Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Естествознание с методикой преподавания
1. Наблюдения, во-первых, позволяют сформировать конкретные и образные представления и понятия об окружающей действительности и на этой основе развивать логическое мышление, устную и письменную речь младших школьников. Во-вторых, они способствуют формированию основ материалистического мировоззрения, убеждают детей в постоянном изменении и развитии природных явлений, их взаимосвязи и закономерности всего происходящего в природе, материальности мира и единства природы. Наблюдения помогают борьбе с религиозными предрассудками, способствуя, таким образом, выработке атеистических убеждений. В-третьих, наблюдения позволяют формировать одно из важнейших качеств личности – наблюдательность, которая связана с воспитанием устойчивого внимания, развитием памяти, пытливости, любознательности, умением устанавливать связи между различными природными явлениями. Правильно организованные наблюдения помогают воспитанию таких необходимых качеств, как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, чувство ответственности перед коллективом, бережное отношение к приборам, школьному имуществу, способствуют воспитанию воли и упорства в достижении цели, выработке у учащихся умения работать систематически, развивают инициативу и самостоятельность. При правильной организации наблюдений у детей развиваются навыки пользования некоторыми метеорологическими приборами (термометром, флюгером); умения, необходимые при оформлении записей о погоде, составлении и чтении диаграмм и др. Все эти умения и навыки имеют большое значение в подготовке учащихся к самостоятельной практической деятельности. Чаще всего дети в начальной школе на занятиях по окружающему миру проводят наблюдения за природными явлениями. Сейчас авторы программ обязательно включают различные виды наблюдений, подробно описывая требования к ним и методику. Наиболее часто встречаются наблюдения за погодой, сезонными изменениями в неживой и живой природе. Результаты таких наблюдения удобно фиксировать рисунками или условными обозначениями в специальных календарях наблюдений или дневниках наблюдений. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т. д. Организуя длительное наблюдение, учитель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических наблюдений. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.
2. Всодержании наблюдений отражение нашли такие вопросы как:
3. 1. Выбор объекта или процесса, за которым необходимо наблюдать. 2. Постановка цели наблюдения. 3. Определения времени наблюдения. 4. Выбор способа фиксации результатов наблюдения. 5.Формулирование выводов по результатам наблюдения.
Билет № 15 Пункт 1.
Методика работы над пересказом художественного произведения « Пересказ - это изложение содержания чего-либо» - Словарь русского языка С.И. Ожегова. Основным программным содержанием работы над развитием самостоятельной развёрнутой фразовой речи в младшем школьном возрасте у детей является совершенствование навыка пересказа рассказа. Требования к пересказу: - осмысленно пересказывать, т.е. понимать содержание текста; - полнота передачи текста; - последовательная передача событий; - правильное использование словаря и оборотов авторского текста; - рассказывание без длительных пауз; - культура устного рассказа. Предварительная работа: наблюдение, рассматривание сюжетных картин, просмотр видеоматериалов, работа над образными устойчивыми оборотами по теме, наращивание активного и пассивного словаря. Методисты – словесники Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов выделяют разные виды пересказа: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с творческими дополнениями. Подробный или близкий к тексту пересказ. Это вид пересказа ведётся на небольших рассказах или законченных по содержанию отрывках. Он служит средством закрепления содержания прочитанного во всех его деталях и связях, средством усвоения логики образца и его языковых средств. Небольшие по объёму тексты не рекомендуется пересказывать, так как дети запоминают их наизусть. Начинать обучение нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в пересказ элементы описания (зарисовки природы, внешность людей и других предметов), элементы рассуждения. Приблизить пересказ к условиям естественной речи учащихся удобнее всего на таком тексте, где есть диалог, который предварительно прочитывается в лицах. Определённую роль в пересказе играют вопросы. Известны типичные недостатки подробного пересказа: неумение начать искажение или неполнота передачи заключительных частей текста обеднение языка Облегчает равномерность пересказа также деление текста на части, составление плана и пересказ по частям. Сжатый пересказ. Излагать тему нужно уметь не только подробно, Нои кратко, конспективно. Это относится и к пересказу: тема должна быть раскрыта в главных чертах, схематично. Пересказать кратко труднее, чем передать содержание в полном объёме. В кратком пересказе нужно отобрать главное, отсеять второстепенное. Школьник должен выбрать основное и передать его связно, последовательно, не нарушив логики повествования, без пропусков. Он должен передать главное содержание своими словами, по – своему. Не рекомендуется для сжатого пересказа высокохудожественные тексты; тексты, содержание диалог. Обучать пересказу удобнее всего на познавательных текстах, где легко прослеживается действие. План может послужить неплохой опорой для пересказа. Творческие пересказы. В любом устном пересказе может быть творческий элемент. К числу творческих работ относятся пересказы с перестройкой текста и с дополнениями школьников. Пересказ с изменением лица рассказчика требует не только грамматических изменений, но значительных перестроек в содержании. Высок творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из персонажей. Чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, «перевоплотиться», понять его возраст, характер, его точку зрения, взглянуть на события его глазами. На более высоких ступенях пересказов подробного типа школьники должны не только передать какие – то сцены с позиции одного из персонажей, но и дополнить авторский текст. Так дети приходят к третьему виду творческого пересказа – к творческим дополнениям в тексте. Дополнять прочитанный текст можно сопоставлениями с фактами, аналогичными описанным, но взятыми из жизни или из других источников, а также выражением своего отношения к тому, что рассказано. Творческие дополнения – это всегда разрешение проблемной ситуации, стоящей перед учениками. Посредством устного пересказа обогащается речь школьника, он сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи. Школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передаёт содержание книг внеклассного, свободного чтения. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения. В пересказе отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать слушателей. К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания» писал: «Нет сомнения, что дети более всего учатся, подражая; но ошибочно было бы думать, что из подражания сама собой вырастает самостоятельная деятельность. Подражание лишь даёт материал для самостоятельной деятельности». Пересказ проводится примерно 1-2 раза в месяц как часть занятия. Исследования З.М. Истоминой и других психологов показали, что осмысление материала, установление мысленных логических связей облегчает запоминание и сохранение текста в памяти. Бородич А.М. утверждает, что на некоторых занятиях полезно сочетать 2 текста для пересказа: первый – новый для детей, сравнительно лёгкий; второй – уже известный им, он должен быть коротким. Это оживляет внимание детей. Наиболее успешно решаются задачи, связанные с методикой организации работы детей при пересказе, которая выстраивается в следующую систему: чтения, словарная работа, анализ содержания и языка произведения, деление текста на смысловые части, их озаглавливание, определение в каждой части словесных выражений и образов, которые раскрывают основную мысль каждой части, составление плана к пересказу, пересказ. Такая работа обеспечивает его успешность. Однако довольно часто дети, выполняя под руководством учителя сложную аналитико–синтетическую работу, затрудняются воспроизвести прочитанное, что приводит к непродуктивному овладению лексическим, синтаксическим, текстовым материалом. В качестве причин малоэффективности детских пересказов следует выделить: низкий уровень интереса детей, как к изучаемому тексту, так и к пересказу как виду учебной деятельности; невысокую степень активности и самостоятельности школьников в данном виде работы; отсутствие у них необходимого личного опыта; многократное перечитывание текста; незначительный уровень восприятия и понимания прочитанного. Среди причин, снижающих роль пересказа в овладении учащимися собственной речью, особо можно отметить следующее: непонимание детьми значимости и перспективности пересказа; б) отсутствие последующей работы по использованию языковых средств пересказываемого произведения в собственной речи учащихся; в) невладение младшими школьниками умением строить пересказ прочитанного. Всё это приводит к тому, что пересказ не выступает как продуктивная форма речи, при которой слова, выражения, синтаксические конструкции текста присваиваются детьми. Следовательно, одной из основных проблем является обеспечение продуктивности пересказа, при котором возрастает уровень присвоения детьми лексического, синтаксического и другого текстового материала. Исходя из того, что пересказ всегда связан с исходным текстом, на основе которого он выполняется, а, также имея в виду, что его основная функция – приучить детей правильно (с логической и грамматической точки зрения), без искажения передавать чужую мысль, пересказ относится к репродуктивной форме изложения. Репродуктивный пересказ, как показывают наблюдения, не в полной мере выполняет свою основную функцию: развитие речи. Сошлёмся в этой связи на высказывание К.Д. Ушинского: «Если дитя с помощью учителя поймёт мысль, выраженную писателем, и усвоит форму, в которой эта мысль выразилась, то это ещё не значит, что оно упражняет свой дар слова; оно обогащает только свой ум, но собственная его способность дара слова может остаться совершенно неразвитой. Действительно, при репродуктивном пересказе лексический, синтаксический, текстовой материал прочитанного либо воспроизводится с большой нагрузкой на память, либо забывается. Другое дело, когда данные элементы будут не только свободно воспроизводиться, но и использоваться детьми в собственной речи. В этой связи речь идёт об обучении детей продуктивному пересказу. Под продуктивным пересказом понимается воспроизведение готового материала, осуществляемого на основе его творческой переработки с целью «наполнения» её содержанием. Таким образом, понимание продуктивного пересказа связывают с пониманием структуры текста. Самым распространённым видом связной речи на уроках чтения является пересказ. Подготовка к пересказу чаще всего проводится в порядке домашнего задания, без должного инструктажа учителя. Для восьмилетнего ученика задание даётся иногда заведомо непосильное («Перескажи всё содержание рассказа»), проверяется оно у 1-2 учеников, к тому же не полностью, на исправление недочётов времени не остаётся. Замечено, что учащиеся к этой части домашнего задания относятся безответственно, лишь немногие действительно готовятся в меру своих возможностей. Необходимо, чтобы занятия пересказом стали активным средством нравственного воспитания и развития ума и речи учащихся. Методист Яковлева В.И. считает: цель пересказа ставится после уяснения главной мысли или определения настроения, которым произведение проникнуто. Необходим целенаправленный анализ деталей произведения и речевых средств, которыми эта мысль, настроение выражено. Постепенно повышается самостоятельность учащихся на том или ином этапе подготовки. Учитель иногда показывает детям образец пересказывания, точный по языку и живой по интонации. Опорой для пересказа являются: ясно выраженная цель (что надо показать); выбранные учащимися основные мысли абзацев (развитие действия), для дополнения которых дети сознательно отбирали детали рассказа. Если произведение глубоко эмоционально, то автор обычно достигает этого богатством изобразительных средств. Работа над этими произведениями требует вдумчивого наблюдения над языком. Методист К.В.Елецкий утверждал, что пересказы – это «вид деятельности» и что «при пересказе учениками прочитанного проявляется деятельность их сил – памяти, воображения, логического мышления, что ведёт к развитию этих сил». Таким образом, в методической литературе по чтению В.Г. Горецкий справедливо указывал, что «в работе над пересказом часто не достигается должных результатов, прежде всего потому, что пересказ рассматривается главным образом как способ проверки усвоения детьми содержания прочитанного».
Пункт 2 Фрагмент работы над пересказом на примере произведения Н.Носова «Живая шляпа». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы