Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психологические характеристики



Злодеи исключительно коварны, лицемерны и двуличны. Мы вообще не мо­жем им доверять. В их криминальном мозгу постоянно вертятся мысли о грабе­жах, воровстве, насилии и убийствах.

Действия (функции)

Злодей должен:

• драматизировать действие, все время причиняя неприятности и устраивая
катастрофы;

• украсть волшебное средство у протагониста;

• постоянно строить козни протагонисту;

• отвлекать протагониста, его друзей и особенно — красавицу;

- пытаться заняться любовью с красавицей, но потерпеть поражение;

• преследовать протагониста (или убегать от него);

v победить в некоторых сражениях с протагонистом, но в последнем — проиграть;

• быть уничтоженным протагонистом.

Пропп так определяет функции злодея: «Его роль в том, чтобы нарушить спо­койствие счастливого семейства, сделать какую-нибудь гадость, нанести вред, ущерб. Противником героя может быть и змей, и дьявол, и разбойники, и колду­нья, и мачеха и т. д. И так по ходу действия появляется вредитель. Он приходит, прокрадывается, прилетает и т. д. и начинает действовать» (Пропп В., с. 24).

Иногда зло выступает в виде механизмов.


ПЕРСОНАЖИ

Злые машины

Для западного подсознательного мышления машины, уничтожающие все, также выражают идею Сатаны. Альфред Теннисон (1809-1892), английский поэт викто­рианской эпохи, написал об этом одним из первых. Он считал, что машины из вре­мен Индустриальной революции являются символом зла.

Подобным идеям не чужд и Джон Толкиен (1892-7973). По его мнению, машины своей дьявольской силой пытаются подчинить себе природу и людей.

В это же время работал и великий Чарли Чаплин. В фильме «Огни большого города» маленький человек всеми силами борется со зловещим конвейером. Не­случайно в конце фильма, когда ему удалось сбежать от кошмарных машин, он стал жить со своей любимой на природе.

Что-то подобное мы видим и в его фильме «Великий диктатор». В финале герой (маленький большой человек) и его половинка находят приют на идиллической ферме среди природы, вдалеке от вооруженных до зубов машин (танков и само­летов) злодеев-нацистов.

Эта же линия продолжена в творениях Кэмпбелла, Лукаса и братьев Вашовских (Wachowski). В трилогии «Звездные войны» силы зла механизированы и живут в зловещих металлических кораблях-чудовищах. Один из самых злющих злоде­ев — Дарт Вейдер — превратился в машину. Почти все его органы заменены ме­ханическими частями, и дышит он с помощью механизма.

«Матрица» идет еще дальше. Там кровожадные машины превратили нас в бата­рейки и уничтожают каждое благородное существо, которое начинает сопротив­ляться (http: //www.spookybug.com/origins/lotr.html).

Политические коммуникации

Политические коммуникаторы постоянно используют фигуру злодея. Всех поли­тических противников, как говорится, можно привести к одному знаменателю. Одна из самых успешных политических коммуникаций — это нацистская и ком­мунистическая пропаганда.

Маркетинговые коммуникации

Множество реклам сделано на основе мифов о злодеях. Ранее уже говорилось, что протагонист (бесстрашная красавица-домохозяйка) с помощью волшебного средства (рекламируемых продуктов — химических средств, пылесосов и т. д.) сражается со злодеями — жирными пятнами, грязью, тараканами, комарами и т. д.

Рекламные ролики длятся всего 20-30 секунд. Поэтому им не свойственно нарративное расточительство мыльных опер. Почти все из описания характеров и действий опускается, остается лишь «последняя битва». Именно в ней мы ви­дим, как уничтожают злодеев.






 


Рис.51. И самый страшный «крокодил» может выглядеть невероятно привлекательно. Главное, чтобы ее отец владел пивоварней

Рис. 52. Показана красавица явно спортивного вида — без лишних килограммов, в спор­тивной одежде, занимающаяся бегом. Одна из причин такой идеальной физической фор­мы —■ рекламируемая еда






 


Рис. 53. Это реклама со словенской «Магдалены» — одного из самых успешных рекламных фестивалей для студентов и молодых рекламистов в мире. С помощью некоторых очень привлекательных и гиперболизированных женских форм {неизменной части семантиче­ского поля красотки) нас убеждают посещать музеи. Слоган такой: «Вы будете удивлены

тем, что можно найти в музее»

Рис. 54. Красотка — типаж «сексуальная львица» или «роковая женщина» — неизменная

часть каталогов белья


ПЕРСОНАЖИ

Рис. 55. Другое перевоплощение красавицы — «ангел». Божественная красота и свет стру­ятся из красавицы в рекламе часов Piaget. Неслучайно изображение напоминает икону

Мадонны

Рис. 56. Та же поэтика наполняет рекламу парфюмов Angel. И здесь в центре композиции располагается девушка. Женский типаж «Снежная королева» — утонченная девушка с пла­тиновыми волосами, голубыми глазами, бледной кожей в обрамлении льда

Рис. 57. Семантические поля красоты и богатства образуют одно целое. Полуголая красот­ка собирает бриллианты в открытом космосе


'//ТЕОРИЯ НАРРАТИВА


Рис. 58. Нередко красавицы становятся героинями. Здесь обаятельная красотка, как сме­лый пират, борется со злодеем — раком груди. Поэтому повязка переместилась с глаза на

другую часть тела

Рис. 59. В календаре кофейной компании Lavazza сексапильные красотки выступают в роли самых ярких героев — смелых летчиков гражданской авиации


Рис. 60, 61, 62. Вместо героев-футболистов нам показывают героинь-футболисток. Они од­новременно и смелые, и сексапильные, и мужественные (духом), и готовы на все, чтобы победить злодеев из команды противника

ПЕРСОНАЖИ

 


ТЕОРИЯ НАРРАТИВА






 


Рис. 63. Красавица — это часть семантического поля успеха мужчин. В него входят также спортивные и дорогие автомобили, вертолеты, урбанизированные топосы. Но чтобы все это иметь, мужчины должны совершить героические подвиги (в данном случае — поболь­ше думать)

Рис. 64. Красный цвет — знак дьявола и соблазна. Эта красотка в красном соблазнит даже

ангела




 


 



Рис. 65. Красавицы-злодейки делают, что хотят, с несчастными мужчинами. Красотка с осо­бой методичностью бьет по мужчине-мячику от пинг-понга в феминистской рекламе

Kookai


ПЕРСОНАЖИ О

Рис. 66. Золушка лукавит. Она вообще не так стыдлива, как в сказке. Поэтому делает недву­смысленные сексуальные намеки очарованному принцу в рекламе обуви

Рис. 67. Рекламисты не пощадили и образ невинной Красной Шапомки. В рекламе она пре­вратилась в разбитную подружку волка, выступающего в образе рокера-злодея, который

носится по лесу на мотоцикле

105 У/////,


ТЕОРИЯ НАРРАТИВА

Красавицы

«Три мушкетера»

В этот момент дверь, скрытая гобеленом, отворилась, и вошла женщина. Бэкингем увидел ее в отражении в зеркале и вскрикнул. Это была королева!

Анне Австрийской тогда было двадцать шесть или двадцать семь, и она находилась в самом расцвете своей красоты.

У нее была осанка королевы или богини. Прекрасные глаза ее, сияющие, как изумру­ды, были полны нежности, но в то же время и величия.

Ее маленький алый ротик совсем не портила даже нижняя губа, которая была слегка выпячена, как у всех представителей австрийского королевского дома. Она очарова­тельно улыбалась, но так же хорошо могла выразить и презрение.

Мягкостью ее кожи восхищались, а ее руки превосходной красоты поэты того време­ни воспевали как несравненные.

Наконец, волосы, которые с годами потемнели и из светлых стали каштановыми, за­витые и густо припудренные, прелестно обрамляли ее лицо. Самый суровый критик мог бы указать лишь на чрезмерное количество румян, а самый придирчивый скульп­тор —- только на недостаточно изящную линию носа.

Александр Дюма

«Оцеола, вождь семинолов»

А вот и она сама!

Крохотная ножка в вышитом мокасине, стройный стан необычайной гибкости, брон­зовое лицо с прозрачной кожей, румяные щеки, алые губы, черные глаза, оттененные длинными, загнутыми вверх ресницами, густые брови и прекрасные черные волосы...

Представьте себе девушку, одетую со всем изяществом и изысканностью, на которые способна индейская изобретательность, представьте себе ее походку, соперничаю­щую с неуловимой грацией арабской лошадки, — и вы только в отдаленной степени получите представление о Маюми.

Майн Рид

«Айвенго»

Ровена была прекрасно сложена и высока ростом, но не настолько высока, однако ж, чтобы это бросалось в глаза. Цвет ее кожи отличался ослепительной белизной, а бла­городные очертания головы и лица были таковы, что исключали мысль о бесцветно­сти, часто сопровождающей красоту слишком белокожих блондинок. Ясные голубые

106


ПЕРСОНАЖИ

глаза, опушенные длинными ресницами, смотрели из-под тонких бровей каштаново­го цвета, придававших выразительность ее лбу. Казалось, глаза эти были способны как воспламенять, так и умиротворять, как повелевать, так и умолять. Кроткое вы­ражение больше всего шло к ее лицу. Однако привычка ко всеобщему поклонению и к власти над окружающими придала этой саксонской девушке особую величавость, дополняя то, что дала ей сама природа. Густые волосы светло-русого оттенка, завитые изящными локонами, были украшены драгоценными камнями и свободно падали на плечи, что в то время было признаком благородного происхождения. На шее у нее висела золотая цепочка с подвешенным к ней маленьким золотым ковчегом. На обна­женных руках сверкали браслеты. Поверх ее шелкового платья цвета морской воды было накинуто другое, длинное и просторное, ниспадавшее до самой земли, с очень широкими рукавами, доходившими только до локтей. К этому платью пунцового цве­та, сотканному из самой тонкой шерсти, была прикреплена легкая шелковая вуаль с золотым узором. Эту вуаль при желании можно было накинуть на лицо и грудь, на испанский лад, или набросить на плечи.

Вальтер Скотт

«Голдфингер»

— Кто эта Пусси Галоре из Гарлема?

— Это единственная женщина в Америке — предводитель банды. Это женская бан­
да, а мне для операции потребуются женщины. Она очень толковая. В свое время
была акробаткой, работала на трапеции вместе со своей труппой, которая называ­
лась «Пусси Галоре и ее акробашки», — Голдфингер даже не улыбнулся. — Посколь­
ку дела шли плохо, она сделала из них взломщиц, точнее форточниц. Труппа* очень
быстро выросла в гангстерскую банду. Это лесбийская организация, называющаяся
теперь «Бетономешалки». Их уважают даже крупные американские группировки. Вы­
дающаяся женщина.

Ян Флеминг

«Жизнь дается лишь дважды»

Бонд вспотел, даже плавки промокли. Кисеи сняла с головы платок, наклонилась и ос­торожно вытерла ему лицо и грудь. Бонд улыбнулся ей в глаза и впервые близко уви­дел ее вздернутый нос и яркий рот.

Грима на ней не было, да он и не требовался, румянец проступал сквозь золотистую кожу — как у персика, такое часто встречается у японок. В черных волосах крупно вились каштановые пряди; мягкая челка нависала над прямыми тонкими бровями. Ров­ные красивые зубы европейской девушки совершенно не выдавались вперед, что час­то портит японские лица. Руки и ноги были длиннее и не такие мускулистые, как у боль­шинства местных девушек, и еще вчера Бонд заметил высокую грудь, красивые ягодицы


ТЕОРИЯ НАРРАТИВА

и плоский живот — прекрасная фигурка, не хуже звездочек кордебалета из токийских кабаре. Но ладони и ступни ног грубы и покрыты шрамами, а ногти, хотя и очень корот­ко остриженные, были обломаны. Бонд нашел это весьма соблазнительным.

Ян Флеминг

Определение

Красавица — прекрасная девушка (женщина), исполняющая различные роли в экшен-нарративах, — может быть протагонистом, антагонистом, помощницей добрых или злых персонажей и, наконец, наградой.

В большинстве случаев красавица в нарративе — это типичный продукт патри­архального мышления. Кэмпбелл даже в самом своем проникновенном исследо­вании героя «Герой с тысячью лицами» подчеркивал, что герой — это мужчина.

По этой причине в большинстве нарративов основная роль красавицы — это роль жертвы. Ее должны защищать антагонисты, и она должна стать «сексуаль­ной» наградой для героя.

Но сейчас в обществе господствует постмодернизм и феминизм. Поэтому жен­ские персонажи могут быть героями в разных нарративах — художественных, политических, маркетинговых. Иногда в историях про патриархальные времена красавица даже выступает в роли богатыря — управляется с конем, сражается и соревнуется с героем.


Поделиться:



Популярное:

  1. VII. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ
  2. АНАЛИЗ УРОКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
  3. Виды деятельности преподавателя вуза и их психологические особенности
  4. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ этапов.
  5. Вопрос 4. Психологические приемы влияния на собеседника в деловом общении. Психологическое влияние на партнера
  6. Вопрос 46.Общие психологические закономерности профессионального общения юриста.
  7. Вопрос 48.Психологические приёмы вступления в общение, развития и поддержания диалога, выхода из общения.
  8. Вопрос 52.Психологические приёмы и методы разоблачения лжесвидетеля в конфликтной ситуации допроса.
  9. Вопрос 55.Психологические особенности допроса в ходе судебного заседания.
  10. Глава 1. Психологические закономерности становления процесса общения в подростковом возрасте.
  11. Житейские психологические знания
  12. Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты)1


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь