Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Роман «Евгений Онегин» как зеркало русской жизни 19 века
Сочинение ученика 8 класса Пушкин — великий русский поэт. (фон) Он жил в России в 19 веке нашей эры. (фон) Это была царская Россия. (ког) И Пушкин ее описывал в своем знаменитом романе в стихах. (фон) Много значения в своем романе Пушкин уделял природе. (фон) Он описывал природу весной, летом, осенью и зимой. (ког) Он также описывал Петербург, деревню, где скучал Евгений, блестящую речку, лес, коньки, Жучку и волков, а также улетающих журавлей. (ког) Мне особенно про волков понравилось, так здорово! (стил) «С своей волчихою голодной выходит на дорогу волк». Ух! (стил) Основное внимание в своем романе поэт уделил светскому обществу. (фон) Оно было блестящее, но жило за счет крестьянства. (ког) По поводу Евгения Онегина Пушкин пишет, что он был его друг и что быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. (ког) Онегин был дельным человеком не только потому, что заботился о ногтях, он также учил французский язык и латынь, посещал балет, волочился за светскими дамами, играл на бильярде в деревне, где заменил ярем барщины старинной на оброк легкий, ухаживал за Татьяной, убил на дуэли Ленского и потом долго странствовал по свету. (ког) В общем, повезло человеку! (стил) Особенно подробно Пушкин описывает жизнь деревни. (фон) У Татьяны, например, была крепостная няня. (фон) И она пела ей песни и рассказывала сказки — наверное, те же самые, что Арина Родионовна — самому Пушкину. (ког) А какие же еще?! (стил) А еще Онегин с утра садился в ванну со льдом — ужас! (стил) После чего ему подавали резвого жеребца, и он на нем катался до обеда, порой срывая с губ крестьянки черноокой младой и свежий поцелуй. (ког) Однако Ленского, своего лучшего друга, к тому же — поэта, Онегин все-таки убил. (ког) А зря! (стил) Ничего такого плохого Ленский ему не сделал, я считаю. (ког) Жаль юношу, погибшего в цвете лет! (стил) Впрочем, как пишет Пушкин, наверное все равно бы он впоследствии состарился и умер, так ничего интересного и не сделав — такова была жизнь в царской России! (фон) Таким образом великий русский поэт 19 века Александр Сергеевич Пушкин отразил все стороны жизни русского общества этого века. (фон) Упражнение. Расставьте модальности для каждой фразы этого сочинения с точки зрения учителя литературы. Упражнение. Напишите школьные сочинения на следующие темы и на пять тем по своему выбору и определите семантическую модальность каждой фразы: а) с точки зрения автора сочинения, и б) с точки зрения учителя. 1. Образ Наташи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». 2. Совесть и корысть (по роману Ф. М Достоевского «Преступление и наказание»). 3. Проблема борьбы со злом в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 4. Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». 5. Я и тяжелый рок (свободная тема). Упражнение. Сочините и небольшой рассказ по каждой из следующих тем в каждой из семантических модальностей. 1. Как я ловил щуку на блесну. 2. Как я со своим спаниелем Семой охотился на уток. 3. Как я разговаривал с инспектором дорожного движения. 4. Как я наблюдал солнечное затмение. 5. Как я ждал своего хозяина (рассказ щенка). 6. Почему плохо говорить неправду (объяснение родителя). 7. Где лучше проводить отпуск. 8. Как я встречаю злого, усталого и голодного мужа. 9. Как правильно помогать людям. 10. Как меня черт искушал. 11. Как правильно готовить овощи. 12. Как я живу на даче (письмо 10-летнего мальчика бабушке). Пример. Рассказ «Как я ловил щуку на блесну». — Я вообще очень люблю отдыхать на природе. По лесам погулять, по озерам, по рекам на лодке поплавать, рыбку разную половить — это ли не удовольствие? У нас природа-то и сейчас богатая, а тогда, двадцать лет назад, и вовсе изобилие было: что дичи, что грибов, что рыбы. И я частенько, бывало, беру лодку, спиннинг — и на рыбалку... отдых — это мое! И всякой разной рыбы, бывает, наловишь, сколько душе угодно, а уж от щук просто продыху нет. Весело, одним словом. (фон) — Я всегда крючки у блесен сам затачиваю, чтобы кончики острые-острые были. И вот в последний раз — представляете — на совсем маленькую, окуневую блесну пятикилограммовую щучищу выловил. И еще десяток окуней приличных — а остальных выпустил: пусть еще подрастут. И уха в результате знатная получилась, прямо скажу: никогда еще такой не ел. (ког) — Ну, щук на блесну — это класс! А я это дело — люблюуу..! Так она спинкой-то черной своей в воде ходит: туда-сюда, туда-сюда! (показывает рукой) А потом свечкой в воздух: фррр! И назад, и назад! (жест рукой вверх-вниз) Глупая она рыба, глупая. Но сильнаяааа... Но выносливости — чуть. Совсем мало выносливости. Устает, то есть, быстро — ну ОЧЕНЬ быстро! (стил) Контекст устной речи Как правило, в устной речи фоновая и когнитивная модальности сильно различаются интонационно: фоновая звучит легче и плавнее, когнитивная — резче, тяжелее и увереннее. Стилистическая модальность, помимо «письменных», то есть содержательных средств (метафоры и т. д.), часто выражается интонационно нестандартными репликами, сильно акцентированными жестами и гримасами. В стилистических трансляциях невербальные средства (жесты, гримасы) нередко полностью заменяют слова — таковы, например, отрицательные и положительные (кивок) жесты, гримасы отвращения, прыжки восторга и т. п. — (легко) Сегодня уже как будто похолодало, снежок вроде полетел... (фон) (серьезно) А у тебя шуба на зиму есть? (ког) Тут, в Сибири, (выразительно съеживаясь) ШУБИЩА нужна! (стил) Фоновая модальность часто используется, когда протагонист говорит «просто так», то есть заполняет межличностное пространство, и не имеет в виду, что его слова нуждаются в ответе или серьезном восприятии; в этом случае партнер вправе спросить: «А к чему это ты клонишь? » — или проигнорировать прямой смысл трансляции. При этом плохо информированный внешний наблюдатель вполне может счесть, что протагонист использует когнитивную модальность — что-то содержательное рассказывает, сообщает и т. п. — однако если обоим участникам ситуации это содержание не важно, оно становится фоновым фоном. Часто таким фоном являются риторические вопрос, и воспринимать их как когнитивные и отвечать на них по их прямому смыслу — грубая коммуникативная ошибка. Вот, например, жена, обращаясь к мужу, в ответ на его слова замечает: — Неужели ты думаешь, что я такая безнадежная дура? Если он сочтет ее реплику когнитивной и попытается ответить прямо, то независимо от смысла его слов («Да, твои умственные способности часто недостаточны» или: «Нет, дорогая, что ты, я совсем так не думаю») его ответ будет некомплементарным, а правильно было бы проигнорировать в дальнейшем разговоре прямой смысл сказанных ею слов, но изменить способ разговора, показав, что он уважает ее мнение и считается с ним. В диалоге стилистические особенности часто возникают по контрасту с ситуацией в целом или с предыдущей репликой протагониста: если партнер отказывается следовать предложенным ему ситуацией или протагонистом модальностям, чаще всего возникает сильный стилистический перекос, и трансляция неизбежно приобретает стилистическую модальность, ибо становится важным не то, что человек говорит, а то, как он это делает; вообще, сильно некомплементарный ответ нередко воспринимается как невежливость, грубость, глупость или даже бунт. А бунт хуже всего (и преступнее всего) стилистический, так как стилистическая модальность плотнее когнитивной, а самая тонкая из семантических — фоновая модальность. Так называемая «наглость» (как и нежность) — понятие на 90% стилистическое. В ситуации разговора с высоким начальником в его кабинете вызванному «на ковер» сотруднику следует придерживаться преимущественно когнитивной модальности, не утомляя большого босса стилистическими изысками. Но будет еще хуже, если подчиненный начнет использовать фоновую модальность — это может вызвать у босса справедливое негодование, так как она в данной ситуации по праву принадлежит ему. В разговорах между друзьями следует не забывать про стилистическую модальность — она очень украшает общение, хотя и требует немалых энергетических затрат. Пренебрежение к фоновой модальности — грех многих мужчин, предпочитающих прямой смысл (когнитивную модальность) антуражу — и теряющим при этом многие тонкости. Наоборот, стремясь ненавязчиво поддержать беседу, облегчить партнеру рассказ или смягчить чересчур острый спор, полезно использовать фоновую модальность — хотя при злоупотреблении она может привести партнера в ярость. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы