Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 4. Философия эпохи Возрождения
Движение Возрождения (Ренессанс) начинается в XIV в. в Северной и Центральной Италии, в XV в. оно достигает апогея развития, а в XVI в. становится общеевропейским явлением. Это время зарождения капиталистического способа производства, великих технических и географических открытий, которые приводят к бурному развитию торговли и производства, к изменениям в социально- классовой структуре общества, ослаблению корпоративных и других связей между людьми. Характерные признаки культуры этого периода следующие: 1. движение к освобождению от господства религии и церкви во всех сферах общественной жизни — так называемая «секуляризация». 2. Возвращение к античному культурному наследию, которое было почти полностью забыто в Средние века. Отсюда и название — Возрождение. 3. В центре внимания — проблема человека. Если во времена античности предметом изучения была природно-космическая жизнь, в Средние века — Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре философских исканий оказывается человек. Схема 4.1. Философский Ренессанс Поэтому философское мышление этой эпохи характеризуется как антропоцентрическое (схема 4.1). 4. Появление гуманизма как идейного движения. 5. Возрастание интереса к природе. Развитие натурфилософии. Обратим внимание на последние два признака. Что такое гуманизм? В эпоху Возрождения этот термин означал не церковное, «светское» знание, а гуманистами называли просто представителей «светской интеллигенции», возникшей вследствие быстрого возрастания роли умственного труда и появления таких «умственных» занятий, которые выходили за рамки официальных, преимущественно теологических исследований. Со временем термин «гуманизм» стал приобретать современное значение, которое состоит в понимании человека как высшей ценности. Таким образом, гуманизм эпохи Возрождения — это идейное движение, в котором вызревала новая «светская» философия, ориентированная на человека как высшую ценность. Первым «гуманистом» принято считать выдающегося поэта и мыслителя Данте Алигьери(1265—1321), который жил и творил во Флоренции — «столице» итальянского Возрождения. Данте одним из первых провозгласил человека «величественнейшим чудом из всех проявлений Божественной мудрости». Но настоящим основателем, «отцом гуманизма» считается Франческо Петрарка(1304—1374). Он стремился донести до современников достижения античности наиболее точно и понятно. Одним из ведущих философов раннего гуманизма был римский филолог Лоренцо Валла(1407—1457), в своих многочисленных произведениях подвергавший критике клерикальную идеологию и схоластическую философию. Гуманистическое мышление было характерным и для итальянского философа, основателя платоновской Академии во Флоренции Марсилио Фичино(1433—1499). Этот ученый перевел на латинский язык произведения Платона и многих других античных философов. Продолжателем идей Фичино был Джованни Пикоделла Мирандола(1463—1494). Он подготовил для диспута со схоластами трактат «Речь о достоинстве человека», который содержал 900 тезисов о том, что было уже познано. Однако дискуссия не состоялась — Папа Римский большинство тезисов запретил, признав их еретическими. Еще одним представителем гуманизма был профессор Болонского университета Пьетро Помпонацци(1462—1525), стоявший на позициях противопоставления философской истины истине религиозной. Типичной для эпохи Возрождения была философская позиция выдающегося французского гуманиста Мишеля де Рафаэле(1533—1592), творчество которого обращено к человеку и его достоинству. Он призывал к самостоятельности суждений, образцом для него было вольнодумство античной философии. Ренессансно-гуманистические идеи вызвали важные деформационные процессы в римско-католической церкви, привели к ее реформе, или так называемой Реформации (от лат. reformart — превращать, исправлять). Реформацию и Ренессанс объединяет то, что это явления одной исторической эпохи, с общей антифеодальной направленностью, в их основе лежит антифеодальное движение, носителями которого были городские прослойки общества. Если Ренессанс выдвигал требование преобразовать общество путем расширения светского образования, то Реформация была направлена против монопольного положения католической церкви и ее учения в политике, в идеологической системе тогдашнего европейского общества. Она практически оставалась на уровне средневекового мировоззрения, но предлагала новый путь к Богу. Реформация стала международным движением, которое достигло апогея в XVI в. Во многих европейских странах был осуществлен переход к протестантской вере (Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Нидерланды, Финляндия, Швейцария, частично Германия, Чехия, Венгрия). Реформация демократизировала церковь, поставив внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности. В некоторых странах церковь попала в зависимость от государства, которое в свою очередь облегчило развитие науки и светской культуры. Выдающимися представителями реформаторского движения были Мартин Лютер(1483—1546), Филипп Меланхтон(1497— 1560), Ульрих Цвингли(1484—1531), Жан Кшьвин(1509—1564), Томас Мюнцер(1490-1525). Видное место в философии Возрождения принадлежит натурфилософии. Она сыграла большую роль в борьбе против схоластики в естествознании. Выдающимися натурфилософами того времени были: Николай Кузанский(1401—1464) — немецкий философ, кардинал. Главное его произведение — «Об ученом незнании» (1440); Филипп Теофраст Гогенгейм(1493—1541) — немецкий философ, врач, алхимик, астролог. Это он соединил медицину с химией и получил всеобщее признание под псевдонимом__Парацельс; Бернардшю Телезио(1509—1588) — основатель академии вблизи Неаполя, где велись исследования человека и природы; Джералсшо Кардано(1501—1576) — разносторонний итальянский ученый, философ, астроном, изобретатель, который предложил «карданный вал» задолго до появления автомобиля; Франческо Патрици(1529—1597) — итальянский ученый, философ, профессор Римского университета; ТоммазоКампанелла(1568—1639) — итальянский философ, поэт, политический деятель, автор таких произведений, как «Город солнца», «О христианской монархии», «О церковной власти»; Джордано Бруно(1548—1600) — итальянский ученый, философ, поэт. За свои передовые взгляды был обвинен в ереси и отлучен от церкви, а 17 февраля 1600 г. сожжен на Площади Цветов в Риме. Все эти ученые создали целый ряд натурфилософских концепций. Их главными чертами были: 1) пантеизм (от греч. pan — все, theos — Бог, всебожие). Это философско-религиозное учение, согласно которому Бог есть безличное начало, «разлитое» по всей природе и тождественное с ней. Особенно заметно это учение пронизывало произведения Николая Кузанского, Джордано Бруно и др. Пантеизм с его тезисом «природа — это Бог, разлитый в вещах» был обычной формой борьбы с религией (схема 4.2); 2) осознание бесконечности природы, Вселенной. Эта позиция прослеживается во многих работах натурфилософов. Однако, если у Николая Кузанского учение о бесконечности Вселенной было полутеологическим, то у Бруно оно натуралистическое. Вдобавок у него идея о бесконечности природы становится одной из главных идей натурфилософии. Вселенная, по Бруно, не имеет центра, она не порождается и не уничтожается, не может уменьшаться или увеличиваться; 3) органический взгляд на Вселенную. В натурфилософских концепциях мир видится как живое существо, которое в полной мере наделено душой. Такая позиция носила название гилозоизма; 4) взаимосвязь «микрокосма» и «макрокосма». Микрокосм — это «малый мир», или человек. Макрокосм — это «Вселенная» или природа. Человек (микрокосм) толковался как часть природы (макрокосма) и приобретал идентичные ей свойства. Такая идея получила развитие в работах Кузанского, Кампанеллы, Бруно, Парацельса и др.; 5) наличие элементов диалектики. Диалектические тенденции были присущи, в частности, Кузанскому (принцип единства противоположностей), Бернардино Телизио (все в мире происходит как борьба противоположностей). Джордано Бруно развивал положение Кузанского о совпадении противоположностей. Он видел их в природе и человеческой деятельности: в реальном мире одна противоположность есть начало другой, и наоборот;
Схема 4.2 « Бог — мир — человек»
6) обращение к магии, алхимии, астрологии. Это было обусловлено недостаточностью реальных знаний, которые подменялись поэтическими аналогиями, мистическими догадками. В известной легенде о Фаусте, которая появилась в конце эпохи Возрождения, был увековечен тогдашний тип полуученого-полуфантаста, навеянный авантюрным духом времени. Таковы общие черты натурфилософии эпохи Возрождения. Новые тенденции появились и в природоведческой науке. Они были связаны с творчеством Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Галилео Галилея. Леонардо да Винчи(1452—1519) — знаменитый художник, пионер современного ему природоведения, мыслитель, который применил экспериментально-математический метод исследования природы, а также выдающийся представитель эстетической мысли своей эпохи. Враждебно относясь к астрологии, магии и алхимии, Леонардо да Винчи видел смысл научной деятельности в ее практической пользе для человечества и обосновал идею о необходимости соединения практического опыта и его научного осмысления как главного пути открытия новых истин. Математику он считал достовернейшей из наук при осмыслении и обобщении опыта. Реалистическое искусство Леонардо да Винчи («Тайная вечеря», портрет Моны Лизы и др.) свидетельствует о значительном развитии художественно-эстетической мысли эпохи Возрождения. По его мнению, искусство, как и наука, служит познанию реального мира. Подчеркивая «мудрость природы», индивидуальность, красоту души и тела человека, Леонардо выступил как большой ученый-анатом, психолог и замечательный живописец. Настоящий мировоззренческий переворот эпохи Возрождения отражен во взглядах на мироздание Николая Коперника(1473—1543). Он создал гелиоцентрическую систему, которая противоречила геоцентрической системе христианских взглядов на мир. В книге «Об обращении небесных сфер» Коперник сделал такие выводы: 1) Земля не находится неподвижно в центре Вселенной, как считали Аристотель, Птолемей, а также все схоласты и церковники, а вращается вокруг своей оси; 2) Земля вращается вокруг Солнца, которое является центром Вселенной; 3) обращением Земли вокруг своей оси Коперник объяснил смену дня и ночи. Эти выводы Коперника открывали принципиально новые пути для развития астрономии (схема 4.3). Большое значение для эпохи Возрождения имело творчество титанической личности Галилео Галилея(1564—1642). Рассматривая вопрос об отношении Бога и природы, Галилей отошел от пантеизма и создал деистическую модель мира. Бог согласно его рассуждениям создал природу, наделив ее определенным порядком и закономерностями. Однако после этого создатель не вмешивается в природу, она живет и развивается самостоятельно. На основании вывода о независимом существовании природы Галилей разработал свои принципы ее познания. Он ввел экспериментально-математический метод исследования природы — Космоса.
Схема 4.3. «Коперниканский переворот» А его астрономические открытия, прежде всего спутников Юпитера, стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника. Эпоха Ренессанса известна не только новыми подходами к проблеме человека и природы, а и социально-политическими теориями. Социальными вопросами занимались мыслители Никколо Макиавелли, Жан Воден, Туго Гроций, Томас Мор, Томмазо Кампанелла. Таким образом, философская мысль эпохи Возрождения свидетельствует о возникновении нового мировоззрения, основными чертами которого являются натурализм и рационализм. Основной признак философии Возрождения — светская, земная ее направленность. Она создала основу и условия для перехода от средневекового философского наследия к философии Нового времени. В этом состоит ее значение и этапный, исторический характер. Вопросы и задания: 1. Есть ли отличие гуманизма эпохи Возрождения от гуманизма античности? 2. Назовите специфическую черту натурфилософии эпохи Возрождения в целом. Что Вы можете о ней рассказать?
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1406; Нарушение авторского права страницы