Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ектения о оглашенных при служении предстоятеля с правом служения с открытыми царскими вратами



Если предстоятель имеет право служения с открытыми вратами, тогда на ектении о оглашенных диаконы совершают те же действия как при архиерейском служении.

Перед прошением: «Открыет им Евангелие правды», старший и второй диаконы (а если его нет, то только старший) вместе со второй парой священников подходят к престолу.После того какна прошении: «Открыет им Евангелие правды» вторая пара священников откроет верхнюю сторону антиминса, диаконы вместе с ними крестятся, целуют престол и кланяются предстоятелю, на что он отвечает также поклоном на обестороны.

Перед произнесением возгласа: «Да и тии с нами…» старший и второй диаконы (а если его нет, то только старший) становятся в царских вратах лицом к народу. После возгласа: «Да и тии с нами…» диаконы возглашают:

старший диакон –«елицы оглашеннии, изыдите»;

третий диакон – «оглашеннии, изыдите»;

второй диакон (а если его нет, то старший) –«елицы оглашеннии, изыдите»;

третий диакон –«да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся».

Затем диаконы кланяются друг другу. Старший и второй диаконы входят в алтарь, целуют престол, кланяются предстоятелю и друг другу.

Третий диакон на солеевозглашает прошение: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», а затем и следующую ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся».

Старший диакон отходит на свое место, а второй диакон (а если его нет, то старший) идет на горнее место, принимает от пономаря кадило, испрашивает у предстоятеля благословение и начинает каждение алтаря.

Херувимская песнь

Предстоятель возглашает возглас: «Яко да под державою Твоею…», а старший и второй диаконы (а если его нет, то только старший) открывают царские врата. Второй диакон выходит через открытые царские врата и продолжает каждение на солее(см.: Приложения, Виды каждений и их особенности, Каждение на «Иже херувимы» при соборном служении). Предстоятель читает молитву Херувимской песни: «Никтó же достоин от связавшихся плотскими похотьми…». Перед чтением этой молитвысвященнослужители снимают скуфьи, камилавки и митры.

После окончания чтения предстоятелем этой молитвы, а вторым диаконом каждения, все становятся перед святым престолом и поклоняются трижды со словами предстоятеля: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя».

Затемтолько предстоятель, воздев руки, вполголоса произносит: «Иже Херувимы…» (трижды), а диаконы, держа орарь в поднятой руке, произносят трижды попеременно: «Яко да Царя…», каждый раз совершая крестное знамение и поклон пред святым престолом.

Прочитав Херувимскую песнь в третий раз, и сотворив поклон, предстоятель целует антиминс и престол, а диаконы край престола.

Далее старший диакон говорит: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем».

Предстоятель отвечает: «Священство, диаконство ваше да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков» икланяется всем сослужащим и народу.

Все священнослужители отвечают предстоятелю поклоном со словами: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Затем предстоятель отходит от престола прямо к жертвеннику.

После отхода предстоятеля к жертвеннику, все сослужащие священники попарно по очереди подходят к престолу, совершают дважды поклонение с крестным знамением, целуют антиминс и престол, крестятся третий раз, кланяются друг другу со словами: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков» и далее вместе кланяются народу.

После целования престола все также (в свое время) отходят к жертвеннику: левая сторона сослужащих и второй диакон прямо к жертвеннику. Старший диакон, правая сторона сослужащих и третий диакон идут к жертвеннику, обходя престол, через горнее место. Первая пара священников (а при трёх священниках первый) отходя, сразу берут кресты с престола.

Великий вход

 

Предстоятель, старший и второй диакон подходят к жертвеннику.

Сослужащие священники становятся в порядке старшинства с правой стороны от жертвенника.

Свещеносцы со свечами становятся в алтаре у северной двери.

Второй и третий диаконы принимают от пономарей кадильницы.

Второй диакон (а если его нет, тогда старший диакон) подаёт кадильницу п редстоятелю.Предстоятель благословляет кадило, произнося положенную молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии), принимает кадильницу и кадит приготовленные Дары, молясь: «Боже, очисти мя, грешнаго» (трижды). Покадив Дары, он отдает кадило второму диакону (а если его нет, то старшему диакону).

Второй диакон (а если его нет, то старший диакон), принимает кадило в левую руку.

Старший диакон обращается к п редстоятелю: «Возми, владыко».

Предстоятель берет воздух, целуя крест на нем, и подносит его для целования второму диакону со словами: «Возмите руки ваша во святая и благословите Господа».

Второй диакон крестится, целует крест на воздухе и правую руку предстоятеля, которыйвозлагает воздух на его левое плечо.

Старший диакон становится перед жертвенникомна правое колено.

Предстоятель берет дискос, целует его через покровец, и передаёт его старшему диакону со словами: «Священнодиаконство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Старший диакон принимает дискос, крестится, целует его (т. е. покровец на нем) и руку предстоятеля говоря: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем» и поднимает дискос на уровень глаз.

Предстоятель берет потир, целует его через покровец и делает поклон сослужащим ему священникам со словами: «Священство ваше да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Священники отвечают ему также поклоном со словами: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затем сослужащие священники берут с жертвенника копие, лжицу, блюдце и т. д.; причём, беря тот или другой из этих святых предметов, каждый целует его и несёт его в руках, держа при персех. Распределяются эти предметы между сослужащими в следующем порядке:

1) при служении двух священников: 2-й – крест;

2) при служении трёх священников: 2-й – крест, 3-й – копие и лжица;

3) при служении четырех священников: 2-й – крест, 3-й – крест, 4-й – копие и лжица;

4) при служении пяти священников: 2-й – крест, 3-й – крест, 4-й – копие и лжица, 5-й – блюдце для раздробления Агнца;

5) при служении более пяти священников: 2-й – крест, 3-й – крест, 4-й – копие и лжица, 5-й – блюдце для раздробления Агнца, остальные: малые копия, блюдца для вынимания частичек (если причащают из нескольких чаш, то выносят столько же и лжиц).

Далее всевыстраиваются в один ряд, и начинается шествие северной дверью на солею. Впередиидут свещеносцы со свечами друг за другом, за ними второй и третий диаконы с кадилами. Далее старший диакон с дискосом, потом предстоятель с чашей, а за ним сослужащие священники (старшие впереди).

На солее:

свещеносцы со свечами спускаются с амвона и становятся за ним, лицом на восток, не отпуская при этом подсвечники;

диаконы с кадилами кадят иконы на царских вратах (второй Спасителя, а третий Богородицы)и сразу же входят в алтарь через царские врата, попутно совершая их каждение. В алтаре они сразу же вместе совершают каждение передней части святого престола, а затем расходятся и кадят синхронно: второй диакон южную (правую) сторону, а третий северную (левую) сторону святого престола. Далее они сходятся и вместе кадят заднюю часть престола, а затем поворачиваются и кадят горнее место. Потом они становятся по бокам престола, ожидая входа священнослужителей: второй диакон с южной (правой) стороны, а третий с северной(левой) стороныпрестола.

Если служат только два диакона, то второй диакон кадит иконы на царских вратах СпасителяиБогородицыи сразу же входит в алтарь через царские врата, попутно совершая их каждение. В алтаре он совершает каждение святого престола и горнего места, а затем становится возле южной (правой) стороны святого престола, ожидая входа священнослужителей;

старший диакон с дискосомстановится у иконы Спасителя лицом к народу;

предстоятель с чашейстановится посре­дине солеи напротив царских врат лицом к народу;

сослужащие священники становятся в линию в порядке старшинства (старшие впереди), начиная от предстоятеля и до левого клироса.

После окончания пения хором Херувимской песнистарший диакон возглашает: «Великаго Господина и Отца нашего Кирилла…», затем поворачивается через правое плечо, входит через царские врата в алтарь, становится у юго-западной стороны престола и опускается на правое колено, держа дискос на голове над престолом.

Предстоятель, сразу же послевозглашения старшего диакона, произносит: «Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и монашеский чин, и причет церковный да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков» [176].

Затем второй священник произносит: «Настоятеля, братию и прихожан святаго храма сего да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков» [177].

Далее третий священник поминает: «Строителей, благоукрасителей, жертвователей, труждающихся и поющих во святем храме сем да помянет…».

После него четвёртый священник поминает: «Труждающихся и поющих во святем храме сем, да помянет…».

Предстоятель завершает поминовение словами: «Всех вас, православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков» крестообразно осеняя чашей молящихся в храме.Все священники на последнем возгласе предстоятеля также одновременно с ним крестообразно осеняют молящихся тем священным предметом, которые держат в руках.

Хор: «Аминь» и поет вторую часть Херувимской песни: «Яко да Царя…».

Старший диакон при входе священников приветствует их словами: «Священство, диаконство ваше помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем».

Предстоятель приветствует всех священнослужителей: «Священство, диаконство ваше да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Священники в порядке старшинства входят через царские врата в алтарь, приветствуя друг друга словами, как и перед великим входом: «Священство или диаконство твое…». Затем каждый целует несомую им святыню и кладёт на свое место (копие, лжица и блюдце для раздробления Агнца полагают слева от дискоса возле напрестольного креста). Потом все становятся на свои прежние места предстояния у престола, кланяются пред престолом, целуют его и кланяются предстоятелю.

Предстоятель входит в алтарь, поставляет потир на престоле, на развёрнутом антиминсе, в правой его стороне, поцеловав его край через покровец. Затем, он снимает с головы старшего диакона дискос (диакон при этом целует его правую руку), также целуя его край через покровец, и ставит на престоле рядом с потиром, слева от него. Дискос снимается с произнесением тропаря Великой Пятницы: «Благообразный Иосиф, с древа снем...» на словах: «с древа снем».

Диаконы (если служат два диакона, то второй) с кадилами, находясьуже на углах престола, встречают каждением сначала старшего диакона сдискосом, а затем и священников, входящих в алтарь.Затем они идутк царским вратам и кадят там свещеносцев. Старший и третий диаконы закрывают царские врата, а затем: третийдиакон задёргивает завесу, отдает кадило пономарю и становится на своём месте слева от престола, а второй становится возле предстоятеля с правой стороны престола.

Предстоятель читает тропари: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником...» и «Яко Живоносец, яко рая краснейший…» и при этом снимает с потира и дискоса покровцы и полагает по обоим углах престола. Затемон читает: «Благообразный Иосиф...» ина словах: «с древа снем» снимает с плеча второго диакона воздух, а на словах: «плащаницею чистою обвив» обвивает им кадильницу, которую диакон держит за кольцо одной рукой. Потом он покрывает воздухом дискос и потир со словами: «благоухá ньми, во гробе нó ве, покрыв, положи».

Далее второй диакон отдает кадильницу предстоятелю, целуя при этом его руку. Предстоятель, приняв от диакона кадильницу, трижды кадит приготовленные Дары, с заключительными словами 50-го псалма: «Ублажи, Господи, благоволением ТвоимСиона…».

Затем предстоятель отдает старшему диакону кадильницу и, приклонив голову, обращается ко всем диаконам со словами: «Помолитесь ο мне, братья и сослужители».

Старший диакон принимает кадило в левую руку иотвечает: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя».

Предстоятель продолжает: «Тойже Дух содействует нам вся дни живота нашего».

Старший диакон, наклонив голову и держа орарь тремя перстами правой руки, обращается к предстоятелю: « Помяни нас, владыко святый» и все диаконы складывают руки и орарь для принятия благословения.

Предстоятель: «Да помянет вас Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков» и благословляет всех диаконов.

Все диаконы принимают у предстоятеля благословение (каждый со своей стороны) и целуют его руку. Предстоятель и старший диакон вместе крестятся, целуют святой престол (а предстоятель иЕвангелие). Старший и второй диаконы идутна горнее место, где старший диакон трижды кадит предстоятеля, а затем вместе со вторымдиаконом и свещеносцами крестится на горнее место, отдает кадило пономарю и вместе с ним и свещеносцами делает поклон предстоятелю. Второй диакон выходит из алтаря северной дверью на солею и произносит просительную ектению: «Исполним молитву нашу Господеви».

Свещеносцы после поклона предстоятелю, тушат свечи и отходят на свои места.


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Оказание помощи при различных травмах и повреждениях.
  2. A. особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства
  3. B. Принципы единогласия и компенсации
  4. Cочетания кнопок при наборе текста
  5. D-технология построения чертежа. Типовые объемные тела: призма, цилиндр, конус, сфера, тор, клин. Построение тел выдавливанием и вращением. Разрезы, сечения.
  6. EP 3302 Экономика предприятия
  7. Exercise 5: Образуйте сравнительные степени прилагательных.
  8. H. Приглаживание волос, одергивание одежды и другие подобные жесты
  9. I. «Движение при закрытой автоблокировке (по путевой записке).
  10. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  11. I. Запоры — основная причина стресса
  12. I. ПРИЕМЫ ИЗМЕРЕНИЙ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1088; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь