Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 3. Философия Средневековья
История Средних веков охватывает достаточно длительный период европейской истории с Античности до Нового времени, начиная с VI в. и заканчивая XIV в. н.э. Выделяют следующие направления в истории философии Средних веков: 1) апологетика; 2) патристика (восточная и западная); 3) схоластика (ранняя (XI-XII вв.) и поздняя (XIII-XIV вв.)). В схоластике также можно выделить: 1) рационалистическое направление; 2) мистическое направление. Средневековая философия тесно связана с христианской религией. Философия этого периода, основанная в христианском вероучении, церковной догме, использовала религиозный понятийный аппарат. Основную свою задачу философы Средневековья видели в осмыслении и разъяснении текстов Библии — Ветхого и Нового Заветов. Но при этом философия существовала с опорой на идеи древнегреческих мыслителей. Философия Средних веков существует в единстве с теологией. Теология, то есть богословие, — систематическое изложение, опирающееся как на собственный, так и на философский понятийный аппарат; основная проблематика теологии связана с учением о Боге, его свойствах, качествах, признаках; теология также разрабатывает комплекс правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных христианством. Поэтому средневековую философию интересует, в том числе, и вопрос об отношении религии и философии. Основные проблемы средневековой философии: 1) онтологические проблемы, для этого рода проблем характерен: во-первых, теоцентризм, то есть Бог понимался как высшая реальность, как беспредельное всемогущество, определяющее и творящее все сущее. Во-вторых, креационизм — мировоззрение, основанное на принципе творения мира Богом из ничего. При этом Бог и его творение — две противостоящих реальности; Бог — истинная реальность и благо. Мир содержит в себе зло, которое имеет своим истоком небытие. Доказательства бытия Бога также относятся к онтологической проблематике средневековой философии. Анселъм Кентерберийский предложил онтологическое доказательство бытия Бога. Фома Аквинский разработал пять доказательств бытия Бога; 2) гносеологические проблемы: как познать истинную реальность, то есть Бога? С помощью каких способностей человек может постичь Бога? Основной акцент делался на рассмотрении таких человеческих способностей, как вера и разум. Вера — особая способность души человека. Бог сам открывает себя через Откровение, которое зафиксировано в священной книге — Библии. Задача теолога-философа — раскрыть тайны, загадки библейских текстов и тем самым приблизиться к познанию высшей реальности. Тертуллиан решал эту проблему, высказав суждение: «Верую, потому что абсурдно». Разум не в силах постичь то, что дано вере. Августин Блаженный (345— 430 гг.) провозглашал: «Верую, чтобы понимать». Вера и разум одинаково важны в познании, но при этом разуму отводилась подчиненная роль. Фома Аквинский (1225-1274 гг.) отстаивал идею гармонии веры и разума; 3) антропологические и этические проблемы: антропология и этика средневековой философии опираются на четыре христианских догмата — творение, грехопадение, искупление и воскресение. Проблема человека возникает из следующих представлений. Бог создал человека, наделив его телом и душой. Человек поэтому имеет особый статус в мире — быть посредником между царством духа и царством природы. Человек — это образ и подобие Бога, поэтому тело и душа должны быть благом. Но именно тело оказалось причиной первородного греха человека. Вернуть человека к Богу возможно через искупление, которое понимается как жизнь в соответствии с заповедями Бога, через духовный рост, через подчинение тела душе; 4) проблемы философии истории: история представляет собой линейный процесс, начало которого — это акт Божественного творения, а конец — конец света и второе Пришествие Иисуса Христа. Для Средневековья в целом характерна эсхатологическая установка — ожидание конца света. Представители апологетики: Клемент Александрийский, Тертуллиан, Ориген — основную свою задачу видели в том, чтобы показать, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и противоречива. Свои доказательства они строили с опорой на греческую философию и догматы христианства. Тертуллиан предложил свой ответ на вопрос о соотношении веры и разума в познании: «верую, потому что абсурдно». Он провозглашал враждебность к разуму, который объявлялся предрассудком античности. Философия и религия не могут существовать в согласии. Разум должен отступить перед несокрушимостью веры, которая принимает то, что не может принять разум. Представителями восточной (греческой) патристики являются Афанасий Александрийский (Великий), Василий Кесарийский, Григорий Нисский, Григорий Назианзин, Иоанн Дамаскин. Василий Кесарийский, Григорий Нисский, Григорий Назианзин сформулировали догмат Троицы: Бог триипостасен (имеет три лица): ■ Бог-Отец — безмолвное и безначальное первоначало; ■ Бог-Сын — слово-Логос этого безмолвного бытия, пришедший на землю Иисус Христос; ■ Дух Святой — животворение, начало всего живого. Афанасий Александрийский (Великий) обосновал вторую ипостась Троицы — Бога-Сына — Логоса. Лица Троицы (ипостаси) не соподчинены, а единосущны. Назначение Сына — спасти человечество. Идея спасения — личная проблема для каждого человека. Путь спасения — обретение духовности (благодати). Наиболее ярким представителем западной (латинской) патристики является Аврелий Августин (354—430 гг.). Аврелий Августин, или Августин Блаженный, систематизировал христианское учение на основе неаплатонизма. Бог как Дух, творя мир из ничего, руководствовался теми совершенными вечными и неизменными идеями-образами, которые содержались в его уме. Сущность человека заключается в том, чтобы вечно стремиться к идеям Бога, так как человек несет в себе замысел Творца и сам его внеземной образ, Любовь и Добро. Движение в моральной истории человечества — это движение от эгоистической любви к себе (град земной) к бескорыстной любви к Богу (град Божий). Августин Блаженный попытался объяснить такие категории времени, как прошлое, настоящее и будущее. Действительно только настоящее, прошлое связано с человеческой памятью, а будущее заключено в надежде, но оно еще не существуют. Все вместе соединено в Боге как Абсолютной Вечности. История, даже при уникальности всех ее событий, принципиально предсказуема, и наполнена смыслом. Все, что должно произойти, служит реализации Божественного плана. Представителями схоластики называют обычно Ансельма Кентерберийского, Пьера Абеляра, Роберта Гроссетеста, Роджера Бэкона, Фому Аквинского. Большое значение в схоластике уделялось форме изложения материала, умению вести дискуссии, что косвенно стимулировало интерес к логике, лингвистике, теории познания. Впоследствии термин «схоластика» стал употребляться как синоним науки, оторванной от жизни, далекой от наблюдения и опыта, основанной на некритическом следовании авторитетам. Ансельм Кентерберийский предложил онтологическое доказательство бытия Бога: из понятия Бога как идеи высшего совершенства выводится доказательство его реального существования. Невозможно, чтобы не существовала сущность, совершеннее которой ничего нет. Такая сущность существует, это и есть Бог. Бог как идея содержит в себе свою реальность, поэтому сам он действительно существует. Фома Аквинский предложил пять доказательств бытия Бога: 1) дается в опыте каждого человека: каждый человек видит, что в мире все находится в движении. Должно существовать нечто, что приводит все в движение, некий перводвигатель, но который сам остается неподвижным. Это есть Бог; 2) это доказательство также основано на чувственных данных. Все в мире имеет свою причину. А Бог есть причина всех причин; 3) в третьем доказательстве Фома Аквинский исходит из понятия возможности и необходимости. Среди вещей есть такие, которые могут быть, а могут и не быть. Для них невозможно вечное бытие, невозможно чтобы они были случайны, следовательно, необходимы. Необходимое должно иметь причину. Здесь следует обратиться ко второму доказательству; 4) в основе четвертого доказательства лежит различие вещей по степени совершенства, истинности и благородства. Должно быть нечто, что является наиболее совершенным, истинным и благородным. Следовательно, такая сущность существует, она есть Бог; 5) пятое доказательство исходит из «распорядка природы». Все в мире устроено целесообразно. Кто-то направляет все к некоей высшей цели. Это должен быть только Бог. У Фомы Аквинского высшее начало, Бог — бытие, акт которого заставляет Вселенную существовать. Бог порождает все остальные вещи и существа, но сам оказывается первейшим. Он предшествует всем другим созданиям, но ему ничто не предшествует. Фома Аквинский различает бытие и сущность, считая, что сущности обладают самостоятельным бытием. Сущности (субстанциальные формы) сообщают вещам бытие. Аквинский выделяет четыре уровня бытийности вещей: 1) неорганические стихии и минералы (низшая ступень бытия); 2) растения; 3) животные; 4) разумная душа (высшее из сотворенных сущих). Бытие как таковое, божественное бытие непознаваемо, но в тварном (сотворенном) мире человек с помощью ума способен познать сущности, субстанции, а они стоят ближе к бытию. Фома Аквинский вводит в философию различение сущности (essentia) и существования (existentia). Бог — это высшая реальность, сущность которой состоит в том, чтобы существовать. Во всех остальных вещах тварного мира сущность и существование не совпадают. Вещам присуща сущность, но сущность не объясняет их существования. Это происходит потому, что все существующее в мире создано Богом, а, следовательно, зависит от него. Тварные вещи существуют не благодаря своей сущности, а благодаря сопричастности божественному акту творения. В Боге, то есть в бытии простом и несотворенном, сущность и существование совпадают. Сущность Бога определяет его существование. Таким образом, мир материальных вещей существует не в силу собственной природы, а является чем-то совершенно случайным, зависимым от создателя. В сущности вещи не заложено существование этой вещи. В противоположность этому Бог — бытие абсолютно необходимое, а, следовательно, должен существовать, ибо это заключено в его сущности. В вопросе соотношения веры и разума Фома Аквинский выделяет как для философии, так и для теологии свои собственные отдельные сферы. Но вера не только не противоречит разуму, но помогает в его познавательной деятельности. Роль философии в рациональном обосновании теологии заключается в том, чтобы убедить сомневающихся в вере. Необходимо прибегать к философии, которая выполняет служебную роль. Одна из проблем схоластики — это степень познаваемости сотворенного мира, то есть соотношение единичных вещей и общих понятий, отражающих их сущность (универсалий). Разрешение этой проблемы вылилось в противостояние школ реализма и номинализма. Представителями реализма в схоластике являлись Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский. В основе их представлений о соотношении единичных вещей и общих понятий (универсалий) лежало учение Платона об идеях. Согласно реализму, универсалии имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. Вначале появляется идея стола, а потом создаются все конкретные столы, вначале появляется идея добра, а потом — конкретные добрые дела. Общие понятия до сотворения мира находятся в Божественном разуме. Бог по «универсалиям», как по образцам, творит мир. В конечном счете, первоначальным, подлинным бытием обладает не реальный (физический) мир, а мир общих понятий, идей, универсалий. Представители номинализма — Дуне Скотт, Уильям Оккам, в отличие от представителей реализма полагали, что общие понятия есть лишь имена, которыми мы наделяем реально существующие единичные вещи. Общие понятия — это не самостоятельные вещи, а лишь мысли, понятия, слова, имена, создаваемые нашим умом в результате абстрагирования признаков, общих для тех или иных предметов и явлений. В Божественном разуме нет каких-либо общих понятий. Они появляются уже после сотворения мира. Отсюда ориентация представителей этого направления на эмпирический мир, на опыт, на познание природы.
Схема 3.2. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии Уильям Оккам знаменит еще также сформулированным им методологическим принципом познания, так называемой «бритвой Оккама». Он утверждал: «то, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего»; «без необходимости не следует утверждать многое». Последователи У. Оккама интерпретировали его высказывания следующим образом: «Сущностей не следует умножать без необходимости», иными словами, что сложные вопросы нужно сводить к простым. Упомянутые выше философы-представители схоластики принадлежат к рационалистическому направлению. Мистическое направление в схоластике представлено, например, именами Бернара Клервосского (общение с Богом предполагает аскетизм и подвижничество мистической практики), Бонавентуры (всякое познание — познание Бога, поэтому познание Бога осуществляется через познание собственной души), Мейстера Экхарта (Бог во всем. «Бог мне ближе, чем я сам себе». Человек судит о Боге как о личности по себе. Мистический пантеизм). Вопросы и задания: 1. Можно ли утверждать, что средневековая философия является синтезом двух традиций: христианского откровения и античной философии? Обоснуйте свой ответ. 2. Правильно ли утверждать, что под реализмом в средневековой философии подразумевалась позиция, согласно которой подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи, предметы эмпирического мира? 3. Соответствует ли действительности суждение о том, что в средневековой философии под номинализмом понималась позиция, согласно которой подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи, предметы эмпирического мира? 4. Назовите основного систематизатора средневековой схоластики зрелого этапа ее развития? Что Вы о нем можете рассказать? 5. Объясните тезис: «Философия — служанка богословия». Кто из схоластов его выдвинул и почему? 6. Объясните смысл принципа креационизма. Какое отношение он имеет к онтологии средневековой философии? 7. Объясните термины «дуализм» и «монизм». Какой из них следует отнести к средневековой, а какой — к античной философии и почему? 8. Приведите доказательства бытия Божьего так, как это делал Фома Аквинский. Сможете ли Вы его опровергнуть? 9. Что такое томизм и каковы его принципы? Когда он возник, кто его основатель и в каком виде он существует в наше время?
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1715; Нарушение авторского права страницы