцания или умозрения. Автоматизмы — это сложные действия человека, которые, первично появляясь под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают характер бессознательных. Бессознательными также являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т. п. Благодаря подключению бессознательного к психической деятельности нагрузки на сознание уменьшаются, а это, в свою очередь, расширяет поле творческих возможностей человека. Современная наука оперирует и понятием подсознательного. Это особый пласт, или уровень бессознательного. К нему относят психические явления, связанные с переходом операций деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма. Бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; между ними довольно часто возникают противоречия, иногда конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достичь гармоничного единства. В бессознательном заложены широкие возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, в особенности творческой деятельности субъекта. Это обстоятельство служит основой формирования иррационалистических философских учений. В них значительной или даже определяющей силой человеческого поведения считаются разные формы бессознательного: инстинкты, интуиция и пр. Известными представителями иррационализма являются: Артур Шопенгауэр (Германия), Серен Кьеркегор (Да-ния), Фридрих Ницше (Германия), Эдуард Гартман (Германия), Анри Бергсон (Франция), Зигмунд Фрейд (Австрия), Мартин Хайдеггер (Германия). Зигмунд Фрейд, в частности, строил свою модель поведения человека па представлении о господстве в человеческой психике половых влечений, которые вступают в конфликт с сознанием и в результате подчиняют его себе. Однако большинство философских школ занимают другую позицию. Они считают, что ведущим началом в человеческой психике является сознание, которое «питая» и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способно его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека. Какую же структуру имеет само сознание? Структура сознания в значительной мере весьма условна. Дело в том, что элементы сознания тесно взаимосвязаны. Однако при всей условности в сознании можно выделить такие элементы: Первым элементом является знание. Это главный компонент, ядро сознания, средство его существования. Знание — это понимание человеком действительности, отражение ее в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек может «охватить», осмыслить все то, что его окружает и составляет предмет познания. Знание предопределяет такие свойства сознания, как возможность предметной деятельностью целеустремленно «создавать мир», предусматривать ход событий, проявлять творческую активность. Иными словами, сознание — это отношение к действительности в форме знаний с учетом потребностей человека. Вторым важным элементом структуры сознания являются эмоции. Человек познает окружающий мир не с холодным равнодушием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствия, увлеченности или негодования. Он переживает то, что отражает Эмоции или стимулируют, или тормозят осознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, более легко запоминается. Но иногда «радужное» восприятие мира может ослепить, породить иллюзии, выдать желаемое за действительное. Некоторые, особенно отрицательные, эмоции негативно сказываются на ясности ума. Чувство страха, например, становится препятствием на пути осознания человеком происходящего. Высшим уровнем эмоций являются духовные чувства (например, чувство любви), которые формируются вследствие осознания связей личности с наиболее существенными социальными и экзистенциальными ценностями. Чувства характеризуются предметным содержанием, постоянностью, независимостью от реальной ситуации. Эмоциональная сфера существенно влияет на все проявления сознания человека, выполняет функцию основы его деятельности. Третьим структурным элементом сознания является воля — осознанное, целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направить свои психические и физические силы на решение задач, которые возникают в его деятельности и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий. Изготовление орудий человеком — это первая и наиболее главная школа формирования воли. Воля и цель взаимодополняют друг друга. Без воли нельзя достичь цели; без целесообразной деятельности нет воли. Воля — это осознанное стремление и побуждение к действию. Однако для человека характерны и неосознанные побуждения. Иногда бывает так, что человек куда-то стремится, а куда и зачем — сам не знает. Такая подсознательная регуляция осталась у человека от животных. В структуре сознания следует упомянуть и такой элемент, как мышление. Мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого, услышанного и т. п. Благодаря мыслительной деятельности мы проникаем в невидимое, в то, что не воспринимается путем прикосновения и что нельзя почувствовать. Мышление дает нам знание о существенных свойствах, связях и отношениях. С помощью мышления мы осуществляем переход от внешнего к внутреннему, от явления к сущности вещей, процессов. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы