Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Неявные стилистические маркеры



Эти маркеры также очень разнообразны; к ним относятся различные стилевые особенности, используемые без существенной акцентуации (подчеркивания), но тем не менее производящие столь сильный эффект, что партнер не обращает внимание на когнитивный аспект, то есть на прямой смысл трансляции. Часто в качестве неявного стилистического маркера выступает качество (модальность) трансляции, находящееся в резком контрасте с ожиданиями партнера, то есть некомплементарность трансляции, так что ему хочется сказать протагонисту в ответ: «Ты не так со мной разговариваешь». Примеры:

Подчеркнуто вежливый ответ на грубые по форме обвинения.

Пассивная реакция (например, упорное молчание) в ответ на требования активности.

Попытка что-либо говорить, когда партнер требует пристального внимания.

Общие фразы в ответ на требования прямого конкретного ответа.

К числу неявных относятся стилистические маркеры, которые сильно не акцентируются, но тем не менее привлекают максимальное внимание именно к стилистическому аспекту трансляции. Так бывает, в частности, когда через стилистические особенности выражается смысл. Примеры:

Энергичное покачивание головой в знак категорического отрицания.

Зажмуривание глаз с целью показать партнеру: «Я тебя не воспринимаю! »

Пожатие плечами для демонстрации снятия с себя ответственности.

Мимика и жестикуляция, существенно уточняющие смысл реплики (например, вы говорите партнеру: «Давай выйдем», — и подмигиваете ему заговорщически левым глазом).

Фразеологические обороты и пословицы в стилистической модальности

Ой ой ой, какой...

Тьфу, пропасть!

Глаза с поволокой, роток с позевотой.

Нос крючком, борода торчком.

Упражнение. Найдите или вспомните фразеологизмы и пословицы в стилистической модальности.

Упражнение. Приведите дополнительные примеры явных и неявных фоновых, когнитивных и стилистических маркеров.

Упражнение. Определите, в каких семантических модальностях звучат реплики в следующих диалогах. Аргументируйте свои ответы.

1. — Сколько тебе лет?

— Полн о! (показывает руками большое расстояние)

2. — А мы тут все медитируем, кто на чем...

— Давай на анахате!

3. — Привет тебе, презренный червь земной!

— Не обижай меня, пожалуйста!

4. — И вот тут-то моя супруга и взбунтовалась.

— Это, как я понимаю, типично для вашего брака...

5. — (криво улыбаясь) Ох-хо-хонюшки с посвистом!

— (обессилено опуская руки) Ё-моё!

6. — И — буль-буль карасики моей Хонде! Полетела через крышу как на метле.

— А жаль! Такой отличный был автомобиль! Но ты-то цел остался?

7. — (радостно приветствуя) Ух ты! ТЫ?! (делает большие глаза)

— Как хорошо жить, всюду имея друзей.

8. — Здравствуйте, Порфирий Емельянович! ОЧЕНЬ рад нашей встрече!

— (отворачивается в сторону и делает вид, что не замечает партнера)

9. — Ну расскажи чего-нибудь, Василий Игнатьич!

— Все вам расскажи да расскажи... да разве из юности что...

10. — Как неожиданно все у нас поворачивается! С ног на голову!

— А по-моему, наоборот! С головы на ноги!

11. — (грозно) Отвечай, что тебе поставили за контрольную, мерзавец! Выпорю!

— (жалобно) Контрольная была такая ужасно трудная... А учительница совсем озверела... и пятерок совсем не поставила, и четверок только одну, а двоек — половине класса... (хлюпает носом)

12. — Ап! Ап! Ну-ну! И раз, и два, и три — стройсь! Ну гляди! Эхх! (потирает руки)

— (раскрыв рот и округлив глаза, напряженно с ужасом смотрит на партнера)

Упражнение. Определите семантическую модальность следующих фраз и пяти фраз по вашему выбору, после чего модифицируйте их, придав им: а) фоновую модальность, б) когнитивную модальность и в) стилистическую модальность. Старайтесь при этом не слишком искажать исходный смысл фразы (возможно, его дополняя).

1. Летом в Сибири жарко — сказывается континентальный климат.

2. Здравствуйте! Меня зовут Василий Филимонович.

3. А вас, Ангелина, я убедительно попрошу никогда больше так не поступать!

4. Осы роились над медным тазом с вишневым вареньем, не пренебрегая и блюдечком с розовой пенкой.

5. Наконец-то в нашем зоопарке появились младенцы-бегемотики.

6. Немедленно извинитесь!

7. До свидания, дорогие хозяева.

8. Разрешите вам представить моего старого друга, яхтенного капитана Виталия!

9. А вот этого я вам пожалуй, что и не позволю!

10. Я живу в этом приморском городе уже не первый десяток лет.

11. Мне нужно время, чтобы обдумать ваше предложение.

12. Я живу по принципу: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается.

Примеры:

1. — Я именно потому и живу здесь, в Сибири, что летом жарко — сказывается континентальный климат. (ког)

2. — (ненавязчиво) Ну, пока суть да дело, и торжество еще только готовится, давайте попробуем познакомиться, а потом уже и к столу перейдем. Меня, например, зовут Василий Филимонович — а кто у нас следующий? (фон)

4. Осы роились над медным тазом с вишневым вареньем, не пренебрегая и блюдечком с розовой пенкой — начиналась осень. (фон)

6. — Было бы очень хорошо, если бы вы подали нам всем пример на будущее, и не отлагая в долгий ящик, извинились бы перед несправедливо обиженным вами человеком — моральный климат в нашем коллективе от этого существенно выиграет. (фон)

7. — Время нашего визита подходит к концу. (фон)

9. — А вот этого я вам пожалуй, что и не позволю, потому что такие вещи — не в моих правилах. (фон)

12. — Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается, поэтому я вас выслушаю, но свое решение отложу до понедельника. (ког)

Упражнение. Придумайте и произнесите по фразе в каждой из семантических модальностей в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору:

1. Знакомство на пляже со знаменитостью.

2. Знакомство неофициальное на работе с солидным мужчиной.

3. Поздравление неофициальное в гостях большого начальника с удачным приобретением.

4. Представление официальное делового партнера руководству фирмы в бане.

5. Приглашение неофициальное предполагаемое на завтра дочери на концерт.

6. Предъявление претензий малых долговременных в поезде возлюбленной.

7. Обвинение значительное необдуманное, предъявляемое наедине близкому родственнику.

8. Извинение малое искреннее перед куклой.

9. Требование актуальное легкое необычное обдуманное, предъявляемое публично к подчиненному.

10. Приветствие на курорте дальнего родственника.

Пример:

Сценка: знакомство на пляже со знаменитостью.

— (подползая ненавязчиво поближе и глядя в море) Каких замечательных людей можно встретить на этом пляже ранним утром! (фон)

— Здравствуйте, Алла Борисовна! Можно я вам представлюсь: ваш поклонник Никита! (ког)

— Ах, не может быть! Я глазам своим не верю (зажмуривается). Вы ли это?! Неужели?! (всплескивает руками) (стил)

Упражнение. Закончите следующие фразы так, чтобы они приобрели модальность: а) фоновую и б) когнитивную.

1. — Я тебе, Фабиан, помогу.

2. — Вы сегодня очень милы, Берта.

3. — Я вас, Алевтина попрошу мне помочь.

4. — Пожалуйста, Олимпий Исидорович, заходите.

5. — Можете не сомневаться, Ириней, я вам обязательно отомщу.

6. — Силантий, примите поздравления от дяди Паисия.

7. — Витовт, вам известны обстоятельства образа жизни вашей жены в последнее время?

8. — Я тебя, Казимир, предупреждаю: будь осторожен!

9. — Корова — друг человека.

10. — Вчера мне встретился Родион.

Упражнение. Придумайте 10 реплик, которые в зависимости от продолжения могут приобрести как фоновую, так и когнитивную модальности и приведите эти продолжения.

Упражнение. Начните следующие реплики так, чтобы они приобрели: а) фоновую и б) когнитивную модальность.

1. Это вряд ли.

2. А Велизар за коровой пошел.

3. А мне больше нравятся лабрадоры.

4. Солнце близится к закату.

5. Мороз мне нипочем.

6. Вам, Аграфена, стоило бы об этом подумать.

7. Я не возражаю.

8. Карл снова украл кораллы.

9. Я вам сочувствую.

10. Скоро вам конец, дорогой Увар!

Пример:

«Это вряд ли».

— Не думаю, чтобы в нашем положении такие методы могли бы принести какую-то пользу. Это вряд ли. (фон)

— Думаешь, Вячеслав скоро вернется? Это вряд ли. (ког)

Упражнение. Ответьте на следующие реплики в каждой из семантических модальностей.

1. — Откуда вы меня знаете?

2. — Сколько я могу вас упрашивать, Парфен Патрикеевич?

3. — Звучит как будто подозрительно.

4. — Уступите дорогу инвалиду!

5. — Ухожу, ухожу, не смею больше вас тревожить, Гликерия Нифонтовна!

6. — Позвольте предложить усталому путнику чаю с плюшками.

7. — Есть ли у вас место для ночлега?

8. — Давно ли вы, Матильда, в последний раз меняли место работы?

9. — Не чихай мне прямо в лицо, пожалуйста!

10. — Подвинься, Арсений!

Пример:

— Откуда вы меня знаете?

— Был как-то давно интересный момент жизни нашего государства, когда два ответственных человека оказались в тесной зависимости друг от друга. (фон)

— Мы встречались на совещании в кабинете министра 11 августа прошлого года. (ког)

— Очень, очень интересный вопрос! И КАК бы мне хотелось, что бы вы (подходит близко и глядит в глаза) САМИ это вспомнили! (стил)

Упражнение. Придумайте 10 вопросов или обращений и на каждое из них ответьте в каждой из семантических модальностей.

Упражнение. Сочините сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору; герои должны придерживаться указанных семантических модальностей.

1. Легкомысленная барышня Сусанна с опозданием приходит на свидание с влюбленным в нее юношей Ерофеем. Он ее любит, но все же несколько недоволен опозданием, и пытается ей объяснить, почему это нехорошо; она же плохо понимает суть его претензий, но ссориться не хочет.

Модальности: а) барышня — (фон), юноша — (ког); б) барышня — (ког), юноша — (стил).

2. Молодожены Вольдемар и Анастасия пытаются распределить между собой домашние и социальные обязанности.

Модальности: а) Федор — (фон), Виктория — (ког); б) Федор — (ког), Виктория — (фон); Федор и Виктория — (стил).

3. Начинающий биолог Феофан — свежий выпускник биофака — приходит наниматься на работу в зоопарк. Директор зоопарка Харитон Харитонович пытается выяснить его интересы, объяснить ему сущность его возможной работы и выяснить, насколько он для нее подходит.

Модальности: а) Биолог — (фон), директор — (ког); б) биолог — (стил), директор — (фон); в) биолог — (ког), директор — (стил).

4. Гостеприимный хозяин Игнатий развлекает гостя Валентина. Тот пытается объяснить, что ему давно уже пора домой, но хозяин его ни за что его не отпускает, мотивируя необходимостью выпить еще чаю, попробовать персикового варенья с орехами, предлагая переночевать и т. д.

Модальности здесь и в следующих сценках — на ваше усмотрение.

5. Клиентка Софи в имидж-студии «Совершенство» объясняет мастеру макияжа Светлане, куда она идет (своя или чужая свадьба, официальный прием, знакомство с перспективным женихом и т. п.), как будет одета и какой именно макияж ей нужен. Светлана задает уточняющие вопросы.

6. Капризный клиент-гурман делает заказ официанту в шикарном ресторане.

7. Водитель со стажем обучает начинающего (тот сидит за рулем) тонкостям своего ремесла.

8. Отец инструктирует семилетнего сына, как надо прилично вести себя за столом, когда придут важные гости. Тот задает уточняющие вопросы, отвлекается, хихикает и т. д.

9. Любитель-садовод Игнат ведет по своим владениям друга Порфирия, угощает его плодами и рассказывает о своем деле. Друг ничего в этом не понимает, но пытается быть вежливым, задает нелепые вопросы и т. п.

10. Петух Мефистофель, сидящий на заборе, пытается самоутвердиться за счет пса Кубика, сидящего на цепи у своей конуры. Пес дает ему отпор.

11. Лягушка Клава, сидя на кочке на болоте, громко поет и радуется жизни. Умный еж Костя предупреждает ее об опасностях жизни.

12. Лиса Лариска предлагает волку Георгию (Жоржу) вместе изловить и съесть зайца Захара. Волк тяжел на подъем, сыт и полон сомнений по поводу ее идеи.

Пример.

Директор зоопарка Харитон Харитонович (протагонист) обвиняет Захара — служителя жирафа Жоржа в плохом уходе за животным.

а) Модальности: директор — (ког), служитель — (стил).

Директор: Захар, а что это у тебя жираф так захирел в последнее время, а?

Служитель: (делает большие глаза, удивленно) Да как так? Да неужто?

Директор: Полинял Жоржик-то наш, похудел... ребра торчат почему, спрашиваю?

Служитель: (съеживается, синеет лицом) Скучает, поди, по теплу, родимый... Х...холодно у нас, ух! Стужа! (дрожит с несчастным лицом)

Директор: Ну хорошо, рефлектор я тебе выпишу. Но худой такой почему?

Служитель: (горестно выпучивая глаза) Тоскует по дому, должно... (роняет слезу)

Директор: А питается хорошо?

Служитель: (радостно) Аппетитище — во! (показывает большой палец) Но моркови (горестно) НЕ ЖЕЛАЕТ! (с беспомощным видом разводит руками в стороны)

Директор: А причем тут морковь? Ему бананы положены, ананасы...

Служитель: Да откуда ж они то ж на базе-то ж? Зима, чай, на дворе, Харитон Харитоныч! (смотрит на директора как на идиота) А морковь (радостно) — она завсегда есть! (широко улыбается)

...

б) Модальности: директор — (стил), служитель — (фон).

Директор: (горестно) Уморишь ты меня, Захар! В могилу сведешь! И землей засыплешь! (показывает жестами, как это будет происходить)

Служитель. Я, Харитон Харитоныч, уже двадцать лет как в зоопарке работаю. Ни отдыху, ни сроку себе не даю. Двумя медалями «За мужество при уходе за животными» отмечен, между прочим.

Директор: (жалобно) Жоржик-то наш... Краса и гордость зоопарка и всего города! Африканский красавец! И что с ним?! Смотреть не на что!

Служитель: Бывает, что животные и болеют, а потом, ничего, выздоравливают... так уж в природе заведено, и что с этим поделаешь?

Директор: А у меня от этой твоей природы скоро ИНФАРКТ будет (прижимает руку к сердцу, закатывает глаза). Посетителям, между прочим, зоопарка, между прочим, не нужны животные, вызывающие ОСТРУЮ жалость. У них У САМИХ проблем — хватает (делает скорбное лицо).

Служитель: У животных ведь как: было бы питание нормальное — и сразу проблем поменьше.

...

в) Модальности: директор — (фон), служитель — (ког).

Директор: Мне интересно знать, понимаешь ли ты, Захар, что такое по-настоящему хороший зоопарк, такой зоопарк, которым может гордиться весь город, а то и область?

Служитель: Понимаю, Харитон Харитоныч!

Директор: И ведь нехорошо получается, если граждане идут в зоопарк полюбоваться на красивых, ухоженных ценных зверей, привезенных из далеких стран, и видят перед собой каких-то заморышей?

Служитель: Это мой Жорж — заморыш?!

Директор: Складывается такое впечатление, что экстерьер и самочувствие твоего подопечного не идеальны.

Служитель: Это вы на что намекаете, Харитон Харитоныч? Я вас не понимаю.

Директор: Есть такая степень худобы живого существа, которая красит только манекенщиц.

Служитель: Так ведь одно дело — как он у себя в Африке ест, и другое — две кисточки гнилых бананов в день по разнарядке. Вот накладная. (показывает директору)

Директор: Да, с южными фруктами в северных странах бывают перебои... Но неужели в нашей ситуации нет никакой альтернативы?

...

Упражнение. Сценки на троих. В этих сценках заняты по три участника, каждый из которых использует определенную семантическую модальность. Каждую сценку сочините в 2—3 вариантах со сменой используемых героями модальностей. Аналогичное задание для пяти тем по вашему выбору.

1. Волчатник в зоопарке. Три волка: Никанор, Григорий и Семен обсуждают тягости и преимущества жизни в зоопарке по сравнению с волей, ругают начальство: смотрителя волчатника Емельяна, директора зоопарка Харитона Харитоновича, ответственного за территорию Маврикия, ответственного за животных Капитона и т. д.

2. Экскурсовод Виталий ведет экскурсию по зоопарку. Девочки Марфа и Василиса задают ему вопросы, обсуждают увиденное между собой.

3. Папа, мама и сын Лапусик обсуждают летние планы на отпуск: папа любит водный туризм на севере, мама — курорты на юге, а Лапусик — бабушку в деревне и компьютер дома. Каждый приводит свои аргументы, пытаясь убедить остальных, или предлагает что-то оригинальное.

4. Два сына-близнеца Геннадий и Гаврила уговаривают маму пойти с ними вместе на концерт рок-группы «Ух ты — ах ты». Маме, однако, больше нравится Вертинский. Разговор о музыкальных предпочтениях.

5. Бегемот Федор, питон Пафнутий и зубр Зинаида обсуждают последние события жизни зоопарка: рождение жирафят, увольнение смотрителя зубрятника Порфирия, появление новичка — грифа Григория.

6. Девочки Лика (10 лет) и Вика (16 лет) пристают к своей маме, чтобы она купила им на 8-е марта новые платья (джинсы, ...). Мама пытается отбиваться или отделаться незначительными тратами.

7. Директор зоопарка Харитон Харитонович предлагает своим заместителям Маврикию (ответственному за территорию) и Капитону (ответственному за животных) навести порядок в зоопарке: и с животными, и с посетителями. Те соглашаются, но антитонно, так как сделать это не так просто.

8. Косметолог Светлана, парикмахер Виктория и массажист Николай хотят организовать салон красоты и обсуждают его возможное название, расположение в городе, рекламу, клиентуру и т. д.

9. Байкеры Марек и Витька уговаривают робкую девушку Леночку прокатиться вместе с ними по ночному городу.

10. Обеденный стол, диван и торшер обсуждают своего хозяина — старого холостяка Викт о ра.

11. Новоселье. Хозяйка новой квартиры Валентина показывает ее своим подружкам Ирине и Марине. Те восхищаются, завидуют, слегка подкалывают хозяйку.

12. Пассажирский самолет преследует летающая тарелка. Командир корабля Касьян, пилот Епифан и стюардесса Генриетта (Рита) решают, что делать.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.073 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь