Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Окончание последования изобразительных
С началом пения: «Во Царствии Твоем...» отверзается завеса. После прочтения на клиросе «Отче наш» священник перед престолом произносит возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь». И далеечитает кондаки, «Господи, помилуй» (40 раз). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Священник в это время крестится, целует край святого престола и святое Евангелие, снова крестится, выходит из алтаря северной дверью, становится на солее перед царскими вратами и произносит возглас: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Священник воздевает руки[196] ипроизносит молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Чтец после молитвы прп. Ефрема Сирина произносит: «Аминь» и читает конечное Трисвятое по «Отче наш…». Священник на солеевозглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз) и молитву: «Всесвятая Троице...». Священник на солее: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Священник при закрытых царских вратах произносит на солее малый отпуст: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетие, по традиции, не поются. Священник совершает поясной поклон перед царскими вратами и возвращается в алтарь южной дверью. Последование Вечерни На Литургии преждеосвященных Даров Священник и диакон надевают скуфьи и камилавки и становятся перед святым престолом. Далее они благоговейно совершают троекратное поклонение (малые поклоны) со словами священника: «Боже, очисти мя грешнаго, и помилуй мя». Затем священник целует Евангелие и престол, а диакон край святого престола. Диакон, наклонив голову и сложив руки и орарь для принятия благословения, испрашивает благословение у священника. Священник, благословляя диакона, тихо говорит: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков». Диакон, получив благословение от священника, отвечает: «Аминь» ипоклонившись ему, обходит святой престол с северо-восточной его стороны и выходит на солею северной дверью. Став перед царскими вратами на амвоне, он трижды благоговейно поклоняется к востоку и, воздев руку с орарем, велегласно возглашает: «Благослови, владыко». Начало литургии и великая ектения Диакон после произнесения возгласа совершает поклон перед царскими вратами и уходит южной дверью в алтарь. В алтаре, сотворив положенные поклоны святому престолу и священнику, он становится на своём обычном месте перед престолом. Священник, взяв святое Евангелие, произносит торжественно начальный возглас литургии: «Благословено Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков» иначертывает Евангелием знак креста над антиминсом, воздвигая его на словах: «Отца» –на восток, «и Сына» – на запад, «и Святаго» – насевер и «Духа» – на юг. Затем он полагает Евангелие на антиминсе, крестится, целует Евангелие, снова крестится и выходит со Служебником в руках из алтаря северной дверью на солею. Став на солее, он совершает поясной поклон перед царскими вратами и, встав прямо, тайно читает светильничные молитвы «с откровенною главою»(камилавка и клобук снимается), начиная с 4-й: «Немолчными песньми...» [197](см.: Служебник, Чин вечерни). Хор: «Аминь». Чтец: «Прииди́ те, поклонимся...» (трижды)[198] и 103-й псалом. В конце чтения 103 псалма диакон, предварительно сотворив поклон святому престолу, выходит из алтаря северной дверью на солею для произнесения великой (мирной) ектении. При выходе диакона из алтаря священник становится перед иконой Спасителя, а диакон перед иконой Божией Матери, затем они трижды крестятся с поклонами алтарю, и кланяются друг другу. Священник возвращается в алтарь южной дверью, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится и становится на свое место перед святым престолом. Диакон, после окончания чтения 103 псалма, на амвоне произносит великую ектению (см.: Служебник, Божественнаялитургия Преждеосвященных Даров). Хор поет: «Господи, помилуй» великопостным распевом. После последнего прошения: «Пресвятую, Пречистую...» диакон, сотворив поклон перед царскими вратами, возвращается в алтарь южной дверью, и становится возле священника у святого престола с южной его стороны. Священник в конце ектении в алтаре перед престолом читает тайно молитву первого антифона –1-юсветильничную молитву: «Господи Щедрый и Милостивый...» заканчивая её после произнесения ектении велегласнымвозгласом: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение…» (см.: Служебник, БожественнаяЛитургия Преждеосвященных Даров). Хор: «Аминь». Чтец читает первый антифон 18-й [199] кафизмы [200] . При служении одним священником без диакона. Священник сам на солее произносит великую ектению, а молитву первого антифона читает после прошения: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную...», но не после возгласа, так как возглас является заключительной частью тайной молитвы. Поэтому хор поет медленно: «Тебе, Господи». В алтарь он входит тогда только после возгласа: «Яко подобает…». Таким же образом на солее произносятся малые ектении и читаются молитвы 2-го и 3-го антифонов. Антифоны
В начале чтения первого антифонасвященнослужители снимают скуфьи и камилавки.Затем священник крестится, целует Евангелие, лежащее на антиминсе, и полагает его на горней стране престола ближе к верхнему его краю, выше антиминса. Далее он разворачивает илитон и святой антиминс полностью с четырех сторон, а также берет лежащую внутри антиминса плоскую губу (мусу) и полагает её в верхнем правом углу развёрнутого антиминса. В это же время диакон (а если его нет, то священник, после раскрытия антиминса) переносит с жертвенника и передаёт священнику дискос, копие и лжицу. Священник поставляет посредине развёрнутого антиминса дискос, на который полагает копие и лжицу. Дальше священнослужители совершают два земных поклона. Затем священник снимает с дискоса со Святыми Дарами звездицу и покровец и переставляет его на антиминс рядом со свободным дискосом. Далее он берет в правую руку копие, а в левую лжицу (или наоборот, как кому удобно) и осторожно зажав, Преждеосвященный Агнец копием и лжицей, в двух руках, перекладывает его на свободный дискос. После этогоон также с помощью копия и лжицы переворачивает Агнец и поставляет его на середине дискоса печатью вверх, и так чтобы печать была правильно повёрнута. Далее он поставляет на дискос с остальными Агнцами звездицу и покровец и переставляет его на прежнее место перед Дарохранительницей. После этого он тщательно вытирает над дискосом губой копие и лжицу и полагает их обратно на плат рядом с антиминсом. В завершении всего священнослужители совершают земной поклон и надевают скуфьи и камилавки. Примечание. Если на дискосе с приготовленными Агнцами находится только один Агнец, то тогда он не переставляется на свободный дискос, а только переворачивается и поставляется на середине то же дискоса печатью вверх. Если же Агнец хранится в Дарохранительнице, то тогда он таким же образом с помощью копия и лжицы переставляется на дискос. К этому времени чтец заканчивает первый антифон: «Слава, и ныне», «Аллилуия» (трижды). Диакон, предварительно сотворив поклоны святому престолу и священнику, выходит на амвон, становится против царских врат и произносит малую ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся» (см.: Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных). Священник во время произнесения ектении читает в алтаре перед престолом тайно молитву 2-го антифона –2-ю светильничную молитву: «Господи, да не яростию Твоею...» заканчивая её велегласным возгласом: «Яко Твоя держава...» (см.: Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных). После окончания ектении во время произнесения священником этого возгласа диакон, сделав поклон, уходит южной дверью в алтарь, совершает положенные поклоны святому престолу и священнику, и становится возле священника у святого престола с южной его стороны. Хор: «Аминь». Чтец читает 2-й антифон кафизмы. Диакон принимает от пономаря кадильницу с южной стороны святого алтаря и, испросив у священника благословение, подаёт ему кадило с правой стороны престола. Священник благословляет кадило и произносит положенную молитву: «Кадило Тебе приносим…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Диакон принимает от пономаря зажжённую диаконскую свечу (или маленький подсвечник с горящей свечой), берет её в левую руку, а в правую берет орарь, становится позади святого престола (т. е между престолом и горним местом) лицом к священнику. Далее священник молча совершает каждение Святого Агнца, находящегося на престоле: т. е., трижды кадит святой престол кругом с четырех сторон. Диакон с зажжённой свечой во время каждения находится напротив священника лицом к нему, и всякий раз отвечает на его поклон при каждении своим поясным поклоном. В завершение каждения священник кадит святой престол с передней его стороны и диакона. Покадив диакона, священник отдает ему кадило. Диакон принимает кадило, целуя при этом его руку, и кадит священника. Затем диакон поворачивается на восток к горнему месту, отдает кадило и свечу пономарю истановится возле священника у святого престола с южной его стороны[201]. При служении одним священником без диакона. Священник сам со свечой в левой руке совершает каждение Святых Даров. Чтец заканчивает второй антифон: «Слава, и ныне». «Аллилуия» (трижды). Диакон, предварительно сотворив поклоны святому престолу и священнику, выходит на амвон, становится против царских врат и произносит малую ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся» (см.: Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных). Священник во время произнесения ектении читает в алтаре перед престолом тайно молитву 3-го антифона – 3-ю светильничную молитву: «Господи Боже наш...» заканчивая её велегласным возгласом: «Яко Благ и Человеколюбец...» (см.: Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных). После окончания ектении во время произнесения священником этого возгласа диакон, сделав поклон, уходит южной дверью в алтарь, совершает положенные поклоны святому престолу и священнику, и становится возле священника у святого престола с южной его стороны. Хор: «Аминь». Чтец читает 3-й антифон кафизмы. Священнослужители снимают скуфьи и камилавки, а затем свершают два земных поклона перед Святыми Дарами Далее диакон принимает от пономаря кадильницу и испрашивает у священника благословение. Священник благословляет кадило и произносит положенную молитву: «Кадило Тебе приносим…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование Проскомидии). Диакон берет кадило в правую руку, а в левую руку принимает от пономаря маленький подсвечник с горящей свечой и становится с правой стороны святого престола лицом к священнику. В это время, по установившейся традиции[202], пономарь звонит в колокольчик: чтец прекращает чтение антифона и все молящиеся в алтаре и храме по благочестивому обычаю становятся на колени. Священник становится на колени перед передней стороной престола, берет двумя руками дискос со Святым Агнцем и, держа его на уровне чела[203], поднимается с колен и переносит его на жертвенник, идя мимо горнего места. Диакон со свечой и кадильницей идет впереди священника лицом к нему и совершает каждение Святых Даров. Подойдя к жертвеннику, священник становится на колени и поставляет на него дискос слева от чаши. Пономарь звонит в колокольчик: чтец продолжает чтение антифона и все молящиеся в алтаре и храме встают с колен. Диакон поставляет свечуна жертвенникистановится справа от священника. Затем онперекладывает кадило в левую руку, а правойрукойберет сосуд с вином, смешанного с небольшим количеством воды (не освящённой и некипячёной) и ничего не произнося, подносит его для благословения священником. Священник благословляет вино, не произнося при этом никаких слов, а диакон (а если его нет, то сам священник) вливает его в чашу. Диакон (а если его нет, то пономарь) держит кадило на уровне жертвенника: берет за верхнее кольцо левой рукой, а чашку кадильницы придерживает правой так, чтобы крышка кадильницы не мешала священнику окаживать звездицу и покровы. Священник берет с жертвенника развернутую звездицу и надносит её над кадилом так, чтобы она была окурена кадильным дымом (делает образ креста), и затем, поцеловав на ней изображение креста[204], поставляет на дискосе над Агнцем, ничего не произнося[205]. Затем онберет первый малый покровец и предварительно его окадив (также крестообразно) и, поцеловав на нем изображение креста, также молча покрывает им дискос поверх звездицы. Таким же образом он покрывает потир вторым малым покровцем. Диакон берет кадило просто за кольцо одной рукой. Священник обёртывает воздухом кадило и, поцеловав на воздухе изображение креста, покрывает им оба святых сосуда, а затем тихо возглашает: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Диакон отвечает: «Аминь», поставляет перед Святыми Дарами на жертвеннике зажжённую свечу и отдает кадильницу священнику, целуя при этом его руку. Священник, приняв кадильницу, трижды кадит Святые Дары на жертвеннике, а затем и диакона.Диакон принимает кадило от священника и кадит священника. После этого священник и диакон вместе крестятся и творят земной поклон перед Дарами на жертвеннике, затем кланяются друг другу инадевают скуфьи и камилавки. Чтец заканчивает третий антифон: «Слава, и ныне». Аллилуия» (трижды). Диакон отдает кадило пономарю, выходит на амвон, становится против царских врат и произносит малую ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся» (см.: Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных). Священник во время произнесения ектении возвращается к престолу, складывает антиминс, полагает на него Евангелие и завершает ектению велегласным возгласом: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати...» (см.: Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных). Хор: «Аминь» и «Господи, воззвах». После окончания ектении во время произнесения священником этого возгласа диакон, сделав поклон, уходит южной дверью в алтарь и идет на горнее место, где совершает положенные поклоны святому престолу и священнику и принимает от пономаря кадильницу. Далее став на горнем месте у северной стороны престола, он поднимает её и обращается к священнику: «Благослови, владыко, кадило». Священник благословляет кадило, и произносит положенную молитву: «Кадило Тебе приносим…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Диакон отвечает: «Аминь» и начинает каждение. Сначала он кадит престол с четырех сторон, а затем Святые Дары на жертвеннике (50-й псалом при этомнечитается). Далее он совершает полное каждение алтаря, храмаи молящихся в такой же последовательности, как и на вечерне на «Господи воззвах» (см.: II. Вечернее богослужение, Последование вседневной вечерни). При служении одним священником без диакона. Священник сам переносит дискос со святыми Дарами на жертвенник, вливает вино и покрывает сосуды. Далее он складывает антиминс, полагает на него Евангелие и затем произносит малую ектению, после которой совершает полное каждение алтаря и храма. Примечание. В канун праздника Благовещения или храмового праздника вечерня совершается без кафизмы. В этом случае, во время 103-го псалма священник читает все светильничные молитвы (начиная с первой). Все священнодействия, предваряющие перенос Святых Даров с престола на жертвенник, а также само перенесение, которые обычно бывают во время чтения трёх антифонов кафизмы, совершаются все вместе с началом пения «Господи, воззвах». Сначаларазворачивается антиминс и Святый Агнец полагается на дискосе, далее трижды совершается каждение престола с четырех его сторон, а затем дискос со Святыми Дарами переносится на жертвенник. После этого в чашу вливается вино, сосуды прокрываются покровцами и воздухом, а затем совершается каждение алтаря и храма. При пении последней стихиры на «Слава, и ныне» диакон отверзает царские врата и совершается вечерний вход с кадилом или с Евангелием (если положено евангельское чтение).
Вход с кадилом Перед началом совершения входа свещеносцы со свечамиидут на горнее место, трижды крестятся, кланяются священнику идруг другу. В начале пения последней стихиры на «Слава, и ныне», священнослужители крестятся с поклоном, целуют святой престол (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются друг другу, полагая тем начало входа. Диакон принимает кадило у пономаря с правой (южной) стороны святого престола и испрашивает благословение у священника.Священник благословляет кадило с молитвой: «Кадило Тебе приносим…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Диакон держит кадило перед собой, на уровне нижней части лица, идет через горнее место и выходит северной дверью на солею. Священник идет за диаконом от южной стороны престола с опущенными руками, «прост» и также выходит северной дверью на солею. Им предшествуют два свещеносца с зажжёнными свечами, которые спускаются вниз солеи лицом против царских врат. На солее священник останавливается посредине перед царскими вратами, а диакон, покадив местные иконы Спасителя и Божией Матери и самого священника, становится немного правее священника, вполуоборот по отношению к нему. Взяв кадило в левую руку, а правой тремя перстами держа орарь, диакон преклоняет голову и говорит в полголоса священнику: «Господу помолимся». Священник, приклонив голову, читает (в полголоса) молитву входа: «Вечер, и заутра, и полудне...» [206](см.: Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных). Диакон тихо отвечает: «Аминь» и указуя орарем на восток, обращается к священнику: «Благослови, владыко, святый вход». Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося тихо: «Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Диакон тихо отвечает: «Аминь» и взяв в правую руку кадило, отступив немного в сторону, кадит священника, истановится на прежне место, ожидая окончания пения хора. Когда заканчивается пение стихиры, он становится в царских вратах, лицом к престолу впереди священника и, начертав кадильницей крест, возглашает: «Премудрость, прости». Хор поет: «Свете Тихий...». Диакон входит в алтарь, кадит святой престол с четырех сторон, горнее место и становится у северной стороны святого престола, откуда кадит священника при его входе в алтарь. Священник, сотворив поклон по направлению к святому престолу, дважды крестится, целует икону Спасителя на правой стороне царских врат и снова крестится. Затем он поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею (имясловными перстами) свещеносцев, снова дважды крестится, целует икону Божией Матери на левой стороне царских врат, опять крестится и входит в алтарь. Если на литургии Преждеосвященной Даров полагается чтение Евангелия (например, 24 февраля, 9 марта, в храмовый или полиелейный праздник, в первые три дня Страстной седмицы), тогда совершается вход с Евангелием. Вход с Евангелием В начале пения последней стихиры на «И ныне», или на «Слава, и ныне» священнослужители дважды крестятся: священник целует престол и Евангелие, диакон край престола, и вместе поклоняются третий раз. Священник берет со святого престола Евангелие и подаёт его диакону. Диакон, держа орарьв правой руке, принимает двумя руками святое Евангелие, целует правую руку подающего его священника и начинается шествие северной дверью на солею. Никаких остановок и поклонов на горнем месте во время шествия входа не должно быть. Диакон несёт Евангелие лицевой сторонойторжественно высоко в обеих руках идет через горнее место и выходит северной дверью на солею. Священник идет за диаконом от южной стороны престола и также выходит северной дверью на солею. Свещеносцы со свечамивыходят впереди священнослужителей северной дверью из алтаря, спускаются вниз солеи и становятся лицом против царских врат. Священник останавливается на солее посредине перед царскими вратами лицом к престолу, а диакон становится впереди немного правее священника (правым плечом к правой створке царских врат), вполуоборот по отношению к нему. Положив Евангелие на свое левое плечо, и удерживая его левой рукой, он, держа правой рукой орарь, крестится и говорит священнику в полголоса: «Господу помолимся». Священник, приклонив голову, читает (в полголоса) молитву входа: Вечер, и заутра, и полудне...» (см.: Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных). Диакон тихо отвечает: «Аминь» и указуя орарем на восток, обращается к священнику: «Благослови, владыко, святый вход». Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося тихо: «Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Диакон отвечает: «Аминь», берет Евангелие двумя руками, поворачивается через левое плечо и подносит его священнику для целования. Священник, поддерживая Евангелие двумя руками, целует его, а диакон целует правую руку священника. Далее диакон делает шаг назад, кланяется священнику, поворачивается на восток через правое плечо, становится у царских врат, высоко держа Евангелие в обеих руках, и ожидает окончания пения хора. Когда заканчивается пение стихиры, он становится в царских вратах лицом к престолу впереди священника и, возвышая Евангелие, изображает им знак креста, возглашая: «Премудрость, прости». Хор поет: «Свете Тихий…». Диакон входит в алтарь и полагает Евангелие на обычное место на святом престоле, а затем становится у южной стороны престола, ожидая входа священника в алтарь. Священник, сотворив поклон по направлению к святому престолу, дважды крестится, целует икону Спасителя на правой стороне царских врат и снова крестится. Затем он поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею (имясловными перстами) свещеносцев, снова дважды крестится, целует икону Божией Матери на левой стороне царских врат, опять крестится и входит в алтарь. Далее и на входе с кадилом и на входе с Евангелием совершаются одинаковые действия. После входа священника в алтарь священнослужители вместе крестятся, целуют святой престол (а священник и Евангелие), кланяются друг другу и восходят на горнее место: диакон северной (при входе с Евангелием южной стороной впереди священника), а священник южной стороной алтаря. Там они ещё раз крестятся, кланяются друг другу и поворачиваются лицом к молящимся в храме. Свещеносцы отвечают на благословение священника поклоном, крестятся, входят со свечами в алтарь северной и южной дверями и идут на горнее место. Здесь они снова крестятся с поклоном к горнему месту, кланяются священнику, тушат свечи и отходят на свои места.
Совершение вечернего входа при служении одним священником без диакона Вход с кадилом Во время пения на «И ныне» стихиры священник отверзает царские врата, крестится, целует святой престол и Евангелие, снова крестится, принимает кадило у пономаря с правой (южной) стороны святого престола и благословляет его с молитвой: «Кадило Тебе приносим…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии). Далее, обходя престол с южной его стороны, он идет, в предшествии свещеносцев через горнее место северной дверью на солею.Остановившись на солее посредине перед царскими вратами, он кадит местные иконы Спасителя и Божией Матери, читает (в полголоса наизусть) молитву входа: «Вечер, и заутра, и полудне...» (см.: Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных), затем перекладывает кадило в левую руку, а правой крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося тихо: «Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Переложив кадило в правую руку, и дождавшись окончания пения хором стихиры, он становится в царских вратах лицом к престолу и начертывает кадильницей крест, возглашая: «Премудрость, прости». Хор поет: «Свете Тихий...». Священник перекладывает кадило в левую руку и, сотворив поклон по направлению к святому престолу, дважды крестится, целует икону Спасителя на правой стороне царских врат. Затем снова крестится, поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею (имясловными перстами) свещеносцев, снова дважды крестится, целует икону Божией Матери на левой стороне царских врат, опять крестится и входит в алтарь. Здесь он кадит переднюю часть святого престола, отдает кадило пономарю, крестится, целует святой престол и Евангелие и восходит на горнее место южной стороной алтаря, где он ещё раз крестится, кланяется и становится против юго-восточного угла святого престола, лицом к народу. На горнем месте он произносит: «Вонмем», «Мир всем», «Премудрость». Далее перекрестившись и сотворив поклон горнему месту, он закрывает царские врата и отходит на приготовленное ему место с южной стороны горнего места, где садится лицом на запад.
Вход с Евангелием В начале пения стихиры священник отверзает царские врата. Перед началом совершения входа онкрестится, целует святой престол и Евангелие, снова крестится, берет Евангелие со святого престола и несёт его лицевой стороной торжественно высоко в обеих руках. Далее он обходит престол с южной его стороны, и идет, в предшествии свещеносцев, через горнее место северной дверью на солею. Остановившись на солее посредине перед царскими вратами, он опускает Евангелие на грудь, придерживая его левой рукой, а правой крестится, читает (в полголоса наизусть) молитву входа: «Вечер, и заутра, и полудне...» (см.: Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных), а затем крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося тихо: «Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Далее онстановится у царских врат, высоко держа Евангелие в обеих руках, и ожидает окончания пения хора. Когда заканчивается пение стихиры , он становится в царских вратах, лицом к престолу и, возвышая Евангелие, изображает им знак креста, возглашая: «Премудрость, прости». Затем опустив Евангелие на грудь, и придерживая его левой рукой, он творит поклон по направлению к святому престолу, дважды крестится правой рукой и целует икону Спасителя на правой стороне царских врат. Далее он снова крестится, поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею (имясловными перстами) свещеносцев, снова дважды крестится, целует икону Божией Матери на левой стороне царских врат, опять крестится, входит в алтарь и полагает Евангелие на святом престоле. Затем он снова крестится, целует святой престол и Евангелие и отходит на горнее место южной стороной алтаря, где он ещё раз крестится, кланяется и становится против юго-восточного угла святого престола, лицом к народу. На горнем месте он произносит: «Вонмем», «Мир всем», «Премудрость». Далее, перекрестившись и сотворив поклон горнему месту, он закрывает царские врата и отходит на приготовленное ему место с южной стороны горнего места, где садится лицом на запад.
Чтение паримий
Перед пением прокимна назначенный для чтения паримийчтец (или если есть, то второй диакон), держа книгу в обеих руках перед собой, приходит на горнее место южной стороной алтаря, трижды крестится, кланяется горнему месту и священнику, и, приклонив главу, испрашивает благословение на чтение паримий: «Благослови владыко паримии прочести». Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) чтеца и полагает руку на книгу. Чтец целует десницу священника. Далее, перекрестившись и поклонившись горнему месту, держа книгу в обеих руках и воздвигнув над собой, он выходит северной дверью на солею, спускается по ступеням амвона в храм и становится перед аналоем с праздничной иконой лицом к алтарю, предварительно перекрестившись и поклонившись святому алтарю. После окончания пения «Свете тихий» диакон, предварительно поклонившись священнику, возглашает: «Вонмем». Священник: «Мир всем». Чтец: «И духови Твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец произносит прокимен Триоди. Хор поет тот же прокимен. Чтец: стихпрокимна. Хор снова поет прокимен. Чтец: первую половину прокимна. Хор допевает вторую часть прокимна. Диакон возглашает: «Премудрость». Чтец произносит: «Бытия чтение» (или «Исхода чтение»). Диакон возглашает: «Вонмем». Чтец начинает чтение 1-ой паримии. Священник и диакон крестятся, делают поклонение горнему месту и кланяются друг другу. Далее диакон закрывает царские врата, а священник отходит на приготовленное ему место с южной стороны горнего места и садится лицом на запад. Диакон становится с северной стороны святого престола на своём месте. После прочтения 1-ой паримиидиакон произносит: «Вонмем» и открывает царские врата. Чтец: « Прокимен, глас…» и произносит второй прокимен. Хор поет прокимен. Чтец произносит стих. Хор повторяет пение прокимна. Чтец произносит первую половину прокимна. Хор заканчивает вторую часть прокимна. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы