Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Фразеологические обороты и пословицы под архетипом Инь
Я сам не свой. Жить грустно, а умирать тошно. Моя хата с краю. Пройти молчанием (что-либо). Ни бэ, ни мэ. Палец о палец не ударит. Упражнение. Вспомните еще несколько фразеологизмов и пословиц под иньским архетипом. Упражнение. Определите диадические модальности трансляций в следующих диалогах. Укажите когнитивные и стилистические диадические маркеры и синтонные и антитонные ответы. 1. — Сколько тебе лет, красавица? (ян) — Осьмнадцать мне. (ян) 2. — Который час, Кузьма Филимонович? (ян) — Петух еще не кричал, месяц только-только за горой скрылся. (инь) 3. — Иди сюда, дорогой! (ян) — Зачем, не понимаю! (инь) 4. — Как бы было приятно, если бы кто-нибудь из присутствующих проявил заботу о бедной женщине, изнывающей от одиночества в этой человеческой пустыне! (инь) — Что вам угодно, сударыня? (ян) 5. — Чего ты от меня добиваешься? (ян) — Я хочу, чтобы у нас все было хорошо. (инь) 6. — Как жизнь? (ян) — Хороша моя жизнь! (ян) 7. — Как поживаешь? (ян) — Утром плохо; потом постепенно расхожусь, и если есть деньги, иду развлечься — ну сам знаешь, как это бывает; потом обедаю, и в это время уже получше, особенно если щи наваристые жена приготовит; ну, а к вечеру и совсем даже отлично иной раз получается... (инь) 8. — Ну как ты можешь это терпеть, я не понимаю! (инь) — Сам не знаю. (инь) 9. — И сколько, мне интересно, я должен ждать твоего согласия? До второго пришествия? (инь) — Только не ст о ит преувеличивать. (инь) 10. — Как ты себя чувствуешь? (ян) — Как гусь на вертеле. (инь) 11. — И что ты на него все дуешься и дуешься, словно Иван Иванович на Ивана Никифоровича? (инь) — Гад он потому что! (ян) 12. — Ну, пошла писать губерния... (инь) — Широка страна моя родная. (инь) 13. — Ты только посмотри на эту дивную реку, на карасей и плотву, резвящихся в ней на радость деревенским ребятишкам, на луг, на копны сена, на голубое небо над головой! (инь) — Не буду. (ян) 14. — Ты только посмотри на эту чудную реку, на окуней и плотву, резвящихся в ней на радость деревенским ребятишкам, на луг, на копны сена, на изумрудное небо над нами! (инь) — И мне нравится! (инь) 15. — И что ты все мечешься с ней, как петух вокруг курицы приплясываешь? (инь) — (тоскливо; глядя в сторону) Тошно мне без нее... (инь) 16. — Ну, как самочувствие? (ян) — Спасибо, поганое. (ян) 17. — А я как раз в баню тороплюсь! (инь) — Ух! (инь) 18. — Почему ты молчишь? (ян) — Потому! (инь) 19. — Ответь мне, будь добра. (ян) — Если ты будешь корректным, я попытаюсь. (инь) 20. — Человек по природе добр. (инь) — Ты действительно так считаешь? (ян) Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по вашему выбору придумайте иньскую и янскую реплики. 1. Приветствие на работе секретарши. 2. Обвинение прямое публичное друга в давнем проступке. 3. Признание наедине своей малой недавней вины перед ребенком. 4. Прощание приватное с близким родственником, лежащим в больнице. 5. Сочувствие приватное по поводу небольшой восполнимой утраты домашнему животному. Пример. 1а) — (глядя в глаза) Здравствуйте, Агния! (ян) 1б) — (глядя в сторону и бросая взгляд искоса) День добрый! Очень приятно видеть своих сотрудников всегда в хорошем настроении. (инь) Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять вопросов по своему выбору: а) в янской модальности и б) в иньской модальности. 1. — Как вам у нас понравилось, Порфирий? 2. — А сколько стоит ваш гусь? 3. — Неужели вам могут нравиться блондинки, Питирим? 4. — Виктор, не пора ли тебе сменить кое-какую мебель в доме? 5. — Ревекка, мне плохо! Упражнение. Модифицируйте стилистическими средствами следующие обращения и пять обращений по вашему выбору, подчеркнув в них: а) янскую модальность и б) иньскую модальность. 1. — Неплохо было бы поужинать. 2. — Неужели тебе, Онуфрий, совсем не стыдно? 3. — Шустрик, не рычи, пожалуйста, на этого малыша. 4. — Зачем тебе, Дарий, две подушки? 5. — Хорошо, когда у человека есть место для уединенных размышлений — не так ли, дорогая? Пример. 1а) — (твердо глядя жене в глаза, твердым голосом, утвердительной интонацией) Неплохо было бы поужинать, дорогая! (ян) 1б) — (глядя в потолок, слабым неуверенным голосом, полувопросительной интонацией) Неплохо было бы поужинать... (инь) Упражнение. Определите диадическую модальность следующих реплик, после чего модифицируйте их, придав им родственную модальность (то есть янские фразы сделайте иньскими и наоборот). Старайтесь при этом не слишком искажать исходный смысл фразы (возможно, его дополняя). 1. — Как вас зовут? 2. — Разрешите пройти, граждане. 3. — Можно поинтересоваться, откуда вам это известно? 4. — А я к аквариумным рыбам совершенно равнодушна! 5. — Неужели вы так и уйдете, не обратив на меня никакого внимания? 6. — Пора, Филимон, пора! 7. — Уходя — уходи! 8. — И, представляете, я осталась совершенно одна — и в интересном положении! 9. — Очень мне нужно с тобой поговорить. 10. — Ты куда? 11. — Сколько веков должно пройти, пока ты мне не ответишь по существу? 12. — Зачем ты погубил мою жизнь? 13. — Проходите, пожалуйста, садитесь. 14. — А пусть генерал нам ответит! 15. — Мне очень интересно: сколько ты будешь увиливать от ответа? 16. — Скажи пожалуйста, ты будешь есть этот суп вечно? Упражнение. Придумайте обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору, стилистическими средствами обозначив в них: а) янскую модальность и б) иньскую модальность. 1. Приветствие мужа, возвратившегося точно вовремя после работы. 2. Прощание с надоевшим за вечер другом юности. 3. Предложение руки и сердца даме средних лет. 4. Извинение приватное за небольшое опоздание на деловое свидание. 5. Объявление публичное форс-мажора на работе. Упражнение. Сочините и прочитайте вслух небольшой монолог, адресованный к партнеру, по каждой из следующих тем в каждой из диадических модальностей. 1. О пользе раннего вставания. 2. О том, как лучше ухаживать за девушками. 3. О необходимости думать перед тем, как принимаешь решения. 4. О пользе гимнастических упражнений. 5. О преимуществах зрелого возраста. 6. О различных представлениях о добродетели. 7. О влиянии среды на молодого человека. 8. О пользе вежливых манер. 9. О дипломатии как искусстве. 10. Об отношениях с фирмой. Пример. Монолог «О пользе раннего вставания», обращенный к сыну Лаэрту. — Послушай, любимый сын, мои мысли об утреннем вставании. Только лишь твое сознание, о Лаэрт, начинает пробуждаться и ты вспоминаешь, где ты находишься, нисколько, о сын мой, не медли! Не дожидаясь восхода солнца, беги на реку и освежись в ее холодных струях, Лаэрт! И тогда, сын мой, ты не устанешь до самого вечера и, слушай меня внимательно, сделаешь втрое больше дел, чем если проспишь до обеда! (ян) — Утреннее вставание — залог и основа всего будущего дня; так первые шаги на любом поприще — его надежная основа и опора. Как утром аукнется — так вечером откликнется, и пусть это хорошо запомнит каждый вступающий в жизнь отрок, а особенно — мой любимый сын. (инь) Упражнение. Сочините сценки по следующим темам и по пяти темам на свое усмотрение. Каждая сценка сочиняется в двух вариантах: а) протагонист в янской модальности, партнер — в иньской; б) протагонист в иньской модальности, партнер — в янской. 1. Приглашение делового партнера в далекое путешествие. 2. Соболезнование непосредственному начальнику по случаю получения выгодного заказа конкурирующей фирмой. 3. Обвинение необоснованное ребенка в неправильном питании. 4. Извинение мамы перед школьной учительницей за невнимательность сына на уроках. 5. Сын уговаривает папу сводить его в зоопарк. Пример. Протагонист — начальник отдела снабжения Московского зоопарка Семен Дормидонтович — приглашает Анфису — фотографа журнала «Виринея» — с собой в Африку. Сценка 1а. Модальности: Семен — ян, Анфиса — инь. Семен: (энергично) Я приглашаю вас, Анфиса, в совместный тур по Африке в поисках дешевых бегемотов — а вы будете их фотографировать — для своего журнала. Поехали?! Анфиса: (со страхом) Я боюсь бегемотов. Семен: (уверенно) Вы, Анфисочка, скоро их полюбите. Договорились: летим завтра. Или вам удобнее послезавтра? Анфиса: Мне кажется, наши читательницы должны привыкать к Африке и ее животному миру... фауне... постепенно... нельзя же сразу так... бегемотов... да еще и пасть крупным планом... Семен: (уверенно, твердо) Можно, Анфиса. Вы должны понять: это выгодно и современно! И признайте честно: широкая зубастая пасть — это (пристально глядя Анфисе в глаза) зрелищно! Анфиса: Да, бегемотная тема и графика чреваты многими полезными ассоциациями. Я буду думать над вашим предложением. Семен: До завтра — (со значением) думайте, Анфиса! Сценка 1б. Модальности: Семен — инь, Анфиса — ян. Семен: У меня есть отличная идея, которая может заинтересовать ищущего журналиста. Анфиса: Это какая же идея, Семен Дормидонтович? Семен: В последнее время в большую моду в самых престижных зарубежных иллюстрированных дамских журналах вошли натурные съемки диких животных, особенно крупных африканских. Анфиса: Это, наверное, очень опасно, Семен Дормидонтович? Семен: Не так уж и опасно, если в надежном сопровождении... У меня есть в этом направлении некоторые связи... И, кстати, бегемоты не так уж и агрессивны летом, когда у них много пищи. Анфиса: А вы, Семен Дормидонтович, туда уже собрались? Можно я с вами? Упражнение. Сочините сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. В каждой сценке участвуют два героя, каждый из которых на протяжении исполнения сценки придерживается фиксированной диадической модальности. Каждая сценка должна быть сочинена в двух-трех вариантах: сначала с одним распределением модальностей, затем — с другим, затем — с третьим. 1. Молодожены Вольдемар и Анастасия за ужином, приготовленным Анастасией. Вольдемар пытается в тактичной форме выразить свои претензии к пище; Анастасия старается не обижаться. а) Вольдемар — ян, Анастасия — инь. б) Вольдемар — инь, Анастасия — ян. в) Вольдемар — инь, Анастасия — инь. 2. Молодожены Вольдемар и Анастасия собираются в гости к родителям Анастасии. Анастасия инструктирует Вольдемара, как правильно себя вести; ему это не очень нравится, и он пытается предложить свои варианты. а) Вольдемар — ян, Анастасия — инь. б) Вольдемар — инь, Анастасия — ян. в) Вольдемар — инь, Анастасия — инь. 3. Директор зоопарка Харитон Харитонович пытается послать ответственного за животных Капитона в командировку в Африку за крокодилицей — подругой для крокодила Крокуса, который вошел в зрелый возраст и буянит. У Капитона, однако, свои взгляды на потребности зоопарка, да и ловить крокодилиц он не умеет. а) Харитон — ян, Капитон — инь. б) Харитон — инь, Капитон — ян. в) Харитон — ян, Капитон — ян. 4. Зоопарк. Капитон — ответственный за животных — дает наставления молодому специалисту, выпускнику биофака Феофану, который пришел работать с обезьянами. Феофан задает уточняющие вопросы, но плохо входит в суть проблем. а) Капитон — ян, Феофан — инь. б) Капитон — инь, Феофан — ян. в) Капитон — ян, Феофан — ян. 5. Старый холостяк Викт о р, придя вечером домой, обсуждает со своим диваном личные проблемы. Диван пытается его вразумить. а) Виктор — ян, диван — инь. б) Виктор — инь, диван — ян. 6. Старый холостяк Викт о р выясняет отношения со своей давней подругой Кларисой, которая намекает, что не прочь бы выйти за него замуж; Виктор аккуратно уходит от этой темы, но портить отношения с Кларисой не хочет. а) Виктор — инь, Клава — ян. б) Виктор — ян, Клава — инь. в) Виктор — инь, Клава — инь. 7. В фирму «Киса-мурыса» звонит породистый щенок-лабрадор Лабрик и жалуется на свою хозяйку Виолетту. Консультант фирмы Трофим дает ему полезные советы. а) Лабрик — ян, Трофим — инь. б) Лабрик — инь, Трофим — ян. в) Лабрик — инь, Трофим — инь. 8. В фирму «Киса-мурыса» звонит попугай Порфирий и просит помощи: ему до смерти надоел его хозяин Евграф Евсеевич, каждый день говорящий ему одно и то же. Консультант фирмы Трофим убеждает Порфирия, что его жизнь не так уж и плоха. а) Порфирий — ян, Трофим — ян. б) Порфирий — инь, Трофим — ян. в) Порфирий — ян, Трофим — инь. 9. В фирму «Киса-мурыса» звонит кот Гладиатор, который по весне озабочен качеством своего будущего потомства и просит совета у консультанта Трофима, какую кошку ему лучше выбрать. Трофим отвечает. а) Гладиатор — ян, Трофим — инь. б) Гладиатор — инь, Трофим — ян. 10. Консультанта фирмы «Киса-мурыса» вызывает Федор — хозяин бультерьера Бульки, обвиняя его в нетерпимости к уличным кошкам. Приехавший консультант Трофим выясняет у Бульки, в чем дело. а) Трофим — ян, Булька — инь. б) Трофим — инь, Булька — ян. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы