Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Семантическое поле понятия «красавица»
Ниже приведены самые типичные понятия, образующие семантическое поле понятия «красавица»: • красота (/) — очарование, шарм, обаяние, артистизм, привлекательность, • красота (2) — Венера, красавица, чаровница, мечта, обворожительная жен • красота (3) — ценность, привлекательность, выгода, благословение, благо, • королева красоты — русалка, девочка с обложки, роскошная девочка, мисс • русалка — привлекательная женщина, победительница конкурса красоты, ко • ангел — красота, дорогой, милый, мечта, драгоценность, идеал, ценность, об /108 ПЕРСОНАЖИ • привлекательность — шарм, обаяние, притягательность, красота, очарова • шарм — приятная, обаяние, обворожительность, привлекательность, притяга • грация — ловкость, резвость, шарм, привлекательность, равновесие, красота, Классификации Красавиц можно классифицировать, беря за основу разные переменные (см. таблицу).
ТЕОРИЯ НАРРАТИВА Физические и психологические характеристики красавицы Красавица должна быть: • очень красивой; • самой красивой представительницей своей расы (это особенно важно для • очень сексапильной с впечатляющими физическими формами {Памела Андер • молодой; • блондинкой (в большинстве случаев), если она протагонист или друг положи • брюнеткой (в большинстве случаев), если она антагонист или друг злодея, • прекрасно одетой (это имеет отношение и к трагическим ситуациям); • смелой и не нытиком, если она протагонист; • на «ты» со всевозможным оружием и боевыми искусствами — это относится • «роковой женщиной», если она злодейка и т. д. Амбивалентная красавица Слово «амбивалентный» происходит от латинского ombo — «двое» + valentia — «vigor» (жизненность). Амбивалентным называют персонаж, который одновременно обладает противоположными характеристиками. Красотка в каком-нибудь экшен-фильме может быть и доброй, и в то же время злодейкой. Женщина-кошка из фильмов о Бэтме-не — типичный в этом смысле пример. Красотка может действовать в нескольких ипостасях (одно и то же состояние). В начале она добра и беззащитна, а спустя какое-то время превращается в сильную и жестокую личность. Эколог в одном из фильмов про Бэтмена идеально отображает такую трансформацию. Такая двузначность является архетипической, ее можно обнаружить даже в Старом Завете. Красавицы своей красотой искушают мужчин и уводят их с праведного пути. Так что чем женщина красивее, тем опаснее. Неслучайно для «монаха... женщина почти также сильна, как и дьявол. Она его оружие, которым он пользуется, чтобы разрушить святость. Так рассуждали великие монахи и реформаторы монашеских орденов. Все это — результат страха перед женщиной: они не хотели, чтобы монахи сталкивались с ее искушениями, потому что были твердо уверены, что они им поддадутся» {Кэмпбелл Д., Мифический образ, с. 80). Пропп также анализирует амбивалентный характер красавицы. Он считает, что царевна может быть доброй, например, верная супруга Пенелопа. А может быть ПО ПЕРСОНАЖИ злым и мстительным существом, которое даже пытается убить своего супруга. Ему приходится наказывать ее разными способами, чтобы поставить мозги на место. Так поступает герой в «Укрощении строптивой». Межкультурные характеристики и идеал красоты В разных культурах разные стандарты красоты. Так, западная цивилизация постоянно навязывает нам в качестве идеала тощих платиновых красоток. Для арабских культур женщина должна иметь значительно более круглые формы. Даже в рамках одной и той же культуры функционируют различные типажи, обладающие одинаковой привлекательностью. Например, женщина-вамп, обычная девушка или холодная королева. Эталон красоты эволюционирует вместе с изменениями культурных моделей. Идеалы женской красоты древних греков и римлян, в жизни которых спорт занимал главное место, близки к сегодняшним европейским моделям. Во времена Средневековья модели становятся худыми. Это нормально, если принять во внимание христианские идеалы о целомудрии и ориентацию на духовное. Ренессанс со своим отрицанием христианской религии и любовью к еде рекламирует откровенно толстых женщин. Мы видим их на картинах Рубенса. В викторианскую эпоху модными становятся бледные утонченные женщины. В настоящее время модны женщины спортивного и естественного типа. Глобализация и сильное влияние западной культуры вводят в качестве эталона платиновую полногрудую красотку. Типичный пример — Клаудиа Шифер. В классификации 1990-х гг. были выделены шесть категорий женщин: • женственная, классическая красавица; • чувственная и экзотическая; • душечка; • обыкновенная девушка; • сексуальная кошечка; • искусительница (Englis, Basil G.; Michael R. Solomon; Richard D. Ashmore). Функции красавицы Некоторые из них перечислены ниже: • получить «волшебное средство» (если она протагонист); • задать трудную задачу {функция, по Проппу), например, она испытывает жени • страдать от антагонистов; • мучать протагонистов; • попасть в плен, а потом убежать (если она протагонист); • убить антагониста; • едва не убить протагониста; • заняться сексом с протагонистом как в экшенах (вариант), так и после убийст m " ЕОРИЯ НАРРАТИВА Красавица в мыльных операх Этапы развития действия / Варианты 1. Добрая, интеллигентная, работящая и образованная светловолосая красавица оказывается вне своего обычного мира: — становится сиротой; — становится гувернанткой; — заканчивает школу; — улетает за границу; — отправляется в круиз; — едет на курорт и т. д. 2. Там она встречает героя: — бизнесмена; — благородного человека; — богача; — овдовевшего богача 3. Она влюбляется в него, но возникают препятствия: — она бедна; — вдруг появляется его мать; — вмешивается другая женщина — красивая, но с мерзким характером и т. д. 4. Красавица преодолевает все возможные препятствия благодаря тому, что: — показывает хороший характер, смелость, терпение; — изобличает злодейку (в большинстве случаев злодейка попадается сама); — договаривается со свекровью; — свекровь умирает и т. д. 5. Красавица выходит замуж за героя Коммуникации в сферах искусства Красавицы — отображение не реальной жизни, а мужских фантазий. Голливудское кино типично в этом отношении. Мы можем легко разделить этих киношных красавиц на два основных типа. • Первый тип — беззащитная девушка типа Лилиан Гиш и Мэри Пикфорд. • Второй тип — ее противоположность: сильные, независимые и агрессивные Есть актрисы, которые сочетают обе тенденции — невинность и беззащитность и в то же время — силу, например, Джейн Фонда {Konigsberg I., p. 152-153). В свете англосаксонских традиций положительная красавица обычно блондинка, а злодейка — брюнетка. Вероятно, в этом тоже есть архетипичность. Мужчины воспринимают блондинок как более беззащитных и глупых, т. е. нуждающихся в защите. Темноволосые красавицы выглядят более самостоятельными, а следовательно, пугающими. ПЕРСОНАЖИ Политические коммуникации Политические связи остаются патриархальными. Красавицы играют преимущественно роли жен или любовниц сильных лидеров-мужчин. Роль героини — довольно редкое явление. Вероятно, Жанна д'Арк — самый типичный пример в этом смысле. Маркетинговые коммуникации Рекламисты безжалостно эксплуатируют образ героини и красавицы. Напомним: красивая мать (в образе протагониста} обаятельно воюет с жирными пятнами (злодеями), используя волшебное средство (рекламируемый стиральный порошок). Не менее важно и то, что маркетинговые взаимодействия становятся более эффективными, когда в них принимают участие физически привлекательные женщины. Ряд исследований показывает, что красота рекламных персонажей в огромной степени влияет на потребителей и их намерение купить товар. Исследования недвусмысленно доказывают, что потребители ассоциируют красивых персонажей с такими характеристиками, как социальность, дружеское отношение, теплота, приятность, почтенность и даже компетентность (Stephens, Debra Lynn, Ronald Paul Hill, Cynthia Hanson). Конечно, нельзя делать ставку только на физические характеристики красавицы. Красотка хороша, когда рекламируется косметика, пластические операции, аэробика, модные спортивные автомобили и т. д., но ее образ не совсем уместен, когда рекламируется компьютер (Stephens, Debra Lynn, Ronald Paul Hill, Cynthia Hanson).
Рис. 68, 69. Благодаря рекламируемому корму кошки выполняют функции проводников по высокогорным тропам — высоким, заснеженным и смертельно опасным для людей. Так они смогли взять на себя роль других помощников — сенбернаров ПЕРСОНАЖИ Рис. 70. Виталий Кокошка — президент «Кинографа» (одного из ведущих украинских рекламных агентств) использует кошку в качестве помощника в своих корпоративных коммуникациях. Аристократичная красотка помогает создать прекрасную атмосферу в этой компании Рис. 71, Металлическая собака — символический охранник магазина в центре Киева. Она привлекает взгляды прохожих, поэтому число заходящих в магазин посетителей увеличивается. Пространство магазина — важная часть маркетинговой коммуникации
Рис. 72, 73. Два рекламных щита рекламируют тематический парк развлечений, созданный по сериалу «Звездные войны». Их поставили в аэропорту, куда прибывают посетители этого парка. В обеих рекламах использованы обращения к юмору: положительного героя, немного глуповатого робота-переводчика и помощника проверяют металл од етектором (рис. 72), а злодей штурмовик-помощник ожидает с табличкой своего шефа — суперзлодея Дарта Вейдера (рис. 73). Оба рекламных щита — прекрасный пример контекстной рекламы. Рекламисты великолепно вписали их в зал для прибывающих, максимально используя значение этого пространства ПЕРСОНАЖИ Рис. 74. Стюардесса в корпоративном календаре кофейной компании Lavazza похожа на сторукую Шиву. Она успевает одарить (обслужить) всех пассажиров рекламируемым напитком Рис. 75. Даже Господь может выполнить роль помощника. Он помогает человеку найти самую подходящую машину. Здесь использована коммуникативная стратегия интертекстуальности (когда мы используем уже созданный текст). Эта реклама создана на основе знаменитой фрески Микеланджелло, на которой мы видим, как Господь вдыхает жизнь в человека 117//. ЕОРИЯ НАРРАТИВА Помощники «Легенды и мифы Древней Греции» Но предстоял еще более опасный подвиг: нужно было убить Минотавра. Тут на помощь Тесею пришла Ариадна. Она дала Тесею тайно от царя острый меч и клубок ниток. Когда отвели Тесея и всех обреченных на растерзание в Лабиринт, Тесей привязал у входа в Лабиринт конец нитки клубка и пошел по запутанным бесконечным переходам Лабиринта, из которого невозможно было найти выход; постепенно разматывал он клубок, чтобы найти по нитке обратный путь. Все дальше шел Тесей и, наконец, пришел в то место, где находился Минотавр. С грозным ревом, наклонив голову с громадными острыми рогами, бросился Минотавр на юного героя, и начался страшный бой. Минотавр, полный ярости, несколько раз бросался на Тесея, но он отражал его своим мечом. Наконец, Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Убив Минотавра, Тесей по нитке клубка вышел из Лабиринта и вывел всех афинских юношей и девушек. У выхода их встретила Ариадна; она радостно приветствовала Тесея. Ликовали юноши и девушки, спасенные Тесеем. Украшенные венками из роз, славя героя и его покровительницу Афродиту, водили они веселый хоровод. Николой Кун «Выбор принцессы» — Ложись! — Одна из охранниц бросилась к Лее, прикрывая ее. Воздух распорола Дэйв Волвертон «Айвенго» Едва он произнес эти слова, как неожиданный случай решил судьбу турнира. В числе сторонников Desdichado был один рыцарь в черных доспехах, верхом на вороной лошади, такой же крепкой и мощной, как и сам всадник. У этого рыцаря на щите не было никакого девиза, и до сих пор он почти не принимал участия в битве, ограничиваясь отражением случайных противников, никого не преследуя и сам никого не вызывая. Словом, он играл скорее роль зрителя, нежели деятельного участника в турнире, и зрители прозвали его Le noir Faineant — Черным Лентяем. Теперь этот рыцарь словно проснулся. Видя, как яростно теснят предводителя его партии, он вонзил шпоры в бока своей лошади и, как молния, помчался на помощь товарищу, зычным голосом крикнув: — Desdichado! Иду на выручку! И пора было выручать его. В то время как рыцарь Лишенный Наследства бился с храмовником, Фрон де Беф занес над ним меч. Однако, прежде чем Фрон де Беф успел ПЕРСОНАЖИ нанести удар, черный всадник хватил его по голове. Скользнув по гладкому шлему, меч со страшной силой обрушился на броню коня, и Фрон де Беф, оглушенный яростным ударом, рухнул на землю вместе с лошадью... Вальтер Скотт «Морской волк» Томас Магридж — доносчик, шпион, проныра. Он пытается подлизываться и снова добиться милости капитана, наушничая на матросов. Я точно знаю, это именно он передал Волку Ларсену неосторожные слова Джонсона. Кажется, Джонсон купил в корабельной лавке непромокаемую ткань, которая, как оказалось, была ужасного качества. Он не скрывал недовольства. Корабельная лавка — это маленький магазин, который существует на всех промысловых шхунах и предоставляет товары, необходимые морякам. Стоимость покупки вычитается из заработка на промысле, поскольку и охотники, и гребцы, и рулевые вместо зарплаты получают «долю» — по числу шкур, которые добыло каждое судно. Джек Лондон «Пеппи Длинныйчулок» — Что же они тогда делают в школе? — с изумлением спросил маленький мальчик. - Едят конфеты, — ответила Пеппи. — Вблизи школы находится конфетная фабрика. Так вот, от нее прямо в класс провели специальную трубу, и поэтому у детей нет ни минуты свободного времени — только успевай жевать. — А что же делает учительница? — спросила маленькая девочка. — Глупышка! — сказала Пеппи. — Неужто сама не догадалась: учительница подби АстридЛиндгрен «Легенды и мифы Древней Греции» Явилась и помощь гидре. Из болота выполз чудовищный рак и впился своими клещами в ногу Геракла. Тогда герой призвал на помощь своего друга Иолая. Иолай убил чудовищного рака, зажег часть ближней рощи и горящими стволами деревьев прижигал гидре шеи, с которых Геракл сбивал своей палицей головы. Новые головы перестали вырастать у гидры. Все слабее и слабее сопротивлялась она сыну Зевса. Наконец и бессмертная голова слетела у гидры. Чудовищная гидра была побеждена и рухнула мертвой на землю. Глубоко зарыл ее бессмертную голову победитель Геракл и навалил на нее громадную скалу, чтобы не могла она опять выйти на свет. 119' ТЕОРИЯ НАРРАТИВА Затем рассек великий герой тело гидры и погрузил в ее ядовитую желчь свои стрелы. С тех пор раны от стрел Геракла стали неизлечимыми. С великим торжеством вернулся Геракл вТиринф. Николай Кун Определение Соратник — это персонаж, который помогает протагонисту и антагонисту в его действиях. Без сомнения, роль помощника очень важна, но иногда герой спасает ситуацию и без его вмешательства. Тогда он исполняет еще и роль помощника, потому что обладает необходимыми качествами (атрибутами). «Один из самых главных атрибутов помощника — его вещая мудрость: вещий конь, вещая жена, вещий юноша и др. Это качество при отсутствии помощника переходит к герою. Создается образ вещего героя» {Пропп В., с. 64). Классификации Помощник может быть: • добрым или злым — позитивным помощником или помощником-злодеем; • человеком или нет — человек/внеземное существо/животное/машина (ро • женщиной/мужчиной; • интеллигентным {если он добрый)/глупым (если он злой); • молодым (чтобы помогать в 6оях)/старым (чтобы давать мудрые советы) Пропп говорит о двух типах помощников: • дарителе, который готовит действия, имеющие отношение к предоставлению • помощнике, который помогает герою в походе; ликвидирует препятствия, спа Хагрид — лесничий и хранитель ключей из «Гарри Поттера» — до какой-то степени совмещает эти две функции. Пропп предлагает и другую классификацию — зависимости от количества функций, которые выполняет помощник: • универсальные помощники — выполняют все возможные функции. В волшеб • частичные помощники — выполняют только некоторые функции; • специфические помощники — выполняют только одну функцию. ПЕРСОНАЖИ > Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы