Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Распространение единобожия в мединский период.



 

После переселения Посланника Аллаха в Медину, спод­вижники - мухаджирыи ансары*-на своих плечах построи­ли молодое исламское государство. Но несмотря на то, что оно уже было основано на твердой вере в единого Аллаха, все­вышний Аллах продолжал ниспосылать аяты о единобожии, а Посланник Аллаха все так же наставлял верующих искренне поклоняться только Господу миров.

*[Мухаджиры - это мусульмане, переселившиеся в Медину для того, чтобы помочь Посланнику Аллаха и религии своего Господа, а ансары - коренные жители Медины, принявшие ислам].

 

1. Всякий раз, когда кто-либо присягал на верность пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), он брал с них клятву не поклоняться никому, кроме Аллаха. В этом клялись как великие сподвижники, так и простые мусульмане. А всевышний Аллах сказал: «О Пророк! Если к тебе придут верующие женщины и захотят присягнуть в том, что не будут приобщать к Аллаху сотоварищей, что не будут красть и прелюбодействовать, убивать своих детей и покрывать клеветой [и ложью] то, что между их руками и ногами, и не будут выказывать ослушания тебе в благих делах, то прими их присягу и проси Аллаха простить их, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» Сура «Испытуемая», аят 12

И хотя в этом аяте говорится о присяге, которую должны были приносить верующие женщины, Посланник Аллаха ве­лел делать это и мужчинам.

'Убада ибн ас-Самит рассказывал, что однажды Посланник Аллаха сидел в окружении сподвижников и сказал: «Принеси­те мне присягу в том, что не будете приобщать к Аллаху сото­варищей и не будете красть, прелюбодействовать и убивать своих детей. Так велит аят, ниспосланный по поводу женщин: «Если к тебе придут верующие женщины...» Тот из вас, кто будет верен этой клятве, получит награду Аллаха. А тот, кто нарушит ее, искупит свой грех, если понесет за него наказание. Если же Аллах покроет его [в этом мире], то он будет отвечать за него перед Аллахом. Если Он захочет, то простит его, а если нет, то накажет» . аль-Бухари (18), (3892), Муслим и ан-Насаи (7/128).

 

Имам Ибн Касир передал много хадисов о том, что Послан­ник Аллаха принимал присягу от мусульманок, о которой го­ворится в аяте Корана.

Об этом рассказывали жена Посланника Аллаха 'Аиша, его тетя Сальма бинт Кейс, Амейма бинт Рукейка, Умм 'Атийа, Раита бинт Суфйан аль-Хуза'ийа, а также Ибн 'Аббас. Об этом сообщается в хадисах аль-Бухари (4891, 4895), Ибн Маджа (2874), ан-Насаи (7/134), Ахмад (6/379-380, 422-423).

 

Таким образом, Посланник Аллах принимал такую присягу, как от женщин, так и от мужчин, что видно из хадиса 'Убады ибн ас-Самита.

Об этом же свидетельствует хадис 'Ауфа ибн Малика аль-Ашджа'и, который рассказывал: «Однажды мы находились возле Посланника Аллаха. Нас было семь - девять человек. Тут он сказал:

— Не присягнуть ли вам Посланнику Аллаха?

Мы ответили:

— Мы уже принесли тебе присягу, о Посланник Аллаха!

Но он вновь сказал:

— Не присягнуть ли вам Посланнику Аллаха?

Тогда каждый из нас протянул ему свою руку, и мы сказали:

— Мы уже принесли тебе присягу, о Посланник Аллаха. В чем же нам присягнуть тебе сейчас?

Он сказал:

— Присягните мне в том, что вы будете поклоняться Аллаху, не придавая ему сотоварищей, будете совершать пять намазов, повиноваться правителям, - сказав это, он шепотом добавил, - и не будете ни о чем просить людей.

Я видел, как, когда у одного из этих людей упал хлыст, он никого не стал просить передать его ему». Муслим, Абу Дауд (1642), Ахмад (6/27), ан-Насаи (1/186) и Ибн Маджа (2867).

 

2. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) отправлял своих послов к жестоким правителям, призывая их уверовать в единого Аллаха. Он от­правлял проповедников, учителей, судей и эмиров в разные концы Аравии, наставляя их призывать людей к искреннему поклонению одному только Господу миров.

Анас ибн Малик рассказывал, что пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил послания к хосрою Персии*, цезарю - императору Византии, негусу Абиссинии и всем могущественным и деспотичным правителям, призвав их уверовать в Аллаха. И только негус отличался от них, и, когда он скончался, пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил по нему намаз джаназа. Муслим (3/1397), ат-Тирмизи (2716).

[Имам Ахмад (3/336) передал хадис Джабира о том, что за пять дней до смерти Посланник Аллаха отправил послания к хосрою, цезарю и всем другим деспотичным правителям].

 

*[Перевод на арабский язык послания Пророка Мухаммада к хосрою - повелителю Персии - вы можете прочесть в книге Ибн Касира «аль-Бидайа ва ан-Нихайа» (4/369)].

 

Из послания пророка (мир ему и благословение Аллаха) к императору Византии становится очевидно, что он преследовал только одну цель - призвать его к вере в единого Аллаха. Вот это послание:

«Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

От раба и Посланника Аллаха Мухаммада повелителю Рима Гераклиусу.

Мир всем, кто следует верным путем!

Я предлагаю тебе принять Ислам. Прими ислам, и ты обре­тешь спасение, а Аллах дарует тебе двойное вознаграждение. Если же ты откажешься, то на тебя лягут и грехи твоих хлебо­пашцев *. «О люди писания! Давайте признаем единое слово для вас и для нас: не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, и никого, кроме Аллаха, не будем считать своим Господом. А если они откажутся, то скажите им: «Будьте свидетелями, что мы предались воле Аллаха» Сура «Семейство 'Имрана», аят 64.

 

*[Пророк имел в виду бедных и простых людей, живших в его империи, грехи которых тоже ложатся на правителя, по вине которого весь народ продолжает приобщать к Аллаху сотоварищей. Правители будут отвечать перед Аллахом как за свои грехи, так и за грехи всех, кто, повинуясь им, уклонился от единобожия и истины и противился ей, и это есть величайшая справедливость. Всевышний сказал: «В Судный день они понесут бремя [своих грехов] целиком и часть бремени тех, кого они сбили с пути...» (Сура «Пчелы», аят 25.)

А Посланник Аллаха сказал: «Кто призывал к прямому пути, тот получит и награду всех тех, кто последовал за ним, и при этом их награда от этого ничуть не уменьшится. А кто призывал к заблуждению, на того лягут и грехи всех тех, кто последовал за ним, и от этого их грехов ничуть не убавится»] .

 

Когда это послание дошло до цезаря, он велел привести к нему курейшитов, которые с торговым караваном прибыли в Иерусалим. Среди них был и Абу Суфйан. Произошло все это после того, как Посланник Аллаха подписал с Абу Суфйаном и неверными курейшитами Худейбийский мир. Император спросил Абу Суфйана:

— Что же он вам велит?

Абу Суфйан ответил ему:

— Он говорит: «Поклоняйтесь одному Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей и отрекитесь от того, что говорили ваши предки» . И еще он велит совершать молитвы, говорить правду, блюсти целомудрие и проявлять заботу о родственниках. аль-Бухари (6), Ахмад (1/262).

 

3. Для прославления имени Аллаха пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) от­правлял на священную войну армии мусульман. Он говорил: «Кто сражается, чтобы возвысить имя Аллаха, тот сражается на пути Аллаха».

Но всякий раз он наставлял полководцев и бойцов перед сражением призвать противника отречься от поклонения лож­ным богам и уверовать в единого Аллаха. Бурейда ибн аль-Хусайиб рассказывал: «Назначая командующего армией или командира отряда, Посланник Аллаха наказывал ему бояться Аллаха и хорошо обходиться с мусульманами, находящимися в его подчинении. Он говорил ему: «Выступайте в поход с именем Аллаха и сражайтесь против тех, кто не верует в Алла­ха. Выступайте в поход, но не присваивайте трофеев, пока они не будут справедливо разделены между всеми, не нарушайте договоров, не надругайтесь над телами убитых и не убивайте детей. Встретившись с противниками из числа многобожников, призови их к трем вещам, и если они согласятся хотя бы с одним из них, то оставь их в покое: сначала призови их к ис­ламу, и если они примут его, то оставь их с миром. Затем при­зови их переселиться к мухаджирам и сообщи, что если они сделают это, то получат все права, которыми пользуются му-хаджиры, и на них будут возложены все те обязанности, кото­рые лежат на мухаджирах. Если они откажутся переселиться, то сообщи им, что они будут находиться на положении рядо­вых мусульман, то есть на них распространяется власть все­вышнего Аллаха. Получать же свою долю добычи они будут только в том случае, если будут вести джихад вместе с мусульманами.

Если же они откажутся, то потребуй от них выплаты дани (джизьи), и если они согласятся, то оставь их в покое. Если же они и тогда откажутся, то сражайся против них, испрашивая помощи у Аллаха. Если ты окружишь врагов в крепости, и они захотят получит защиту Аллаха и защиту Его пророка, то не гарантируй им защиты Аллаха и защиты Его пророка. Гаран­тируй им свою собственную защиту и защиту твоих людей. Дело в том, что если ты и твои люди не обеспечите им долж­ной защиты, то это будет меньшим грехом, чем несоблюдение защиты Аллаха и Его пророка. Если же осажденные в крепо­сти захотят перейти под власть Аллаха, то не распространяй на них власть Аллаха, а установи над ними свою собственную власть, ибо неизвестно, сможешь ли ты установить над ними власть Аллаха или не сможешь" » . Муслим (3/1356-1357), Абу Дауд (1612), ат-Тирмизи (1617) и Ибн Маджа (2858).

Похожий хадис Муслим, Абу Дауд и Ибн Маджа передали и от ан-Ну'мана ибн Микрана аль-Мазани.

 

4. Отправляя My'аза ибн Джабаля в Йемен эмиром, судьей и наставником, Посланник Аллаха сказал ему: «Ты придёшь к народу, относящемуся к людям писания. Пусть первым, к чему ты при­зовёшь их, будет свидетельство того, что нет божества, кроме Аллаха. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять намазов. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Ал­лах обязал их богатых делать пожертво-вания в пользу бедных. Если они покорятся тебе и в этом, то не смей посягать на их отборное имущество и бойся мольбы угнетённого, ибо между ней и Аллахом нет преграды» . аль-Бухари (4347), (7372) и Муслим.

Вне всякого сомнения, что Посланник Аллаха наставлял та­ким образом всех проповедников, эмиров и судей.

 

5. Именно для того, чтобы утвердить на земле единобожие и искоренить язычество, Всевышний повелел мусульманам сражаться за веру и сказал: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет смута и не утвер­дится вера в Аллаха. Если же они перестанут [быть невер­ными], то не должно быть вражды, кроме вражды к нечес­тивцам» Сура «Корова», аят 193

 

Ибн Джарир ат-Табари в своем толковании Корана, говоря о высказывании Всевышнего «Сражайтесь с ними, пока не ис­чезнет смута», писал: «Это значит: до тех пор, пока не исчез­нет язычество и пока люди не перестанут поклоняться кому-либо, кроме Него, пока не будет искоренено поклонение истуканам и ложным богам и пока все не будут молиться и подчи­няться только Ему одному... » См. «Тафсир ат-Табари» (2/194-195).

 

Он сообщил, что Катада, Муджахид, ас-Судди и Ибн ' Аббас говорили о том, что в этом аяте речь идет о борьбе до полного уничтожения язычества, после чего сказал: «Религией, о кото­рой Аллах упомянул в этом аяте, является поклонение Аллаху и повиновение всем Его повелением и запретам».

Затем он привел высказывание ар-Раби' о том, что Всевыш­ний в этом аяте повелел сражаться «до тех пор, пока люди не станут поклоняться только одному Аллаху и верить в то, что нет истинного божества, кроме Него. Во имя этого сражался и к этому призывал Посланник Аллаха».

В хадисе Абу Хурейры сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Мне велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не станут говорить: " Нет божества, кроме Аллаха". Тот, кто скажет " нет божества, кроме Аллаха", убережет от меня свое имущество и свою жизнь, кроме тех случаев, когда ислам пре­доставляет мне право на них, а ответ он будет держать уже пред великим и могучим Аллахом» . Муслим, ат-Тирмизи (5/439) и Ибн Маджа (3928).

Когда халиф Посланника Аллаха Правдивейший Абу Бакр решил сражаться с вероотступниками, вознамерившимися не выплачивать закят, повелитель правоверных 'Умар ибн аль-Хаттаб сказал ему:

— Как ты можешь сражаться с людьми, если сам Посланник Аллаха сказал: «Мне велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не станут говорить: " Нет божества, кроме Аллаха". Тот, кто скажет " нет божества, кроме Аллаха", убережет от меня свое имущество и свою жизнь, кроме тех случаев, когда ислам предоставляет мне право на них, а ответ он будет дер­жать уже пред великим и могучим Аллахом» .

Абу Бакр сказал:

— Клянусь Аллахом, я буду сражаться с каждым, кто делает различия между намазом и закятом. Воистину, мусульманин обязан выплачивать из своего имущества закят. Клянусь Алла­хом, если они не отдадут мне хотя одного козленка, которого они отдавали Посланнику Аллаха, то я буду сражаться с ними из-за этого. аль-Бухари (2946), Муслим, Абу Дауд (2640) и Ибн Маджа (3927).

 

Джабир ибн 'Абдуллах рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Мне велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не станут говорить: " Нет божества, кроме Аллаха". Тот, кто скажет " нет божества, кроме Аллаха", убережет от меня свое имущество и свою жизнь, кроме тех случаев, когда ислам пре­доставляет мне право на них, а ответ он будет держать уже пред великим и могучим Аллахом» . А затем он (Пророк) прочел аят: «Так наставляй же, ведь ты - наставник, и ты не властен над ними». Сура «Покрывающее», аяты 21-22. аль-Бухари (1399) и Муслим.

 

'Абдуллах ибн 'Умар рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, по­ка они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха, и станут совершать на­маз и выплачивать закят. Если же они станут поступать таким образом, то их жизнь и имущество будут неприкосновенны, кроме тех случаев, когда ислам предоставляет мне право на них, а ответ они будут держать уже пред Аллахом» . аль-Бухари (25) и Муслим.

 

Видно, что хадисы 'Умара, Абу Хурейры и Джабира цели­ком и полностью касаются единобожия и не затрагивают ни­каких других вопросов.

Причина этого, скорее всего, состоит в том, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) уделял очень большое внимание именно этому по­стулату веры и раз за разом напоминал о нем своим сподвиж­никам. Подчеркивая его важность и значимость, Посланник Аллаха давал понять мусульманам, что все предписания ша­риата и веры вытекают из этого величайшего столпа ислама и являются его обязательными требованиями.

В истории с вероотступниками 'Умар обосновал свою пози­цию именно тем, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) очень часто концентрировал внимание именно на необходимости правильных вероубеждений. Абу Бакр же, отстаивая свою точку зрения, провел анало­гию между намазом и закятом и сказал: «Клянусь Аллахом, я буду сражаться с каждым, кто делает различия между намазом и закятом». Если бы 'Умар вспомнил слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые запомнил и передал его сын 'Абдуллах, то он, не раздумывая, подчинился бы его воле.

 

Если бы он вспомнил то, что запомнил его сын, то он ни за что не стал бы возражать Абу Бакру. А если бы это вспомнили присутствующие, среди которых был и великий знаток хадисов Абу Хурейра, то они бы непременно напомнили об этом двум имамам мусульманской общины.

Возможно, произошло все это, главным образом, потому, что пророк (мир ему и благословение Аллаха), как мы уже сказали, уделял огромное внимание правильным вероубеждениям и часто говорил об их централь­ном месте в религии.

Ведь именно концепция поклонения одному Аллаху была самым ярким и самым важным звеном божественного учения, и именно несогласие с ней побуждало врагов Божьих послан­ников сражаться с ними.

 

А самым ярким проявлением лжи и заблуждения было идо­лопоклонство, по одну сторону которого находились послан­ники Господа, всеми силами стремящиеся уничтожить его, а по другую сторону - неверующие язычники, которые защища­ли его, не щадя своих жизней. Это идолопоклонство выража­лось в обожествлении истуканов и идолов и возвеличивании могил пророков и праведников. Язычники совершали ради них жертвоприношения и приносили им дары, питали к ним лю­бовь и испытывали перед ними страх, надеялись и уповали на них и просили их заступиться за них перед Аллахом и довести до Него их молитвы, дабы Он удовлетворил их просьбы. Все это было проявлением великого многобожия, которое Аллах не прощает ни одному из своих творений. Вспомните, как имам всех искренних рабов Аллаха пророк Ибрахим (мир ему) разрушил идолов своего неразумеющего народа. Рассказав об этом, мы не можем умолчать и об ожесточенной борьбе, которую вел с идолопоклонством пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Он всеми силами ста­рался лишить сатану малейшей возможности склонить людей к поклонению беспомощным истуканам, святым и вообще ко­му-либо, кроме Аллаха.

Одним из оружий в этой войне, объявленной священным Кораном и Посланником Аллаха, было высказывание Все­вышнего: «Размышляли ли вы над ал-Лат и аль-'Уззой и еще этой третьей — Манат. Неужели у вас дети — мужского пола, а у Него - женского? Воистину, такое деление было бы не­справедливым. Они (т.е. божества) всего лишь имена, ко­торыми нарекли их вы и ваши отцы, и Аллах не ниспослал насчет них никакого доказательства. Но люди следуют только догадкам и тому, чего жаждут их души. А ведь к ним пришло наставление на прямой путь от их Господа» Сура «Звезда», аяты 19-23.

 

Насколько же ничтожны эти фальшивые божества и на­сколько смертоносно для них это оружие!

Всевышний также сказал: «Избегайте же скверны идолов, а также лживых речей, оставаясь преданными [Аллаху] и не поклоняясь никому наряду с Ним. Тот, кто придает сотоварищей Аллаху, словно упал с неба, и птицы подхватили его [и склевали на лету] или же ветер занес его на край света» Сура «Хадж», аяты 30-31.

 

Он также сказал: «О те, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир, идолы и [гадание] по стрелам - все это скверные дея­ния, внушаемые сатаной. Сторонитесь их, быть может, вы преуспеете» Сура «Трапеза», аят 90.

 

В хадисе 'Амра ибн 'Абасы говорится, что Посланника Ал­лаха сказал: «Он послал меня и велел поддерживать родствен­ные связи, разрушить идолов и поклоняться одному Аллаху, никого не приобщая к Нему в сотоварищи» .

 

Джа'фар ибн Абу Талиб, выступая перед негусом Абисси­нии, сказал: «Мы творили все это, пока Аллах не отправил к нам посланника. Он был одним из нас, и все мы знали его про­исхождение, его честность, надежность и целомудрие. Он при­звал нас на путь Аллаха и призвал нас поклоняться одному Аллаху и отречься от каменьев и идолов, которым поклоня­лись мы и наши отцы».

Абу Суфйан, рассказывая императору Византии о пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Он говорит: «Поклоняйтесь одному Ал­лаху и не приобщайте к Нему сотоварищей и откажитесь от того, что говорили ваши отцы» .

Абу Умама рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Аллах отправил меня как милость к [обитателям] миров и как верного наставника для [обитателей] миров. Великий и могу­чий Господь повелел мне уничтожить тары и свирели, идолы и кресты, и все пороки времен невежества...»

Старейшины курейшитов не могли смириться с нападками Посланника Аллаха на их идолов. Их беспомощность изобли­чалась в Коране, и пророк тайно (мир ему и благословение Аллаха) и всенародно призывал лю­дей отречься от них. Его позиция была непримирима, и к это­му его обязывала его праведная миссия.

Ибн ' Аббас рассказывал: «Когда Абу Талиб заболел, к нему пришла группа курейшитов, среди которых был и Абу Джахль. Они сказали ему:

— Твой племянник ругает наших богов. Он делает и говорит такое... Пошли за ним и запрети ему поступать так.

Абу Талиб позвал Посланника Аллаха и, когда он вошел в дом, сказал:

— Племянник, почему твой народ жалуется на тебя? Они думают, что ты ругаешь их богов и говоришь то-то и то-то.

Курейшиты еще долго порицали его, и после этого Послан­ник Аллаха сказал:

— Дядя! Я хочу услышать от них всего одно слово. Они скажут его, и арабы будут вместе с ними исповедовать их религию, а иноверцы будут платить им подать.

Его слова встревожили курейшитов, но они сказали:

— Всего одно слово?!! Клянемся, что мы готовы сказать и целых десять слов! Говори, что это!

Абу Талиб спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха):

— О сын моего брата, что это за слово?

Он ответил:

— Нет божества, кроме Аллаха.

Тут они поднялись и начали расходиться, говоря:

— Неужели он хочет заменить богов единым Богом? Воистину, это нечто удивительное! » Ахмад (1/362), ат-Тирмизи (3232), Ибн Джарир (23/165).

 

Джабир ибн 'Абдуллах рассказывал, что курейшиты собра­лись и сказали:

— Этот человек разобщает нас, сеет между нами рознь и порочит нашу религию. Пусть тот, кто лучше всех знает колдовство, предсказывание и поэзию, отправится к нему и поговорит с ним, и мы посмотрим, что он ответит ему.

Люди сказали:

— Это может сделать только 'Утба ибн Раби'а.

Тогда они сказали ему:

— Абу аль-Валид, тебе идти к нему.

Когда 'Утба пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха), то сказал:

— Мухаммад, ты лучше или [твой отец] 'Абдуллах?

Посланник Аллаха смолчал, а 'Утба продолжил:

— Ты лучше или [твой дед] ' Абд аль-Мутталиб?

Посланник Аллаха вновь смолчал. Тогда 'Утба сказал:

— Если ты считаешь, что они лучше тебя, то знай, что они тоже поклонялись богам, которых ты порочишь. Если же ты считаешь, что ты лучше них, то скажи, чтобы все мы услышали это. Клянусь Аллахом, мы не видели человека, который бы принес нашему народу вреда больше, чем это сделал ты. Ты разобщил нас, посеял между нами рознь, опорочил нашу религию и опозорил нас перед арабами. Они судачат о том, что среди курейшитов появился колдун и предсказатель. Клянусь Аллахом, крика беременной женщины достаточно, чтобы все мы бросились друг на друга с мечом в руках и уничтожили друг друга! Послушай, если ты нуждаешься, то мы соберемся и сделаем тебя самым богатым курейшитом. А если ты испытываешь влечение к женщинам, то выбери из курейшиток, кого пожелаешь, и мы женим тебя даже на десятерых. Посланник Аллаха сказал:

— Ты закончил?

— Да, - ответил 'Утба.

Тогда Посланник Аллаха прочитал:

Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Ха Мим. Это ниспосланное Милостивым, Милосердным и есть писание, аяты которого разъяснены языком арабского Корана для тех, кто способен размышлять. Он — добрый вестник и увещеватель, однако большая часть их не [желает] слушать его и говорит: «Наши сердца закрыты для того, к чему ты призываешь, наши уши глухи к этому, а между нами и тобой — завеса. Занимайся своим делом, а мы будем заниматься своим», - он продолжал читать, пока не прочел. - А если они не внемлют, то скажи: «Я предостерегаю вас откары, подобной тон, что поразила народы ад и самуд». [Посланник Аллаха прочел первые тринадцать аятов суры «Разъяснены»].

 

Тут 'Утба закричал:

— Хватит! Хватит! У тебя нет ничего другого?

Нет , - сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха).

'Утба вернулся к курейшитам, и они спросили его:

— Ну как?

Он ответил:

— Я сказал ему все, что вы говорили.

— Он что-нибудь ответил тебе? - спросили его курейшиты.

'Утба сказал:

— Нет, клянусь Тем, кто воздвиг ее (т.е. Каабу)! Я не понял ничего из того, что он сказал, кроме того, что он предостерегает нас от кары, подобной той, что поразила народы 'ад и самуд.

Тогда они сказали:

— Горе тебе! Человек говорил с тобой на арабском языке, а ты не понял ничего из того, что он сказал?

Он сказал:

— Нет. Клянусь Аллахом, я не понял ничего из его слов, кроме того, что он говорил о каре.Этот хадис передали Абу Йа'ла в «аль-Муснаде» (101) и Ибн Касир (7/151). См. также «аль-Мунтахиб мин Муснад 'Абд ибн Хумайд» (1141).

 

Это была духовная и идеологическая война, оружием в ко­торой была резкая критика и высмеивание. Посланник Аллаха изобличал невежество и заблуждение язычников и убедитель­но доказывал несостоятельность их доводов. Он доводил до них ясное знание для того, чтобы погиб тот, кому суждено бы­ло погибнуть, и обрел вечную жизнь тот, кому суждено было жить.

Исходом этой войны и результатом беспрестанных пропо­ведей пророка (мир ему и благословение Аллаха) стало то, что Аллах наставил на прямой путь тысячи людей из курейша, ауса, хазраджа и многих других арабских племен. Аллах раскрыл им глаза на истину, и они познали суть единобожия и его значимость и осознали ничтож­ность идолопоклонства и опасность его пагубных последствий.

Таким грандиозным и прекрасным результатом увенчался священный джихадПосланника Аллаха и его сподвижников. Такова награда за проявленное терпение и самоотверженную борьбу с поклонением ложным богам, идолам и истуканам.

Когда мусульмане обрели силу и построили свое государст­во, Посланник Аллаха приступил к следующему этапу унич­тожения и искоренения язычества. Он прекрасно осознавал его опасность и стремился полностью очистить землю от этого греха, который со времен зарождения человеческого рода представлял собой наибольшую угрозу для людей. Даже имам искренних рабов Аллаха пророк (мир ему) Ибрахим говорил: «Господь мой! Сделай мой город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они сби­ли с пути многих людей». Сура «Ибрахим», аяты 35-36.

Поэтому пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) приказал разрушить истуканов и сровнять с землей могилы, тем самым дав понять, что неко­торые люди впадают в заблуждение и начинают поклоняться могилам, как язычники поклоняются своим идолам.

'Абдуллах ибн Мас'уд рассказывал, что, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) въе­хал в Мекку, вокруг Каабы было триста шестьдесят истуканов. Он начал разбивать их палкой, которая была у него в руках, приговаривая: «Явилась истина, и исчезла ложь. Явилась ис­тина, и ложь оказалась бессильна». аль-Бухари (2477), (4287), (4720), Муслим, ат-Тирмизи (3138) и Ахмад (1/377).

 

Затем Посланник Аллаха отправил из Медины войско в Хас'ам, чтобы разрушить Зу-ль-Халасу. Джарир ибн 'Абдул­лах аль-Баджали рассказывал: «Во времена невежества суще­ствовали храмы: Зуль-Халаса, йеменской Кааба, шамская Кааба. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «Не избавишь ли ты меня от Зуль-Халасы? » Я отправился туда со ста пятидесятью всадниками из Ахмаса. Мы разрушили храм и убили всех, кто собрался около него. Затем я вернулся к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил ему об этом, а он помолился за нас и за Ахмас».

 

В версии этого хадиса, рассказанной имамом аль-Бухари, также сказано: «Зу-ль-Халасой назывался храм в Йемене, ко­торый почитали племена хас'ам и буджейла. В нем находился идол. Люди поклонялись ему и называли его Каабой». аль-Бухари (4355), (4356), (4357), Муслим, Абу Дауд (2772) и Ахмад (4/360-362).

 

В хадисах, переданных аль-Бухари, Муслимом и Ахмадом, сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Не избавишь ли ты меня от Зу-ль-Халасы? » Посмотрите, как выразился пророк (мир ему и благословение Аллаха)! Он сказал это так, словно идолы и истуканы тревожили его и не давали ему спать, словно из-за них он не мог найти покоя и отдохновения.

Сегодня мусульмане лицом к лицу сталкиваются с язычест­вом и многобожием, и удивительно, что некоторых из них это совершенно не беспокоит. Они палец о палец не ударяют для того, чтобы остановить это. Но что еще ужаснее, они сетуют на тех, кто не равнодушен к этому отвратительному проявле­нию невежества и пытается удержать от этого других.

 

Абу ат-Туфейл 'Амир ибн Васила рассказывал, что, когда Посланник Аллаха захватил Мекку, он отправил Халида ибн аль-Валида в Нахлу, где находился идол аль-'Узза. Идол нахо­дился на трех крупных стволах. Халид отрубил эти стволы и разрушил находящийся на них храм. Затем он приехал к про­року (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал ему об этом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вернись туда, потому что ты толком ничего не сделал». Когда Халид вернул­ся туда, жрецы увидели его и побежали в горы, повторяя: «О 'Узза! О 'Узза! » Халид подошел к идолу и увидел обнаженную женщину с растрепанными волосами, которая осыпала свою голову песком. Он убил ее, пронзив своим мечом, а затем вер­нулся к Посланнику Аллаха и рассказал ему обо всем, что произошло. Посланник Аллаха сказал ему: «Это была аль-'Узза» . Ибн Касир (4/429-430), ан-Насаи в книге «ас-Сунан аль-Кубра». См. книгу «Тухфа аль-Ашраф» (4/235). Иснад хадиса хороший.

 

Племена аус и хазрадж и жители Йасриба*, исповедовавшие их религию, поклонялись идолу Манат. Разрушить его Посланник Аллаха отправил Абу Суфйана, но в некоторых сообщениях говорится, что это был не Абу Суфйан, а 'Али ибн Абу Талиб. Ибн Хишам (1/85-86).

*[Йасриб - старое название города Пророка Мухаммада Просветленной Медины].

 

Племя сакиф из Таифа попросило Посланника Аллаха в те­чение трех лет не разрушать их идола ал-Лат, но он отказался. Тогда они стали уговаривать его согласиться хотя бы на один год, но он снова отказался. Вожди племени делали вид, что пытаются сохранить идола, чтобы не упасть в глазах своего народа, своих жен и детей. Они стали просить его не разру­шать идол хотя бы еще один месяц после того, как они вернут­ся домой, но пророк (мир ему и благословение Аллаха) нисколько не желал медлить и послал Абу Суфйана ибн Харба и аль-Мугиру ибн Ши'ба разрушить его. Об этом рассказывали Ибн Хишам в книге «ас-Сира» (2/540-541), Ибн Джарир (3/140), Ибн Касир в книге «аль-Бидайа ва ан-Нихайа» (5/32), Ибн Сейид ан-Нас в книге «'Уйун аль-Асар фи Сира Сейид аль-Башар» (2/228) и Ибн аль-Кайим в книге «Зад аль-Ма'ад» (3/499-500).

 

'Усман ибн Абу аль-'Ас рассказывал, что «Посланник Ал­лаха приказал построить мечеть в Таифе на том месте, где раньше находился идол». Ибн Маджа (743) и Абу Дауд (450).

 

Ибн Джарир ат-Табари писал: «Язычники дали этому идолу имя, произошедшее от имени Аллаха. Они назвали его ал-Лат, подразумевая под этим божество женского рода. Всевышний Аллах бесконечно превыше того, что они говорили».Далее в своем толковании Корана он писал, что Катада, Ибн 'Аббас, Муджахид и Ибн Зейд говорили о том, что ал-Латтом называ­ли человека, который готовил кашу для паломников, а после его смерти люди принялись поклоняться его могиле. См. Ибн Джарир (27/58-59), Ибн Хишам (78-89).

 

Имам аль-Бухари в своей книге «Джами' ас-Сахих» передал слова Ибн 'Аббаса о том, что ал-Лат был человеком, который готовил кашу для паломников.

 

Сумама ибн Шафи рассказывал: «Мы вместе с Фудалой ибн 'Убейдом были в Византии на острове Рудис, и там скончался один из наших товарищей. Фу дала ибн 'Убейд велел сровнять его могилу с землей и сказал: " Я слышал, как Посланник Аллаха повелел сравнивать могилы с землей». Муслим (2/666), Абу Дауд (3219) и ан-Насаи (4/72-73).

 

Джабир ибн 'Абдуллах рассказывал, что Посланник Аллаха запретил белить могилы гипсом, садиться на них и строить на них строения. Муслим, Абу Дауд (3225) и ан-Насаи (4/72).

 

Абу Марсад аль-Ганави рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Не садитесь на могилы и не совершайте намаз, стоя лицом к ним» . Муслим (2/668) и Абу Дауд (3229).

Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «О Аллах, не превращай мою могилу в идола, которому будут поклоняться. Велик гнев Аллаха на народ, который превраща­ет могилы своих пророков в места для поклонения» . Малик (85), Ахмад (2/246), Ибн Са'д в книге «Табакат аль-Кубра» (2/240-241) и (2/241-242) и Абу Ну'ейм в книге «Хилйа аль-Аулийа» (7/317).

 

До последних мгновений своей жизни этот верный Послан­ник и наставник продолжал заботиться о людях и предостере­гал их от поклонения идолам и могилам. Джундаб ибн 'Аб­дуллах аль-Баджали рассказывал, что слышал, как за пять дней до своей смерти Посланник Аллаха сказал: «Я призываю Ал­лаха засвидетельствовать, что у меня нет возлюбленного среди вас. Аллах избрал меня своим возлюбленным, как ранее избрал своим возлюбленным Ибрахима. Но если бы я выбирал кого-либо из вас, то выбрал бы своим возлюбленным Абу Бакра. Послушайте, те, которые были до вас, превращали могилы своих пророков и праведников в места для поклонения. Но вы не сооружайте на могилах места для поклонения. Я запрещаю вам это» . Муслим, Абу 'Авана в книге «аль-Муснад» (1/401), ат-Табарани в книге «аль-Му'джам аль-Кабир» (2/180), Ибн Са'д в книге «Табакат аль-Кубра» (4/240) и ан-Насаи в книге «ас-Сунан аль-Кубра». См. «Тухфа аль-Ашраф» (2/443).

 

Даже тогда, когда пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) находился при смерти и готовился к встрече со Всевышним, он продолжал увеще­вать мусульман об опасности поклонения мертвым и обраще­ния к ним с мольбой. Но как же много сегодня в мусульман­ской общине тех, которые не уделяют должного внимания этим наставлениям пророка (мир ему и благословение Аллаха) и забыли об опасности многобо­жия!

Усама ибн Зейд рассказывал, что, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) смертельно заболел, он велел впустить к нему сподвижников. Когда они вошли, его лицо было накрыто му'афирской* на­кидкой. Он открыл лицо и сказал: «Аллах проклял иудеев и христиан, которые превращают могилы своих пророков в мес­та для поклонения» . Этот хороший хадис передали Ахмад (5/214), ат-Табарани в книге «аль-Му'джам аль-Кабир» (1/127), ат-Тайалиси в книге «аль-Муснад» (634).

*[Му'афир - это племя, проживающее в Йемене. См. книгу Ибн аль-Асира «ан-Нихайа фи Гариб аль-Хадис»].

 

После всего сказанного я хочу, чтобы мы уяснили для себя один очень важный вопрос. Рассказы о пророках, известные нам из Корана, и многочисленные примеры из жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) свидетельствуют о том, что все посланники Алла­ха призывали свои народы, главным образом, к вере в единого Аллаха и старались уничтожить язычество и все причины, из-за которых оно возникает. Призыв к единобожию занимал в их жизни такое значительное место, что каждый с уверенностью может сказать, что именно утверждение этого постулата веры было их главной заботой. Так почему же мы говорим, что пророческие проповеди открыли для человечества всякое добро и предостерегли его ото всякого зла? Да потому что именно единобожие является величайшим добром, а язычество и по­клонение ложным богам - величайшим злом.

А что касается борьбы посланников Аллаха с деспотичными и несправедливыми правителями, то она занимает второсте­пенное место, потому что самая чудовищная несправедливость - это поклонение ложным богам. Пророки не стремились про­сто свергнуть одну власть и установить новую. Их целью было обращение людей в религию их единственного всевышнего Господа.

Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда Ему придают сото­варищей, а все иные грехи, помимо этого, прощает, кому пожелает» Сура «Женщины», аяты 48 и 116.

Господь также сказал: «Кто придает Аллаху со


Поделиться:



Популярное:

  1. ВИДЫ ЗОН В МОРСКОМ ПРАВЕ ПОНЯТИЕ РАЗМЕРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ГР.УГ.АДМИН ЮРИСДИКЦИИ.
  2. Вши, блохи. Систематическое положение, морфология, географическое распространение, развитие, эпидемиологическое значение, меры борьбы и профилактики.
  3. Глава XII. Географическое распространение
  4. Глава XIII. Географическое распространение (продолжение)
  5. Дальнейшее распространение и обновление христианства
  6. Каким образом получил распространение обычай судебного поединка
  7. Метод испытания строительных материалов на распространение пламени
  8. Наружная реклама и распространение агитационных материалов.
  9. Получили широкое распространение представления о том, что в механизме старения и особенно болезней старения играет роль возрастное изменение гипоталамических центров.
  10. Рабочее движение и распространение марксизма в России
  11. Распространение агитационных материалов
  12. Распространение алкалоидов в растительном мире.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.117 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь