Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пересказ художественного произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа»



С использованием сюжетных картинок

младший школьный возраст

Цель: создать условия для развития связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок.

Задачи

Образовательные: способствовать закреплению умения составления рассказа по серии сюжетных картинок; продемонстрировать способы построения сюжетного рассказа. Развивающие: содействовать развитиюумения устанавливать причинно-следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок; умение располагать картинки в заданной последовательности; учить исправлять деформированный сюжет путем перестановки сюжетных картинок; формировать у детей навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путем работы в группе. Обогащение словаря прилагательными с помощью проговаривания и подбора их к существительным. Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к домашним животным.

Оборудование: шляпа, прищепки для пальчиковой игры, набор сюжетных картинок.

Ход урока

I. Организационный момент: (Беседа)

Учитель: - Ребята, что это за предмет? (шляпа) - Интересно, откуда она могла появиться здесь? (ответы) - Мне кажется - это какой - то неумеха бросил ее здесь. - Ребята, а вы знаете, как правильно ухаживать за своими вещами? (ответы детей) – Да, у каждой вещи должно быть свое место. - Как вы думаете, в какое время года можно носить этот головной убор? (ответы детей). - Знаете, ребята, раньше люди были очень воспитанные, и при встречи они снимали свои шляпы, тем самым приветствовали друг друга. Давайте и мы поприветствуем друг друга, скажем добрые слова приветствия. Повторяйте за мной: 1.

«Приветствие»

Учитель снимает шляпу, обращаясь к рядом стоящему ребенку: - «Доброе утро, Андрюша» … (дети продолжают).

2. Д/И «Подбери предлог»

- Ребята, когда мы вошли в комнату, где лежала наша шляпа? (Дети: Шляпа лежала на полу).

- А сейчас где наша шляпа? (на голове). - Кто скажет, где лежит наша шляпа теперь? (на столе, под стулом, около стола, в шкафу).

- Молодцы.

3. Д/И «Какой? Какая? Какое? »

(Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже. Расширение и пополнение словаря прилагательными). - Ребята, а мне очень интересно узнать, какая наша с вами шляпа - по цвету? (Чёрная).

- Возьми прищепку и прикрепи за поля шляпы. – По размеру? (большая)

- По времени года? (весенняя, осенняя)?

- По материалу, из которого она сделана? (шляпа из фетра. Она какая? ) ( фетровая) ( новое слово ).

- По предназначению: ее носят мужчины или женщины? (мужская, женская).

- А если ее носят дети, то какая она? (детская).

- Ребята, смотрите, какая у нас замечательная, нарядная шляпа

II. Основная часть:

- Ребята, а как вы думаете, бывает ли шляпа Живой? (ответы детей).

- Посмотрите, кая у меня замечательная книга! Я хочу вам прочитать мой любимый рассказ Н.Н. Носова, который так и называется «Живая шляпа». (Показывает детям книгу Носова, из которой вылетают страницы ).

- Ребята, что же делать, мы не сможем прочесть этот рассказ. (Дети говорят, что помогут, составят рассказ, по картинкам).

- Вы мне поможете составить рассказ по картинкам? (ответы детей).

- Возьмите иллюстрации и пройдём за стол.

(Дети раскладывают на стол иллюстрации, находят последовательность).

- Ребята, у кого самое начало рассказа, с чего все началось?

Составление рассказа:

1. Котенок Васька сидел около комода и ловил мух. Шляпа лежала на комоде. (Около чего сидел котенок Васька? Где лежала шляпа? )

2. Вадик и Вовка сидели за столом и рисовали. Вдруг позади них что-то упало. Они обернулись и увидели, что шляпа лежит на полу. (Что делали Вадик и Вовка? Что они услышали позади себя? Что увидели мальчики? )

3. Вовка подошел к шляпе и хотел ее поднять. Но шляпа зашевелилась и поползла к нему. (Что хотел сделать Вовка? Как вела себя шляпа в этот момент? )

4. Мальчики испугались и выбежали из комнаты. (Куда побежали мальчики? )

5. На кухне мальчики взяли клюшку и лыжную палку, и пошли пугать шляпу. Но шляпа их не испугалась. (Что взяли Вовка и Вадик на кухне? Испугалась ли их шляпа? )

6. Тогда мальчики взяли картошку и стали стрелять (кидать) в шляпу. Одна картошка попала в шляпу. И из-под нее выбежал котенок. (Чем мальчики стреляли в шляпу? Кто выбежал из-под шляпы? )

- Ребята, как вы думаете, котенку Ваське было страшно под шляпой? (ответы детей).

Динамическая пауза:

- Наверное, он представлял себя львом, которого поймали охотники! Давайте и мы как Вовка и Вадик отправимся охотиться! (Охотники крадутся тихо…).

Словесная игра «Мы охотимся на льва…» (игра на координацию речи с движением, игра на дыхание, снятие эмоционального напряжения, закрепление предлогов в речи).

- Молодцы.

Вторичное рассказывание.

- Ребята, кто из вас может рассказать эту историю от начала до конца? (спрашивается 2-3 ребенка).

- Вам понравился рассказ? Кто запомнил фамилию автора? Молодцы. (Дается оценка каждого ребенка на занятии.)

- Ребята, как вы думаете, эта история придуманная или могла быть на самом деле? (ответы детей).

 

Текст задания МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания:

 

· Раскройте понятие длины отрезка и его численное значение. Перечислите основные свойства длины отрезка.

 

Длиной отрезка называется положительная величина, определенная для каждого отрезка так, что:

1. Равные отрезки имеют равные длины

2. Если отрезок состоит из конечного числа отрезков, то его длина равна сумме длин этих отрезков

 

Свойства длины отрезка

 

1. При выбранной единице длины длина любого отрезка выражается действительным числом, и для каждого положительного действительного числа есть отрезок, длина которого выражается этим числом.

 

2. Если два отрезка равны, то равны численные значения их длин, и обратно: если равны численные значения длин отрезков, то равны и сами отрезки.

 

3. При замене единицы длины численное значение длины уве­личивается (уменьшается) во столько раз, во сколько новая еди­ница меньше (больше) старой.

 

· С какой целью и какими способами сравнения отрезков знакомятся учащиеся 1 класса?

 

В 1-4 класс формулируется представление о таких величинах как: длина, масса, объем, время. Познакомить со способами сравнения отрезков., закреплять навыки прибавления и вычитания числа., с помощью разложения числа.

Усвоить методику изучения длины; изучить возможности темы с точки зрения развития представлений детей об окружающем мире; изучить возможности темы с точки зрения постановки проблемных ситуаций; изучить возможности формирования измерительных навыков.

 

· Какие средства наглядности используются при каждом способе сравнения? Составьте соответствующие задания для каждого способа.

· Какая подготовительная работа должна предшествовать знакомству учащихся с единицей длины – сантиметром? Как обосновать необходимость введения данной единицы?

 

1. Перед тем как вести единицу измерения метр, необходимо провести лабораторную работу, предложить измерить класс

 

2. Ребята мы будем измерят длину пола класса, мы уже знакомы с единицей измерения см. Я хочу вам предложить новую меру измерения- это метр. 1 метр- 10 дм. Выкладываем по 10 дм на одном полосе. А теперь попробуем измерить с помощью новой единицы измерения метр. Ученики делают вывод: что так удобнее. (Предлагаем рулетку измерения в пределах 100)

 

Изучить таблицу № 1.Заполните таблицу №2, опираясь на учебник З.А. Клепининой З.А.. Природоведение 3 кл. (1-4).

Тема урока Средства обучения Фрагменты урока с различными средствами обучения
Снег и лёд У каждого ученика 1. Комок снега 2. Кусочек льда 1. Беседа на основе опорных вопросов: Сравните снег и лёд по цвету. Какого цвета снег? А лёд? 2. Выполнение практической работы учащимися (Определите свойства: цвет, состояние, запах, масса и т.д.) 3. Проведение демонстрационного опыта (Положи льдинку на стол. Ударь по ней чем нибудь тяжелым). Что произойдет со льдом? Как можно назвать это свойство льда?

 

 

Задание 16

1. На основе стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус» рассказать о методике работы над стихотворением (Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова Литературное чтение: 4 класс, ч.1).

 

Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками. Написанное стихами литературное произведение небольшого объема, преимущественная форма лирики.

Стихотворная речь - эмоционально окрашенная речь. Главная черта стихотворной речи: постоянство однородной, эмоционально-окрашенной интонационной системы в отличие от прозы, где перед нами переменная интонация, где каждая фраза имеет свою, главным образом логически мотивированную интонацию, не повторяющуюся в последующих фразах.

Для полноценного восприятия стихотворения дети должны проникнуться эмоциональным состоянием лирического героя пережить то что его волнует удивляет радует. Главное направление работы при чтении лирических стихотворений состоит в том чтобы разбудить развить эмоции и чувства ребенка добиться искреннего отношения к изучаемому тексту.

Работу над лирическим стихотворением можно строить по следующему плану

1. Подготовка к восприятию стихотворения:

а) материал экскурсии;

б) жизненные наблюдения учащихся.

2. Чтение стихотворения учителем

3. Беседа эмоционально оценочного плана

- Какое настроение вызвало у нас это стихотворение?

- Какие краски звуки живут в стихотворении?

4. Анализ живописного образа в стихотворении.

Чтение стихотворения учащимися про себя; рассказать какие картины они «видят», - словесное рисование; лирический герой в стихотворении; приемы поэтической речи; метафоры сравнения эпитеты олицетворения.

5. Разметка текста. Подготовка к выразительному чтению

6. Выразительное чтение учащимися стихотворения

7. Обобщение по поводу прочитанного

Примером анализа лирического произведения можно взять стихотворение А.С. Пушкина «Туча»

Задачи данного урока:

- познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушки на как образом искусства слова;

- воспитывать любовь к природе к поэзии

- развивать мышление творческое воображение речь навык выразительного чтения

2. Разработайте фрагмент урока «Работа над выразительностью чтения» по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Парус».

Работа над стихотворением.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Парус», подготовимся к осмысленному прочтению этого произведения.

Работа с названием стихотворения.

- Что вы знаете об этом слове?

(судно под парусом, парусник, ткань для судна, крепится к плавательным средствам, преобразует энергию ветра, парус направляют.)

- Какие ассоциации вызывает у вас слово “парус”? (Лёгкость, свобода, путешествие, движение, море.)

- Как звучит слово “парус”? (В слове в слове 3 согласных звука: [ п ] – выдох,

[ р ] – быстрота, активность, громкость, [ с ] – размеренность, свет; 2 гласных: [ а ] – даль, широта, океан, [ у ] – печаль, боль.)

Запишите слово вертикально:

- Рядом запишите слова, созвучные слову “парус”, где звуки [парус] были бы особенно слышны (2 – 4 слова).

П – пар, опыт, простор

А – слава, даль

Р – потеря, утрата

У – мудрость, путь

С – сила, свобода, счастье

- Выберите в каждой строке по одному понравившемуся слову. А теперь одно. Запишите его по середине. Это название вашего будущего текста. Составление текстов. Предъявление текстов (читают тексты все желающие).

- Как вы думаете, о чём может быть стихотворение с таким названием «Парус»? (…)

Обратимся к пояснениям, комментариям стихотворения.

Стихотворение «Парус» написано в Петербурге перед вступлением в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. «Мятежный» парус, «просящий бури» в минуты невозмутимого покоя – это всё та же с детства неугомонная душа поэта.

Первоначальный текст вошел в письмо Лермонтова к Марии Александровне Лопухиной.

Чтение стихотворения (4 - 5 человек).

ПАРУС

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы, – он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

1832

- В стихотворении есть слова, вызывающие у читателей различные ассоциации с человеческими состояниями, действиями, переживаниями. Такие слова называют образами-символами.

Найдите такие символы. (Парус – символ человека; бурное море – символ жизни, судьбы; ветер – символ вольности, свежести, свободного движения, порыва.)

Море – стихия, в которую вписан «одинокий» и «мятежный» парус.

Задайте вопросы письменно к слову, к строке стихотворения (работа в технике “репейника”).

1 строфа

- Почему парус «одинокой»?

- Что такое «туман моря»?

- Почему столько вопросов?

- Кто задаёт эти вопросы?

- Почему столько многоточий?

- Почему в первом предложении восклицательный знак?

2 строфа

- Почему после «играют волны» стоит тире?

- Что значит «ветер свищет»?

- Что такое счастие?

- «Увы, – он счастия не ищет…». Почему «увы…»?

- Что же ему нужно, если «он счастия не ищет и не от счастия бежит»?

3 строфа

- Что значит «мятежный»?

- Где парус, если «под ним струя светлей лазури», «над ним луч солнца золотой»?

- Зачем он просит бури?

- Какой ему нужен покой?

Выберите один любой вопрос, обсудите в паре.

Вместе обсуждаем все вопросы.

- Что же придаёт стихотворению особую выразительность? (средства выразительности, тропы.)

Найдите средства выразительности. Какова их роль в стихотворении?

Олицетворения: парус ищет, кинул, просит бури, играют волны, ветер свищет. Помогают выразить мысль о единстве мира и человека.

Антитеза: ищет – кинул, далёкой – родном. Позволяет выразить главную мысль более ярко и эмоционально, точнее выразить отношение к описываемым явлениям.

Эпитеты: золотой луч, край родной. Помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.

Метонимия: струя лазури, луч солнца. Придают изображаемому эмоциональную окраску, помогают наиболее ярко изобразить явление.

- Проанализируем звукопись стихотворения.

Звуки Л, Р, Н, М – создают ощущение лёгкого колыханья морской волны.

Преобладание звуков С, Т, Ч, Щ – свист ветра и шум моря, вызывают чувство тревоги.

- Определите размер стиха.

1. Подчеркните все гласные.

2. Расставьте ударения в словах.

3. Определите, через сколько стоп повторяется ритмический рисунок.

4. Обратите внимание на ударные и безударные слоги в стихотворении.

5. Сделайте вывод.

Вывод: двусложный размер стиха с ударением на 2 слоге – ЯМБ.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом в сочетании с пиррихиями (два подряд безударных слога).

Это придаёт стихотворению особую лёгкость и плавность, ощущение движения, выразительность.

- Определите рифму.

1 строфа – парная рифма. Эффект раздумья.

2 строфа – перекрестная рифма. Создается впечатление поиска, метаний, борьбы, размышлений.

3 строфа – как и во 2 строфе перекрестная рифма. Спокойствие, благодать в природе противопоставлены настроению лирического героя (буря, вызов).

- Итак, каков же сюжет стихотворения? (лирический: через красочное описание природных образов переданы настроения, мечты и устремления человека.)

- Какова тема этого стихотворения? Идея?

- Каков лирический герой в стихотворении «Парус» М. Ю. Лермонтова? (романтический, он мятежник, борец, скиталец, одинокий...)

- Совпали ли ваши мысли и ожидания при работе с заголовком, что вы поняли при работе с текстом?

- Почему автор выбрал для своего стихотворения именно такое название?

(Парус – это символ… вечных поисков, противостояния миру...)

IV. Сравнение образов.

- Сравните образ паруса в стихотворении и на рисунке М. Ю. Лермонтова.

3. Найдите в тексте прилагательные и определите их лексико-грамматический разряд.

ПАРУС

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы, – он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Одинокий – качественное, голубом – качественное, далекой – качественное, родном – качественное, светлей – качественное, золотой – качественное, мятежный – качественное.

 

Задание № 17

1. Назовите языковые понятия, изучаемые в начальной школе, приведите примеры.


Поделиться:



Популярное:

  1. XX конкурса-фестиваля детского художественного творчества
  2. XX конкурса-фестиваля детского художественного творчества «Лучики надежды – 2017»
  3. Анализ занятия художественного аматорского коллектива
  4. Анализ элементов художественного текста
  5. Анатомия глотки. Физиология воспроизведения голоса. Резонаторная функция.
  6. Библиографическое описание научного произведения
  7. В число объектов внешне выполняющих все условия охраноспособности, но не подпадающих под правовую охрану авторского права, входят произведения народного творчества (пп.3 п.6 ст.1259).
  8. Вклад выдающихся отечественных ученых ХХ века в развитие хирургии (А.А.Вишневский, А.Н.Бакулев, П.А.Куприянов, Б.В.Петровский, Е.Н.Мешалкин, Н.Н.Блохин, П.А.Герцен).
  9. Вклад российских и кубанских ученых в развитие хирургии XX-XI вв. (В.К.Красовитов, И.А.Агеенко, Н.Н.Петров, С.М.Ряднов, М.М.Дитерихс, В.И.Оноприев, Л.Бокерия).
  10. Все произведения исполняются наизусть.
  11. Вычисление смешанного произведения трёх векторов в координатах.
  12. Вычисление суммы, произведения и количества элементов в одномерном массиве


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1483; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.093 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь