Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Приготовление и освящение Даров для литургии Преждеосвященных Даров



Дары для литургии Преждеосвященных Даров приготавливаются и освящаются заранее на полной предыдущей литургии:

на литургии святого Иоанна Златоуста – в неделю сыропустную, в Неделю Ваий, в праздник Благовещения, случившийся в седмичные дни;

или на литургии святого Василия Великого – в неделю 1, 2, 3, 4 и 5-ю Великого Поста.

Приготовление Агнцев на литургии происходит следующим образом.

На проскомидии сначала приготовляется Агнец для литургии, совершаемой в этот день. После вырезания и прободения первого Агнца, точно так же заготовляются и другие Агнцы: два, три, или четыре – столько, сколько на седмице будет совершаться литургий Преждеосвященных Даров. При вырезании и прободении Агнца над каждым из них священник совершает те же священнодействия и произносит те же молитвословия, как и над первым Агнцем: «В воспоминание...», «Яко овча́...», «И яко Агнец...», «Во смирении Его...», «Род же Его...», «Яко вземлется...», «Жрется Агнец...» и «Един от воин...» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование проскомидии).

Примечание. Разрезать Агнец для литургии Преждеосвященных Даров нужно не до конца его верхней корки с печатью и, не надрезая по краям самой корки, чтобы при высыхании разрезанные части Агнца не распались на отдельные части.

После вырезания и прободения все Агнцы полагаются вместе на дискосе, и затем проскомидия завершается по обычному чину.

Во время освящения Даров на евхаристическом каноне, священник указуя на Хлеб произносит совершительные слова одновременно над всеми Агнцами: «Сотвори убо Хлеб сей...», но не говорит при этом во множественном числе: «Хлебы сия...».

Когда священник совершает возношение Святых Даров на возгласе: «Святая святым», то он возносит не один Агнец, а все вместе.

Для причащения на этой литургии раздробляется только первый Агнец, приготовленный для нее. Затем влагается его частица «IС» в чашу и вливается в нее небольшое количество теплоты.

Остальные же Агнцы напояются Святою Кровию. Для этого, по Служебнику, священник берет правой рукой лжицу, омокает её в Святой Крови, левой же рукой берет Агнец и напояет Его Святой Кровию над чашей крестообразно по разрезу, после чего полагает Агнец печатью вниз в Дарохранительницу (см.: Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных). Таким же образом напояются и другие Агнцы, и также полагаются в Дарохранительницу, где и хранятся до совершения литургии Преждеосвященных Даров. Затем в чашу вливается нужное количество теплотыи далее продолжается литургия по обычному чину.

В современной богослужебной практике существует и другой способ напоения Агнцев. В этом случае священник берет тремя пальцами правой руки (большим, средним и указательным) Агнец за его края сверху печати, а левой рукой подкладывает под него губку, из предосторожности, чтобы частицы Честного тела не падали на антиминс, но, не полагает Агнец на губку. Затем он осторожно и аккуратно опускает Агнец мякотью вниз в чашу со Святой Кровью и напояет его (2-3 секунды), но так чтобы пальцы не прикасались к Святой Крови (т. е. напояет чуть больше половины Агнца). Далее он вынимает Агнец и, держа его над чашей, переворачивает печатью вниз и держит так, пока Святая Кровь не впитается в его мякоть и перестанет с него капать. Затем священник полагает Агнец печатью вниз на отдельном дискосе. Таким же образом напояются и другие Агнцы, и также полагаются на дискосе, на который поставляется звездица и который покрывается покровцем. После этого вливается в чашу нужное количество теплотыи далее продолжается литургия по обычному чину. Дискос с приготовленными Дарами до совершения литургии Преждеосвященных Даров хранится на престоле перед Дарохранительницей и перед ним поставляется зажжённая лампада.

Входные молитвы

Литургия Преждеосвященных Даров предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с последованием изобразительных. Перед её началом священнослужители совершают на солее входные молитвы.

Входные молитвы по современной богослужебной традиции священнослужители читают в конце девятого часа после великих поклонов, во время чтения молитвы: «Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш...», которая читается протяжно, с тем, чтобы во время изобразительных священник успел облачиться и выйти на молитву прп. Ефрема Сирина.

После совершения молитвы прп. Ефрема Сирина с 3 поклонами священник остаётся на солее, а диакон, сотворив поклон перед престолом, выходит южной дверью из алтаря к царским вратам и становится рядом со священником справа от него.

Начинается чтение молитв тремя поклонами с крестным знамением и со словами священника: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя» (трижды).

Диакон: «Благослови, Владыко».

Священник : «Благословен Бог наш…».

Диакон (а если его нет, то священник): «Аминь».«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш…».

Священник: «Яко Твое ест Царство…».

Диакон (а если его нет, то священник): «Аминь» и тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…». «Слава»: «Господи, помилуй нас…».«И ныне»: Милосердия двери…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование входных молитв).

Затем диакон (а если его нет, то священник) читает тропарь: «Пречистому образу Твоему…». Священнослужители обращаются к местной иконе Спасителя и полагают два земных поклона (так по Уставу; однако, по установившейся практике, поклоны совершаются поясные), целуют икону и полагают третий земной поклон. Далее, подойдя к местной иконе Пресвятой Богородицы, они также полагают два земных поклона, целуют икону и полагают третий земной поклон при чтении диаконом тропаря: «Милосердия сущи источник...» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование входных молитв).

Вслед за этим они снова становятся пред царскими вратами, преклоняют головы и диакон (а если его нет, то священник) читает молитву: «Ослаби, остави, прости Боже…» [192].

Затем священнослужители полагают один земной поклон и кланяются, испрашивая прощение друг другу, со словами:

а) диакон у священника: «Прости ми, отче святый…»;

б) священник у диакона: «Прости ми, брате и сослужителю…».

Далее повернувшись на средину храма, они совершают поясной поклон народу и по одному поклону на оба хора и испрашивают у них прощение со словами: «Простите ми, отцы и братие, и сестры…» [193].

Затем они входят в алтарь: священник – южной дверью, причём идёт прямо к престолу, диакон же – северной дверью, и идёт к правой стороне престола через горнее место, читая на ходу, вслух стихи 5-го псалма: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему…» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование входных молитв).

После входа в алтарь священнослужители полагают два земных поклона перед престолом. Затем священник целует Евангелие и престол и, взяв в руку крест, целует его сам, и сразу же даёт его для целования диакону.Диакон целует престол, с угла своей стороны, крест в руках священника и его руку. После целования престола священнослужители полагают третий земной поклон, кланяются друг другу и отходят на свои места для облачения в священные одежды.

 

 

Облачение священнослужителей

 

Священник берет подризник, а диакон стихарь, положив на него орарь и поручи, и подходят к горнему месту, где они вместе делают три поклона с молитвою про себя: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».

Облачение диакона

Далее диакон, держа на обеих руках стихарь, орарь и поручи, подходит к священнику и, преклонив главу, испрашивает благословение на облачение: «Благослови, владыко, стихарь с орарем».

Священник, благословляя облачение, произносит: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков» (см.: Служебник, Чин священныя литургии, Последование облачения) и полагает руку на стихарь.

Диакон отвечает тихо: «Аминь» и целует благословляющую руку священника, возвращается на горнее место, совершает поклон третий раз, со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», кланяется священнику и отходит для облачения. Сняв рясу, он благоговейно крестится, целует крест на каждой одежде и благоговейно облачается в стихарь, возлагает орарь на левое плечо, одевает поручи на руки, ничего не произнося(см.: Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных).

 

Облачение священника

Священник, после благословения облачения диакону, также начинаетоблачение. Сняв рясу и держа в левой руке подризник (стихарь), он после троекратного поклонения на горнем месте, благословляет его, произнося: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Затем он целует крест на одежде и облачается, так же, каки диакон, ничего не произнося[194].

Далее при облачении в каждую священную одежду он таким же образом благословляет её со словами: «Благословен Бог наш…» ицелует изображённый на ней крест (см.: Служебник, Чин божественныя литургии преждеосвященных).

После облачения диакон и священник омывают руки: псалом «Умыю в неповинных руце мои и обыду Жертвенник Твой…» при этом не читается.

Диакон, после того как облачится и умоет руки, отходит к жертвеннику и приготовляет все необходимое к совершению службы.

При служении одним священником без диакона. Всё необходимое к совершению службы приготовляет сам священник на часах.

На жертвеннике справа от его центра ставится потир[195] и покрывается сложенным в квадрат платом.

Слева от чаши на краю жертвенника полагаются полураскрытые покровцы и воздух, а на них ставится раздвинутая звездица.

Справа от чаши ставится поднос, а на нём сосуд с вином и водой

Затем на престоле слева от центра полагается дискос и возле него сложенный квадратом плат. На плате: накрест – лжица и среднее копие (для раздробления Святого Агнца на престоле).

Священник после облачения и умовения рук завершает последование изобразительных.


Поделиться:



Популярное:

  1. I.4. СЕМЬЯ И ШКОЛА : ОТСУТСТВИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
  2. II. Ассистивные устройства, созданные для лиц с нарушениями зрения
  3. II. Порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  4. III. Защита статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  5. III. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидатов на получение свидетельства коммерческого пилота с внесением квалификационной отметки о виде воздушного судна - самолет
  6. Qt-1 - сглаженный объем продаж для периода t-1.
  7. V Методика выполнения описана для позиции Учителя, так как Ученик находится в позиции наблюдателя и выполняет команды Учителя.
  8. V. Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда для работников
  9. VII. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидатов на получение свидетельства линейного пилота с внесением квалификационной отметки о виде воздушного судна - вертолет
  10. VIII. Какую массу бихромата калия надо взять для приготовления 2 л 0,02 н. раствора, если он предназначен для изучения окислительных свойств этого вещества в кислой среде.
  11. XI. Вход для сопровождающих и зрителей
  12. XXXV. ДЛЯ ЧЕГО БЫЛА НАПИСАНА ЭТА КНИГА?


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 954; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь