Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Малый вход (вход с Евангелием)



Малый вход должен быть совершён до окончания пения 3-го антифона или «Блаженных», то есть с таким расчётом, чтобы с последними словами пения антифонадиакон (или священник, если нет диакона) был готов произнести: «Премудрость, прости».

Поэтому малый вход рекомендуется начинать совершать:

1) при пении или чтении тропарей на «Блаженных» – на пении хором «Слава»;

2) если тропари не поются, то вначале пения «Блаженных»;

3) если поются вседневные или праздничные антифоны, то после 2-го стиха 3-го антифона.

Перед началом совершения входа свещеносцы со свечамиидут на горнее место, трижды крестятся, кланяются священнику идруг другу, выходят впереди священнослужителей северной дверью из алтаря, спускаются вниз солеи и становятся лицом против царских врат.

Священнослужители перед престолом творят три поклона, и священник подаёт Евангелие диакону. Ни Служебник, ни Чиновник не предписывают при этом целовать Евангелие и престол, но повсеместная практика это узаконила и согласно ей, вход совершается в следующем порядке.

Перед началом совершения входа священник с диаконом дважды крестятся: священник целует престол и Евангелие, а диакон край престола и затем вместе поклоняются третий раз. Далее священник берет со святого престола Евангелие и подаёт его диакону. Диакон, держа орарьв правой руке, принимает двумя руками святое Евангелие, целует правую руку подающего его священника и начинается шествие северной дверью на солею. Никаких остановок и поклонов на горнем месте во время шествия входа не должно быть.

Диакон несёт Евангелие лицевой сторонойторжественно высоко в обеих руках, идет через горнее место и выходит северной дверью на солею. Священник идет за диаконом от южной сто­роны престола и также выходит северной дверью на солею.

Священник останавливается на солее посре­дине перед царскими вратами лицом к престолу, а диакон становится впереди немного правее священника (правым плечом к правой створке царских врат), вполуоборот по отношению к нему. Положив Евангелие на свое левое плечо, и удерживая его левой рукой, он, держа правой рукой орарь, крестится и говорит священнику в полголоса: «Господу помолимся». Священник, приклонив голову, читает (в полголоса) молитву входа: «Владыко Господи Боже наш…» [92] (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго). Диакон тихо отвечает: «Аминь» и указуя орарем на восток, обращается к священнику: «Благослови, владыко, святый вход». Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося тихо: «Бла­гословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго). Диакон отвечает: «Аминь», берет Евангелие двумя руками, поворачивается через левое плечо и подносит его священнику для целования. Священник, поддерживая Евангелие двумя руками, целует его, а диакон целует правую руку священника. Далее диакон делает шаг назад, кланяется священнику, поворачивается на восток через правое плечо, становится у царских врат, высоко держа Евангелие в обеих руках, и ожидает окончания пения хора. Когда заканчивается пение последнего тропаря на «Блаженных» или 3-го антифона, он становится в царских вратах, лицом к престолу впереди священника и, возвышая Евангелие, изображает им знак креста, возглашая: «Премудрость, прости».

Хор поет входной стих: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу…», а затем тропари и кондаки по Уставу.

Диакон входит в алтарь и полагает Евангелие на обычное место на святом престоле, а затем становится у южной стороны престола, ожидая входа священника в алтарь.

Священник, сотворив поклон по направлению к святому престолу, дважды крестится, целует икону Спасителя на правой стороне царских врат и снова крестится. Затем он поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею (имясловными перстами) свещеносцев [93] , снова дважды крестится, целует икону Божией Матери на левой стороне царских врат, опять крестится и входит в алтарь. Здесь оба священнослужителя вместе крес­тятся, целуют святой престол (а священник и Евангелие) и кланяются друг другу.

Свещеносцы отвечают на благословение священника поклоном, крестятся, входят со свечами в алтарь северной и южной дверями и идут на горнее место. Здесь они снова крестятся с поклоном к горнему месту, кланяются священнику, тушат свечи и отходят на свои места.

Примечание. Во все великие двунадесятые Господские праздники, во всю пасхальную седмицу, в праздник Сретения и в День Святаго Духа, т. е. в дни пения праздничных антифонов после: «Премудрость, прó сти» диакон возглашает (а если нет диакона, то священник) особые входные стихи.

При служении одним священником без диакона. Вначале пения 3-го антифона или «Блаженных» священник отверзает царские врата. Перед началом совершения входа ондважды крестится с поклоном, целует святой престол и Евангелие, снова крестится, берет Евангелие со святого престола и несёт его лицевой стороной торжественно высоко в обеих руках. Далее он обходит престол с южной его стороны, и в предшествии свещеносцев идет через горнее место северной дверью на солею. Остановившись на солее посре­дине перед царскими вратами, он опускает Евангелие на грудь, придерживая его левой рукой, а правой крестится, читает (в полголоса наизусть) молитву входа: «Владыко Господи Боже наш…» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго), а затем крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося тихо: «Бла­гословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Далее онстановится у царских врат, высоко держа Евангелие в обеих руках, и ожидает окончания пения хора. Когда заканчивается пение последнего тропаря на «Блаженных» или 3-го антифона, он становится в царских вратах, лицом к престолу и, возвышая Евангелие, изображает им знак креста, и возглашает: «Премудрость, прости». Затем опустив Евангелие на грудь, и придерживая его левой рукой, священник творит поклон по направлению к святому престолу, дважды крестится правой рукой и целует икону Спасителя на правой стороне царских врат. Далее он снова крестится, поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею (имясловными перстами) свещеносцев, снова дважды крестится, целует икону Божией Матери на левой стороне царских врат, опять крестится, входит в алтарь и полагает Евангелие на святом престоле. Затем он снова крес­тится, целует святой престол и Евангелие и читает молитву Трисвятого пения.

Трисвятая песнь

Во время пения тропарей и кондаков священник тайно читает молитву Трисвятого пения: «Боже Святый, Иже во святых почивá яй...» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго).

Хор: «И ныне» и поет последний кондак.

В это время диакон становится перед передней стороной престола, затемкрестится, целует престол, преклоняет голову, держа орарь, как обычно, тремя перстами и обращается к священнику: «Благослови, владыко, время Трисвятаго». Священник благословляет диакона.Диакон в свою очередь целует руку его благословившего, выходит царскими вратами на солею и поворачивается лицом на восток.

После окончания пения кондакадиакон возглашает: «Господу, помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священник, стоя перед престолом, вслух произно­сит окончание молитвы Трисвятого пения: «Яко Свят еси, Бо­же наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго).

Диакон, стоя на солее перед царскими вратами, обращается к местной иконе Спасителя и, указывая на нее орарем, произносит: «Господи, спаси благочестивыя».

Хор повторяет: «Господи, спаси благочестивыя».

Диакон: «И услыши ны» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго).

Хор повторяет: «И услыши ны».

Диакон поворачивается через правое плечо, наводя приподнятым орарем в правой руке на народ и медленно всем корпусом, делает поворот на правую сторону (от иконы Спасителя к иконе Богома­тери) и далее к престолу произнося: «И во веки веков». Затем он входит царскими вратами в алтарь, крестится, целует престол, делает поклон священнику и становится справа от него, перед святым престолом.

Хор: «Аминь» и Трисвятое.

При служении одним священником без диакона. Священник перед престолом произносит возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».

Хор: «Аминь».

Священник произносит: «Господи, спаси благочестивыя».

Хор повторяет: «Господи, спаси благочестивыя».

Священник: «И услыши ны».

Хор повторяет: «И услыши ны» идалее поет Трисвятое [94].

Во время пения хором Трисвятого священнослужители благоговейно совершают троекратное поклонение пред престолом, а священник при этом читает вслух Трисвятое [95]. На пении: «Слава» священник и диакон крестятся единожды и целуют край престола (а священник и Евангелие). Далее диакон, обращаясь к священнику, говорит: «Повели, Владыко» и отходит через южную (правую) сторону алтаря на горнее место.

Священник, следуя за диаконом на горнее место, говорит: «Благословен грядый во имя Господне» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго). Диакон, показывая орарем на икону горнего места, обращается к приходящему священнику со словами: «Благослови, владыко, горний престол».

Священник говорит: «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на херувимех, всегда, ныне и присно, и во веки веков» [96] (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго).

Затем священнослужители крестятся, совершают поклонение к горнему месту, кланяются друг другу и становятся за престолом: священник – против юго-восточного угла святого престола, а диакон – к северу от священника лицом на запад.

Чтение Апостола и Евангелия

В конце пения Трисвятого назначенный для чтения Апостола чтец (или если есть, то второй диакон [97] ), держа книгу в обеих руках перед собой, приходит на горнее место с южной стороны алтаря. Здесь он трижды крестится, кланяется горнему месту и священнику, и, приклонив главу, испрашивает благословение на чтение: «Благослови, владыко, святый Апостол прочести». Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) чтеца и полагает руку на книгу. Чтец целует десницу священника. Далее, перекрестившись и поклонившись горнему месту, держа книгу в обеих руках и воздвигнув над собой, он выходит северной дверью на солею, спускается по ступеням амвона в храм и становится перед аналоем с праздничной иконой лицом к алтарю, предварительно перекрестившись и поклонившись святому алтарю[98].

После окончания пения Трисвятого диакон, предварительно поклонившись священнику, произносит: «Вонмем».

Священник: «Мир всем» иосеняет крестообразно благословляющей рукой, молящийся в храме народ.

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец: «Прокимен глас…» и произносит положенный прокимен.

Хор: поет тот же прокимен.

Чтец: стихпрокимна.

Хор: снова поет прокимен.

Чтец: первую половину прокимна или произносит второй прокимен: «прокимен глас. .. » (если положено два прокимна).

Хор: допевает вторую часть прокимна или поетвторой прокимен.

Диакон: «Премудрость».

Чтец: «К Римляном Послания святаго апостола Павла чтение», или: «Соборнаго Послания Иаковля чтение», или же: «Деяний святых апостол чтение» и т. д.

Диакон: «Вонмем».

Чтец читает Апостол[99]. Если Апостол читается из Деяний апостолов, то он предваряется словами: «Во дни оны...»; если же из посланий апостола Павла, то начинается словом: «Братие...»; если из Пастырских его посланий, то: «Чадо Тимофее...» или «Чадо Тите...»; если из Соборных посланий, то большей частью: «Возлюбленнии...», иногда «Братие...».

При служении одним священником без диакона. Священник сам произносит возгласы: «Вонмем» и «Премудрость».

Во время пения прокимнадиакон принимает кадильницу от пономаря и испрашивает благословение на каждение у священника: «Благослови, владыко, кадило». Священник благословляет кадило, произнося положенную молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Далее в начале чтенияАпостола священник отходит на приготовленное ему место с южной стороны горнего места и садится лицом на запад.

Диакон отвечает: «Аминь» и начинает каждение [100] . Каждение совершается следующим образом. Обойдя престол с северной (левой) сто­роны алтаря, диакон вначале кадит престол с четырех сторон, затем приготовленные Дары на жертвеннике и горнее место. Потом он кадит запрестольный крест и иконы, находящиеся по правую сторону в южной части алтаря. Далее запрестольную икону и иконы по левую сторону в северной части алтаря и икону, на иконостасе над царскими вратами в алтаре с горнего места.

Совершив каждение алтаря, он выходит через открытые царские врата на солею, попутно совершая их каждение. На солее он кадит местные иконы Спасителя, храмовую икону и всю правую сторону иконостаса. Затем икону Божией Матери и всю левую сторону иконостаса.

Далее он входит обратно в алтарь через открытые царские врата и идет южной его стороной на горнее место. С горнего места он кадит сидящего священника, который при этом встаёт и кланяется, на что диакон также отвечает ему поклоном. Затем диакон кадит лиц, молящихся в алтаре по правую, а затем и по левую сторону алтаря.

Потом он идет северной стороной и снова выходит из алтаря через открытые царские врата на амвон, откуда кадит чтеца Апостола, главный и правый клиросы, и народ слева направо. После этого на солее он поворачивается на восток, совершает каждении местных икон Спасителя и Божией Матери и входит через открытые царские врата в алтарь. Здесь он кадит святой престол с передней (западной) его стороны, горнее место и священника с горнего места (последний при этом не встаёт). Затем, там же, на горнем месте, он крестится, отдает кадило пономарю, кланяется священнику и отходит, и становится на свое место справа от святого престола[101].

При служении одним священником без диакона. Священник сам совершает каждение в той же последовательности что и диакон, но с некоторыми особенностями. После каждения алтаря он сразу же кадит лиц, молящихся в алтаре[102], а затем выходит через открытые царские врата на солею, откуда кадит иконостас, чтеца Апостола, клиросы и народ. Затем здесь же на солее он кадит местные иконы Спасителя и Божией Матери, входит через открытые царские врата в алтарь и заканчивает каждением святого престола с передней его стороны. Отдав кадило пономарю, он отходит южной стороной алтаря на горнее место и садится с южной его стороны лицом на запад.

Священник, после прочтения Апостола, встаёт со своего места и благословляет чтеца Апостола, говоря: «Мир ти».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон (или священник, если служит без диакона): «Премудрость».

Чтец: «Аллилуиа» (трижды) «Глас...».

Хор: «Аллилуиа» (трижды).

Чтец читает аллилуиарий [103] (написан в Апостоле сразу же после прокимна).

Хор: «Аллилуиа» (трижды).

Чтец: стих аллилуиария.

Хор: «Аллилуиа» (трижды).

Во время пения аллилуиария священник идет с горнего места северной стороной алтаря к престолу, где читает молитву перед чтением Евангелия: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко…» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго).

После прочтения священником этой молитвы, диакон подходит к юго-западному углу престола, преклоняет голову, и, взяв орарь тремя перстами правой руки и указывая им на святое Евангелие на престоле, обращаясь к священнику, тихо говорит: «Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста (имя евангелиста) » [104].

Священник, благословляя его, тихо произносит: «Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста (имя рек) да даст тебе глагол благовествующему силою многою во исполнение Евангелия Возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго) [105].

Далее священнослужители крестятся единожды без поклона: священник целует Евангелие и, взяв его в руки, передаёт диакону, которыйцелует Евангелие и подающую руку священника и выходит с Евангелием на солею прямо через царские врата, не обходя престола через горнее место. Диакон несёт Евангелие лицевой сторонойторжественно высоко на вытянутых руках.

Пономарь во время пения аллилуиария устанавливает на амвоне аналой.

Свещеносцы в начале пения аллилуиария идут со свечами на горнее место, трижды крестятся, кланяются священнику, выходят северной и южной дверями из алтаря, идя впереди диакона, несущего Евангелие, спускаются вниз солеи и становятся лицом против царских врат.

На амвоне диакон обходит аналой слева и становится перед ним лицом на восток. Далее он полагает Евангелие на левое плечо, правой рукой постилает на аналое конец ораря, полагает на него Евангелие и раскрывает его для чтения. Свещеносцы ставят подсвечники перед аналоем и становятся лицом друг к другу по бокам аналоя.

Хор заканчивает пения аллилуиария.

Священник, стоя перед престолом произносит: «Премудрость, прó сти, услышим Святаго Евангелия» и повернувшись через правое плечо на запад благословляет через открытые царские врата молящихся произнося: «Мир всем». Затем он отходит южной стороной алтаря на горнее место и становится против юго-восточного угла святого престола лицом на запад.

Хор: «И духови твоему».

Диакон: «От Матфея (или Марка, или Луки, или Иоанна) Святаго Евангелия чтение».

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Священник: «Вонмем».

Диакон читает Евангелие[106]. Во время чтения Евангелия священник стоит на восточной стороне престола, лицом на запад, с преклонённой головой.

Примечание. Пред чтением Евангелия священнослужители снимают скуфьи, камилавки и митры, надевают же их после прочтения Евангелияи остаются в них до начала Херувимской песни. Затем снова снимают и надевают во время произнесения диакономектении: «Прости, приимше...» и остаются в них до конца литургии (кроме чтения заамвонной молитвы).

Чтец, после прочтения Апостола и возглашения аллилуиария, крестится, кланяется святому алтарю и возвращается в алтарь южной дверью. Здесь он снова крестится, кланяется святому престолу и подходит с южной стороны престола к священнику на благословение. Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) чтеца и полагает руку на книгу. Чтец целует десницу священника и отходит на свое место.

Примечание. Если Апостол читал второй диакон, то он после его прочтения отходит к местной иконе Богородицы и возглашает: «Аллилуиа» со стихами аллилуиария. После его возглашения он крестится, заходит в алтарь через царские врата и становится возле северной стороны престола лицом к нему, положив орарь на Апостол. Здесь он произносит возгласы: «Премудрость, прó сти, услышим Святаго Евангелия» и «Вонмем». После возглашения последнего возгласа он крестится, целует престол и подходит к священнику на горнее место для благословения. Получивблагословение священника, он целует его руку, отходит и становится на свое место слева от святого престола.

При служении одним священником без диакона. Священник сам читает Евангелиена престоле. Возглашения: «Благослови, владыко…» и «Бог молитвами...» соответственно не произносятся. Свещеносцы ставят свечи позади престола, и становятся несколько поодаль от свечей с правой и левой стороны престола лицом друг к другу.

После окончания чтения Евангелия священник крестится, кланяется к горнему месту, идет северной стороной алтаря к царским вратам, и благословляет диакона, начертывая рукой небольшой крест, тихо говоря: «Мир ти, благовествующему».

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Диакон целует и закрывает Евангелие, затем берет его вместе с орарем с аналоя (тремя перстами правой руки), подносит к царским вратам и передаёт его тыльной стороной священнику, целуя его принимающую руку, и отвечая: «И духови твоему».

Священник вцарских вратах принимаетЕвангелие, крестообразно осеняет им народ[107], относит на престол и ставит его на горней стране престо­ла с правой стороны ближе к верхнему его краю, выше антиминса (во избежание падения его на Святые Дары).

Свещеносцы после прочтенияЕвангелияубирают подсвечники от аналоя, ипосле передачи диаконом Евангелия священнику, крестятся, входят со свечами в алтарь северной и южной дверями и идут на горнее место. Здесь они снова крестятся с поклоном к горнему месту, кланяются священнику, тушат свечи и отходят на свои места.

Пономарь в это время убирает аналой с амвона.

Затем может произноситься проповедь[108].

Согласно указаниям Служебника, царские врата после прочтения Евангелия следует закрывать. Но учитывая установившуюся современную практику добавления особых прошений на сугубой ектение и чтением после нее особой молитвы царские врата обычно закрываются после сугубой или же после заупокойной ектении, если она совершается в этот день.

Сугубая ектения

 

Передав священнику Евангелие, диакон становится на амвоне против царских врат и произносит сугубую ектению, которая начинаетсяс прошения: «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго).

При служении одним священником без диакона. Священник сам произноситэту ектению перед святым престолом.

После прошения: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй» священник читает молитву прилежного моления: «Господи, Боже наш, прилежное сие моление…» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго).

Затем произносится прошение о церковных властях: «Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем патриарсе Кирилле, и о Господине и Отце нашем Блаженнейшем митрополите Онуфрие, и о Господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите Лазаре, и всей во Христе братии».

В начале прошения о церковных властях священник разворачивает илитон (плат), в который завернут антиминс. Затем, во время прошения ο правящем архиерее[109] он разворачивает и сам святой антиминс с трёх сторон, так что неразвёрнутой остаётся только верхняя его сторона[110]. После разворачивания антиминса священник крестится единожды и целует антиминс.

Перед заключительным прошением сугубой ектении: «Еще молимся о плодоносящих и добродé ющих …», могут добавляться и особые прошения служб на «различныя потребы» из приложений Служебника (см.: Служебник, Службы на различные потребы).

Оканчивается сугубая ектения возгласом священника: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси…» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго).

Хор: «Аминь».

После сугубой ектении может добавляться и чтение особой молитвы, например, «О Церкви в скорби сущей», «о болящем» и т. п. Тогда диакон на амвоне произносит: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй» и священник читает молитву. Головные уборы во время чтения этой молитвы снимаются. Диакон во время чтения этой молитвы отходит к иконе Спасителя. Если же далее заупокойная ектения не произносится, то священник сразу же после этой молитвы закрывает царские врата.

Заупокойная ектения

 

После сугубой ектении «еслиже будет о усопших приношение»[111] может произноситься заупокойная ( сугубая ) ектения [112] .

В этом случае, во время возгласа священника: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси…», или же если читалась особая молитва, то после произнесения: «Господу помолимся», диакон входит южной дверью[113] в алтарь и идет на горне место. Здесь он крестится, кланяется священнику, принимает от пономаря кадильницу и испрашивает у священника благословение: «Благослови, владыко, кадило». Священник благословляет кадило, произнося положенную молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Диакон выходит северной дверью на солею, становится перед царскими вратами, и, совершая их каждение, произносит заупокойную ектению: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, мó лим Ти ся, услыши и помилуй» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго).

При служении одним священником без диакона. Эту ектению священник произносит в алтаре с кадилом перед святым престолом.

После произнесения последнего прошения: «Господу помолимся», диакон, сотворив поклон, возвращается южной дверью[114] в алтарь и отдает кадило священнику, целуя его руку.

Священник принимает кадило и, совершая каждение престола, читает велегласно молитву: «Боже духó в и всякия плоти…» заканчивая её возгласом: «Яко Ты еси Воскресение и живот...» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго) [115].

Хор: «Аминь» [116].

Диакон на возгласе священника крестится, кланяется ему, выходит северной дверью на солею, становится перед царскими вратами, и произносит ектению о оглашенных: «Помолитеся, оглашé ннии, Гó сподеви».

Священник отдает кадило пономарю и закрывает царские врата.

 

Ектения о оглашенных

 

Диакон перед царскими вратами (а если его нет, то священник перед престолом), произносит ектению о оглашенных: «Помолитеся, оглашé ннии, Гó сподеви».

На четвёртом прошении ектении: «Открыет им Евангелие правды», по принятой в настоящее время практике, священник открывает верхнюю сторону антиминса, после чего крестится единожды и целует антиминс.

Диакон: «Оглашеннии, главы ваша Гó сподеви приклоните».

Хор: «Тебе, Господи».

Священник читает тайно молитву об оглашенных. Начиная с этой молитвы текст молитв на литургиях святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого отличается. На литургии св. Иоанна Златоуста читается молитва: «Господи Боже наш, Иже на высоких живый…» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго), а на литургии св. Василия Великого: «Господи Боже наш, Иже на небесé х живый и призирá яй…» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Василия Великого). Β обеих литургиях эта молитва оканчивается возгласом священника: «Да и тии с нами славят пречестное и великолепое Имя Твое…» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго).

Хор: «Аминь».

Во время произнесения этого возгласа священник берет лежащую внутри антиминса плоскую губу (мусу) и на словах: «Отца и Сына и Святаго Духа» крестообразно осеняет ею антиминс, целует губку и полагает её в верхнем правом углу развёрнутого антиминса[117].

Диакон (а если его нет, то священник перед престолом), на амвоне перед царскими вратами, возглашает: «Елицы оглашеннии, изыдите: оглашеннии, изыдите: елицы оглашеннии, изыдите...» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго).

Хор: «Господи, помилуй».

ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ

 

Священник после прошения диакона: «Елицы оглашеннии, изыдите…» читает тайно в алтаре первую молитву верных:

на литургии св. Иоанна Златоуста – «Благодарим Тя, Господи Боже сил…» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго);

на литургии св. Василия Великого – «Ты, Господи, показал еси нам великое сие спасения таинство…» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Василия Великого).

Диакон (а если его нет, то священник): «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго).

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон (а если его нет, то священник): «Премудрость».

Священник заканчивает первую молитву верных возгласом: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение...» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго).

Хор: «Аминь».

Диакон (а если его нет, то священник): «Паки и паки миром Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся».

Во время этой ектениисвященник тайно читает перед престолом вторую молитву верных:

на литургии св. Иоанна Златоуста – «Паки и многажды Тебе пpипá дaeм…» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго);

на литургии св. Василия Великого – «Боже, посетивый в милости и щедротах смирение наше…» (см.: Служебник, Божественная литургия иже во святых отца нашего Василия Великого).

Диакон: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон произносит: «Премудрость», благоговейно поклоняется и входит северной дверью в алтарь.

Священник заканчивает вторую молитву верных велегласным возгласом: «Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем…».

Хор: «Аминь» и начинает протяжно петь Херувимскую песнь.


Поделиться:



Популярное:

  1. XI. Вход для сопровождающих и зрителей
  2. А – диаграмма срабатывания триггера; б – условные обозначения синхронизирующих входов; в – диаграмма приема двухступенчатого
  3. Аддитивная модель- Это модель, в которую факторы входят в виде алгебраической суммы.
  4. АХ – это зависимость амплитуды выходного напряжения от амплитуды входного напряжения.
  5. Будда входит в деревню. Один человек спрашивает его: «Есть ли Бог?» Будда говорит: «Нет».
  6. В состав номинации «Театральное искусство» входят:
  7. В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка РФ (Банка России) и пользователей аудиторских услуг.
  8. В число объектов внешне выполняющих все условия охраноспособности, но не подпадающих под правовую охрану авторского права, входят произведения народного творчества (пп.3 п.6 ст.1259).
  9. Встреча, входные молитвы и облачение архиерея
  10. Вход в личный кабинет пользователя
  11. ВХОД В МАТРИЦУ И ВЫХОД ИЗ НЕЕ
  12. Вычитающий усилитель (усилитель с дифференциальным входом)


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.132 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь