Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЛОЖНЫЕ СЕМАНТИЧЕСКИЕ МОДАЛЬНОСТИ



Во многих трансляциях ощущается одновременное присутствие сразу двух, а иногда даже и всех трех архетипов семантической семьи: и Фонового, и Когнитивного, и Стилистического. В таких случаях человек (сознательно или подсознательно) выбирает один из них как основной, а второй — как вспомогательный, и мы говорим, что трансляция имеет сложную семантическую модальность, когда к основной модальности добавляется субмодальность. Мы рассмотрим их «поименно».

Использование фоновой модальности означает, что человек ничего «особенного» или конкретно-значимого не говорит — он лишь так или иначе формирует ситуацию, в рамках которой он (или его партнер) находится.

Модальность фон(фон)

Фоно-фоновая модальность используется, например, когда идет абстрактная или метафорическая расшифровка фоновой фразы:

— Дело было давно — очень давно, и память о тех событиях растаяла. фон (фон)

— Мы ведь давно с тобой дружим — как пара лебедей. фон (фон)

— А теперь я готов предложить вам мой рассказ — он подобен оглушительной молнии! фон (фон)

— А теперь я вам кое-что расскажу, из серии: «как оно в жизни иногда бывает». фон (фон)

Фразеологизмы и пословицы в модальности фон (фон)

Было — и быльем поросло.

Из огня да в полымя.

Земля русская вся под Богом.

Русский народ — царелюбивый.

Не лечиться худо, а лечиться еще хуже.

Что сделано, то свято.

Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности фон(фон).

Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность фон(фон).

Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность фон(фон).

1. — Мне нужен холодильник небольшого размера.

2. — Зачем тебе дельфин, Виля?

3. — Мне радостно это слышать.

4. — Бегу, бегу.

5. — Это не в моих силах.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность фон(фон).

1. — Не хотите ли пообедать, Боян?

2. — Давайте прогуляемся по парку, Эсфирь.

3. — Вы довольны своей работой, Аполлон?

4. — Ты слышишь в соседней пещере урчание саблезубого тигра, дорогой?

5. — Пришло время, Сусанна, сказать маме о наших отношениях.

Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности фон(фон).

1. Предложение старшему брату отправиться на улицу.

2. Отказ от несвоевременного предложения руки и сердца.

3. Согласие с предложением когда-нибудь навестить общего знакомого.

4. Призыв к высокому начальнику повысить зарплату на фирме.

5. Косвенная просьба приватная отдаленная во времени к домашнему животному.

Модальность фон(ког)

Фоно-когнитивная модальность естественно возникает, когда в фоновой по общему смыслу трансляции присутствует существенное содержание — но оно все же не главное, а предварительное. Фоно-когнитивные трансляции встречаются, может быть, даже чаще, чем чисто фоновые — какой-то прямой смысл есть почти в любой реплике. Чисто фоновые трансляции это те, в которых совсем нет прямого смысла, не известного человеку; если же прямой смысл трансляции является для него новым и хотя бы немного существенным, то трансляция приобретает когнитивную субмодальность (иногда даже и модальность). Поэтому здесь нередко возникает ситуация амбивалентности: трансляция, являющаяся для протагониста чисто фоновой, воспринимается партнером в фоно-когнитивной модальности, а иногда даже в когнитивно-фоновой или вовсе чисто когнитивной.

Вот, например, на пороге вашего дома появляется гость, который говорит:

— Сегодня свежо.

Если этот факт хорошо вам известен, и гость знает, что этот факт вам известен, то модальность его реплики (и для него, и для вас) — чисто фоновая. Если он думает, что сегодняшнее похолодание вам неизвестно, и имеет для вас некоторое, но не очень существенное значение, то для него модальность его сообщения — фоно-когнитивная. Если же он обеспокоен вашим здоровьем и хочет, чтобы вы, выйдя на улицу, ни в коем случае не простудились, то модальность этой его реплики — когнитивная или когнитивно-фоновая (если он собирается развить свою мысль дальше, например, указать вам на необходимость надеть плащ). В какой же модальности прозвучит эта реплика для вас? Подумайте сами, и обратите внимание на то, насколько при этом для вас будет существенна интонация, с которой произнесена эта фраза гостя.

Примеры фоно-когнитивных трансляций:

— А теперь, дети мои, послушайте историю из моего детства, как я обманул свою маму и что из этого вышло. фон (ког)

— (при входе дочери в дом) Ну наконец-то, прискакала коза. фон (ког)

— А теперь можно сыграть так: я буду мамой, а ты — всячески за мной ухаживать. фон (ког)

Фразеологизмы и пословицы в модальности фон(ког)

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Суть вот в чем.

Быть беде!

Бог попущает, и свинья гуся съедает.

Рассказывает с пятого на десятое.

Закон один на всех.

Попасть в точку.

Не лечиться худо, а лечиться еще хуже.

В лесу дров не нашел.

На Руси никто с голоду не умирывал.

Путь-дорога.

Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности фон (ког).

Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность фон (ког).

Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность фон (ког).

1. — Я слышу топот оленьего стада.

2. — Что интересного ты видел на улице, Виктор?

3. — Тебе понравился мой жених?

4. — Сибирь славится своими морозами.

5. — Хорошо на семинаре без руководителя.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность фон (ког).

1. — Как вам понравилась моя норковая шуба?

2. — Я так скучал по вас, Иван Пафнутьевич!

3. — Поймите, я работаю в зоопарке уже три года и знаю, о чем говорю.

4. — Сегодня, мама, я была в гостях у Иакинфа!

5. — И что, Евстратий, можете вы рассказать относительно миграции тунцов в Атлантическом океане?

Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности фон (ког).

1. Начало рассказа о своей жизни до замужества.

2. Конец трагической истории о щенке.

3. Приглашение на танец молодой замужней женщины.

4. Сомнение в справедливости слов своего старшего товарища.

5. Восхищение публичное нарядом младшей подруги.

Модальность фон(стил)

Фоно-стилистическая модальность характерна для трансляций вводного или косвенного характера, имеющих определенный стилистический акцент — однако не затмевающий «фонового» аспекта трансляции. Примеры:

— (встречая гостя, разочарованно) А, это ты... фон (стил)

— (подчеркнуто льстиво) Хотелось бы, уважаемый Кузьма Филимонович, чтобы вы чувствовали себя в нашей фирме хорошо, ведь мы вас так преданно любим и безмерно уважаем... фон (стил)

— (больно тыкая ребенка пальцем под ребра, заигрывающим тоном) А теперь я тебя мучить буду, терзать!.. фон (стил)

Фразеологизмы и пословицы в модальности фон (стил)

В Сибири бабы коромыслами соболей бьют.

Поднять на смех.

Будь здорова, как корова, плодовита, как свинья.

Глядит, словно не солоно хлебавши.

Все одно.

Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности фон (стил).

Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность фон (стил).

Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность фон(стил).

1. — На завтра у нас нет еды.

2. — Ваш автомобиль проехал на красный свет.

3. — Неужели тебе не стыдно, Рафаил?

4. — Сегодня тебе, Натан, никто не звонил.

5. — Ура!

Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность фон (стил).

1. — До каких пор я должен терпеть это безобразие, Мануил?

2. — Сережа опоздал на свидание?

3. — Когда ты, Анемподист, наконец объяснишь свое поведение?

4. — Я правда молодец, Манефа?

5. — Ты никогда больше не будешь так говорить, Самсон?

Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности фон (стил).

1. Приглашение новой знакомой в любимый бар «Наслаждение».

2. Извинение перед начальником небольшое за случайный промах.

3. Сомнение в законности требований родителей.

4. Отказ косвенный от приглашения на свадьбу бывшей подруги.

5. Приглашение товарища на скорое семейное празднование.

Модальность ког(фон)

Когнитивно-фоновая модальность свойственна трансляциям, чей основной смысл — прямой, но относится к ситуации в целом, например:

— Смени-ка тон, дорогой мой Елизар! ког(фон)

— А я вам прямо скажу: засиделись вы, друзья мои, заскучали! ког(фон)

— И чтобы вы знали: я — не продаюсь, во всяком случае, за деньги! ког(фон)

Модальность ког(фон) нередко можно спутать с модальностью фон (ког) — все зависит от того, как в субъективном восприятии протагониста и партнера расставлены акценты, чего больше в трансляции — «фоновости» или «когнитивности». Здесь иногда дать априорный ответ сложно; важными намеками являются следующие: иньская модальность и предварительная осведомленность психологически усиливают фоновый акцент, ослабляя когнитивный (янская модальность и новизна информации — наоборот). Например, иньская фраза:

— Ты можешь подойти ко мне, Исидор.

— скорее всего будет воспринята партнером как фоно-когнитивная, в то время как ее янский вариант:

— Подойди ко мне, Исидор.

— вероятнее всего прозвучит для него в когнитивной модальности.

Фразеологизмы и пословицы в модальности ког (фон)

Родительское слово на ветер не молвится.

Хоть по-старому, хоть по-новому, а все отец старше сына.

Удалиться на покой.

Отдать Богу душу.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Дело мастера боится.

Дал муж жене волю — не быть добру.

Позволить себе.

Родиться в рубашке.

Пустить козла в огород.

Купить кота в мешке.

С добрыми речьми милости просим.

Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности ког (фон).

Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность ког (фон).

Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность ког (фон).

1. — И делать так — не смей!

2. — Парфен — невезучий человек, но — умница!

3. — И, представляешь, сует мне фальшивый доллар!

4. — А где тут граница нашей родины?

5. — Ах, как я страдаю!

Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность ког (фон).

1. — Вы когда получили свои права?

2. — С какой скоростью можно ехать по скользкой дороге?

3. — Почему у бегемота короткие ноги?

4. — Продается ли на луне лимонад?

5. — Чем лошадь отличается от кобылы?

Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности ког (фон).

1. Обращение к самому себе рано утром.

2. Призыв к сыну встать с постели.

3. Упрек небольшой ядовитый, обращенный к старшей сестре.

4. Восхищение красотой своей спутницы среднего возраста.

5. Корректное по форме сомнение в эффективности плана, предложенного непосредственным подчиненным.

Модальность ког(ког)

Когнитивно-когнитивная модальность характерна для прямых указаний с прямыми же уточнениями, например:

— А сейчас мы, Анастасия, пойдем в зоопарк — и там накормим верблюда. ког(ког)

— Нет, Рената, потому что ты — школьница. ког(ког)

— Шустрик, этого — нельзя! — и даже не виляй хвостом. ког(ког)

Фразеологизмы и пословицы в модальности ког (ког)

Сеял — не смерил, ел — не считал.

Черт стриг свинью — визгу много, а шерсти нет.

Пар костей не ломит.

Вынь да положь.

Где прошла свинья, там и почесалась.

Пришла беда — не брезгуй и ею!

Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности ког (ког).

Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность ког (ког).

Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность ког (ког).

1. — Неужели вас, Доминик, никогда не тянет пройтись по улицам родного города?

2. — Ромуальд, накрывай на стол.

3. — Скучно вам одной, Вероника, живется?

4. — Приятно хотя бы иногда услышать свое имя, произнесенное с нежной интонацией.

5. — Знаешь, мне твоя Наталия — что козе баян.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность ког (ког).

1. — Расскажите о вашей жизни в эмиграции, Казимир!

2. — Не прикасайся ко мне, негодяй!

3. — А чему посвящена ваша жизнь в целом, Велимир?

4. — Тпру, родимый!

5. — (призывный взгляд)

Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности ког (ког).

1. Восхищение природой, обращенное спутнице.

2. Элегическое воспоминание о молодости.

3. Приглашение нового знакомого на концерт старинной музыки.

4. Знакомство на горной тропе с любознательной девочкой.

5. Признание публичное большой искупаемой вины перед своим народом.

Модальность ког(стил)

Когнитивно-стилистическая модальность нередко возникает в прямых по смыслу трансляциях, произносимых с ощутимыми стилистическими особенностями — но не «затмевающими» непосредственный смысл трансляции, а усиливающими (или, иногда, ослабляющими) его. Примеры:

— (грозно, с нажимом) Так ты идешь со мной или НЕТ?! ког(стил)

— (с возмущением) Так знай, Мефодий: КУЛЬТУРНЫЙ человек такой ОХРЕНИТЕЛЬНОЙ чуши не несет — ему стыдно, как Канту, нарушившему свой категорический императив! ког(стил)

Фразеологизмы и пословицы в модальности ког (стил)

Родился сын, как белый сыр.

Русский на авось и взрос.

Покатиться со смеху.

Ходить гоголем.

С горы вскачь, а в гору — хоть плачь.

Пристал, как банный лист.

Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности ког (стил).

Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность ког(стил).

Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность ког (стил).

1. — Скучно с тобой говорить, Евстигней!

2. — Смени тему, Аким!

3. — Уфф!

4. — Да мне как-то неудобно...

5. — Эх, где наша не пропадала!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность ког (стил).

1. — Тебе не холодно, Ермен?

2. — И очень бывает в разговоре с мужчиной приятно, когда вдруг получишь неожиданный комплимент вроде бы ни за что.

3. — Хитришь, Василиса!

4. — Ну что ты, Фотий, обижаешься — я же тебя люблю!

5. — Сомневаюсь я в себе, вот что!

Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности ког (стил).

1. Нескромное предложение незамужней новой знакомой.

2. Удивление по поводу раннего визита непрошеного гостя.

3. Призыв косвенный публичный к гостям расходиться по причине позднего времени.

4. Приветствие радостное хозяина дома.

5. Просьба к младшей сестре вести себя потише.

Модальность стил(фон)

Стилистически-фоновая модальность характерна для трансляций, воздействующих на ситуацию стилистическими методами; при этом прямой смысл трансляции является несущественным, и основной акцент стоит на стилистике. Модальность стил(фон) отличается от фон (стил) тем, что для трансляции в модальности стил(фон) целью является демонстрация стилистических особенностей, а материалом, на котором это происходит, является ситуация; а для фон (стил)-трансляции целью является воздействие на ситуацию, а средством — стилистические особенности трансляции.

— засучивая рукава, выразительно) Эх, где наша не пропадала! стил(фон)

— (надрывно) Ох-ох-ох! Тяжко! стил(фон)

Фразеологизмы и пословицы в модальности стил (фон)

Рыжий да красный — человек опасный!

Была не была...

Тряхнем стариной!

Как гора с плеч свалилась!

Любо дорого посмотреть.

Стал, как бык, и не знаю, как быть.

Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности стил (фон).

Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность стил (фон).

Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность стил (фон).

1. — Мне нужен свежий хлеб, Марго!

2. — Вы превысили скорость, мадам!

3. — Мой муж не любит невежливых молодых людей.

4. — Страдания лечат душу, но не тело, Эраст.

5. — Приходите, присоединяйтесь к нам!

Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность стил (фон).

1. — Почему у орла изогнут клюв?

2. — Почему на озере не бывает барашков?

3. — Почему кошки прячут когти, а собаки — нет?

4. — Зачем льву на кончике хвоста кисточка?

5. — Чем енот отличается от барсука?

Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения в модальности стил (фон).

1. Признание публичное своей незначительной старой вины перед матерью.

2. Упрек приватный горький, адресованный кукле.

3. Признание правоты критики по своему адресу.

4. Обращение к самому себе после сытного обеда.

5. Критика старого друга, разводящегося с четвертой женой.

Модальность стил(ког)

Стилистически-когнитивная модальность типична для трансляций, имеющих прямой смысл, который, однако, передается чрезвычайно выразительными стилистическими средствами, так что они выглядят уже как самоцель.

— (истошно крича) Ой! Больно! стил(ког)

— (ухмыляясь до ушей, интенсивно маша руками, жестами показывая: «Сюда, ко мне! ») стил(ког)

— (надрывно; покрывая слезами и поцелуями) Любомир! Приехал! Наконец-то! Любимый! Милый! Ненаглядный! стил(ког)

Фразеологизмы и пословицы в модальности стил (ког)

И по роже знать, что Сазоном звать.

С твоей рожей только детей пугать!

Дал бы Бог дородству, а красоту сама добуду.

Каков привет, таков и ответ.

Шиворот-навыворот.

Охи да вздохи.

Фигу тебе с маслом!

Как корове седло.

Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности стил (ког).

Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность стил (ког).

Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность стил (ког).

1. — Решим ваш вопрос, Харлампий, не беспокойтесь.

2. — Прошу ваше снисхождения, господа!

3. — Откуда у тебя в сумочке презерватив, Бронислава?

4. — Что же делать, если моя мужская суть заговорила?!

5. — Таки-да плохо, моя девочка!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность стил (ког).

1. — Ты слышишь меня, Филофей?

2. — Не нужно только меня мучить понапрасну, Конкордия!

3. — Ну не знаю я, почему такая!

4. — Не надо меня дразнить, лучше погладьте!

5. — Не буду!

Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения с модальности стил (ког).

1. Объявление форс-мажора кошке.

2. Призыв к тишине в семье.

3. Обещание приватное папе исправиться после несущественного промаха.

4. Извинение перед начальником за небольшое опоздание на работу.

5. Просьба к подчиненному не высовываться на торжественном собрании.

Модальность стил(стил)

Стилистически-стилистическая модальность возникает, например, в трансляциях, где один очень выразительный стиль включает в себя другой, например:

— (падает на колени, пристально умоляюще смотрит в глаза, жалобно воет) Аа....а!

— (грозно, громко) Кто я тебе — ВОШЬ деревенская!?

Фразеологизмы и пословицы в модальности стил (стил)

На пардон, на аман у русского и слова нет.

Рожа черна, да душа бела.

Втюрился, как рожей в лужу.

Рад бы заплакать, да смех одолел.

Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в модальности стил (стил).

Упражнение. Придумайте ситуации, где естественно возникает модальность стил (стил).

Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по вашему выбору так, чтобы они приобрели модальность стил (стил).

1. — Страна лежит в руинах, сэр.

2. — Прибыл гонец из Пизы.

3. — Умойся, Михаил!

4. — Смертельная усталость владеет мной безраздельно, Изабелла.

5. — (насмешливо) Тра-ля-ля!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору, используя модальность стил (стил).

1. — Ты действительно намерен со мной расстаться, Ксенофонт?

2. — Почем ваш опиум для народа, почтеннейший Харитон Поликарпович?

3. — Поднимается ветер, капитан!

4. — Зачем тебе мое раскаяние, Нонна?

5. — Тебе грозят старость и болезни, помни об этом, Феоктист!

Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения с модальности стил (стил).

1. Обещание тихо вести себя дома в отсутствие родителей.

2. Отказ от неприличного предложения случайной знакомой.

3. Приглашение приватное товарища по играм к себе домой.

4. Призыв публичный эмоциональный к членам семьи экономить на расходах.

5. Сомнение в качестве работы правительства совей страны.

Упражнение. Определите сложные семантические модальности следующих трансляций. В случае необходимости уточните контекст.

1. — (нежно-умиленно) Кошенька, милый, ах!

2. — (гневно) Досифей, а СОВЕСТЬ ты ГДЕ забыл?

3. — Таким образом, приятное иногда совмещается с полезным — хотя, конечно, возможен и иной взгляд на вещи

4. — Поймите, Казимир: моя суть располагается совсем не там, где вы ее подозреваете.

5. — Хорошо, конечно, жить в роскоши — но немного утомляет, а, Степанида?

6. — Посмотри, Селиван: облака плывут, как взбитые сливки по киселю!

7. — Ну уж о чем тут говорить — разве помечтать о том, о сем...

8. — Раз ты, Олимпиада, мой босс — вот и командуй!

9. — (улыбаясь) Приятно поговорить, поспорить иногда — но только (раздраженно, гневно) не с ИДИОТОМ, Лазарь Климентьевич!

10. — (потягиваясь в постели, зевая) Где же ты, моя возлюбленная Пенелопа, твой Одиссей так по тебе скучает!

Упражнение. Продолжите следующие трансляции и пять реплик по вашему выбору так, чтобы они приобрели:

а) фоновую субмодальность,

б) когнитивную субмодальность,

в) стилистическую субмодальность.

1. — Виля, вставай!

2. — А мне, Васса, все равно.

3. — Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

4. — Что в лоб, что по лбу.

5. — (прерывающимся от страха голосом, дрожа всем телом) Ой!

Упражнение. Сформулируйте следующие реплики и пять реплик по своему усмотрению в каждой их девяти сложных семантических модальностей.

1. — Виолетта, пришло время меня полить.

2. — Анастасия, почему ты на меня так загадочно смотришь?

3. — Шустрик, где твой ошейник?

4. — Евсик, неужели у тебя настолько интересные уроки?

5. — Виктор, мне пора сменить обивку.

Пример.

— Бывает и так, что живые существа нуждаются в уходе и заботе. фон (фон)

— Счастливые владельцы кактусов — некоторые — иногда склонны их поливать. фон (ког)

— Сушь страшная — прямо как в Африке... так и сдохнуть от жажды вся недолга, между прочим. фон (стил)

— Виолетта, полила бы, что ли любимое растение, уставшее от жизни и разочаровавшееся в ней... ког(фон)

— Виолетта, полей меня, пожалуйста — свежей водой. ког(ког)

— Виолетта! Если у тебя есть СОВЕСТЬ, то ПОЛЕЙ МЕНЯ! ког(стил)

— (с выражением) КАК это СТРАШНО — умирать от ЖАЖДЫ! стил(фон)

— (гневно) ВИОЛЕТТА! (умоляюще) Полей меня. ПОЖАЛУЙСТА! (бессильно опускает вниз все листья и колючки) стил(ког)

— (опуская листья) О! О! (опускает колючки) Ах! (слабым голосом) Ах... стил(стил)

Упражнение. Придумайте трансляции во всех девяти сложных семантических модальностях для следующих пяти ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору.

1. Приветствие на прогулке домашнего животного.

2. Предъявление небольшой претензии в море возлюбленной.

3. Просьба косвенная наедине необычная небольшая срочная к ученику.

4. Обида косвенная публичная в семье существенная, предъявляемая внучке.

5. Сочувствие по случаю средней невосполнимой утраты дальнему родственнику.

Упражнение. Ответьте во всех сложных семантических модальностях на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору.

1. — Как тебе понравилось в нашем зоопарке?

2. — Что вы думаете о судьбах своего народа?

3. — Неужели ты еще не все понял?

4. — Как тебя прикажешь понимать, дорогой?

5. — Далеко отсюда до ближайшего ресторана?

Упражнение. Придумайте диалоги по следующим темам и по пяти темам по вашему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях:

а) протагонист — фон (ког), партнер — ког (стил),

б) протагонист — стил (ког), партнер — фон (стил).

1. Старый холостяк Викт о р обсуждает со своим диваном достоинства и недостатки своей знакомой Кларисы, которая сегодня приходила в гости к Виктору и только что ушла.

2. Болонка Дуня рассказывает своей хозяйке Изабелле про свое знакомство со складским псом Елизарычем. Изабелла не в восторге от этого знакомства, но прямо запрещать Дуне что-либо не склонна.

3. Кот Гладиатор только что вернулся домой после трехдневного отсутствия и рассказывает своему хозяину Мардарию про свои подвиги и приключения. Мардарий в ужасе и восхищении.

4. Старшеклассник Андрон только что вернулся из Интернета и рассказывает маме про новости на сайтах и в мире. Мама пытается хоть что-то понять.

5. Первоклассник Виля сидит над тарелкой и о чем-то мечтает; мама пытается заставить его доесть свой обед и отправить гулять. Однако Виля думает о своем.

Упражнение. Придумайте диалоги по следующим темам и по пяти темам по вашему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях:

а) протагонист — стил(фон), партнер — ког(ког),

б) протагонист — фон (фон), партнер — ког(фон).

1. Большой начальник Зиновий Каллистратович пытается солидно договориться со своей любовницей Ефросиньей о том, как провести вместе выходной день. Ефросинья, пользуясь случаем, высказывает ему свои претензии и взгляды на жизнь.

2. Мальчик Евстафий обсуждает со своей собакой Шустриком планы прогулки. Они, однако, несколько расходятся.

3. Аграфена — хозяйка столетнего попугая Клавдия — советуется с ним, стоит ли ей выходить замуж.

4. Маркел Маркелыч — директор фирмы «Киса-мурыса: помощь домашним животным» — выслушивает отчет за месяц консультанта фирмы Трофима и дает ему советы.

5. Байкеры Марек и Витька обсуждают маршрут поездки на мотоцикле, а заодно и накопившиеся взаимные обиды.

Упражнение. Придумайте по две сценки на следующие темы.

1. Зоопарк. Капитон (ответственный за животных) разговаривает в волчатнике с волками Никанором, Григорием и Семеном на тему об их поведении и недопустимости отпугивания посетителей. Волки отвечают ему по очереди (каждый в своей модальности): отругиваются или предъявляют ответные претензии.

Модальности: а) Капитон — ког(фон), Никанор — фон (ког), Григорий — ког(ког), Семен — стил(ког)

б) Капитон — ког(стил), Никанор — фон (стил), Григорий — ког(стил), Семен — стил(стил).

2. Старший менеджер по продажам фабрики «Карапуз» Наталия обсуждает с экономистом Алевтиной, технологом Домной и маркетологом Евдокией сравнительные достоинства разрабатываемых фабрикой игрушек: говорящего попугая Саввы, кукол «Фекла» и «Петюня» и железной дороги «Москва—Петербург».

Модальности: а) Наталия — фон (ког), Алевтина — ког(ког), Домна ког(стил), Евдокия — ког(фон),

б) Наталия — стил(ког), Алевтина — фон (фон), Домна — стил(фон), Евдокия — ког(стил).

3. Хозяин Касьян Гордеевич выходит во двор и разговаривает со своими соперничающими друзьями: псом Кубиком и петухом Мефистофелем.

а) Касьян Гордеевич — фон (фон), Кубик — ког(фон), Мефистофель — стил(стил).

б) Касьян Гордеевич — ког(ког), Кубик — фон (стил), Мефистофель — стил(фон).

4. Сакердон Никанорович — метрдотель ресторана «Элизиум» — делает инструктаж молодым официантам Леонтию, Леопольду и Луке. Официанты преданы идее, но плохо понимают мэтра и задают уточняющие вопросы.

а) Сакердон Никанорович — фон (стил), Леонтий — фон (ког), Леопольд — ког(стил), Лука — стил(фон),

б) Сакердон Никанорович — стил(фон), Леонтий — ког(фон), Леопольд — фон (фон), Лука — ког(стил).

5. Учительница Пульхерия Христофоровна вызвала в школу маму и папу первоклассника Вилена и обсуждает с ними его плохое поведение на уроках, недисциплинированность и т. д. Родители как могут отбиваются.

а) Пульхерия Христофоровна — стил(ког), мама — фон (фон), папа — ког(ког),

б) Пульхерия Христофоровна — фон (ког), мама — ког(фон), папа — фон (стил),

КОММУНИКАТИВНАЯ ПРАКТИКА


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.17 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь